Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература +1
11 кл
14.02.2018
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. Идея данного подхода заключается в том,что знания даются не в готовом виде, учащиеся сами в роли исследователей. XXI век требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться .Сегодня в новых условиях содержания образования моя главная задача как учителя - создавать на уроке условия для приобретения учащимися опыта учебно -познавательной деятельности, воспитания активности и самостоятельности.Применение деятельностного подхода на уроках русского языка и литераутры
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы.docx
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность.
Бернард Шоу
Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не просто
ненужным багажом, ученик должен с ним работать. Что значит работать с
инструментом?
21 век требует от образованных людей способности самостоятельно
ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы.
На сегодняшний день моя главная задача как учителя – создавать на уроке
условия для приобретения учащимися опыта учебнопознавательной
деятельности, воспитания активности и самостоятельности. Для достижения
этой цели я использую деятельностный подход и активное обучение.
Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются
детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности.
Как говорится в
китайской мудрости: не надо давать рыбу, надо научить ловить её.
На моих уроках ученики становятся маленькими учеными, делающими
свое собственное открытие. Любой урок начинаю с определения темы и
целеполагания, которое формулируют сами учащиеся, а я только навожу их с
помощью разных приёмов: успешно и интересно проходит стратегия
«Необъявленная тема»: запись слов, выделение определённых морфем, с
помощью которых ребята читают название темы; (например: предлагать,
положить, учение, познание – предложение)
определение темы по выделенным звукам(Ветер согласный, звонкий, мягкий
звук, Филька гласный, ударный, неогубленный звук, Доброта – согласный,
звонкий, парный, стоит перед [А] – вид
«лишнее слово» ( поляблока, книга, школа)
ответы на вопросы
чтение лингвистической сказки или стихотворения и т.д.
Определив тему, учащиеся формулируют цель урока и задачи при помощи
наводящих вопросов: что узнаем, чему научимся и т.д. При проверке
домашнего задания я также исопльзую деятельностный подход: консультанты
самостоятельно опрашивают теорию по теме.
При введении материала организовываю исследовательскую работу детей,
чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы и сами
объяснили, как надо действовать в новых условиях. Например, в 6 классе
тема: Способы словообразования. Каждой группе дается карточка, на которой
схематически показан способ словообразования. Учащиеся определяют,
исследуют, можно смотреть в учебник, после озвучивают, остальные группы
слушают и приводят примеры. Сегодня в рамках обновления содержания образования в преподавании
необходимо опираться на деятельностный подход, развивать у учеников
критическое мышление, исследовательские навыки, опираясь на принцип
спиральности, т.е. от простого – к сложному. Активное обучение –
побуждение к практической мыслительной деятельности. Учебный материал
я планирую таким образом:
1.С целью реализации обучающих целей подбираю учебные задания, целью
которых является:
А) воспроизведение; (работа в группах – стратегия «Я исследователь», «Я
оратор»)
Б) применение знаний в знакомой ситуации, незнакомой; ( стратегия
«Алфавит», «Мозаика»)
В) творческий подход к знаниям. («Синквейн», «Письмо герою», «СМС
другу»
2. Строю учебные задания в соответствии с принципом от простого к
сложному. Использую три набора задания:
1) Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала. («Мозговой
штурм»работа в группах)
2) Задания, способствующие закреплению материала учеником. («Лови
ошибку»)
3) Задания, способствующие осмыслению материала. («Лишнее слово»)
Для эффективности учебного процесса и повышения познавательной
деятельности группирую учебный материал с осуществление смены видов
деятельности и форм организации учебного процесса (индивидуальная,
групповая, коллективная). На уроке использую принцип доступности, связи
теории с практикой; интеграцию.
(на уроках литературы часто в эпиграфе к теме пропускаю букву или знак
препинания – учащиеся определяют орфограмму и объясняют правильный
выбор)
На уроке создаю ситуация успеха для каждого учащегося, применяю
дифференциация. В педагогическом мастерстве учителей сердцевину
образует их способность точно оценивать прогресс учеников», писал
М.Барбер. На уроках я применяю такие виды оценивания: самооценивание
(«Лист успеха»), взаимооценивание («Лишнее слово»), похвала, поддержка,
оценка учителем.
Рефлексия способствует выработке личностного
отношения учащегося к своим знаниям, для осознания пройденного пути
каждого ребенка. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют
причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно
исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся
рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от
самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с
окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Главные принципы деятельностного подхода: научить учиться
научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
научить решать проблемы
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, считаю, что его надо
открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в
любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него
имеются определенные мотивы для ее выполнения. Поэтому на уроке
используются различные способы развития мотивации:
новизна, практическая значимость подаваемого материала;
ритмичное чередование видов деятельности;
использование нетрадиционных форм обучения;
проблемные ситуации
Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе
жизненного опыта учащихся способствует активизации мыслительной
деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы
"Бессоюзные предложения” перед учащимися ставится поисковая задача:
найти, чем различаются предложения: Мой одноклассник не пошел в школу: у
него болела голова. Мой одноклассник не пошел в школу, потому что у него
болела голова. Или такой вариант, когда дан текст с ошибками (сильные
ученики самостоятельно работают, слабые ученики со словарем)
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться
в проблеме. Воздействие на интеллектуальную сферу с помощью проблемных
вопросов и заданий приводит к использованию на каждом этапе урока
различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация.
Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно
работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы,
конспекты,
аннотации и рецензии информационных сообщений;
аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное
уважительное отношение к слову. Раньше основная задача по отношению к
ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи».
Теперь мы учим поиску информации, её использованию, развиваем у
школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка
информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти
читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой
для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются
необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой
жизни. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть
универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его,
запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого
жанра, сформулировав проблему текста.
Итак, деятельностный подход в образовании – это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить,
искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела,
работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные
учебные действия – таким образом, развивать функциональную грамотность.
Я всегда считаю,что урок –это искусство,сценическая площадка…Как
писал Симон Соловейчик: «Урок надо возводить на уровень искусства.
Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре. В
хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст.»
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.