Что делать, если стал классным руководителем. Чек-лист
Оценка 5

Что делать, если стал классным руководителем. Чек-лист

Оценка 5
Памятки +3
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—6 кл
15.09.2020
Что делать, если стал классным руководителем. Чек-лист
Просыпаешься и обнаруживаешь себя классным руководителем. Что делать, куда бежать - кратко о функциях и задачах
Что делать, если стал классным руководителем. Чек-лист.docx

 

1. Перед непосредственным началом работы необходимо теоретически изучить класс, в том числе - с учетом родителей. Если это класс, который «перешел» от одного классного руководителя к другому, следует определить, какое отношение к этому коллективу сложилось. Если это только сформировавшийся класс, информацию можно собрать из личных дел или при непосредственной беседе.

Важно понимать, что определенной объективной ценности данная информация представлять не будет. Однако именно таким методом можно определить общее расположение к конретному коллективу. Формировать собственное отношения на основе полученных данных - не целесообразно! Собранный материал выступит скорее некоторым информационным полем, которое после либо получит подтверждение, либо будет опровергнуто лично классным руководителем на практике!

2. После первых месяцев работы, составить тематический перечень, который выступит «скелетом» воспитательной работы с классом. Перечень сформировать с учетом основных интересов, направленностей и собственных возможностей. Не пытаться прыгать выше головы. Любой досуг любой направленности можно организовать при использовании возможного минимума. Максимум же не всегда является достижимым порогом.

3. Не определять специфические блоки учащихся (секторы), исходя из фактора упрощенности. Не действовать по схеме «он/она активный/активная - будет староста». Всегда исходить из соображений раскрыть каждую личность, дать возможность реализоваться каждому ребенку. Первое время, возможно, опосредованно, через контакт с классным руководителем, а не с сектором напрямую (обуславливаю странной, но признанной жестокостью детей и фактором «бескостных языков», что часто приводит к насмешкам, которые и выступают стоп-элементом для любой деятельности неуверенного в себе школьника).

4. Всегда стремиться к изменениям и развитию. Любую ситуацию обращать в обучающую или воспитывающую. Стараться обучить детей находить элементы, казалось бы, совсем не связанные с основной тематикой (знаменитое общее ворона и письменного стола). Развивать тем самым абстрактное мышление и критическую направленность.

5. Стремиться к разнообразию методологической базы воспитательного процесса, в том числе с применением специфических и странных методов (от первого лица, от противного). Стараться в любой момент применять свойственную человеку психическую особенность, заключенную в том, что понимание любой ситуации становится для человека проще, если заставить его взглянуть на произошедшее с позиции самого себя («А если бы ты...»).

6. Любой отрицательный момент превращать в совместный поиск, общий урок или новый подход.

7. Нестандартные разработки. «День любви», «День дружбы», «День единства» и прочие дни, определение которых накрепко срослось в сознании школьников с пониманием скуки и обреченности на долгие минуты мучений от безделия и однотипной информации. Всегда применять новый подход в разработке мероприятий. Всегда вносить коррективы исходя из разворачивающейся ситуации, а не стараться подогнать ее под созданный конспект. Упрочнять выбранную тематическую базу мероприятий иными: «День злости», «День левши» (все всё целый день делают левой рукой - почему нет?), «День изгнания зависти и обиды», «День, когда я потерял букву «А»» (произносить только слова без выбранной буквы или вовсе выкидывать ее при произношении). Понимать, что дети любого звена обучения в большей степени намерены познавать что-то, если знание предложено в игровой форме. Можно, конечно, разбавлять нравоучениями или остро научным характером, но даже это делать в показательной чрезмерности, доводя до крайности, но не до клоунады.

8. Назову это принципом опоясывающей разгрузки. Если в какой-то момент окажется, что дети устали настолько, что состояние переходит в изнывающее, резко ввести ситуацию молниеносного напряжения и столь же стремительного спада умственной активности. Всегда хорошим примером служит стихотворение «Дом, который построил Джек». По аналогии построения стихотворения, ввести исходную информацию, после добавлять новую и новую, и новую. Вводить ответвления и сопутствующие структуры. Оборвать, спросить, о чем говорилось в самом начале. Или, например, установив ситуационное начало, позволить каждому добавить по одному предложению. Первый цепляется за данное начало, второй - за выдвинутое первым... Не бояться вводить методы стремительного расслабления, так как работает это по принципу «ведра с холодной водой». Необходимо постоянно рассчитывать информационный предел ребенка и, если уж он достигнут, либо структурировать полученную информацию в жесткую секционную сетку, разбитую, скажем, на тематические блоки или блоки-ассоциации, либо подводить к обнулению, путем отбрасывания подобной или разумеющейся информации.

9. Всегда опираться на понимание, а не на заучивание.

10. Стремиться, насколько это вообще возможно, организовать общее пространство «классный руководитель - родитель», где ребенок будет «маршрутом» проходить из класса домой и обратно. Избегать резких перепедов ощущения и состояния ребенка. Вводить понимание, что дома можно отдыхать и иногда учиться, а в школе - учиться и иногда отдыхать.

11. Развивать личностное творческое восприятие. Позволять ребенку критически оценивать ту информацию, которую он получает.  Приучать к фильтрации информационного потока.

12. Организовать, насколько это возможно, общий коллективный сегмент учителей, учителей-предметников, классного руководителя и родителей, где главным связующим звеном станет именно личность ребенка.

13. Всегда вовремя реагировать на ситуацию. Если можно - предотвращать. Если уже случилось - заниматься регулировкой на всех уровнях. Оповещать родителей не в «траурной» концепции («Боже, знаете, случилось такое горе: ваша дочка разбила окно! Ах, как мы это переживем?..»). Описание любой ситуации начинать с постановки конкретного факта - то, что случилось. Обязательный элемент личностного отношения к произошедшему вовлекать в конце, максимум - после реакции родителя. Ни в коем случае не строить общую постановку проблемы с собственного отношения: «Я считаю очень ужасным то, что случилось сегодня....». Факт - отношение - реакция стороны.

14. Всегда давать возможность ребенку высказаться. Приучить его к тому, что сказать глупое или неправильное - не смертельно. К тому, что любая ошибка = урок.

15. Там, где это возможно, исключить подачу готового материала. Ввести полупустые схемы, таблицы, которые нужно заполнить, основываясь на имеющимся знании или на, скажем, логическом мышлении. Приучить ребенка к поиску.

16. Ввести поощрение той информации, которую найти сложно, но которая представляет итерес для конкретного школьника или общего классного коллектива. (Кэрролл страдал от сотни недугов, и у него постоянно болела голова. Или то, что Кафка, будучи внуком мясника, был вегетарианцем. В честь Шекспира назван кратер на Меркурии. Чехова оставили на второй год в третьем классе, и писал он свои произведения только нарядившись в самый парадный костюм из имеющихся; в детсве переоделся в нищего, получил деньги от собственного дяди, который его не узнал. Лермонтов увел невесту друга, а после сам же на себя написал гадкое письмо, чтобы избавиться от девушки, которая ему надоела. Ради забавы часто расстраивал чужие браки, осыпая чужую невесту всяким подарками, стихами, угрозами самоубийства, если ему откажут. Когда свадьба отменялась, признавался, что шутил)

 

Любая работа должна быть направлена только на школьника, даже опосредованно, через родителей или учителей. Классный руководитель всегда должен ориентироваться на формирующуюся личность и организовывать почву для развития ее потребностей, понимая необходимость коррекции того, что выходит из-под контроля и изначально развивается неправильно. Многое из того, что не является нормальным в общественном понимании, можно вовремя скорректировать в нужное, ценностное русло.

 


 

Перед непосредственным началом работы необходимо теоретически изучить класс, в том числе - с учетом родителей

Перед непосредственным началом работы необходимо теоретически изучить класс, в том числе - с учетом родителей

Всегда стремиться к изменениям и развитию

Всегда стремиться к изменениям и развитию

День злости», «День левши» (все всё целый день делают левой рукой - почему нет?), «День изгнания зависти и обиды», «День, когда я потерял букву «А»»…

День злости», «День левши» (все всё целый день делают левой рукой - почему нет?), «День изгнания зависти и обиды», «День, когда я потерял букву «А»»…

Всегда опираться на понимание, а не на заучивание

Всегда опираться на понимание, а не на заучивание

Всегда давать возможность ребенку высказаться

Всегда давать возможность ребенку высказаться

Многое из того, что не является нормальным в общественном понимании, можно вовремя скорректировать в нужное, ценностное русло

Многое из того, что не является нормальным в общественном понимании, можно вовремя скорректировать в нужное, ценностное русло
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.