Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Оценка 4.8

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Оценка 4.8
Книги
doc
дефектология
Детсад—2 кл
11.03.2017
Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Для получения от массажа максимального эффекта необходимы: • методическая и техническая подготовленность выполняющего массаж; • условия для проведения процедуры; • правильное положение ребенка во время массажа; • информация о степени тяжести нарушения функционального состояния речи ребенка; • продолжительные сеансы и курсы массажа. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы).
Логопедический массаж.doc
Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2008 Содержание Вместо введения...............................................................................................................5 Из истории массажа..........................................................................................................7 Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с использованием  традиционных и нетрадиционных методов...................................................................13 Основы логопедического массажа................................................................................21 Гигиенические основы проведения массажа..............................................................22 Анатомо­физиологическое обоснование массажа, механизм его действия на  организм человека.......................................................................................................27 Черепно­мозговые нервы, участвующие в акте говорения.......................................31 Мышцы, участвующие в акте говорения....................................................................36 Основные положения...............................................................................................36 Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом.......................................38 Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мышцы).........39 Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом.....................................41 Основы методики сегментарно­рефлекторного массажа............................................44 Основные положения...................................................................................................44 Основные приемы массажа.........................................................................................47 Поглаживание...........................................................................................................47 Растирание................................................................................................................52 Разминание................................................................................................................53 Линии, по которым выполняется сегментарно­рефлекторный логопедический  массаж..........................................................................................................................54 2 Область лица.............................................................................................................54 Область шеи..............................................................................................................56 Язык...........................................................................................................................56 Верхний плечевой пояс............................................................................................57 Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики.....................................57 Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе..............................57 Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе...................................58 Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления и  нормализации мышц шеи, губ, языка..........................................................................60 Упражнение для мышц шеи.....................................................................................60 Упражнения для мышц губ......................................................................................61 Упражнения для мышц языка..................................................................................61 Основы методики точечного массажа...........................................................................62 Основы методики массажа рефлексогенных зон..........................................................81 Основные положения...................................................................................................81 Массаж кистей и стоп.................................................................................................82 Расположение рефлексогенных зон.........................................................................82 Массаж кистей рук...................................................................................................88 Плантарный массаж..................................................................................................90 Аурикулярный массаж................................................................................................91 Массаж волосистой части головы..............................................................................95 Массаж профессора Ауглина.....................................................................................97 Краниопунктура, или скальптерапия.......................................................................100 Дифференцированная артикуляционная гимнастика.................................................104 Основные положения.................................................................................................104 Упражнения для мышц плечевого пояса..................................................................106 Упражнения для мышц шеи......................................................................................107 Работа по преодолению слюнотечения.....................................................................107 Упражнения для тренировки жевательно­артикуляторных мышц и подвижности  нижней челюсти.........................................................................................................108 Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек..................................109 3 Упражнения для развития мимико­артикуляторных мышц...................................111 Упражнения для тренировки подвижности мышц языка........................................111 Упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба............................113 Словарь терминов.........................................................................................................114 4 Вместо введения По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Не  может быть у  человека  душевного  спокойствия при  проблемах  с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это   различные   комплексы   неполноценности,   ограничения   в   выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.). Речевая   патология   не   существует   сама   по   себе,   изолированно.   С возникновением  таких   расстройств   параллельно   возникают сопутствующие   нарушения.  Области   души,   духа   и   тела   непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Но   здоровье   —   процесс   динамический,   так   как   человек   от   момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии. Наш   организм   имеет   огромный   потенциал   самооздоровительных   сил. Еще   Гиппократ   говорил,   что   лечебные   средства   только   тогда   становятся необходимы,   когда   недостаточно   естественных   сил   организма.   К   счастью, существует   множество   естественных   путей   оздоровления,   проверенных временем. В   странах   Востока   с   древних   времен   сохранились   методы   лечения человека   посредством   поддержания   в   нем   баланса   энергии.  В   последние несколько   десятилетий   западные   и   российские   исследователи   проявляют повышенный интерес к этим нетрадиционным, с точки зрения ортодоксальной медицины, методам врачевания. Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок. Сейчас   широко   используются   (в   том   числе   и   в   логопедии)   массаж, фитотерапия,   хромотерапия,   звукотерапия,   ароматотерапия   и   т.п.   С   их 5 помощью   воздействуют   на   процессы,   происходящие   в   организме   человека (улучшают   метаболизм,   усиливают   крово­   и   лимфоток,   газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее. В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные   формы   воздействия   на   организм   человека   играют значительную   роль,   особенно   при   паретичности1  артикуляционной   и мимической   мускулатуры,   в   послеоперационные   периоды   у   детей   с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией. Хотя   и  раньше   в  логопедической   практике   использовались   элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового   кровообращения   и   метаболизма,   что   улучшает   протекание   и формирование   многих   психических   процессов   (памяти,   внимания   и   т.д.), вызывает   общее   оздоровление,   то   есть   гармонизирует   все   процессы, происходящие в целостном организме. В издании автор делает попытку упорядочить некоторую имеющуюся информацию   по   этому   вопросу   и   предлагает   свою   комплексную   методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы представляют собой обобщенный   многолетний   опыт   успешного   использования   логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия на дошкольников 2— 7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи. 1 Для неспециалистов в данной области значения терминов приведены в словаре терминов (с. 100­103). 6 Из истории массажа Целью данной главы является доказательство того, что массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Напротив, за последние десятилетия интерес к нему значительно возрос. Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей. Установить   точно,   где   и   когда   начали   осознанно   применять   массаж, невозможно.   До   нас   дошло   множество   источников   (наскальные   рисунки, письмена   и   пр.),   достоверно   доказывающих,   что   он   возник   на   заре человечества   и   использовался   практически   во   всех   уголках   Земли.   Люди, зачастую   не  имея   других   средств   врачевания,  прибегали   к   единственному, которое было доступно, — рукам. О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана. В   древнеиндийских   медицинских   трактатах   —   «Аюр­Веды»   — подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители.   Умение   исцелять   с   помощью   рук   вызывало   у   людей восхищение и суеверный страх. Описано применение массажа индусами во времена вступления в их страну Александра Македонского (327 до н.э.). Так лечили страдающих от укусов змей воинов. Искусство массажа еще до нашей эры распространилось и в соседних с Индией Непале и Цейлоне. Письмена древних индусов рассказывают, что в 1000 году до н.э. на территории Непала существовали медицинские школы, в которых обучались этому методу врачевания. Заимствовали  его  у индусов и китайцы. Но их массаж отличался  от индийского   включением   приемов   с   применением   растягивания   суставов. Древнейшая из дошедших до нас книг о массаже — «Конг­фу» появилась в 7 2698   году   до   н.э.   в   Китае.   В   VI   веке   здесь   впервые   в   мире   был   создан государственный   медицинский   институт,   где   массаж   изучался   как обязательная   дисциплина.   В   каждой   провинции   Древнего   Китая   имелись врачебно­гимнастические   школы,   в   которых   готовили   врачей­«таоссе», практикующих массаж и гимнастику. В XVI веке была издана энциклопедия «Сан­Тсай­Ту­Госи»   (64   тома).   В   ней   изложены   техника   и   методика китайского массажа, систематизированы приемы. Известно, что массаж с XII века до н.э. использовали в Древнем Египте, Абиссинии,   Ливии.   Об   этом   свидетельствуют   сохранившиеся   папирусы, алебастровые   рельефы,   некогда   украшавшие   царские   дворцы,   надписи   в пирамидах.   На   одном   из   папирусов,   найденных   в   1841   году   в   саркофаге египетского   полководца,   были   изображены   такие   приемы   массажа,   как растирание, поглаживание и поколачивание. (А самое древнее изображение сцены   массажа   находится   в   Берлине   в   Новом   музее.   На   барельефе   из алебастра, принадлежавшем ассирийскому царю Синахерибу, который жил в 705—681   годах   до   н.э.,   представлены   два   человека,   один   из   которых массирует другого.) Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием   бани   попал   в   Древнюю   Грецию   —   колыбель   европейской цивилизации.   Величайшие   врачи   Древней   Греции   считали   массаж обязательным элементом эллинской культуры, в которой телесное развитие ценилось превыше всего. Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460   —   ок.   370   до   н.э.).   Первым   пропагандистом   массажа   для   больных   и здоровых людей является Геродикос (484—425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем. В произведениях великих поэтов Эллады — Гомера, Пиндара описаны сцены массажа тел героев­воинов. 8 Особого расцвета достиг массаж в Римской империи. Римляне, завоевав многие страны, заимствовали  их научные и культурные достижения, в том числе в области массажа и гимнастики. В Древнем Риме массаж был в обиходе у всех — от императора до раба. В городах строили комфортабельные бани —   «термы»   (от   лат.   thermae   —   тепло,   жар),   в   которых   обязательно обустраивали специальные комнаты для массажа («трепидариумы»). Благодаря   Асклепиаду   (128—56   до   н.э.)   —   выдающемуся древнеримскому врачу — массаж получил особенно широкое применение и в медицине, и в физическом воспитании. Именно Асклепиад первым разделил массаж   на   сильный   и   слабый,   кратковременный   и   продолжительный,   с применением смазывающих средств и без них (сухой). Выдающийся   древнеримский   врач   Клавдий   Гален   (ок.   130   — ок. 200 н.э.) описал методику основных массажных приемов (поглаживание, растирание,   разминание).   Он   первым   рекомендовал   начинать   массаж   со слабых поглаживаний, постепенно их усиливать, растирая, разминая участки тела, и заканчивать процедуру также легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.) После падения Римской империи массаж на многие годы исчез из жизни   чему   способствовало   распространение   христианства, европейцев, проповедовавшего умерщвление плоти. И лишь народы, следовавшие другим религиям,  продолжали   применять   массаж   в  лечебных   и  профилактических целях. X  и  XI   века   были   расцветом   арабской   медицины.  На   основе   трудов своих предшественников Разес Ар­Рази (850—929), Абу Али Ибн­Сина (980— 1037)   и   другие   выдающиеся   врачи   того   времени   разработали   собственные оригинальные массажные приемы, что определило своеобразное направление, получившее название «восточный массаж». Он успешно применялся в банях. Эти идеи арабских ученых распространились в соседних странах — Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии. 9 Новый скачок в развитии массажа произошел в эпоху Возрождения. Но несмотря на всплеск интереса к массажу популярность его в те времена была гораздо ниже, чем в Древней Греции и Древнем Риме. Своеобразный   массаж   практиковался   и   у   славянских   народов.   Его называли «хвощевание», то есть нахлестывание тела веником во время мытья в   бане.   Такой   массаж   способствовал   закаливанию   организма.   (По свидетельству современников, древние славяне, жившие в условиях сурового климата, отличались крепким здоровьем.) В   Европе   неумелое   применение   массажа   шарлатанами   и   невеждами дискредитировало   этот   метод   лечения,  и   он   был   надолго   забыт.  Только   в XVIII   веке   массаж   начал   интенсивно   возрождаться   в   Англии,   Франции, Германии. С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу. В   России   в   конце   XIX   века   ведущие   врачи­клиницисты   принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его   в   лечебную   практику.   Неоценимый   вклад   в   развитие   европейского массажа   внесли   И.В.   Заблудовский,   М.К.   Барсов,   В.В.   Гамолицкий,   Е.Н. Залесова, Н.И. Рачинский, В.К. Крамаренко, К.Г. Соловьев, И.П. Каллистов, А.В. Янченко, И.М. Саркизов­Серазини. Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до   революции   принадлежит   русскому   ученому,   приват­доценту   Военно­ медицинской   академии   в   Петербурге   И.В.   Заблудовскому.   Он   создал стройную   научно   обоснованную   систему,   ставшую   основой   современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа. История точечного массажа, как и история других его видов, уходит корнями   в   глубокую   древность.   Существует   множество   легенд   о возникновении   точечного   массажа,   достоверность   которых   до   сих   пор   не 10 доказана.   Но   известно,   что   около   5   тысяч   лет   назад   в   Китае   народные врачеватели эмпирическим путем обнаружили на коже человека точки (зоны), раздражение которых уколами (акупунктура) или прижиганием приводило к исчезновению   болезненных   явлений   в   организме,   восстановлению   его нарушенных   функций   (Хуанди­ней   цзин,   III   в.   до   н.э.).   Этот   метод, основанный на философских принципах перемещения жизненной энергии ци (чи), называется «чжень­цзю». В 1026 году появился первый «Атлас точек» (Ван Вэй­и. 600 активных точек). Древнейшие   литературные   источники   свидетельствуют   о   том,   что точечный массаж был широко распространен в Китае, Корее и других странах Востока уже в I—II веках, а с VIII века был признан официально. Европа же узнала о чудесных точках на теле человека от миссионеров и путешественников   лишь   в   XIII   веке.   Восточный   метод   массажа   на европейской почве приживался трудно. По­настоящему им заинтересовались только   в   XIX   веке.   В   России   первые   упоминания   об   акупунктуре (иглоукалывании) можно встретить в научных работах ряда авторов XIX— начала   XX   века   (П.Г. Чаруховский,   1828;   А.А.   Татаринова,   1853;   П.А. Корниевский,   1863,   1878;   А.Я.   Виолина,   1903;   В.В.   Корсаков,   1928). Серьезное изучение и применение этого метода в нашей стране началось с 1957 года. В XX веке не только совершенствовались методы акупунктуры, но и получили развитие новые системы воздействия на определенные активные точки   (зоны),   в   том   числе   на   зоны   ушной   раковины   (Эр­чжень­ляо, аурикулопунктура, П. Ножье), стоп и кистей рук (Су­джок, Ч.В. Пак). Массаж стоп и кистей, ушных раковин (аурикул) и волосистой части головы  как   метод   естественного   оздоровления   с   глубокой   древности   был известен   многим   народам,   представителям   различных   культур.   Сегодня трудно сказать, где именно зародилась такая форма терапии. Она, вероятно, так   же   стара,   как   акупрессура   и   акупунктура.   Из   поколения   в   поколение передавались   отдельные   приемы   этого   метода   исцеления,   которые   по 11 прошествии  веков   образовали   систему  приемов  массажа   рефлексогенных зон. В гробнице египетского врача из Саккары на стене изображена сцена массажа   рефлексогенных   зон   на   стопах   и   кистях   человека.   Этому изображению примерно 4200 лет. Индейцы при лечении больного органа применяли массирование стопы. Может   быть,   им   уже   с   давних   времен   была   известна   концепция рефлексогенных зон, но возможно, ее применяли и неосознанно. Труд   американского   врача   Н.   Фицджеральда   (1872—1942)   «Терапия зон»   (1917)   послужил   фундаментом   для   существующей   сегодня   столь эффективной и плодотворной терапии рефлексогенных зон. Другой   американский   врач,   Д.   Рейли,   открыл   терапевтические возможности   этого   метода.   Ученица   Рейли   —   Юника   Ингам,   интенсивно применявшая этот метод в своей практике, написала две книги, в которых отображала состояние терапии рефлексогенных зон того времени. Из   Америки   этот   метод   распространился   в   немецкоязычные   страны. Сегодня его используют тысячи врачей, физиотерапевтов и целителей во всем мире. Массаж   рефлексогенных   зон   является   эффективным   и   простым методом достижения психического и физического расслабления человека, а также сохранения и умножения сил его организма. О влиянии массажа рефлексогенных зон существует много различных мнений, но во всех подчеркивается связь между подлежащими воздействию зонами (стопы, кисти рук, уши, волосистая часть головы и т.д.) и общими процессами, происходящими в организме человека. Об этой связи известно еще   с   древних   времен   из   учения   об   энергиях   китайской   медицинской философии. Поскольку, например, на стопах имеется более 70 тысяч нервных окончаний,   то   объяснение,   что   после   воздействия   массажа   на   эти   зоны 12 приходят в возбуждение связанные с ними функции тела и органов, звучит достаточно убедительно. Особенно   большой   интерес   к   массажу   в   России   возник   несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В.И. Дубровский и др. В.И. Дубровский организовал в Москве школу массажа, в которую приезжают учиться из различных городов России и других стран. Многие выпускники школы   работают   за   рубежом   (США,   Канада,   Израиль,   Австралия,   ЮАР, Польша, Сирия, Китай, Перу, Германия и др.). Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности.   Секрет   долголетия   массажа   в   простоте,   доступности   и результативности. Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов В   настоящее   время   отмечается   неуклонный   рост   числа   детей   с проблемами   речи   и   недоразвитием   психических   процессов,   соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой   патологии   у   таких   детей,   но,   между   тем,   их   проблемы   подчас практически неразрешимы. Число   коррекционных   классов   в   школах,   всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты. В   сложившейся   ситуации   актуальным   является  системный, комплексный   подход  к   коррекции   речевого   и   сопутствующего   ему 13 психического   и   соматического   развития   ребенка.   Даже   в   относительно простых   случаях   таких   патологий   в   преодолении   проблемы   было   бы идеальным   присутствие   как   общепринятых,   традиционных   методов,   так   и нетрадиционных.   Нетрадиционные   методы   помогают   более   глубокой (качественной)   коррекции,   особенно   затрагивая   состояния,   сопутствующие речевой   патологии.  Большинство   практикующих   специалистов   сходятся   во мнении,   что   более   эффективно   решить   задачи,   стоящие   перед   любым профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка1, можно   только  включив   в   процесс   коррекции   основной   речевой   патологии воздействие   на   сопутствующие   ей   проблемы.  Базовыми,   безусловно, являются   традиционные   педагогические   методы,   но   с   обязательным использованием и нетрадиционных. Нетрадиционные   методы   просты,   доступны,   эффективны,   не   имеют возрастных границ, а личностно­ориентированный подход в работе с ребенком способствует   выбору   наиболее   оптимальной,   результативной   комплексной методики.   Использование   нетрадиционных   методов   в   комплексном коррекционно­образовательном   процессе   улучшает   у   ребенка   память   и внимание,   повышает   работоспособность,   нормализует   состояние   нервной системы,   устраняет   стрессы,   снижает   уровень   утомляемости,   улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма — соматическое состояние. Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее   время   возникла   необходимость   учитывать   проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, — влияние на соматическое и психическое   состояние   ребенка   музыки,   цвета,   запахов.   Известно,   что   их сочетание   может   оказывать   различное   воздействие   —   успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому 1  В состав службы сопровождения развития ребенка входят: логопед, дефектолог, психолог, воспитатель, невропатолог, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор ЛФК и т.д. 14 продуманное   применение   в   логопедической   практике   запахов (ароматотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звукотерапия) и так   далее   может   значительно   повысить   эффективность   выполняемых процедур,   создавая   дополнительный   потенциал   для   развития   ребенка.   Так, например, зеленый, синий, голубой цвета, медленная, негромкая и плавная музыка,   запахи   лаванды,   мяты,   кориандра   успокаивают,   а   запахи   лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее, тонизирующее действие, аналогичное влиянию   красного,   оранжевого,   желтого   цветов   и   быстрой,   ритмичной, громкой музыки. (Хотелось бы напомнить, что с запахами работать надо очень осторожно.   Следует   убедиться   в   том,   что   ребенок   не   имеет   аллергии   на предложенный аромат.) Апитерапия  —   лечение   продуктами   пчеловодства   —   очень эффективна.   Мед   усваивается   в   организме   человека   на   100%   и   обладает легким снотворным, успокаивающим, послабляющим действиями. Он снимает бессонницу, неврозы, повышает работоспособность. Использовать   апитерапию,   физиотерапию,   фитотерапию,   лечебную физкультуру в работе с детьми могут только соответствующие медицинские работники. Для   применения  куклотерапии  необходим   набор   игровых   пособий   и кукол (часто используются куклы без лица, а их эмоциональное состояние выражает сам ребенок). Для применения же  сказкотерапии  ребенок должен быть знаком с определенным количеством текстов сказок. Эти две терапии развивают   воображение,   коммуникативную   функцию,   помогают   снять состояние   страха,   тревожности,   агрессии,   способствуют   творческому самовыражению ребенка. Логопедический   массаж   является   частью   комплекса   лечебно­ оздоровительных   и   коррекционно­развивающих   мероприятий,  которые осуществляются   логопедом   с   участием   других   специалистов   службы сопровождения   развития   ребенка.   В   работе   с   детьми,   имеющими   речевую 15 патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы), профессора Ауглина, сегментарно­рефлекторный и точечный. Проследим варианты их комплектования. При наличии временнóй и технической возможностей можно выполнять полный   массажный   комплекс   —   все   виды   массажа   рефлексогенных   зон, сегментарно­рефлекторный и точечный. Это займет 50—60 минут. Если же такой возможности нет, вариативность выбора видов массажа произвольная. Можно   выполнять   от   одного   до   трех   видов   массажа   рефлексогенных   зон,   Можно   массажи сегментарно­рефлекторный   и   точечный   массажи. рефлексогенных зон чередовать или выполнять курсами. Естественно, что в этом случае время воздействия на ребенка сократится. В комплексе можно проводить   отдельно   точечный   или   сегментарно­рефлекторный   массаж,   но оптимальным является совмещение обоих их видов. В массажный комплекс входят: 1. Развитие ручного праксиса. 2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений1. 3. Релаксация. 4. Собственно массаж. 5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика. Р а з в и т и е   р у ч н о г о   п р а к с и с а .   Кончики   пальцев   рук   — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Многочисленными   исследованиями   специалистов   подтверждено,   что уровень   развития   речи   зависит   от   степени   сформированности  тонких движений   пальцев   рук.  Вообще   развитие   мелкой   моторики   любого   вида является мощным тонизирующим фактором. 1 Если ребенок посещает речевую группу, то работа по развитию ручного праксиса и тактильных ощущений проводится на подгрупповых занятиях. 16 Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный палец, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологичную речь. Обращайте внимание на то, какая у ребенка рука ведущая. У детей с доминантным   левым   полушарием   лучше   работает   правая   рука,   а   с доминантным правым полушарием — левая. Сейчас таких детей становится все больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой, и левой руками, — так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, можно напомнить родителям, что нет необходимости переучивать ребенка­левшу работать только правой рукой. Это чревато для него   довольно   серьезными   последствиями:   могут   возникнуть   негативные проявления психики, неврозы. Упражнения по развитию мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. К ним относятся: 1.   Упражнения   по   выработке   обобщенного   зрительного   образа предмета: • внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование; • дорисовывание второй половины рисунка, его деталей; • рисование по образцу и т.д. 2.   Упражнения   по   выработке   обобщенного   двигательного   образа предмета: • плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков; • вышивание, вязание; • имитация жестом различных конкретных предметов, действий. 3.   Упражнения   по   выработке   мускульной   памяти, непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:   которая 17 •   отвинчивание   и   завинчивание   пробок   разной   величины   и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками; • нажимание кнопки пульверизатора; • выкладывание букв из счетных палочек и шнурка; • игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т.д. Все   эти   упражнения   не   только   повышают   потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают. Р а з в и т и е   т а к т и л ь н ы х   о щ у щ е н и й .   С   улучшением тактильной   чувствительности   пальцев   рук  рефлекторно   улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для   развития   тактильной   чувствительности   можно   рекомендовать следующие упражнения. Предложите ребенку: • выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру; • выполнить мозаику из пластилиновых шариков; • вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы; •   определить   с   закрытыми   глазами,   к   каким   пальцам   его   рук притрагивается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а он должен при этом говорить их название); • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой); • с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой; • закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой; 18 •   с   закрытыми   глазами   опознать   фигуры,   цифры   или   буквы, «написанные» на его правой и левой руках педагогом; • поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли. Р е л а к с а ц и я .   Секрет   успешного   массажа   состоит   в предварительной   релаксации   (расслаблении).   Релаксационные   упражнения подготавливают   ребенка   к   массажу.   Сеанс   любого   массажа   желательно начинать   с   приемов   общего   расслабления.   В   принципе   релаксирующей является   любая   поза,   при   которой   мышцы   максимально   расслаблены,   а дыхание не затруднено. Рассмотрим некоторые из релаксационных поз: 1. Наиболее оптимальной является поза лежа на спине. Голову нужно положить на плоскую подушку (мышцы шеи при этом легче расслабляются); руки слегка согнуть в локтях, ладони повернуть вниз, не касаясь туловища. Ноги должны быть слегка разведены и немного согнуты в коленях, для чего под них подложить маленькие валики. 2. Лечь на правый бок. Первый вариант. Правые руку и ногу вытянуть в линию с туловищем, а левые — полусогнуть и выставить вперед. Второй вариант. Правую ногу вытянуть в линию с туловищем, а левую полусогнуть   и   выдвинуть   вперед.   Ладонь   левой   руки   положить   на   бедро; правую руку согнуть в локте и выдвинуть вперед ладонью вверх на уровне лица. 3. Основной позой для релаксации сидя является поза «кучера». Она широко используется при коррекции заикания. Так достигается максимальное расслабление   всех   мышц   тела.   Сидящий   в   положении   «кучера»   должен сохранять равновесие без смещения туловища вперед или назад. Голову при этом следует мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка   расставить   их   в   стороны,   руки   со   свисающими   вовнутрь   кистями согнуть в локтях и положить на бедра. 19 Наиболее   частой   ошибкой   при   выполнении   позы   «кучера»   является излишний наклон туловища вперед, что приводит к повышению напряжения в мышцах шеи и спины. Поэтому особенно внимательно надо следить за тем, чтобы плечевые суставы находились над тазобедренными. 4.   При   наличии   условий   рекомендуется,   сидя   в   мягком   кресле   с подлокотниками, принять позу «авиапассажира». В этой позе спина и затылок опираются   о   спинку   кресла   или   валик   для   головы,   руки   лежат   на подлокотниках, согнутые в локтевых суставах, ноги слегка разведены, носки расставлены немного врозь. Для создания максимальной релаксации можно подложить небольшие мягкие валики под поясницу и колени. М а с с а ж.   Долгие   годы   практической   работы   показали,   что использование  различных   видов   массажа  в   комплексной   коррекционной работе   по   преодолению   речевых   нарушений   (в   частности,   вследствие дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием   корковых   зон,   и   афазии,   вследствие   локальных   поражений головного  мозга)  значительно  повышает   ее эффективность.  Наша  цель  как логопедов   —   максимально   развить   методику   массажа,   направленную  на коррекцию   речевых   нарушений;   заключающуюся   в   общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка. Далее следует выполнение выбранных видов массажа. Не забудьте, закончив массаж, поднести руки под холодную проточную воду, чтобы освободиться от неправильно направленной статической энергии, полученной во время проведения процедуры. Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н а я   а р т и к у л я ц и о н н а я г и м н а с т и к а.   В   идеале   она   выполняется   через   20—30   минут   после массажа. Оптимальным является выполнение логопедического массажа курсами, которые проводятся следующим образом: после первого перерыв должен быть 20 минимум   3   недели,   а   между   вторым   и   третьим   —   3   месяца.   В   сложных случаях можно проводить не три, а более курсов в течение года. Хотелось   бы   обратить   внимание   на   то,   кому   из   специалистов дошкольного образовательного учреждения удобнее всего проводить с детьми коррекционную работу с помощью следующих нетрадиционных методов: • ароматотерапия — логопеду, психологу, воспитателю; •  хромотерапия   —  логопеду,  психологу,   воспитателю,   музыкальному руководителю; •   звукотерапия   —   логопеду,   психологу,   воспитателю,   музыкальному руководителю; • куклотерапия — воспитателю; • сказкотерапия — воспитателю, логопеду; • апитерапия — медицинскому работнику; • фитотерапия — медицинскому работнику; • физиотерапия — медицинскому работнику; • лечебная физкультура — медицинскому работнику; • массажные комплексы: • развитие ручного праксиса — логопеду, воспитателю; • развитие тактильных ощущений — логопеду, воспитателю; • релаксация — логопеду; • массаж — логопеду, медицинской сестре; • дифференцированная артикуляционная гимнастика — логопеду. Представленная   в   этой   книге   гармонизирующая   методика коррекционной работы с детьми, имеющими как речевую патологию, так и различные   нарушения   психических   функций,   используется   уже   более двадцати лет, постоянно совершенствуясь и развиваясь. Основы логопедического массажа 21 Гигиенические основы проведения массажа Для получения от массажа максимального эффекта необходимы: • методическая и техническая подготовленность выполняющего массаж; • условия для проведения процедуры; • правильное положение ребенка во время массажа; •   информация   о   степени   тяжести   нарушения   функционального состояния речи ребенка; • продолжительные сеансы и курсы массажа. Методическая   подготовленность   логопеда   предусматривает внимательное  прочтение  данного пособия,  при  необходимости —  изучение специальной литературы по общему массажу. Технические навыки массажа формируются в процессе его проведения. Желательно   для   выполнения   процедуры   подготовить   специально оборудованную комнату площадью  10—16 квадратных метров. Если такой возможности   нет,   массаж   можно   выполнять   прямо   в   логопедическом кабинете, однако необходимо, чтобы он имел достаточную звукоизоляцию, хорошо освещался, вентилировался, отапливался (при температуре ниже 22°С мышцы ребенка не расслабятся, и, естественно, максимального эффекта от воздействия не будет). Для проведения массажа используются специальная кушетка, которая отличается   от   обычной   медицинской   отсутствием   подголовника,   удобные стулья,  соответствующие   росту   ребенка   (стопа   сидящего   на   стуле   должна полностью  стоять  на полу, а бедро располагаться  параллельно  полу). Не рекомендуется проводить массаж как на жестких, так и на мягких покрытиях. Лучше   всего   подходит   для   этого   уплотненный   ватный   детский   матрасик, покрытый   чистой   простынкой   (отдельной   для   каждого   ребенка).   Высота массажной   кушетки   должна   соответствовать   росту   логопеда.   Необходимо также иметь плоскую подушку такого размера, чтобы она во время массажа 22 доходила до середины лопаток ребенка (это расслабляет шейный отдел, где, собственно, и кроется значительный процент от общего числа проблем у детей с патологией речи, особенно страдающих дизартрией), и небольшие валики для лучшего расслабления его нижних конечностей. Валик подкладывается под   голеностопные   суставы   ребенка   (рис.   1)   при   его   положении   лежа   на животе (так удобно проводить массаж стопы — она полностью расслаблена), а при положении лежа на спине — под коленные суставы (рис. 2). Рис. 1. Положение массируемого лежа на животе Рис. 2. Положение массируемого лежа на спине Особые требования предъявляются к рукам массирующего. Они должны быть без царапин, ссадин, трещин, грибковых заболеваний, мозолей, с коротко остриженными  ногтями. На руках  не должно быть перстней, колец, часов, браслетов и других украшений, которыми можно повредить кожу ребенка. Массаж   следует   делать   только   теплыми,   чистыми   руками   (холодные вызывают спазм сосудов, мышц). Если кожа рук сухая, то ее периодически смазывают   питательным   кремом.   Если   отмечается   потливость   рук,   перед началом процедуры их следует протереть водкой или спиртовым раствором. 23 Во   время   проведения   сеанса   массажа,   для   того   чтобы   улучшить скольжение рук, часто пользуются различными средствами (крем, масло, мазь, вазелин).  Необходимо   знать,  что   вазелин   совершенно   непригоден   для   этих целей, так как закупоривает поры и ухудшает дыхание кожи. Это нередко приводит к возникновению фурункулеза. При массировании детей вообще не рекомендуется   пользоваться   какими­либо   перечисленными   средствами, поскольку при воздействии на кожу открываются и очищаются поры. Массаж детей   должен   быть   непродолжителен,   так   как   в   противном   случае   может возникнуть раздражение кожи. Сеанс массажа — это процедура, выполняемая один раз в день. Курс массажа  —  это   количество   сеансов,   проводимых   в   течение   определенного количества дней. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностнее речевое нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Полный   курс   массажа   ребенку   можно   делать,   только   заручившись согласием мамы (родителей). При беседе с ней нужно уточнить подробности тщательно   собранного   анамнеза.   Перед   проведением   процедуры   следует путем   осмотра   кожи   лица,   волосистой   части   головы,   области   верхнего плечевого пояса, воротниковой зоны, верхних и нижних конечностей, а также пальпации   тканей   определить,   нет   ли   противопоказаний   для   выполнения массажа. Так   как   воздействие   массажа   происходит   поэтапно,   то   в   его   начале объектом   воздействия   является   кожа,   затем   —   мышцы,   сосуды, лимфатическая система, суставы. 24 Исследуя   кожу,   необходимо   определить   ее   цвет   (он   зависит   от количества пигмента, разветвленности сосудистой сети), степень влажности, наличие на ней отеков, сыпи, гематом, повреждений. При осмотре кожи устанавливают, нет ли излишней бледности, которая может   отмечаться   при   низком   содержании   гемоглобина   (анемия), инфекционных   заболеваниях   и   т.д.   Например,   вследствие   рожистого воспаления, начинающихся флегмон, дерматитов наблюдается покраснение на ограниченных участках. Увлажненность   кожи   (усиленное   потоотделение)   возникает   при неврозах, высокой температуре окружающей среды, повышенной температуре тела в начале заболевания. Отеки   бывают   общими   и   локальными.   Общие   (нижних   и   верхних конечностей,   лица)   чаще   всего   связаны   с   заболеваниями   сердца,   почек. Местный отек обусловлен нарушением крово­ и лимфотока и, как правило, расположен   несимметрично.   Это   отеки   воспалительного,   сосудистого, травматического характера. Сыпь   на   коже   может   появиться   при   детских   заболеваниях   (корь, краснуха,   скарлатина),   приеме   некоторых   пищевых   продуктов   или лекарственных препаратов. При высыпаниях на коже массаж не проводят. Гематомы возникают в результате ушибов, при гемофилии и болезни Верльгофа. Массаж в этих случаях противопоказан. Ссадины   и   царапины   на   массируемом   участке   тела   не   являются противопоказанием к выполнению процедуры, если они не инфицированы (без нагноения).   Перед   началом   сеанса   массажа   повреждение   кожного   покрова следует обработать спиртовым раствором и во время процедуры обходить. Далее   проводится   пальпаторное   обследование   лимфатических   узлов, крупных кровеносных сосудов и суставов. Лимфатические   узлы   в   норме   не   прощупываются.   Их   увеличение   и болезненность   возникают   при   воспалительных   процессах,   когда   идет 25 усиленная   продукция   лимфоцитов.   Но   в   климате   Санкт­Петербурга   редко встречается  ребенок,  у которого  не  увеличены  шейные, подчелюстные  или надключичные   лимфоузлы.   Массировать   прощупываемые   лимфатические узлы нельзя, их во время массажных манипуляций обходят. Необходимо, прощупывая, определить состояние крупных кровеносных сосудов   на   массируемых   участках   (боковые   поверхности   шеи).   Если обнаруживаются   уплотнения,   наблюдается   болезненность,   то   массаж   не проводят. Пальпаторно   следует   определить   состояние   суставов   —   плечевых, кистей и стоп: нет ли припухлости, покраснения, болезненности. Ключевым   моментом   в   исследовании   тела   ребенка   является определение  тонуса   мышц.  Он   может   быть   нормальным,   повышенным (гипертонус)  и   пониженным  (гипотонус).  При   нормальном   тонусе   мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная; при гипертонусе — напряжена, иногда   болезнена;   при   гипотонусе   —   вялая,   излишне   мягкая,   повисшая. Состояние   тонуса   мышц   является   исходной   точкой   (критерием)   при выборе приемов массажа. На это надо обратить особое внимание. Логопед,   должен:   обладать   хорошим осязательным   чувством   кожи;   владеть   техникой   массажа;   четко   выполняющий   массаж, ориентироваться   в   диагностике   речевой   патологии;   иметь   ясное представление   о   физиологическом   действии   отдельных   приемов   массажа; знать,   в   каких   случаях   необходимо   применять   тот   или   иной   прием   и переходить от одного к другому. Кроме того, логопед должен хорошо знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов, показания и противопоказания к выполнению массажа. Массаж   можно   делать   всем   детям   с   расстройством   речи.   Тем   же, которые   с   наибольшим   трудом   поддаются   коррекции   педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. 26 Обязательно следует установить эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа. Важно во время сеанса быть к ребенку внимательным, уметь оценить его ответную реакцию на проводимую процедуру. Массируемая часть тела должна находиться в устойчивом положении и быть максимально расслаблена. (Чаще всего это касается конечностей.) Если нет   прочной   основы   для   массируемой   части   тела,   то   расслабления   не наступит; для удержания конечности ребенок будет напрягать мышцы, что приведет к утомлению и снизит эффект от массажа. Противопоказаниями к проведению массажа является наличие: • гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка; • гематомы на массируемом участке тела; • активной формы туберкулеза; • болезней крови и капилляров; • тромбозов сосудов; • острой крапивницы, отека Квинке в анамнезе; • онкологических заболеваний; • инфицированных ран; • фурункулеза; • ОРЗ; • гиперчувствительности у ребенка. Если   ребенок   недавно   перенес   ангину,   массаж   ему   также противопоказан (после полного выздоровления должно пройти не менее 10 дней). Анатомо­физиологическое обоснование массажа, механизм его действия на организм человека В   человеческом   организме   все  органы   и   функциональные   системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни   один   орган,   особенно   вовлеченный   в   патологический   процесс,   нельзя 27 рассматривать   изолированно.  Режим   этой   сложной   и   многообразной деятельности организма во многом зависит от всевозможных раздражителей. Первой   воспринимает   раздражения   из   окружающего   мира   наша   кожа.   Она представляет собой обширное рецепторное поле, является периферической частью анализатора. Каждому   поступающему   извне   раздражению   соответствует   свой   вид кожной   рецепции.   Их   всего   четыре   —   холодовая,   тепловая,   болевая   и тактильная.   Прикосновение,   давление   массажа   мы   ощущаем   благодаря тактильной рецепции. Кожа   является   первым   непосредственным   объектом   массирования. Масса   ее   достаточно   велика.   Она   составляет   около   20%   от   массы   тела. Функции кожи многообразны — защитная, терморегуляционная, дыхательная, обменная.   Железы   кожи   вырабатывают   пот,   кожное   сало;   она   активно участвует в синтезе витаминов, а также в общем обмене веществ — водном, солевом, белковом, углеводном, жировом и т. д. В   коже   расположена   разветвленная   сеть   нервов,   лимфатических   и кровеносных   сосудов   (капилляров).   Кожа   участвует   в   регуляции кровообращения,   в   случае   необходимости   уменьшая   или   усиливая   приток крови к органам. Влияющим   на   организм   моментом   массажа   является   механическое раздражение   тканей   специальными   приемами   (поглаживание,   растирание, разминание   и   т.д.).   Их   многообразие   позволяет   применять   различные воздействия в самом широком диапазоне — от очень слабых до достаточно сильных.   Воздействие   на   ткани   приемами   массажа   вызывает   возбуждение рецепторов.   Они   распределены   по   всему   телу.   Это   рецепторы   кожи, рецепторы   мышечно­суставного   чувства   (проприорецепторы),   рецепторы   приходящие   в внутренних   органов   (интерорецепторы), возбуждение   при   изменении   давления   на   органы   и   стенки   сосудов   рецепторы, (барорецепторы). 28 Механическое   раздражение   в   виде   массажа   вызывает   деформацию нервных окончаний кожи. Возникшие в ней нервные импульсы со скоростью до   60   метров   в   секунду   поступают   в   центральную   нервную   систему. Следовательно,   энергия   массажных   манипуляций   превращается   в   энергию нервного   возбуждения,   что   является   начальным   звеном   цепи   нервно­ рефлекторных   реакций   в   механизме   действия   массажа   на   организм. Возбуждения   рецепторов   в   форме   центростремительных   (афферентных) импульсов   передаются   по   чувствительным   путям   в   центральную   нервную систему   (спинной   мозг,   мозжечок,   функциональные   образования   ствола головного мозга и др.), далее достигают коры больших полушарий головного мозга, где синтезируются в общую сложную реакцию и вызывают различные функциональные сдвиги в организме. Известный датский физиолог Август Крог (1874—1949) доказал, что под   влиянием   массажа   (особенно   разминания)   количество   работающих капилляров   увеличивается   в   несколько   десятков   раз   (от   9   до   140),   в результате чего убыстряется ток крови. Это, в свою очередь, способствует уменьшению   содержания   молочной   кислоты   в   мышцах   и   выведению органических кислот. Большое   влияние   оказывает   массаж   на   циркуляцию   лимфы.   Она находится   в   состоянии   непрерывного   обмена   с   кровью   и   тканями.   Общее количество   лимфатических   сосудов   во   много   раз   превышает   количество кровеносных   сосудов.   Лимфатическая   система   представляет   собой совокупность   межклеточных   щелей,   которые,   соединяясь,   образуют лимфатические   капилляры,   переходящие   в   более   крупные   сосуды. Лимфатические   сосуды   проходят   через   лимфатические   узлы,   где   и происходит   образование   лимфоцитов,   играющих   важную   роль   в   борьбе   с инфекционными   микробами.   Движение   лимфы   в   лимфатической   системе совершается   в   одном   направлении   —   от   тканей   к   большому   грудному протоку,   который   расположен   примерно   в   области   сердца.   В   этом   же 29 направлении   следует   выполнять   и   манипуляции   общего   массажа.  При сегментарно­рефлекторном массаже ход лимфотока не учитывается. Движение лимфы совершается крайне медленно. Она проходит через грудной   проток   всего   6   раз   в   сутки,   тогда   как   полный   оборот   крови совершается   за  20—25  секунд.  Русский   физиолог   В.  Штанге   отмечал,   что скорость тока даже в крупных лимфатических сосудах достигает не более 4 миллиметров   в  секунду,  а   после   массажа   она   может   увеличиться   в 8  раз. Массаж,   ускоряя   движение   лимфы,   с   одной   стороны,   увеличивает   приток питательных   веществ   к   тканям,   а   с   другой   —   освобождает   клетки   от продуктов обмена и распада. Благотворно сказывается массаж на функциях суставов и сухожильно­ связочного аппарата — его эластичность и подвижность улучшаются. Массаж   благотворно   влияет   на   сердечно­сосудистую   систему: усиливает кровоснабжение сердечной мышцы, повышает ее сократительную способность,   устраняет   застойные   явления   в   малом   и   большом   круге кровообращения,   стимулирует   обменные   процессы   в   клетках,   увеличивает возможность поглощения тканями кислорода, то есть активно влияет на газо­, минеральный   и   белковый   обмены.   Все   это   положительно   сказывается   на функциях внутренних органов и жизнедеятельности организма, нормализует иммунитет. Общеукрепляющее   воздействие   оказывает   массаж   на   мышечную систему.   Под   его   влиянием   нормализуются   тонус   и   эластичность   мышц, улучшается   их   сократительная   функция,   возрастает   сила,   повышается работоспособность.   Массаж   способствует   предупреждению   трофических расстройств, атрофии мышц на стороне поврежденного нерва (например, при дизартриях). Массаж   оказывает  разностороннее   влияние   на   организм   и   прежде всего на нервную систему, а она координирует жизнедеятельность всех других   систем   организма,   обеспечивая   тем   самым   его   целостность. 30

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017