Диагностическая работа педагога-психолога
Оценка 4.7

Диагностическая работа педагога-психолога

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
08.03.2017
Диагностическая работа педагога-психолога
Диагностическая работа педагога-психолога предполагает следующие виды диагностики детей и подростков. Это: Готовность к школе Познавательная сфера и обучаемость Проективные методики (Рисуночные тесты) Индивидуально-типологические особенности Эмоционально-личностная сфера Мотивационно-волевая сфера Межличностные отношения и общение Профессиональная ориентация старшеклассников Диагностическая работа с педагогами и родителями Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».
Диагностическая работа.doc
Диагностическая работа  ПЕДАГОГА­ПСИХОЛОГА Готовность к школе     Познавательная сфера и обучаемость Проективные методики     (Рисуночные тесты) Индивидуально­типологические особенности  Эмоционально­личностная сфера Мотивационно­волевая сфера Межличностные отношения и общение Профессиональная ориентация старшеклассников Диагностическая работа с педагогами и родителями Готовность к школе Тест на определение уровня развития произвольной регуляции      деятельности…………………………………………………………3 Стандартная беседа Нежновой…………………………………………...5 Тест словаря………………………………………………………………..7 Определение уровня развития мелкой моторики рук…………………..9 Запоминание 10 слов, не связанных по смыслу………………………..10 Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»..11 Тест «Раскрась картинку»……………………………………………….13 Мышление и речь………………………………………………………...15 Методика «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе»...16 Тест «Два домика»……………………………………………………….17 2 Тест на определение уровня развития произвольной регуляции  деятельности Ребенку   предлагается   в   тетради   в   крупную   клетку   нарисовать   узор   из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат,   треугольник),   показать,   как   надо   рисовать   их   в   тетради   (фигуры   по   размеру вписываются  в одну клетку, расстояние  между фигурами  в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!». После   этого   объясняют   задание:   «Сейчас   мы   будем   рисовать   узор   из геометрических   фигур,   крестиков   и   палочек.   Я   буду   говорить,   какую   фигуру   надо рисовать,   а   вы   внимательно   слушайте   и   рисуйте   их   одну   за   другой   на  одной   строчке. Расстояние между фигурами – одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки». Образцы заданий: 1) квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +… 2) треугольник, палочка, квадрат, палочка, треугольник, палочка, квадрат, палочка  и т. д. 3) +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат… Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей: 1) узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого; 2) узор, выполняемый самостоятельно. Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются. Оценка результатов Качество выполнения задания Узор полностью соответствует заданному Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов Задание не выполнено Балл 2 1 0 Выполнение узора по инструкции взрослого. 3 Результат  5­6 баллов  –   у  ребенка   достаточно  сформирован  навык  работы  по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания. 3­4   балла  –   недостаточно   хорошо.   Необходимо   выяснить,   почему   ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание. 0­2 балла – низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции. Самостоятельное   продолжение   узора   позволяет   определить   уровень   развития действий   самоконтроля   и   самооценки,   способности   понимать   задачу,   поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6­7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.  Результат 4­6 баллов – хороший.  1­2 балла – средний.  0 баллов – низкий. 4 Стандартная беседа Нежновой Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно­учебную деятельность.  В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один   из   трех   типов   ориентации   в   отношении   школы   и   учения.   Преимущественная ориентация  на  содержание  учебной  деятельности  свидетельствует  о  наличии  у ребенка внутренней позиции школьника. Варианты ответов и их оценка: А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов Вопросы беседы 1.   Хочешь   ли   ты   идти   в школу? Варианты ответов А – очень хочу Б – так себе, не знаю 2. Почему ты хочешь идти в школу? В – не хочу А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться   читать,   стать грамотным,   умным,   много   знать,   узнать новое и т.д.   писать, Б   –   интерес   к   внешним   школьным   книги,   новая   форма, атрибутам: портфель и т.д. 3.   Готовишься   ли   ты   к школе?   Как   ты   готовишься (тебя готовят)? В   –   внеучебные   интересы:   в   садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала А   –   освоение   некоторых   навыков чтения,   письма,   счета:   с   мамой   учили буквы, решали задачки и т.д. Баллы 2 1 0 2      1    0 2 5 4.   Нравится   ли   тебе   в школе? Что тебе нравится или не   нравится   больше   всего? (предварительно   у   ребенка спрашивают,   был   ли   он   в школе) 5.   Если   бы   тебе   не   надо было   ходить   в   школу   и   в детский   сад,   чем   бы   ты занимался   дома,   как   бы проводил свой день? Б – приобретение формы, школьных принадлежностей В – занятия, не относящиеся к школе А   –   уроки,   школьные   занятия,   не имеющие   аналогов   в   дошкольной   жизни ребенка Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия   во   внеурочное   время,   личность учителя,   внешний   вид   школы, оформление класса В   –   уроки   художественно­ физкультурного   цикла,   знакомые   и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д. Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование В – занятия, не имеющие отношения к школе:   игры,   гуляние,   помощь   по хозяйству, уход за животными    1   0 2     1      0 2   1   0 Интерпретация результатов: ­   результат  10­9  баллов   говорит   о   школьно­учебной   ориентации   ребенка   и положительном   отношении   к   школе   (внутренняя   позиция   школьника   достаточно сформирована); ­  8­5  баллов   свидетельствуют   о   преимущественном   интересе   ребенка   к   внешней атрибутике   школьной   жизни   (начальная   стадия   формирования   внутренней   позиции школьника);       ­ 4­0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована). 6 Тест словаря Наборы слов 1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой. 3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать. 5.   Мотоцикл,   щетка,   тетрадь,   ботинки,   шкура,   враг,   спотыкаться,   собирать,   гладить, шершавый. Инструкция: «Представь себе, что ты встретился с иностранцем – человеком из другой страны, который плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово. Как ты ответишь?»          По ответам ребенка можно судить о его словаре – как пассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если   ребенок   не   может   дать   словесного   ответа,   то   проверяющий   предлагает   ему нарисовать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.    Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из 10 слов набора. Шкала оценок 7 0 баллов – отсутствует понимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова, или неправильно объясняет его содержание, например: «Мех – его кладут в подушку и спят на нем». 1 балл – понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов. 1,5  балла   –   ребенок   словесно   описывает   предмет,   например:   «Велосипед   –   на   нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше – два больших и одно маленькое». Или: «Это – чтобы на нем кататься». «Зонтик – чтобы прятаться от дождя». 2  балла –  ребенок дает  определение, которое приближается  к научному  (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте по почте». Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет   2 х 10 = 20 баллов.             Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и   семилеток   логично   оценивать   по­разному.   В   связи   с   этим   для   определения   уровней развития данной способности рекомендуется пользоваться следующей таблицей:   Возрастные группы Шестилетки Семилетки Уровень словарного развития (сумма набранных баллов) низкий 6,5 11,5 средний 7­12 12­15 высокий 12,5 15,5 8 Определение уровня развития мелкой моторики рук Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами. После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что   получилось.   Потом   снова   попросите   положить   руки   на   бумагу   так,   чтобы   они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я   буду   показывать   тебе   пальчики   на   твоей   руке,   а   ты   будешь   поднимать   только   тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте. В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки. Для   того,   чтобы   исключить   угадывание,   указывать   пальцы   следует   в   такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится   на   левой   руке,   потом   снова   на   правой   и   на   левой.   Таким   образом   проба проводится на каждой руке дважды. При   выполнении   «нужного»   движения   указанного   пальца,   могут   появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.  9 Эти   «лишние»   движения   называются   синкинезиями.   Синкинезии   возникают   в результате   недостаточной   дифференцированности   движений,   когда   при   совершении требуемого   действия   включаются   ненужные   для   его   выполнения   мышцы.   Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу). Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом: 1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2. 2) полученные по каждой руке результаты складывают. Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме. Возраст ребенка Среднее количество синкинезий   по двум 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет пробам 9 6 5 4 Запоминание 10 слов, не связанных по смыслу Ребенку предлагают запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу, слова. Слова надо зачитывать громко, четко, делая небольшие паузы. Важно, чтобы в этот момент в комнате было тихо и ничто не отвлекало внимание ребенка. После каждой пробы нужно отмечать слова, правильно названные ребенком. После   того   как   ребенок   назовет   слова,   которые   он   запомнил,   весь   список зачитывают снова и просят повторить те слова, которые он уже называл и новые, которые ребенок запомнил еще. Всего проводится 5  проб. Если в третьей  или четвертой  пробе правильно воспроизведены все 10 слов, испытание можно прекратить. Шестую  пробу  нужно   провести   через  30   минут.   Список   при   этом  зачитывать вновь   не   надо.   Если   после   перерыва   он   не   может   вспомнить   ни   одного   слова,   можно напомнить первое слово из списка (при подсчете результатов в шестой пробе это слово не учитывается). Ответы отмечать в таблице: Слова 1 2 Номер пробы 3 4 5 6 10 Стул Весна Гриб Пальто Мыло Луна Забор Санки Земля Кот Правил ьно названо слов Ошибки                                     Нормально   развивающиеся   шестилетние   дети   после   первого   прослушивания называют 3­4 слова, семилетние – 4­5 слов. В каждой последующей пробе количество слов постепенно возрастает. Нередко семилетние дети уже после четвертого прочтения (проба № 4) называют все слова из списка. Шестилеткам для этого, как правило, требуется 5 повторений.   Считается   нормальным,   если   при   отсроченном   воспроизведении   через   30 минут (проба № 6) ребенок забывает 2­3 слова. Исследование самооценки ребенка с помощью  методики «Лесенка» Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи на какую ступеньку тебя поставила бы мама».  11 Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой»,   «умный   –   глупый»,   «сильный   –   слабый»,   «смелый   –   трусливый»,   «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает   колебания,   раздумывает,   аргументирует   свой   выбор.   Если   ребенок   не  дает никаких   объяснений,   ему   следует   задать   уточняющие   вопросы:   «Почему   ты   себя   сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой Способ выполнения задания 1.   Не   раздумывая,   ставит   себя   на   самую   высокую ступеньку;   считает,   что   мама   оценивает   его   также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я   хороший.   Хороший   и   больше   никакой,   это   мама   так сказала».   2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на   самую   высокую   ступеньку,   объясняя   свои   действия, называет какие­то свои недостатки и промахи, но объясняет их  внешними,  независящими  от него, причинами,  считает, что   оценка   взрослых   в   некоторых   случаях   может   быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».   3.   Обдумав   задание,   ставит   себя   на   2­ю   или   3­ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.   Тип самооценки Неадекватно самооценка   завышенная       Завышенная самооценка          Адекватная самооценка     4.   Ставит   себя   на   нижние   ступеньки,   свой   выбор   не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».      Заниженная самооценка Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из­ за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Неадекватно   завышенная   самооценка   свойственна   детям   младшего   и   среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. 12 Самооценка детей 6­7­летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных   ситуациях   и   привычных   видах   деятельности   приближается   к   адекватной.   В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная   самооценка   у   детей   дошкольного   возраста   рассматривается   как отклонение в развитии личности. Тест «Раскрась картинку» Необходимо приготовить два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – черное, солнце – зеленое, облака – коричневые, земля – синяя. Детям   предлагают   раскрасить   картинку   по   образцу:   «Раскрась   так   же,   как   у меня». После того как задание будет выполнено, их просят проконтролировать себя, т.е. сказать, все ли правильно сделано и похожа ли картинка на образец. По результатам теста каждый ребенок может быть отнесен к одной из 4 групп. 1. Принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать). 13 2. Принимает, но не понимает задачу (хочет выполнить, но не понял что надо делать). 3. Не принимает, но понимает (понимает, что требуется сделать, но хочет это выполнять либо хочет выполнить по­своему). 4. Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает суть задания).   Оценка результатов 3 балла – высокий результат; 2 балла – средний; 1 балл – ниже среднего; 0 баллов – низкий. Таким   образом,   принятие   задачи   взрослого   ребенком   включает:   1)   желание выполнять задание взрослого (принятие  задачи  для себя); 2)  понимание  того, что надо делать (понимание задачи).   Качество выполнения задания 1 группа. Дети с заданием справляются полностью. Когда их спрашивают, все ли они правильно сделали, то   ребята   не   просто   отвечают,   а   пытаются аргументировать свои слова: «здесь небо черное, и у меня тоже черное, значит, правильно».   Дети   используют 2   группа.   Формально   задание   выполняется неправильно. цвета несоответствующие   эталону,   но   когда   взрослый начинает   интересоваться   каждым   предметом отдельно,   дети   этой   группы   замечают   свои   ошибки: «Ой, здесь нужно было рисовать красным карандашом, а я зеленым».   Характер принятия задачи, балл  Принимает и понимает задачу   3  Принимает,   но   не   понимает задачу   2 3   группа.   Дети   внимательно   рассматривают образец,   при   выполнении   задания   частично   или полностью раскрашивают предметы на картинке, но не в   соответствии   с   эталоном.   При   оценке   своих результатов они часто рассуждают о целесообразности так,   а   не   иначе   раскрашивать   рисунок,   говорят: «Дерево не красное, а зеленое», «А так не бывает» и т.д. 4   группа.   Дети   выполняют   задание   неправильно, они раскрашивают картинку в те цвета, которые им нравятся.   Когда   их   просят   сравнить   результат   с  Не   принимает,   но   понимает задачу   1  Не   принимает   и   не   понимает задачу 14 образцом,   они   не   замечают   ошибок.   Даже   если   их спрашивают   о   каждом   изображенном   предмете   в отдельности («А дерево у тебя на рисунке такое же, как на моем?»), они отвечают утвердительно, иногда не взглянув на рисунок.   0 Мышление и речь Инструкция. Психолог говорит ребенку: «Я буду называть тебе словом один  предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я  скажу «игрушка», а ты мне должен ответить ­ «игрушки». Ребенка можно спросить, понял  ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в  единственном числе: Книга                                  лампа                               ручка 15 Стол                                    окно                                 город Стул                                    ухо                                   брат Флаг                                    ребенок                   Если ребенок допускает ошибки в первых двух словах, ему можно помочь, еще  раз повторив правильный образец: «Игрушка – игрушки». Правильные ответы ребенка  должны быть следующие (с соблюдением ударений): Книги                                 лампы                                ручки Столы                                окна                                    города Стулья                               уши                                     братья Флаги                                 ребята                     На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.                    Оценка результатов                    3 балла – ребенок допустил не более 2 ошибок;                    2 балла – допущено от 3 до 6 ошибок;                    1 балл – ребенок допустил более 7 ошибок.                    Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в сло­ве. Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл) нуждаются в дополнительной работе по  развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить  также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи  такого ребенка. Методика «Оценка психосоциальной зрелости  по тестовой беседе» 16 Вопросы: 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 3. Кем работает твоя мама (папа)? 4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? 6. У тебя есть брат (сестра)? Кто старше? 7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года? 8. Сейчас утро или вечер? 9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает  раньше – обед или ужин? 10. Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 11. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 12. Почему снег бывает зимой, а не летом? 13. Что делают почтальон, врач, учитель? 14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель? 15. Ты хочешь пойти в школу? Почему? 16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? 17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д. 18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 19. Каких зверей ты знаешь, каких птиц? 20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше ног: у собаки или у  петуха? 21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3. 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? Тест «Два домика» 17 Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один  из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот  рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным  карандашами.                  Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик  принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех,  кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят  своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».                  Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок  поменять кого­нибудь местами, не забыл ли кого­нибудь.                  Анализ результатов                  Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ре­ бенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положи­ тельный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положи­ тельных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком  «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак  большего числа.                  +4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные,  достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстни­ ков, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.                   от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают  игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным дру­ гом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе  могут быть лидерами.                    от ­2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, под­ вижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в  игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других,  но легко забывают обиды.                     0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто  не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые  играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие резу­ льтаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.                     ­1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они  внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервоз­ны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.                     Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу свер­ стников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрос­ лыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, ус­ 18 певшие поссориться почти со всеми.                    Познавательная сфера и обучаемость Методика исследования кратковременной памяти…………………….19 Методика «Оперативная память»……………………………………….20 Методика «Образная память»………………………………………...…21 Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я.,  Кабылицкая С.Л.)………………………………………………………...22 Методика «Сложные аналогии»………………………………………...23 Методика «Числовые ряды»…………………………………………….25 Методика определения уровня сформированности умений и  навыков.......................................................................................................27 Методика изучения памяти……………………………………………...32 Методика изучения внимания…………………………………………...35      Тест «Круги»……………………………………………………………..36 19 Методика исследования кратковременной памяти Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти. Описание: испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлена  таблица  с числами. Вы должны постараться  за 20  секунд  запомнить  и, потом записать  как можно большее количество чисел. Внимание, начали!» Оценка. По   количеству   правильно   воспроизведенных   чисел   производится   оценка кратковременной  зрительной  памяти.  Максимальное количество  информации, которое может храниться в кратковременной памяти ­ 10 единиц материала. Средний уровень: 6­7 единиц. 15 94 83 39 65 19 87 79 94 23 46 52 20 Методика «Оперативная память» Цель: изучение оперативной памяти (для взрослых испытуемых). Инструкция:  «Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму  записать и четвертое с пятым, снова  записать сумму. Таким   образом,   у   вас   должно   быть   получено   и   записано   четыре   суммы.   Время   для вычислений – 15 секунд. После чего я зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз». Числовые ряды а) 5, 2, 7, 1, 4 б) 3, 5, 4, 2, 5 в) 7, 1, 4, 3, 2 г) 2, 6, 2, 5, 3 д) 4, 4, 6, 1, 7   Ключ а) 7 9 8 5 б) 8 9 6 7 в) 8 5 7 5 г) 8 8 7 8 д) 7 9 7 8 Обработка данных е) 4, 2, 3, 1, 5 ж) 3, 1, 5, 2, 6 з) 2, 3, 6, 1, 4 и) 5, 2, 6, 3, 2 к) 3, 1, 5, 2, 7 е) 6 5 4 6 ж) 4 6 7 8 з) 5 9 7 5 и) 7 8 9 5 к) 4 6 7 9 Подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше. 21 Методика «Образная память» Цель: изучение кратковременной образной памяти. Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета,   геометрическая   фигура,   символ).   Испытуемому   предлагается   за   20   секунд запомнить   максимальное   количество   образов   из   предъявляемой   таблицы   (см.   рисунок). Затем   в  течение   одной   минуты   он   должен  воспроизвести   запомнившееся   (записать  или нарисовать). Инструкция. «Сейчас я покажу тебе таблицу с рисунками. Постарайся запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запиши или зарисуй все, что успел запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд». Оценка.  Подсчитывается   количество   правильно   воспроизведенных   образов.   В норме – это 6 и более правильных ответов. 9 8 7 6 15­16 13­14 10­12 7­9 5 6 4 5 3 4 2 3 1 1­2 Оценка, баллы Кол­во воспроиз­ веденных образов Рисунок СМ НА САЙТЕ 22 Методика изучения уровня внимания у школьников  (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.) Предназначена для обследования учеников 3­5 классов. Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников. Инструкция.  «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь   фиксирует   время   работы   с   текстом,   особенности   поведения   ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Текст Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто­то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Обработка данных Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0­2 – высший уровень внимания; 3­4 – средний уровень внимания; более 5 – низкий уровень внимания. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др. 23 Методика «Сложные аналогии» Цель:  методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых. Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой   паре   слов.   В   этом   ему   поможет   «Шифр»   ­   таблица,   в   которой   приводятся   образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый   должен   определить   отношение   между   словами   в   паре,   затем   найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» ­ пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами. Материал. Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов. Инструкция.  «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической   связи.   Примеры   всех   6   типов   и   соответствующие   им   буквы   приведены   в   таблице «Шифр». Вы должны, во­первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном   ряду   обвести   кружком   ту   из   букв,   которая   соответствует   найденному   в   таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты». Материал к методике А. Овца – стадо Б. Малина – ягода В. Море – океан Г. Свет – темнота Д. Отравление – смерть 24 Е. Враг – неприятель Шифр       1. Испуг – бегство               А Б В Г Д Е 2. Физика – наука                А Б В Г Д Е 3. Правильно – верно          А Б В Г Д Е  4. Грядка – огород               А Б В Г Д Е  5. Пара – два                        А Б В Г Д Е  6. Слово – фраза                 А Б В Г Д Е  7. Бодрый – вялый             А Б В Г Д Е  8. Свобода – воля               А Б В Г Д Е 9. Страна – город               А Б В Г Д Е 10. Похвала – брань           А Б В Г Д Е 11. Месть – поджог            А Б В Г Д Е 12. Десять – число              А Б В Г Д Е 13. Плакать – реветь          А Б В Г Д Е  14. Глава – роман               А Б В Г Д Е  15. Покой – движение        А Б В Г Д Е  16. Смелость – геройство  А Б В Г Д Е  17. Прохлада – мороз         А Б В Г Д Е  18. Обман – недоверие       А Б В Г Д Е  19. Пение – искусство        А Б В Г Д Е 20. Тумбочка – шкаф         А Б В Г Д Е Ключ 3  1  2  6  Д  Б  Е  А  Е  А  4  5  7  Г  8  Е  9  В  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  Г  Д  Б  В  Д  Б  В  Е  А  Е  Г  Оценка Оценка, 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 баллы Кол­во правильных ответов 19 18 17 15 12­14 10­11 8­9 7 6 Анализ результатов Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил   все   сопоставления,   это   дает   право   заключить,   что   ему   доступно   понимание абстракций и сложных логических связей. Если   испытуемый   с   трудом   понимает   инструкцию   и   ошибается   при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод   о   соскальзывании   умозаключений,   растекаемости   мышления,   о   произвольности, нелогичности   рассуждений,   диффузности,   расплывчатости   мысли   на   фоне   понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наиболее   информативное   значение   имеют   рассуждения   испытуемого.   Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада – мороз». Методика «Числовые ряды» Цель: исследование логического аспекта математического мышления. Материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Инструкция (детский вариант). «Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд». 12 5 5 7 14 4 6 4 16 3 6 7 Примеры 2 10 3 1 4 9 3 7 Ключ к обработке № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 9 35 2 3 21 2 29 15 20 64 6 8 4 2 10 40 1 3 24 2 33 15 21 128 8 7 4 7 № 11 № 12 № 13 № 14 № 15 № 16 № 17 № 18 № 19 № 20 10 6 5 3 7 25 15 15 ¼ 15 9 50 9 38 4 32 17 14 1/8 11 16 65 6 76 26 № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12 № 13 № 14 № 15 № 16 № 17 № 18 № 19 № 20 3 5 8 9 3 8 5 27 8 1 22 4 12 24 16 18 12 2 21 3 4 10 7 9 6 2 9 27 9 2 19 5 14 23 8 14 13 5 18 6 5 15 6 7 9 6 12 23 12 4 17 7 13 21 4 17 11 10 16 8 6 20 5 7 12 2 13 23 13 8 14 10 15 20 2 13 14 17 15 16 7 25 4 5 15 4 16 19 16 16 12 14 14 18 1 16 10 26 12 18 8 30 3 5 18 2 17 19 17 32 9 19 16 17 ½ 12 15 37 10 36 Инструкция  (взрослый   вариант).   «Вам   предъявлены   7   числовых   рядов.   Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут». 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 24 1 16 1 7 2 24 21 4 17 3 16 4 22 19 9 15 6 9; 8 19 18 16 18 8 5 10 15 15 _ 14 16 21 20 _ 13 _ 19 18 16; 22 _ Ключ к обработке 1) 20 3) 4) 12 25 13 36 9 36 20 38 _ 49 _ _ 9 _   5) 6) 7)   _ 64 _ _ _ _   7 81   76 4 92     100   78   94   13 44 10     46 4   Интерпретация результатов Если   испытуемый   затрудняется   при   решении   подобных   задач,   это   может обозначать,   что   он   плохо   анализирует   цифровой   материал,   не   видит   в   нем   скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно, его логическое мышление развито слабо. 27 Методика определения уровня сформированности умений и навыков. Тест на осведомленность. 1 класс. 1. Из чего сделаны шкаф, стол, стул? 2. какие звери живут в лесу? 3. Где работает твоя мама и кем? 4. А кем еще могут работать взрослые? 5. Назови как можно больше предметов, которые начинаются с буквы «С». Например, сахар и т.д. 6. Когда идет снег и отмечают Новый год? 7. Каких животных называют домашними, назови их. 8. Кто такой почтальон Печкин? 9. Назови животных, которые имеют 4 ноги.  28 10. Чем ловят рыбу? 2 класс. 1. Какие ты знаешь города? 2. Назови птиц, которых ты знаешь. 3. Какие ты знаешь цветы? 4. Какое время года наступает после весны? 5. Какие времена года еще бывают? 6. Какие ты знаешь фрукты? 7. Где растут овощи? Перечисли их. 8. Когда собирают урожай с полей? 9. Какие ты знаешь загадки? 10. Назови самый большой город нашей страны. 3 класс. 1. Каких детских писателей ты знаешь? 2. Какие птицы зимуют у нас? 3. Из чего, по­твоему, делают сахар? 4. Каких ты знаешь насекомых? 5. Какие ты знаешь стихи и песенки? 6. Когда встает солнце? 7. Какие ты знаешь грибы? 8. Что такое дефицит? Тест на понятливость. 1 класс. 1. Зачем поливают растения? 2. Что такое зоопарк? 29 3. Какое сходство между коровой и лошадью? 4. Похожи ли скамейка и стул? Если да, то чем похожи? 5. Чем отличается добрый человек от злого? 6. Что общего между огурцом и яблоком? 7. Как ты понимаешь слово «учитель»? 8. Кто такая Баба­Яга? 9. О чем русская народная сказка «Репка»? 10. Что значит выражение «золотая голова»? 2 класс. 1. Чем отличается нарисованная кошка от настоящей? 2. Что такое счастье? 3. Что входит в понятие «цветок»? 4.   Почему   рыбка   в   «Сказке   о   рыбаке   и   рыбке»   А.С.Пушкина,   выполнявшая   все   желания старухи, не захотела выполнить последнее? 5. Назови самые разнообразные названия штанов (брюки, шорты, джинсы, техасы и т.д.). 6. Чем отличается треугольник от квадрата? 7. Перед тобой шарик, сделанный из пластилина. Возьми и сделай из него лепешку. Где больше пластилина?   (феномен   Пиаже   можно   продемонстрировать   и   на   тарелках   с   блюдцами   или   с сосудами воды). 8. Когда лед становится водой? 9. Чем отличается лошадь от коровы? 3 класс. 1. Как ты понимаешь выражение «золотые руки»? 2. Как понимать выражение «семь раз отмерь, один раз отрежь»? 3. Как ты понимаешь выражение «посмотрит – рублем одарит»? 4. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех? 5. Как понимать такое выражение «волков бояться – в лес не ходить»? 6. Закончите предложение: «Летняя ночь была теплая, как …» 30 7. О чем идет речь в предложении: «Белый пар над рекой расстилается»? 8. Что значит выражение «узелки на память»? 9. Как понимать выражение «куда нитка, туда и иголка»? 10. Фунт муки стоит 12 копеек. Сколько стоят 2 пятикопеечные булки? Нахождение лишнего понятия. 1 класс. 1. Пила, топор, лопата, полено 2. Ботинок, нога, туфли, сапог 3. Минута, секунда, вечер, час 4. Береза, сосна, ягода, дуб 5. Молоко, сливки, сыр, хлеб 2 класс. 1. Яблоко, груша, молоко, слива 2. Волк, заяц, овечка, рысь, медведь 3. Картофель, огурец, арбуз, лук 4. Тарелка, ложка, лампа, стакан 5. Шляпа, пальто, брюки, рука 3 класс. 1. Книга, ручка, радио, карандаш 2. Копейка, рубль, песня, монета 3. Самолет, корабль, берег, поезд 4. Береза, тополь, цветы, осина 5. Воробей, синица, обезьяна, стриж Осуществление умозаключений. 1 класс. 1. Все овощи растут в огороде. Капуста – овощ. Вывод: (капуста растет в огороде). 31 2. Все звери живут в лесу. Лев – зверь. Вывод: (лев живет в лесу). 3. Все звезды сияют на небе. Венера – звезда. Вывод: (Венера – на небе). 4. Все дети любят играть. Петя – ребенок. Вывод: (Петя любит играть). 2 класс. 1. Все деревья сбрасывают листья. Тополь – дерево. Вывод: (тополь сбрасывает листья). 2. Все грибы растут в лесу. Мухомор – гриб. Вывод: (мухомор растет в лесу). 3. Все птицы имеют крылья. Ворона – птица. Вывод: (ворона имеет крылья). 4. Все звери имеют шерсть. Тигр – зверь. Вывод: (тигр имеет шерсть). 3 класс. 1. Игрушка сделана из дерева. Дерево не тонет в воде. Вывод: (игрушка не тонет в воде). 2. Все люди смертны. Иванов – человек. Вывод: (Иванов – смертен). 3. Все растения выделяют кислоту. Ромашка – растение. Вывод: (ромашка выделяет кислоту). 4. Все животные дышат кислородом. Гидра – животное. Вывод: (гидра дышит кислородом). 5.   Все   металлы   проводят   электричество.   Медь   –   металл.   Вывод:   (медь   проводит электричество). Обобщение группы предметов. 1 класс. Стаканы, тарелки, блюдца – (посуда) Столы, стулья, диваны – (мебель) Рубашка, брюки, платье – (одежда) Роза, ландыш, незабудка – (цветы) Курица, гусь, утка, индейка – (домашняя птица) 2 класс. Кемерово, Новокузнецк, Москва – (города) Россия, Япония, Америка – (страны) Карась, окунь, щука – (рыбы) Волга, Томь, Обь – (реки) 32 Коклюш, грипп, невралгия – (болезни) 3 класс. Самолетики, куклы, машинки – (игрушки) Бананы, яблоки, вишня – (фрукты) Масло, мясо, яйца – (пища) Ель, сосна, кедр – (деревья) Корова, свинья, овца – (домашние животные) Подбор противоположностей.  1 класс. Большой –  Теплый­ 2 класс. Чистый­ Лживый­ 3 класс. Белый­ Глупый­ Легкий­ Слабый­ Низкий­ Больной­ Смелый­ День­ Небо­ Друг­ Дорогой­ Деревянный­ Хороший­ Чужой­ Методика изучения памяти Логическая память Инструкция: «Послушайте и воспроизведите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут». 1 класс.  (10) Кукла – играть Ножницы – резать Книга ­ учитель 2 класс. (20) Курица – яйцо Лошадь ­ сани 33

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога

Диагностическая работа педагога-психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017