Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А
Оценка 4.9

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
физика
Взрослым
27.03.2018
Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А
Приведен анализ учебников по физике серии "Алгоритм успеха" авторов ХижняковойЛ.С. Синявиной А.А. Отмечены недостатки и достоинства данной серии учебников. Автор статьи будет рад замечаниям и советам других учителей, работающих по данному УМК. Даннна я работа отмечена на фестивале педагогических идей , проходившем в марте 2017г ( МИОО)анализ учебных пособий по физике серии " Алгоритм успеха" авторов ХижняковаЛ.С. Синявина А.А
об учебных пособиях 2.doc
ОБ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ПО ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Л.Н.Ковтунец Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа  №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля» Основные   задачи   курса   физики   общеобразовательной   школы  — расширение   знаний   обучаемого   по   физике,   знакомство   с   методами   научных исследований,   выработка   умений   практического   применения   знаний, политехническая   ориентированность   материала,   формирование   единой физической картины мира, являющейся составной частью естественнонаучной картины мира. И эти задачи практически полностью реализованы в учебниках по физике 7 – 11 классы. Положительной   тенденцией   является   внедрение   современных   способов  в подачи   информации.   Примером   является   система  «Алгоритм   успеха», котором материалы по каждой дисциплине представлены сразу комплектом, в которые   входят   и   рабочие   тетради   для   обучающихся,   и   тетрадь   для лабораторных   работ,   и   методическое   пособие   для   учителей;   содержит материалы   по   различным   разделам   курса   для   дополнительного   изучения, материалы   по   проектной   деятельности   учащихся.   Предложены   электронные версии, включающие вебинары. Соответствует Федеральному Государственному Образовательному   Стандарту   основного   общего   образования   (2010 г). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Создание и апробация учебно­методических материалов – очень инертный процесс,   занимающий   не   один   год.   Целесообразно   проводить   апробацию   в школах разного уровня и территориального расположения. Необходимо собрать достаточно   большой   материал,   достаточный   для   статистической   обработки. Издание в солидном издательстве и рекомендация Министерства образования и науки  Российской  Федерации  являются   отличными  рекомендациями, авансом для учителей. Но   свое   мнение   может   сложиться   только   в   результате   работы   с учебником, причем в течение нескольких лет. И здесь возникает ряд вопросов.  Автором статьи рассматривается комплект учебных пособий по физике для средней школы под редакцией профессора Хижняковой Л.С. Автором отмечаются основные выявленные недостатки. Данные вопросы обсуждались с коллегами, работающими по данному учебнику, на методических конференциях и курсах повышения квалификации. Были отмечены следующие недостатки: Учебник для 7 класса: 1) Последовательность изложения материала учебного курса физики в 7 классе   [1]   не   соответствует   курсу   математики   (алгебры   и   геометрии)   всех учебных   линий   средней   общеобразовательной   школы.   Например,   понятие вектора вводится в курсе математики в 8­м классе, а при объяснении законов движения используется понятие проекции вектора на координатную ось. Работа с   графиками   начинается   в   середине   второго   полугодия,   а   графический   и табличный способы описания движения требуются для объяснения физики уже в октябре. Опыт   показывает,   что   читать   данные   с   графиков   и   понимать   их   суть (соотношение данных по осям х и у) обучающиеся могут лишь к концу 7 класса. Поэтому   графическое   представление   информации   для   данного   возраста нецелесообразно, хотя оно и требуется для обучения. 2) Нет четко структурированного объяснения основных положений МКТ, даже нет понятия броуновского движения. Нет наглядных примеров и четких объяснений, как происходит диффузия в жидких, твердых и газообразных телах, как   это   связано   со   строением   вещества.   Нет   четких   объяснений   причин диффузии веществ. 3)   Не   вводится   представление   о   различии   в  строении   вещества   в   трех агрегатных состояниях. Этот материал нужно перенести из курса 8 класса в курс физики 7 класса, причем в начало курса, а не давать этот материал в конце первой четверти 8 класса. 4) Некоторые параграфы содержат сведения по истории физики. С одной стороны,   это   очень   хорошо,   но   у   детей   нет   четкого   ощущения   временного интервала из­за отсутствия жизненного опыта, к тому же курс истории в этот момент  изучения  не  соответствует   временному  периоду  жизни  Гюйгенса  или Ньютона. Нет сомнений, что детям нужно рассказывать про великих физиков, но это не должно быть основной линией преподавания. Возможно, лучше вынести вопросы истории дисциплины в приложения или в хрестоматию, или давать эти сведения   в   качестве   дополнительных   параграфов   в   конце   главы   для   более четкого представления научной картины мира. 5)   При   объяснении   законов   Ньютона   логично   было   бы   сначала   ввести понятие системы отсчета и что в нее входит, привести примеры и объяснить каким образом можно ввести систему отсчета на простых примерах. У детей этого   возраста   преобладает   наглядно­образное   мышление   и   картинки   с примерами   систем   отсчета   были   бы   неплохим   подспорьем   в   объяснении Учебного   материала.   В   параграфе14   (1)   дается   понятие   геоцентрической   и гелиоцентрической систем отсчета, но без дальнейшего закрепления понимания. Ученики просто заучивают законы Ньютона без логического понимания того, зачем   это   нужно.   Понимание   приходит   гораздо   позже,   а   это   значительно затрудняет   изложение   материала.   Здесь   требуется   доработка   учебно­ методического материала. Учебник для 8 класса: 6)   У   детей   слабо   развита   долговременная   память,  они   приходят   после каникул летних, поэтому процесс повторения необходим. Курс физики 8 класса сразу   начинается   с   описания   изопроцессов   в   газах,   без   предварительного повторения и обобщения материала, пройденного в 7 классе. На мой взгляд, по структуре материала логичнее было бы сначала пустить параграфы про строение вещества и его агрегатные состояния, затем ввести модель идеального газа (чего в учебнике совсем нет), потом приступать к изучению газовых законов. Такая структура   изложения   позволит   выстроить   у   обучающихся   более   четкую логическую   цепочку   запоминания.   Изучение   изопроцессов   проводится   по отдельности каждый, нет обобщения в виде уравнения Менделеева­ Клапейрона. (Обобщение   материала   в   виде   уравнения   Менделеева­   Клапейрона   помогает наглядно обобщить материал и значительно облегчает запоминание материала) 7) Введение и использование понятия эквипотенциальной поверхности в учебнике   8   класса   [2]   трудно   для   понимания   обучающимися.   Стереометрия   если   понятие начинается   на   несколько   лет   позже. эквипотенциальных поверхностей и оставлять в учебнике 8­го класса, введение   По­видимому, и описание должно быть иным. 8)   В   учебниках   и   предложенных   к   ним   рабочих   тетрадях   нет   единой целостности изложения. Линия УМК не выдержана. Целостность понимания и стройность восприятия нарушается несоответствием с курсом математики. Дети не понимают того, что с них требуют в курсе физики, так как в математике они этого еще не проходили. Мною проверены линии учебников серии «Алгоритм успеха»   на   соответствие   курса   математики   и   физики.   Для   выхода   из затруднительного   положения,   целесообразнее   ввести   пропедевтический   курс «физика­математика»  в  6   классах.   В   тех   школах,   где   это   делается,   процент обученности детей (СОУ)гораздо выше (например. ГБОУ СОШ 1935, авторы курса ­Шулежко) 9)   Недостаточно   проработаны   поурочные   разработки.   Нет   поуровневой градации   материала   (базовый,   высокий,   средний   уровень   усвоения   учебного материала) 10) Не доработана методически часть лабораторных работ для 7 и 8 класса.  11) Нет разработанных самостоятельных, контрольных работ или другого формата КИМов (контрольно­измерительных материалов), тестов, например, а это   обязательная   третья   составляющая   успешного   обучения   –   контроль (текущий, промежуточный, итоговый) знаний и умений. 12) Не понятно, почему в комплект не входит задачник, соответствующий уровню обучения. Здесь возможна ссылка на другие задачники. Задачник под редакцией В.И. Лукашика не соответствует функционально вопросам учебника, приходится брать задачи для 9 и 10 класса и адаптировать под тему урока. Это вызывает   у   детей   затруднения   в   понимании   материала.  Примерные   варианты контрольных, изложенные в Методических пособиях для 7 класса вызывают у детей затруднения из­за несоответствия требований к знаниям по предмету и математической   подготовки   (они   не   умеют   еще   работать   с   функциями   и   их графиками) 13)   В   учебниках   нет   качественных   цветных   иллюстраций.   Причем,  чем меньше возраст обучающегося, тем больше иллюстраций должно быть включено. Иллюстрациями должны быть прежде всего «картинки из жизни», а не графики и схемы. Учебники физики Перышкина А.В. и соавторов выигрывают в этом плане за   счет   яркости   и   красочности.   Учебники   физики   Грачева   А.В.   и   соавторов выигрывают в плане структурированности.логичности и красочности  материала  14)   Конечно   много   можно   говорить   о   недостатках   учебника.   Но несомненным   преимуществом   этой   серии   является   обобщение   важного материала   в   специальные   статьи   «Самое   важное   в   главе…».   Построение материала   этих   параграфов   в   виде   таблиц   поможет   учителю   и   ученикам   в закреплении материала и выделении важного для усвоения или повторения тем.   15)   Высокую   оценку   моими   коллегами   получили   учебники   для   9.10.   11 классов за логичность построения материала и качество изложения. Надеемся, что   линия   УМК   будет   доработана.   Например,   будут   предложены   учащимся тетради   на   печатной   основе   для   9.   10   и   11   классов.   Возможно   появится электронный   лабораторный   практикум   с   учетом   новых   требований   к преподаванию в инженерных классах. 16) Было бы логичным в начале каждого учебника следующего класса сделать вступления   с   материалом   для   повторения   пройденного   материала.   Хотя   бы самое   основное   и   главное   в   предыдущем   курсе,   так   как   у   детей   слабо сформирована долговременная память, процесс повторения им необходим. Это психологическая особенность подросткового периода. 17) Необходима разработка КИМов и задачников к данной линии УМК, чтобы они   вышли   отдельными   сборниками.   Это   существенно   облегчит   подготовку учителя к уроку в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС. Много   хорошего   можно   сказать   про   электронную   библиотеку   МЭШ,   но   в основном сценарии уроков написаны к учебнику Перышкина А.В. Приходится брать   за   основу   имеющиеся   сценарии   и   дорабатывать   их   под   изложения материала учебника.   На сайтах, где выставлен на продажу учебник, внизу страницы есть строка:   Если   нашли   ошибку,   пишите.   Эта   фраза   дискредитирует   в первую очередь не столько сам учебник, сколько Министерство образования и науки Российской Федерации, которое дало свою рекомендацию,   и   издательство   Вентана­Граф,   издавшего учебник. Литература: 1  Л.  С.  Хижнякова,   А.  А.  Синявина.  Физика:  7­й   класс :   учебник   для учащихся общеобразовательных учреждений (Алгоритм успеха. ФГОС). ­ М.: Издательский центр "Вентана­Граф", 2015 – 208 с.  2  Л.  С.  Хижнякова,   А.  А.  Синявина.  Физика:  8­й   класс :   учебник   для учащихся общеобразовательных учреждений (Алгоритм успеха. ФГОС). ­ М.: Издательский центр "Вентана­Граф", 2015 – 226 с.  3.Л.С.Хижнякова, А.А. Синявина. Физика: 9класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ («Алгоритм успеха» ФГОС).М.: Издательский центр «Вентана­граф»,2016.­304с., илл. 4.   Л.С.Хижнякова,   А.А.   Синявина.   Физика:   10класс:   учебник   для учащихся   общеобразовательных   школ   («Алгоритм   успеха»   ФГОС).М.: Издательский центр «Вентана­граф»,2014.­400с., илл. 5.   Л.С.Хижнякова,   А.А.   Синявина.   Физика:   11класс:   учебник   для учащихся   общеобразовательных   школ   («Алгоритм   успеха»   ФГОС).М.: Издательский центр «Вентана­граф»,2014.­400с., илл.+вкл.0.5 Аннотация   Данное   сообщение   представляет   собой   анализ   содержания   учебников Хижняковой Л.С., Синявиной А.А. на предмет соответствия учебного материала курса   физики   учебно­методической   целостности   курса   и   соответствие   его особенностям психического восприятия детей. Автор ставит целью коррекцию некоторых тем учебного материала с целью улучшения структуры учебника и доступности излагаемых вопросов. Анализ проведен на опыте преподавания по данному учебнику   Ключевые слова Изложение   учебного   материала,   соответствие   уровню   восприятия, требования   ФГОС,   логичность   изложения   материала,   целостность   структуры линии. структура изложения материала.

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А

Cравнительный анализ учебников по физике серии " Алгоритм успеха" авторов Хижняковой Л,С. Синявиной А.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018