Библиотечный урок "Словари - наши помощники"
Оценка 5

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
библиотека
7 кл
07.04.2017
Библиотечный урок "Словари - наши помощники"
Библиотечный урок предназначен для учащихся 7 класса . Цель этого урока познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению. Словари – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая и вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.
Библиотечный урок.docx
Библиотечный урок «СЛОВАРИ – НАШИ ПОМОЩНИКИ» (Для учащихся 7 класса) Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить  любознательность и интерес к чтению. Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах  задания. Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно,  словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в  ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер. Ход мероприятия Библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как  справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги,  без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни  космонавту, ­ словари.      ­ Что означает слово «минорный»?      ­ Открой словарь музыкальных терминов.      ­ Что означают слова «мнемический» и «сенсорный»?      ­ Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный  перевод этих слов и указано их значение.      Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается  живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней  рассыпной повестью» назвал словари С.Маршак.      Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного  опыта, его прошлое и настоящее.      Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов,  изречений какого либо языка с толкованием или переводом.      Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их  немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические,  биографические, медицинские, исторические и педагогические. Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие  «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В  одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те  слова, которых употребляются в литературном языке. Толковый словарь – это в котором объясняется значение слова. Как  шутил Даль: «толковым не  от того назван словарь, что мог получиться  бестолковым, а от того что он слова растолковывает.» Толковый словар В.Даля      Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого  великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом  первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч.  Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым  неизвестных, ­ он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4­томный  «толковый словарь живого великорусского языка» ­ труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.  Достаем четвертый том, откроем на слове «СЛОВАРЬ». Читаем: «СЛОВАРЬ» ­ сборник слов, речений (то есть выражений) какого­либо языка». Значит в  четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения.      Составитель словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало  больше слов народного – живого – языка, «как ходит он устно из конца в  конец по всей нашей родине».      В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем  раскрыты смысл и значение каждого слова.      В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч  слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек.  Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно  переиздавался. «Словарь современного русского литературного языка» Академии наук  России насчитывает 17 томов. Это целое хранилище русского языка, вся его  многовековая история. Конечно, этим словарем пользуются реже, чем,  например, четырехтомным «Толковым словарем русского языка» под  редакцией профессора Д.Н.Ушакова. Но чаще всего прибегают к «Словарю  русского языка» С.И.Ожегова, неоднократно переиздававшегося и наиболее  полного на сегодняшний день, в котором дано лексическое и грамматическое  толкование около 53 тысяч слов. Используя его, дайте объяснение словам:  библиотека, библиотекарь, библиофил, библиофоб (несколько ребят  выполняют это задание и зачитывают значения этих слов). Как ночь и  день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и  «библиофоб». Потому что библиофил – это любитель и собиратель книг, а  библиофобия означает ненависть к книге. Это кажется невероятным,  невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.      В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие  можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же  качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по  смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего  страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего  с кем­либо во враждебных отношениях, ­ врагом, неприятелем, противником.  Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов. Давайте  подберем к глаголу «говорить»синонимы (ребята выполняют задание с  помощью словаря: разговаривать, молвить, шептать, кричать,  доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать…). А теперь  давайте подберем к слову «ложь» синонимы. (Обман, небыль, напраслина,  неправда, навет, наговор).      Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это  устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в  переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, ­ когда  хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие  пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей,  поживут люди и для тебя.      Источники фразеологических выражений различны. Одни из них  (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над  природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай  прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь  дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое­либо выражение.      Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно  мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. (Если дети испытывают затруднение в выполнении заданий,  можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм) Что же  означают эти выражения: «Сизифов труд» (Бесполезный, напрасный труд.  Сизиф – сын повелителя ветров Эола – за разглашение тайны богов был  обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва  достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.), «Авгиевы конюшни»  (Очень загрязненное место. У царя Авгия было три тысячи коней. Однако  стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течении  тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил  Гераклу очистить конюшни. Геракл был не только могуч, но и умен. Он  отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.),  «Титанический труд» (Огромный, колоссальный труд. Титаны – греческие  божества старшего поколения – дети Урана и Геи (неба и земли) – были  очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу,  отождествляются с гигантами.)      При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей.  Их по праву называют словарями­переводчиками. На полках библиотек и  книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных  словарей. Англо­русский и русско­английский, тибетско­русский, японско­ русский … Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за  рубежом, понадобилось бы очень много времени. Есть и многоязычные  словари, где дается перевод слова на несколько языков.  Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова  иностранного происхождения.      Часто у нас возникают вопросы, встречаются непонятные слова, связанные  с определенной отраслью знаний. В таком случае на помощь придут  отраслевые словари. Например, «Краткий политический словарь»,  «Технический словарь», «Географический словарь» и т.д. Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным,  словарь русского языка? Во­первых, есть словари орфографические. В них  показано, как правильно писать то или иное слово. Без них ни одному  человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. Есть словари  орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские  слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит или  звонит.      Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то или иное книжное  слово, ­ смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение –  как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль  в речи.      Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но  увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это  настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие.  Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков,  сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они  являются для вас открытием.       Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей.  Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или  словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие  помощники – словари. Список использованной литературы: 1 Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.:  ТЦ Сфера, 2002.  – 64 с. 2 Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М: Книжная  палата, 1987. – 256 с. 3 Гендина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура  личности: диагностика, технология формирования: учебно­методическое  пособие. Ч. 1 и 2. – Кемеровская гос. академия Культуры и искусства,  1999. 4 Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга, 1975. – 109  с. 5 Формирование основ библиотечно­библиографической  грамотности в  целях развития умений и навыков умственного труда: Метод.  рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"

Библиотечный урок "Словари - наши помощники"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017