Библиотечный час: «Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова» 5 «А» класс слабослышащее отделение
Оценка 5

Библиотечный час: «Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова» 5 «А» класс слабослышащее отделение

Оценка 5
docx
24.11.2021
Библиотечный час: «Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова» 5 «А» класс слабослышащее отделение
классный час по творч КРЫЛОВА.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

Библиотечный час:

«Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова»

5 «А» класс слабослышащее отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель высшей квалификационной категории

Томск-2018

rimoiseeva@list.ru

Цель классного часа: создание условий для обобщения и закрепления знаний обучающихся о жизни и творчестве баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Задачи:

·          использовать современные технологии (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно ориентированные);

·          применять диалоговые приёмы общения;

·          совершенствовать речевую деятельность детей в целеполагании, дисциплинированности и познавательной активности в ходе классного часа;

·          развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу;

·          упражнять в устойчивости внимания, переключении и сосредоточенности  на всех  этапах классного часа;

·          воспитывать культуру общения, культуру речи, интерес к творчеству И.А. Крылова;

·          активизировать слуховое восприятие, формировать произносительные навыки.

Тип классного часа: комбинированный, обобщающий

Функция классного часа: просветительско-формирующая

Методы классного часа: словесные, наглядные, творческо-деятельностные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.

Форма организации учебной деятельности: круглый стол

Возрастная категория: 5 «А» класс отделения слабослышащих детей

Обязательные правила общения:

1.       С уважением относиться друг к другу.

2.       Любое мнение заслушивать внимательно.

3.       Пока один говорит, все его слушают.

4.       О своём желании взять слово, ответить – необходимо поднять руку.

Организация классного часа:

·          учёт психофизиологических особенностей при восприятии материала;

·          смена видов деятельности;

·          использование музыкальной паузы;

·          применение динамической паузы.

УМК:

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-038252-6

Оборудование:

·          карточки с названиями басен А.И. Крылова;

·          иллюстративный материал;

·          речевые карточки со словами; компьютер, проектор, фонетический экран;

·          портрет И.А. Крылова;

·          фотография памятника баснописцу в Летнем саду;

·          выставка книг: разные сборники басен И.А. Крылова, книги о нём и его творчестве;

·          выставка рисунков обучающихся 5 «А» класса отделение слабослышащих детей;

·          стенгазета «Басни И.А. Крылова» (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории).

Оформление: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка наборов открыток по басням И.А. Крылова, детские иллюстрации к басням И. А. Крылова, выставка книг баснописца.

 

Содержание библиотечного часа.

I.                  Организационный момент (приветствие, целевая установка)

II.               Повторение изученного материала (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике.

III.           Речевая деятельность (выразительное чтение изученных программных произведений И.А. Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ)

IV.            Тренировка памяти (чтение монолога Лисы из басни «Ворона и лиса»).

V.               Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

VI.             Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А. Крылову. (Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова»)

VII.        Проверка творческих работ учащихся – рисунков к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»

VIII.    Подведение итогов (рефлексия).

IX.            Домашнее задание.

Вниманию детей представлены плакаты с

высказываниями писателей о баснописце А.И. Крылове:

«Крылов – истинно народный поэт» (А.С. Пушкин)

«Поэт и мудрец слились в нём воедино» (Н.В. Гоголь)

«… в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум….» (В.Г. Белинский)

 

I.        Организационный момент.

 

Приветствие. Целевая установка (учитель «уходит» за фонетический экран, дети воспринимают знакомый речевой материал на слуховой основе и проговаривают)

Учитель:

- Мартышка к старости слаба глазами стала...

Тот дурак, кто слушает людских всех врак.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

Ворона каркнула во все воронье горло.

 (показ портрета И.А. Крылова)

- Ребята, вы узнали, кто изображён на портрете?

Дети:

 - Иван Андреевич Крылов.

Учитель:

 - Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности. Басни Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаём удивляться проницательности Крылова.

Вам знакома басня поэта-баснописца «Зеркало и обезьяна»? В этой басне Обезьяна насмехается сама над собой, не узнаёт своё отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, Мартышка разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Учитель:

-Ребята, предлагаю вам прочитать афоризмы – это крылатые выражения из басен Крылова (дети считывают речевой материал с заранее приготовленных карточек).

Виктория: «У сильного всегда бессильный виноват». Басня «Волк и ягнёнок»

Виолетта: «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!». Басня «Стрекоза и муравей»

Артём: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука». Басня «Лебедь, рак и щука»

Семён: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». Басня «Ворона и лисица,

Екатерина: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Басня «Квартет»

Валерия: «К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клонит; а ежели невежда познатней, так он её ещё и гонит». Басня «Мартышка и очки»

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами библиотечный час по творчеству Ивана Андреевича Крылова. На уроках литературного чтения вы познакомились не со всеми произведениями И.А. Крылова. С другими произведениями этого писателя-баснописца вы встретитесь теперь тогда, когда будете учиться в старших классах. Предлагаю вам литературную игру «Послушай строку, назови басню».

Учитель:

- И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Дети: «Ворона и лисица»

- У сильного всегда бессильный виноват. Дети: «Волк и ягнёнок»

- Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! Дети: «Стрекоза и муравей»

- Мартышка к старости слепа глазами стала. Дети: «Мартышка и очки»

- Мартышка, в Зеркале увидя образ свой… Дети: «Зеркало и обезьяна»

 

II.     Повторение изученного материала (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике.

 

Учитель: Я задам вопросы, внимательно слушайте, ответы вы знаете, надо только их озвучить.

1.       Где родился Иван Андреевич Крылов?

2.       Каким был ребёнком Иван Андреевич Крылов?

3.       Какие языки изучил?

4.       Кто помогал изучать языка?

5.       Сколько лет работал в библиотеке Иван Андреевич Крылов?

6.       Что писал Иван Андреевич Крылов?

7.       Что высмеивают басни Крылова?

8.       Как читал свои басни Иван Андреевич Крылов?

Учитель: Молодцы, ребята. Над баснями Иван Андреевич Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Когда Крылову Ивану Андреевичу исполнилось 50 лет, он выучил самостоятельно ещё один язык – греческий.

Ребята, как вы уже сказали, Крылов родился в Москве, а вы можете назвать самый любимый город Ивана Андреевича?

Дети: Санкт-Петербург.

Учитель: Это Санкт-Петербург, город, в котором писатель провёл самые лучшие дни своей жизни, город, который он больше всего любил, город, где очень любят дедушку Крылова и взрослые и дети.

 

III. Речевая деятельность (выразительное чтение изученных программных произведений И.А. Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ)

 

Учитель: Ребята, я предлагаю вам прочитать басни, с которыми вы уже познакомились, определить мораль и проанализировать. Кто хочет первый начать? (произвольный выбор детей).

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

Мораль басни «Мартышка и очки»

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней, так он её ещё и гонит.

Анализ басни «Мартышка и очки»

Басня Крылова «Мартышка и очки» замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Ребята, вы поняли, что Мартышка играет роль невежды, а очки – это наука, которую надо знать и разбираться в ней.

Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Басня «Мартышка и очки» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Мартышка к старости слаба глазами стала...

Тот дурак, кто слушает людских всех врак…

Басня «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Мораль басни «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Анализ басни «Ворона и лисица»

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовёшь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот немного глупа, она поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы? (произвольные ответы детей).

Можно осудить поведение лисы? Почему? Лиса ведёт себя хитро и остроумно. Автор показывает глупость вороны, вы согласны? (произвольные ответы детей).

Басня «Ворона и лисица» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

Ворона каркнула во всё воронье горло.

Басня «Зеркало и обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни «Зеркало и обезьяна»

Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Анализ басни «Зеркало и обезьяна»

Ребята, существует такое выражение «В своём глазу и бревна не заметите, а в чужом и соринку рассмотрите». Крылов в своей басне имел тоже самое. Обезьяна, не понимая, что в зеркале она сама, находит массу недостатков, даже говорит, что не смогла бы жить, если была бы такой же. Мы часто замечаем в людях те недостатки,  к сожалению, не видим у себя, даже так происходит что эти недостатки - наши зеркальные отражения мы больше всего и презираем в людях, хотя сами хороши. В общем эта басня о невежестве, гордыни, сплетнях и неготовности признать свои недостатки. (произвольные ответы детей).

Басня «Зеркало и обезьяна» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

 

IV.  Тренировка памяти (чтение монолога Лисы из басни «Ворона и лиса»).

 

Учитель: Ребята, как надо читать произведение? (выразительно). Кто самый смелый? Кто прочитает наизусть монолог лисы? Библиотекарь Мария Анатольевна и завуч Наталья Степановна  послушают, им будет очень приятно (вербальная деятельность Семёна, Валерии, Екатерины, Виктории)

«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

 

V.     Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

 

Учитель: Ребята, в городе, который очень любил Крылов, установлен памятник в 1855 году. Какой город очень любил Крылов?

Дети: Санкт-Петербург.

Учитель: Памятник Крылову стал одним из первых памятников русским литераторам и первым из них, установленным в Санкт-Петербурге. Бронзовый памятник изображает сидящего на камне баснописца, он держит в руке перо и тетрадь.

Гранитный пьедестал с надписью «Крылову 1855 год» украшен персонажами басен Крылова — бронзовыми изображениями людей и животных из разных произведений («Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», и других).

Высота памятника – 3 метра, высота основания – 3,5 метра.

 

VI.   Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А. Крылову. (Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова»)

 

Учитель: Художник Карл Брюллов, выполнил прекраснейший портрет баснописца И.А. Крылова. Как можно заметить, Крылов изображён в зрелом возрасте, об этом говорит его лицо, пряди волос, которые уже успели поседеть и беспорядочно опускаются на вески и лоб писателя.

Костюм писателя очень простой, что, скорее всего, это его домашнее одеяние. Можно заметить, что знаки отличия и ордена, которые надеты на шее и груди у Крылова, художник умело прикрыл отворотом сюртука, таким образом, портрет не выглядит напыщенным.

Особенно качественно был передан художником взгляд Крылова, который наполнен мудростью, которая присуще писателю в жизни.

 

VII.                     Проверка творческих работ учащихся – рисунков к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица» (комментирует библиотекарь Мария Анатольевна).

 

VIII.                  Подведение итогов (рефлексия).

Учитель: Ребята, вам понравилось путешествие в басенный мир И.А. Крылова?

Что нового вы узнали? Испытывали ли вы трудности? Можно ли сказать, что басни И.А. Крылова устарели? Почему?

Басни Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) называют копилкой народной мудрости. И каждый день мы встречаемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, Осёл, Козёл и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас среди людей встречается труженик-Муравей, бездельница Стрекоза, глупая Мартышка и другие.

 

IX.  Домашнее задание.

Учитель: Предлагаю вам выполнить рисунки по басням И.А. Крылова на ваш выбор, чтобы пополнить нашу выставку. Всем спасибо за работу, вы молодцы, до следующих встреч! Слово благодарности от присутствующих на мероприятии гостей.

Литература:

1. Архипов В.А. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости – М., 1974.

2. Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л., 1973.

3. Калганова Т. Анализ басен Крылова И.А. // Литература, № 1, 2006, стр.6–8.

4. Крыловский вечер в школе. – Детгиз, 1969.

5. Крылов И.А. Басни. – М., 1984.

6. Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся // Литература, № 14, 2005 стр. 12.

Интернет-источники:

https://citaty.info/man/ivan-andreevich-krylov

http://flaminguru.ru/af47.html

https://deti-online.com/basni/basni-krylova/

https://deti-online.com/basni/basni-krylova/vorona-i-lisica/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/monument-krilov/

https://ru.freepik.com/free-vector/monkey-chinese-horoscope_984949.htm

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-karla-bryullova-portret-i-a-krylova/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Автор: Морозов Семён                             Автор: Кабанов Артём

Автор: Александрова Виктория            Автор: Каличкина Виолетта

Автор: Багаева Екатерина

 

Автор: Чурсин Вячеслав                           Автор: Иванова Валерия

 

Автор: Шилов Владислав

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент общего образования

Департамент общего образования

Цель классного часа: создание условий для обобщения и закрепления знаний обучающихся о жизни и творчестве баснописца

Цель классного часа: создание условий для обобщения и закрепления знаний обучающихся о жизни и творчестве баснописца

И.А. Крылова, книги о нём и его творчестве; · выставка рисунков обучающихся 5 «А» класса отделение слабослышащих детей; · стенгазета «Басни

И.А. Крылова, книги о нём и его творчестве; · выставка рисунков обучающихся 5 «А» класса отделение слабослышащих детей; · стенгазета «Басни

Ребята, вы узнали, кто изображён на портрете?

Ребята, вы узнали, кто изображён на портрете?

I. Повторение изученного материала (учебник, стр

I. Повторение изученного материала (учебник, стр

А проку на-волос нет в них".

А проку на-волос нет в них".

И, верно, ангельский быть должен голосок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают;

I. Знакомство с памятником

I. Знакомство с памятником

I. Домашнее задание.

I. Домашнее задание.

Приложение 1 Автор:

Приложение 1 Автор:

Автор: Чурсин Вячеслав

Автор: Чурсин Вячеслав
Скачать файл