Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".
Оценка 4.7

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл
27.01.2017
Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".
Методика построения схемы, которая является незаменимым помощником на уроках русского языка. Обучение детей работе с моделями, схемами путём вовлечения их в создание схемы" Речь". При построении схемы ученики 1 класса участвуют в обсуждении предложений по созданию "помощницы", которая изменяется по мере поступления предложений.
Авторская технология.docx
Информационно­справочные сведения об опыте. Тема   опыта:  Знаково­символическая   деятельность   на   уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий. Автор   опыта:  Китичук   Анна   Александровна   учитель   начальных классов   МБОУ   «Новорогачинская   СОШ»   Городищенского   района Волгоградской области.. Место функционирования опыта: 403021, ул. Озерная 2, п. Новый Рогачик, Городищенского района, МБОУ «Новорогачинская СОШ». Тел. 4­47­65. Опыт функционирует: с 2002 года. Вид опыта: эвристический. Опыт представлен: настоящим описанием  Приложение 1. Схема на тему: «Состав слова». Приложение 2. Схема на тему: «Текст». Технологические сведения об опыте. Актуальность опыта.  Приоритетной   целью   школьного   образования,   вместо   простой   передачи знаний,     умений   и   навыков   от   учителя   к   ученику,  становится   развитие способности   ученика   самостоятельно   ставить   учебные   цели, проектировать   пути   их   реализации,     контролировать   и   оценивать   свои достижения,   иначе   говоря – формирование умения учиться.   Учащийся сам должен стать архитектором и строителем  образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся   возможность   самостоятельного   успешного   усвоения   новых знаний,   умений   и   компетентностей   на   основе   формирования   умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия,  порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться   в   различных   предметных   областях   познания.   Сегодня УУД придается огромное значение.  Это совокупность способов действий обучающегося,  которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению   новых   знаний,     включая   и   организацию   самого   процесса усвоения. 2. Задачи, решаемые в опыте: 1.Формирование универсальных учебных действий:   а)   управление   познавательной   и   учебной   деятельностью   посредством   постановки   целей,   планирования,     контроля,     коррекции   своих   действий, оценки успешности усвоения;  б) формирование действия исследования,  поиска, отбора и структурирования необходимой информации,  моделирование изучаемого содержания; в)   формирование   сотрудничества:   умение   слышать,   слушать   и   понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять   роли,   взаимно   контролировать   действия   друг   друга,     уметь договариваться,     правильно   выражать   свои   мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.   вести   дискуссию,   . Технология опыта В   процессе   обучения   в   начальной   школе   наглядно­образное   и   наглядно действенное мышления являются основной для решения многих учебных задач, знаково­символическая деятельность ­ умение читать графический язык,   работа   со   схемами,   таблицами   и   графиками   складывается постепенно. Это определяет необходимость включение в учебный процесс работы   с   моделями   разного   типа,   потому   что   только   на   этой   основе начинает формироваться логическое мышление. Поэтому во всех учебниках комплекта «Начальная школа XXI век» авторы включили   рубрики,   которые   обозначены   условными   знаками.   Каждая рубрика имеет свой знак­символ. В учебниках русского языка второй и третий класс есть рубрика «Тайны языка» и хотя они обозначены по разному, во втором классе «замочек», а в третьем   ­   «ключик»,   но   в   них   формируется   языковой   закон   или орфографическое   правило.   В   учебниках   и   тетрадях   есть   рубрика обозначенная восклицательным знаком, она называется «Обрати внимание» и когда на уроках дети видят этот знак, они знают, что надо быть особенно внимательным это важно знать. Рубрика «Подсказка» обозначена в втором классе стрелкой, а в третьем рука с вытянутым указательным пальцем. Дети знают, если испытываешь трудность нужно найти этот знак и получишь подсказку к деятельности. Мудрой   птицей   «Совой»   обозначена   рубрика   «Давай   подумаем».   Эта рубрика   создает   проблемную   ситуацию.   В   ней   проявляется индивидуальность. Некоторые дети избегают этой рубрики, а некоторые ищут ее до начала урока и пытаются решить ее разными путями. На   формирование   учебно­познавательных   мотивов   направлена   рубрика «Путешествие   в   прошлое».   Авторы   старались,   чтобы   содержание   ее вызывало   эмоционально­положительное   отношение   учеников   удивление, сопереживание,   радость   открытия   и   желание   поработать   с   текстом, иллюстрациями, заданиями дочитать до конца, запомнить. «Трудное   задание»,   обозначенное   знаком   «гиря»,   привлекает   внимание детей уверенных в своих знаниях и создает на уроке проблемную ситуацию, заставляет анализировать, обобщать делать выводы. Во всех учебниках комплекта предлагаются задания для работы в парах, группах,   без   обоюдного   контроля   и   согласия   трудно   придти   к   общему результату.   Эта   рубрика   вводиться   с   третьего   класса   и   обозначена «велосипедом»­тендемом. Она помогает продолжить формирование таких необходимых для успешного учения компонентов учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Изучая знаки и символы используемые авторами программы, я решила с первых уроков «Грамоты» постепенно,   по мере открытия новых знаний, строить   вместе   с   детьми   схему,   которая   является   незаменимым помощником на уроках. Изучая тему «Слово и предложение» в блоке «Как устроен наш язык» предлагаю детям модель предложения. Детям раздаю полоски бумаги, а на доске черчу линию. Сколько предложений столько дети откладывают  полосок, а на доске столько же линий. Дети узнают, что это   наша   речь,   и   она   состоит   из   предложений.   Предложения   бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько слов в предложении. Режем полоску на столько частей, сколько слов в предложении и учимся слышать каждое слово, выкладывая их одно за другим на столе, а на доске –   каждое   слово   ­   линия.   Предлагаю   детям   показать   первое   слово   и подумать, как нам обозначить, что это первое слово, а не какое­нибудь другое.   Предлагали   разное.   Те,   кто   знает   цифры,   предложил   написать цифру   1.   На   этом   все   согласились.   А   конец   предложения   обозначили точкой, так предложили те, кто умеет читать. Я попросила посмотреть у всех ли предложений в конце стоит точка и сказать об этом на другой день. Дети   сделали   открытие   о   том,   что   предложения   разные   не   только количеству слов, но и по интонации и по цели высказывания и на схеме появились знаки: «.»; «?»; «!». |_______    _______    _______ .?! Спрашиваю: «Что вы можете теперь сказать про нашу речь, глядя на нашу схему?»  Самые смышленые говорят: «Наша речь состоит из предложений. Начало предложения   обозначается   заглавной   буквой,   а   в   конце   предложения ставится точка, вопросительные или восклицательные знаки». Затем   дети   узнают,   что   слова   делятся   на   слоги.   На   схеме   слова разделяются вертикальной линией. Слоги бывают ударные и безударные (обозначаем значком ударение).Появляется схема на плакате. Речь .?! Следующую тему, в которой сообщается о том, что слоги делятся на звуки, мы решили обозначить квадратиками, как в учебники и получилось так                                           Речь .?! Звуки Звуки бывают гласные и согласные. И мы решаем, что это две большие группы звуков их надо развести в разные стороны  «Гласные и Согласные звуки»                                                                                                                                                               Речь                                                                                                  Звуки  .?!                                   Гласные                Согласные В начале урока спрашиваю: «Дети что вы знаете про нашу речь?» Ученики отвечают примерно одно и то же, дополняя друг друга и проверяя, чтобы сказали   все,   ничего   не   пропустив:   наша   речь   состоит   из   предложений. Предложение выражает законченную мысль. Предложения бывают разные. В конце предложения ставятся знаки: «.»; «?»; «!». Предложения состоят из слов. Слова делятся на слоги. Слоги на звуки. Звуки бывают гласные и согласные.   Гласные   –   это   такие   звуки,   при   произношении   которых слышится голос, и воздух во рту не встречает преграды. Согласные – это такие   звуки,   которые   встречают   во   рту   преграду   и   при   произношении слышаться   шумы.   Гласные   и   согласные   звуки   на   письме   обозначаются буквами.  Гласные звуки в слове бывают ударные и безударные. Значит, все гласные звуки на схеме надо разделить, потому что под ударением гласные звуки слышатся ясно, а без ударения не всегда.  « Ударные и безударные гласные»                                                              Речь .?!                                                                                                                     Звуки Гласные Согласные Ударные           Безударные Гласные, стоящие после согласных, дают им команду: «Будь твердым!», «Будь мягким!»На схеме это выглядит так                                                              Речь                                                                Звуки  .?! Гласные Согласные Ударные           Безударные БТ            БМ        БТ          БМ И первоклассник, следуя по схеме, рассказывает: «Гласные, которые дают команду «Будь твердым!», это гласные первого ряда и они обозначаются буквами а, о, у, э, ы. Те гласные, которые дают команду «Будь мягким!», называются йотированными гласными и обозначают два звука если стоят в начале слова, после гласной или после ь и ъ знаков. Это гласные второго ряда обозначаются буквами я, е, ю, е. Еще мягкость согласным дает звук (и), который обозначается буквой и»                                           «Йотированные гласные»                                                               Речь .?!                                                          Звуки                                     Гласные Согласные Ударные           Безударные БТ            БМ        БТ          БМ йот.             и      йот             и Дети узнают все о согласных по аналогии гласных. На схеме появляются новые обозначения. Теперь она выглядит так  «Согласные» ( смотри приложение 1 ). По   мере   того   как   изменялась   схема,   все   дети   принимали   участие   в   ее создании. Они предлагали, как обозначить звуки, то, что они делятся на две   большие   группы.   Как   написать,   что   гласные   дают   команду   «Будь твердым»   или   «Будь   мягким».   Дети   вместе   со   мной   создавали   себе «помощницу». Мы договорились, что все это «живое», то есть изменяемое и если кто­то придумает лучше, чем мы изобразили, то мы изменяем, если нам   понравится.   Ученики   рассказали   родителям   и   приносили   свои предложения. Так, например, мы вместо слова «звуки» сначала начертили квадратики, и нам было понятно, что это звуки.  Семья Говорухина Дениса предложила, что надо написать слово «Звуки» и тогда станет понятно не только нам, но и другим классам. Мы согласились. Теперь мы можем в любое время, обратившись к схеме вспомнить все, что изучали на уроках «Грамоты» и «Русского языка». И так, опираясь на схему, первоклассник может в течение 5­7 минут без остановки   рассказывать   о   нашей   речи,   двигаясь   указкой   по   схеме.   Все остальные дети внимательно слушают и следят за тем, чтобы говорящий ничего не пропустил, и если вдруг это случилось, дополняют его рассказ или задают вопросы: ­ Какие звуки дают команду «Будь твердым». ­ Какими буквами обозначаются гласные второго ряда? ­ Почему некоторые звуки написаны на схеме, а другие не написаны? Результат   не   замедлил   сказаться.   Дети   первого   класса   практически   не делают ошибок в фонетическом анализе звуков, нет ошибок в написании слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, щу. Во втором классе мы продолжаем опираться на нашу «помощницу». Теперь кроме   фонетического   анализа   на   нашей   схеме   мы   находим   темы   всех изучаемых блоков. Я указкой показываю на слово «Звуки» и дети говорят, что   на   уроке   мы   будем   заниматься   фонетическим   анализом.   Или   если указывают на слово «гласные», то это может быть тема про безударные гласные в корне слов, проверяемые или непроверяемые ударением. Если указка   показывает   на   предложение,   то   это   может   быть   тема   «Члены предложения». А состав слова – это конечно на схеме прямая линия в предложении и так далее. В   третьем   классе   наоборот   находим   место   темы   на   схеме.   Работа   по изменению   и   усовершенствованию   схемы   продолжается.   Вот   уже   есть предложение тему «состав слова» выделить на схеме предложения так  ( смотри приложение 2) Все думаем, есть ли в этом необходимость? Интересно   было   детям   участвовать   в   пополнении   схемы   при   изучении блока «Развитие речи» тема «Текст». Разные были предложения и решили слово «Текст» поместить в прямоугольник и расположить его под словом «Речь», но не выше предложения, а рядом потому, что «текст состоит из предложений,   но   предложение   тоже   наша   речь   и   мы   часто   пользуемся только одним предложением и даже одним словом»  (смотри приложение 3) Так   совместно   с  детьми   мы   составили   себе  «помощницу».    Принимаем предложения, рассматриваем их, ищем оптимальные варианты. Так   как   «Начальная   школа   XXI   века»   построена   по   линейно   ­ концентрическому   принципу   изучения   языка,   то   начать   работу   с предлагаемой   схемой   можно   начать   с   любого   этапа   обучения.   А использование   схемы   дает   хорошие   результаты   в   развитии   логического мышления,   и   являются   хорошим   средством   для   осознанного   усвоения знаний учебного материала младшими школьниками. 4. Результативность опыта. В данном опыте решены следующие задачи: ­   представлена   методика   работы   над   созданием   схемы   по   осознанному усвоению знаний по русскому языку. ­   младшие   школьники   научились   понимать   и   использовать   в   своей деятельности знаки и символы учебников и моделей по русскому языку. ­ учащиеся научились наблюдать, находить причинно­следственные связи, делать выводы. ­   младшие   школьники   научились   оценивать   ответы   одноклассников   и умению сравнивать свой ответ с эталоном. ­   определены   формы   и   методы   работы   по   созданию   модели   в   первом, втором и третьем классах.  ­ словарь учащихся заметно обогатился. Младшие школьники приобрели опыт монологической речи с опорой на знаки и символы, умение выделять частные из общего и от общего идти к частному при определении места темы урока на схеме и формировать по указанному месту на схеме предполагаемую тему урока, а так же слушать монологическое   выступление   и   дополнять   ответ   с   помощью   опоры   на схему. 5 Эффективность функционирования опыта. Условия функционирования опыта. Опыт функционирует в МБОУ «Новорогачинская СШ». Дети, при поступлении в первом класс проходили тестирование. Учащиеся класса   имеют   разный   уровень   развития   мыслительных   процессов   и подготовки обучению в школе. В классе двадцать пять учеников.  Кабинет   оборудован   плакатами   со   схемами   по   темам:   «Предложение. Слово»,   «Деление   слов   на   слоги»,   «Ударение»,   «Звуки»,   «Гласные   и согласные   звуки»,   «Ударные   и   безударные   гласные»,   «Обозначение твердости   и   мягкости   согласных   гласными»,   «Йотированные   гласные», «Согласные», «Состав слова», «Текст», что позволяет проводить учебные и практические задачи по реализации опыта. Научно практические основы. В данном опыте использованы идеи С.В. Иванова «Методика проведения уроков по русскому языку. Начальная школа  XI  век», М.И. Кузнецовой «Коррекционно­развивающие работы с учащимися начальных классов по русскому языку». Рекомендации последователям опыта. Вести   работу   по   созданию   схемы   с   первых   дней   ребенка   в   школе. Прислушиваться к предложениям детей по созданию схемы, так она станет ближе и понятней  детям. Изменять  схему по мере изучения материала. Предоставлять возможность высказываться каждому ребенку. Возможно создание схемы на любом этапе изучения русского языка. Этому способствует линейный принцип построения программы «Начальная школа XXI век».

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".

Авторская технология "Знаково-символическая деятельность на уроках русского языка, как средство формирования универсальных учебных действий".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017