"Богатыри земли Русской" Классный час (1 класс)
Оценка 4.8

"Богатыри земли Русской" Классный час (1 класс)

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
doc
воспитательная работа +1
1 кл
06.01.2017
"Богатыри земли Русской" Классный час (1 класс)
Разработка отнесена к разделу : "Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа ". На основе репродукции В. Васнецова "Богатыри", музыки и литературы, на основе знаний истории государства, реализовано формирование патриотических качеств личности школьников. Классный час проводится с применением групповой формы работы.
Нравственный образец богатыря.doc

"Богатыри земли Русской" (1-й класс)

 

 

Цель: формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников на основе социокультурного наполнения категории "Богатыри".

 

Задачи:

Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской.

Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.

Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства.

Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

 

Оборудование:

репродукция В. Васнецова "Богатыри"

фоторепродукция вятского богатыря Василия Бабушкина

песня "Богатырская сила"

карточки со словами: разумный, глупый, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый, сильный, жестокий

мультимедийная установка

ноутбук

 

Предварительная подготовка: дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях.

 

Содержание мероприятия.

 

Слайд - фото класса.

 

1. Организационный момент. Ученики сидят по микрогруппам (по 5 человек).

 

-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.

 

-Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?(Здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много:)

 

2. Введение в тему.

 

Учитель:

 

-Ребята, в каком вы учитесь классе? (в первом, в кадетском).

 

-А что значит слово "кадет" для вас?

 

-Что свято чтит и выполняет каждый кадет? (заповеди кадетов)

 

- Давайте вспомним эти заповеди.(на слайде)

 

-Кадет не имеет права нарушить заповеди. Сегодня на занятии мы поподробней остановимся на одной из заповедей. Вы подумайте и попозже ответите что это за заповедь?

 

-Давайте послушаем песню. Кто внимательно послушает, тот догадается, о ком мы сегодня поговорим.

 

Звучит музыкальная заставка - песня "Богатырская наша сила".

 

-Ребята, вы прослушали отрывок из песни. О ком эта песня?

 

-Как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии? (слайд )

 

Учитель:

 

Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. А мнению легендарного генералиссимуса можно верить. Русский солдат правдой богат.

 

Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Грозно звучали для половцев, хазар, печенегов имена киевских князей Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

 

Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: "и я детям и внукам наказываю - не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется". Откуда же черпают русские войны свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.

 

3. Мотивационно - целевой блок.

 

Ресурсный круг.

 

Подготовительный этап. (Дети становятся в круг).

 

-Родина, Отечество - святые, дорогие для каждого человека слова.

 

Защищать свою землю - долг народа. Во имя отечества воины-защитники несут службу. А чтобы нести ратную службу, надо быть сильным и здоровым.

 

Что значит быть здоровым физически? (отвечают по кругу, трогая друг друга за плечо, передавая слово)

 

Что значит быть здоровым духовно? (отвечают по кругу)

 

Основной этап. Отвечают дети.

 

Рефлексия.

 

Учитель:

 

-Интересно ли было общаться?

 

-Умеем ли мы слушать друг друга?

 

-Что узнали из ответов одноклассников?

 

-О какой заповеди кадетов мы говорим? (В здоровом теле - здоровый дух) (слайд )

 

-Как понимаете эти слова?

 

4. Основной этап.

 

Беседа о былинах и богатырях.

 

Учитель:

 

-Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

 

Учитель:

 

-О ком в былинах нам с детства рассказывали? Знаете ли вы их имена? (богатырь Вольга, Микула, Селянинович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

 

-Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства. Портреты самых известных богатырей изобразил на своей знаменитой картине один из крупнейших русских художников - наш земляк. Кто это? (Виктор Михайлович Васнецов).

 

-Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

 

(демонстрируется картина В.М. Васнецова "Богатыри" на слайде)

 

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

 

Учитель:

 

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 25 лет; художник создал собирательный образ богатырей-витязей.

 

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

 

Учитель:

 

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

 

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

 

Учитель:

 

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки. Фигуры богатырей расположены на первом плане, словно вырастают из этой земли и свидетельствуют о неразрывной связи героев со своей родиной. Васнецов сознательно несколько поднимает линию горизонта, и мы как бы снизу смотрим на богатырей, выделяющихся на фоне светлого неба. этот прием художника также усиливает впечатление о несокрушимой мощи и величии русских витязей.

 

Учитель:

 

Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей Васнецов изобразил по- разному.)

 

-Что вы можете сказать о лицах этих богатырей? Илью Муромца - со спокойным выражением лица, прямым и твердым взглядом. Это говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага. Добрыню Никитича - благородным и добрым. Алешу Поповича - с тонкими чертами лица, хитрой и лукавой усмешкой..

 

Учитель:

 

Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

 

За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

 

И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские. Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

 

Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

 

Учитель:

 

А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто его от этой беды избавил?

 

Ученик из 1 микрогруппы:

 

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. его даже причислили к сному российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

 

Учитель: А кто из богатырей носил прозвище "Тихий"?

 

Ученик из 2 микрогруппы: Добрыня Никитич. Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному, недаром князь Владимир назначил его послом. А какие увлечения были у Добрыни Никитича.С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.

 

Учитель: А кто из богатырей расправился с Тугариным, Змея Горынычем сыном?

 

Ученик из 3 микрогруппы:

 

Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. Из-за неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: "Кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь".

 

Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.

 

Учитель:

 

Вспомнили мы сейчас былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. А всех ли мы богатырей вспомнили?

 

(слайд с фоторепродукцией В.Ф. Бабушкина)

 

Ученик из 4 микрогруппы: Наша микрогруппа считает, что не всех. Наш земляк вятский богатырь Василий Федорович Бабушкин - герой Русско-Японской войны 1905 года. Как-то лошадь Василия, нагруженная сырым сеном, застряла в глубокой яме. Тогда Бабушкин выпряг ее и сам вытащил воз из ямы. А однажды в Сосновке рассерженный на богача богатырь столкнул в овраг его баню. Бабушкин принимал участие в боевых действиях русской эскадры против японцев, не раз проявлял истинное мужество, отвагу и стойкость, поражая своих товарищей необычайной физической силой.

 

Учитель: Еще раз убедились в чем, ребята? (заповедь кадетов "В здоровом теле -здоровый дух")

 

5. Работа в микрогруппах.

 

Задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря. Отвечают лидеры микрогрупп.

 

6. Рефлексия.

 

Учитель:

 

-О ком мы говорили на занятии?

 

-Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину?

 

-Что бы вы сказали богатырям земли русской?

 

-Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья. До свидания.


Богатыри земли Русской" (1-й класс)

Богатыри земли Русской" (1-й класс)

Ребята, в каком вы учитесь классе? (в первом, в кадетском)

Ребята, в каком вы учитесь классе? (в первом, в кадетском)

Мотивационно - целевой блок.

Мотивационно - целевой блок.

О ком в былинах нам с детства рассказывали?

О ком в былинах нам с детства рассказывали?

Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей

Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей

Ученик из 2 микрогруппы: Добрыня

Ученик из 2 микрогруппы: Добрыня

О ком мы говорили на занятии? -Каким должен быть человек, защищающий свое

О ком мы говорили на занятии? -Каким должен быть человек, защищающий свое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017