Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Оценка 4.6

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература +1
11 кл
14.02.2018
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. Идея данного подхода заключается в том,что знания даются не в готовом виде, учащиеся сами в роли исследователей. XXI век требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться .Сегодня в новых условиях содержания образования моя главная задача как учителя - создавать на уроке условия для приобретения учащимися опыта учебно -познавательной деятельности, воспитания активности и самостоятельности.Применение деятельностного подхода на уроках русского языка и литераутры
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы.docx
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы Единственный путь, ведущий к знаниям, ­ это деятельность. Бернард Шоу  Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не просто ненужным багажом, ученик должен с ним работать. Что значит работать с инструментом?        21   век   требует   от   образованных   людей   способности   самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы. На сегодняшний день моя главная задача как учителя – создавать на уроке условия   для   приобретения   учащимися   опыта   учебно­познавательной деятельности, воспитания активности и самостоятельности. Для достижения этой цели я использую деятельностный подход и активное обучение.           Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям   не   в   готовом   виде.   Дети   «открывают»   их   сами   в   процессе самостоятельной   исследовательской   деятельности.  Как   говорится   в китайской мудрости: не надо давать рыбу, надо научить ловить её.         На моих уроках   ученики становятся маленькими учеными, делающими свое   собственное   открытие.   Любой   урок   начинаю   с   определения   темы   и целеполагания, которое формулируют сами учащиеся, а я только навожу их с помощью   разных   приёмов:   успешно   и   интересно   проходит  стратегия «Необъявленная тема»:  ­ запись слов, выделение определённых морфем, с помощью   которых   ребята     читают   название   темы;   (например:   предлагать, положить, учение, познание – предложение) ­ определение темы по выделенным звукам(Ветер­ согласный, звонкий, мягкий звук, Филька­ гласный, ударный, неогубленный звук, Доброта – согласный,  звонкий, парный, стоит перед [А] – вид  ­ «лишнее слово» ( пол­яблока, книга, школа) ­ ответы на вопросы ­ чтение лингвистической сказки или стихотворения и т.д.     Определив тему, учащиеся формулируют цель урока и задачи при помощи наводящих   вопросов:   что   узнаем,   чему   научимся   и   т.д.   При   проверке домашнего задания я также исопльзую деятельностный подход: консультанты самостоятельно опрашивают теорию по теме.    При введении материала  организовываю  исследовательскую работу детей, чтобы   дети   сами   додумались   до   решения   ключевой   проблемы   и   сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Например, в 6 классе тема: Способы словообразования. Каждой группе дается карточка, на которой схематически   показан   способ   словообразования.   Учащиеся   определяют, исследуют, можно смотреть  в учебник, после озвучивают, остальные группы слушают и приводят примеры. Сегодня в  рамках обновления содержания образования в  преподавании необходимо   опираться   на   деятельностный     подход,   развивать   у   учеников критическое   мышление,   исследовательские   навыки,   опираясь   на   принцип спиральности,   т.е.   от   простого   –   к     сложному.   Активное   обучение   – побуждение к практической мыслительной деятельности.  Учебный материал я планирую таким образом: 1.С целью реализации обучающих целей подбираю  учебные задания, целью  которых является: А) воспроизведение; (работа в группах – стратегия «Я исследователь», «Я  оратор») Б) применение знаний в знакомой ситуации, незнакомой; ( стратегия  «Алфавит», «Мозаика») В) творческий подход к знаниям. («Синквейн», «Письмо герою», «СМС  другу» 2.   Строю     учебные   задания   в   соответствии   с   принципом   от   простого   к сложному. Использую  три набора задания: 1) Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала. («Мозговой  штурм»­работа в группах) 2) Задания, способствующие закреплению материала учеником. («Лови  ошибку») 3) Задания, способствующие осмыслению материала. («Лишнее слово») Для   эффективности   учебного   процесса   и   повышения   познавательной деятельности группирую   учебный материал с осуществление смены видов деятельности   и   форм   организации   учебного   процесса   (индивидуальная, групповая, коллективная). На уроке использую принцип доступности,  связи теории с практикой; интеграцию. (на уроках литературы часто в эпиграфе к теме пропускаю букву или знак  препинания – учащиеся определяют орфограмму и объясняют правильный  выбор)                На уроке создаю ситуация успеха для каждого учащегося, применяю дифференциация.   В   педагогическом   мастерстве   учителей   сердцевину образует   их   способность   точно   оценивать   прогресс   учеников»,   ­   писал М.Барбер.   На уроках я применяю такие виды оценивания: самооценивание («Лист успеха»),   взаимооценивание («Лишнее слово»), похвала, поддержка, оценка   учителем.     Рефлексия   способствует   выработке   личностного отношения   учащегося   к   своим   знаниям,   для   осознания   пройденного   пути каждого ребенка.       Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину   этих   ошибок,   им   предоставляется   возможность   самостоятельно исправить   ошибки   и   убедиться   в   правильности   их   исправлений,   учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки   и   самоконтроля   зависит   взаимоотношение   ребенка   с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.  Главные принципы деятельностного подхода: ­научить учиться  ­научить ориентироваться в мире духовных ценностей; ­научить решать проблемы      Чтобы  увидеть ребенка  в  процессе  образования, считаю, что   его  надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются   определенные   мотивы для   ее   выполнения.     Поэтому   на   уроке используются различные способы развития мотивации:  ­ новизна, практическая значимость подаваемого материала;  ­ ритмичное чередование видов деятельности; ­ использование нетрадиционных форм обучения;  ­ проблемные ситуации   Решение   проблемного   вопроса   или   формирование   проблемы   на   основе жизненного   опыта   учащихся   способствует   активизации   мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Бессоюзные   предложения”   перед   учащимися   ставится   поисковая   задача: найти, чем различаются предложения: Мой одноклассник не пошел в школу: у него болела голова.  Мой одноклассник не пошел в школу, потому что у него болела голова. Или такой вариант, когда дан   текст с ошибками (сильные ученики самостоятельно работают, слабые ученики ­ со словарем)    Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Воздействие на интеллектуальную сферу с помощью проблемных вопросов   и   заданий   приводит   к   использованию   на   каждом   этапе   урока различных   мыслительных   операций:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, классификация.          Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты,   аннотации   и   рецензии   информационных   сообщений; аргументировать   свои   высказывания;   воспитываем   у   учащихся   бережное уважительное отношение к слову. Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь   мы   учим   поиску   информации,   её   использованию,   развиваем   у школьников   такие   читательские   навыки,   как   поиск,   выбор,   оценка информации   из   текстов,   используемых   во   внешкольных   ситуациях.   Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для   учебной   успешности   во   всех   школьных   дисциплинах,   являются необходимым   условием   успешного   участия   в   большинстве   сфер   взрослой жизни. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать   главное,   выделять   его   и   писать   по   нему   сочинение   короткого жанра, сформулировав проблему текста.            Итак,   деятельностный   подход   в   образовании   –   это   не   совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования   новой   школы,   которая   дает   возможность   учителю   творить, искать,   становиться   в   содружестве   с   учащимися   мастером   своего   дела, работать   на   высокие   результаты,   формировать   у   учеников   универсальные учебные действия – таким образом, развивать функциональную грамотность.        Я   всегда   считаю,что   урок –это   искусство,сценическая   площадка…Как писал  Симон     Соловейчик:   «Урок   надо   возводить   на   уровень   искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре. В хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст.»

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018