«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников»
Оценка 5

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
05.05.2017
«Детское экспериментирование  как метод экологического воспитания дошкольников»
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружаеющему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе и т.п.В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – педагогами. Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В связи с этим я считаю, что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
детское экспериментированиеu.docx
«Детское экспериментирование  как метод экологического воспитания дошкольников» «Мир,   окружающий   ребенка   –   это   прежде   всего   мир   Природы   с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь в природе, вечный источник детского разума» В.А. Сухомлинский Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие   знания   и   впечатления,   интерес   к   окружающим   объектам   неживой   и особенно   живой   природы   появляется   очень   рано.   Дети   замечают   всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка   в   густой   траве.   Внимание   детей   привлекают   сезонные   изменения   в природе,   яркость   красок,   многообразие   звуков,   запахов.   Они   открывают   для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение   способами   практического   взаимодействия   с   окружающей   средой обеспечивает   становление   мировидения   ребёнка,   его   личностный   рост. Существенную   роль   в   этом   направлении   играет   поисково   ­   познавательная деятельность   дошкольников   протекающая   в   форме   экспериментальных действий. Особое   значение   для   развития   личности   дошкольника имеет   усвоение им представлений   о взаимосвязи   природы   и человека.   Овладение   способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения   ребенка,   его   личностный   рост.   Существенную   роль   в этом направлении   играет   поисково­познавательная   деятельность   дошкольников, протекающая   в форме   экспериментальных   действий.   В их процессе   дети преобразуют   объекты   с целью   выявить   их скрытые   существенные   связи с явлениями   природы.   В   дошкольном   возрасте   такие   пробующие   действия существенно   изменяются   и   превращаются   в   сложные   формы   поисковой деятельности. Данная работа направлена на развитие поисково­познавательной деятельности детей   3   –   7   лет   и   предполагает   решение   следующих   задач: ­ формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие   мира   в   системе   взаимосвязей   и   взаимозависимостей; ­ развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных   средств   (эталонов,   символов,   условных   заместителей,   моделей); ­ расширение перспектив развития поисково­познавательной деятельности детей путем   включения   их   в   мыслительные,   моделирующие   и   преобразующие действия;   ­   поддержание   у   детей   инициативы,   сообразительности,   пытливости, критичности, самостоятельности. Организация   работы   идёт   по   трём   взаимосвязанным   направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: 1. ЖИВАЯ ПРИРОДА  (характерные особенности сезонов в разных природно­климатических   зонах,   многообразие   живых   организмов   как приспособление к окружающей среде и др.); 2. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет и др.); 3. ЧЕЛОВЕК  (функционирование   организма;   рукотворный   мир:   преобразование   предметов   и   др.) материалы   и   их   свойства,              Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно­мыслительные, преобразова­тельные).  Занимательные   опыты,   эксперименты   побуждают   детей   к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так   как   представлены   с   учетом   актуального   развития   дошкольников.   Кроме того,   дидактический   материал   обеспечивает   развитие   двух   типов   детской активности:   собственной   активности   ребёнка,   полностью   определяемой   им самим,   и   активности,   стимулированной   взрослым.  Эти   два   типа   активности тесно   связаны   между   собой   и  редко   выступают   в  чистом   виде.  Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого   ребенка,   так   как   он   воспринимает   и   применяет   их   как   собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных линий   психического   развития   ребенка­дошкольника:   развития   личности   и психического развития. Потребность   в   общении   с   природой   –   один   из   наиболее   характерных элементов   экологического   сознания   дошкольника.   Это   отправная   точка формирования   экологической   культуры   ребенка.   Потребность   в   общении   с природой возникает рано, ребенок, как правило, не отделяет себя от природы, воспринимает себя ее частью. Одной   из   основных   целей   экологического   воспитания   является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально­чувственной и деятельностной сфер личности.  Эстетические   и   этические   чувства,   которые   вызывает   общение   с природой   имеющие   различные   эмоциональные   оттенки,   положительные   и отрицательные. При положительных формируется осознание ценности природы, эстетическое отношение к ней, происходит духовное обогащение личности. Еще   одно   условие   воспитания   экокультуры   –   необходимость   ставить детей   в   поисковые   ситуации,  чтобы   они   активно,  творчески,  самостоятельно приобретали   опыт   и   осваивали   окружающий   мир.   Основы   экологической культуры   могут   быть   заложены   лишь   в   процессе   общения   с   природой   и педагогически грамотно организованной деятельности. Процесс   становления   осознано­правильного   отношения   к   природе сопровождается   определёнными   формами   поведения   ребёнка,   которые   могут служить   критериями   оценки   уровня   его   экологического   воспитания.   Это самостоятельные   наблюдения,   проведение   опытов,   вопросы,   стремление рассказать   о   переживаниях   и   впечатлениях,   обсуждать   их,   воплощать   в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями) Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано­правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще   наглядно­действенное   и   наглядно­образное   мышление,   и экспериментирование,   как   никакой   другой   метод,   соответствует   этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года ­ практически единственным способом познания мира. В   образовательном   процессе   дошкольного   учреждения   учебное экспериментирование   является   тем   методом   обучения,   который   позволяет ребёнку   моделировать   в   своём   сознании   картину   мира,   основанную   на собственных   наблюдениях,   установлении   взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию   природы,   развивает   мыслительные   операции(анализ,   синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность   ребёнка,   активизирует   восприятие   учебного   материала   по ознакомлению   с   природными   явлениями,   с   этическими   правилами   жизни   в обществе и т.п.   опытах, Задача  педагогов —  поддерживать   стремление  детей  к  эксперименти­ рованию и создавать для него условия. Воспитание экологически грамотных людей в настоящее время является одной   из   первостепенных   задач.   Это   связано   с   тем,   что   люди   все   больше   и больше отдаляются от мира природы. Она становится для многих отвлеченным словом,   не   наполненным   конкретным   содержанием.   Именно   в   детском   саду закладываются   гуманные   начала   личности,   бережное   отношение   к   природе   и понимание   ценности   природных   объектов.   Воспитание   у   детей   интереса   к природе   эффективнее   всего   проходит   при   проведении   экспериментов   и наблюдений за ней. Осуществленный   в   ходе   работы   исследовательский   анализ,   что   деятельность   экспериментирования   имеет   свои свидетельствует, особенности:  Эта деятельность свободна от каких либо рамок, регламентирующих продолжительность опыта или заранее намеченный план действий. В процессе эксперимента   дети   могут   варьировать   условия   проведения   опыта   по   своему усмотрению, если это не уводит далеко от цели и не наносит никому вреда. Детям   нельзя   четко   задать   временные   рамки,   если   им   интересен   процесс эксперимента. И, с другой стороны, если интерес к нему быстро пропал, то нельзя заставить ребенка делать то, что он не хочет.  Детское   экспериментирование   способствует   формированию   такой фундаментальной   способности,   как   способность   к   построению   все   более сложных   иерархических   структур   собственной   деятельности.   Ведь   перед проведением  опыта ребенок должен выстроить  некую логическую цепочку, с помощью которой он потом будет действовать.  Главное   достоинство   метода   экспериментирования   заключается   в том,   что   он   дает   детям   реальные   представления   о   различных   сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой. В   процессе   эксперимента   идет   обогащение   памяти   ребенка, активизируются   его   мыслительные   процесс,   так   как   постоянно   возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, и др. Список литературы: 1. Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч 1. Новокузнецк, 1999 2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с. (Серия «Программа развития») 3. И.Э.Куликовская,   Н.Н.   Совгир   Детское   экспериментирование.   Старший дошкольный возраст: учебное пособие. ­ М.: Педагогическое общество России, 2003. ­80 с. 4. Дыбина   О.В.   Неизведанное   рядом.   Опыты   и   эксперименты   для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников»

«Детское экспериментирование  как метод экологического воспитания дошкольников»

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников»

«Детское экспериментирование  как метод экологического воспитания дошкольников»

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников»

«Детское экспериментирование  как метод экологического воспитания дошкольников»

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников»

«Детское экспериментирование  как метод экологического воспитания дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017