Дидактическая игра на уроках в начальной школе.
Оценка 4.8

Дидактическая игра на уроках в начальной школе.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика +2
1 кл
08.01.2017
Дидактическая игра на уроках в начальной школе.
Выступление на педсовете "Дидактическая игра на уроках в начальной школе." . Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Этому способствуют игровые методы,которые обязательно должны быть введены в процесс обучения начальных классов. В материале представлены дидактические игры, которые я использую на уроках математики, окружающего мира, обучения грамоте.
Дидактическая игра на уроках в начальной школе..docx

Дидактическая игра на уроках в начальной школе.

Никонова Н.И., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №17» г. Губкина.

 

Начало обучения ребенка в школе – это сложный  и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают  психологический кризис, связанны с необходимостью адаптации к школе. В это время у них происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том , что игровая деятельность является свободной , в то время как учебная построена на основе произвольных усилий ребенка: он вынужден делать, то что ему не всегда хочется. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Этому способствуют игровые методы развивающего,которые обязательно должны быть введены в процесс обучения начальных классов. Их можно использовать и на уроках (занятиях) математике и русского языка. Вот такие упражнения я предлагаю для 1 класса.

Казалось бы, сказка и математика – понятия не совместимые. Свежий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Однако нередко именно такая форма позволяет  удачно ввести ребят в мир математики. Подобное сочетание благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы  можно найти пути в сферу эмоций ребенка. В тоже время важна и обратная связь: в ряде случаев встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, поразмышлять, поглубже заглянуть в него.

Поэтому в гости к нам часто приходит Незнайка, проказник Буратино, различные зверушки. Дети дружат с ними, выполняют задания и отвечают на вопросы, которые те им задают.

Оживляют работу на уроке, задает хороший темп игра «Назови число». Я бросаю мяч кому-нибудь из учеников и называю число. Поймавший его должен назвать число на 1, 2, 3.. больше или меньше названного; назвать числа , стоящие в ряду натуральных чисел до или после названного числа, в предела 10 и так далее.

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов для первоклассника является состав числа. Для закрепления этого материала можно использовать игру « Молчанка». В этой игре дети могут выступать в роли учителя, контролера, что им очень нравится. Например , один из учеников показывает карточку с каким - то числом, остальные молча показывают состав этого числа.

Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания помогают игры «Точно по курсу», «Чей букет лучше?», «Полет в космос», «Собери урожай» с использование разнообразно счетного и наглядного материала.

«Точно по курсу» На доске записываются примеры без ответов. Внизу под ними расставляются бумажные корабли, на парусах которых записаны цифры, являющиеся ответами к данным примерам. Дети должны расставить кораблики так, чтобы пример соответствовал ответу, записанному на парусе корабля. Кто быстрее проведет по курсу свои корабли, тот считается лучшим капитаном.

« Чей букет лучше?» На доске прикрепляются вырезанные из бумаги изображение ваз для цветов. Фигурки цветов раскладываются на полочке. Ученик подходит к полочке, берет цветок , решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример решен верно, то ребенок прикрепляет его к доске (ставит его в вазу). В конце игры  подсчитывается, кто собрал больше цветков для букета. Игру можно проводить, разделив всех учеников на команды.

«Полет в космос»  Винтик и Шпунтик изобрели новую космическую ракету, но она не может вместить всех желающих. Класс делится2-3 команды. По сигналу начинается соревнование. С начало примеры решают капитаны, решив они передают мел следующим игрокам команд. Выигрывает, та команда, которая быстрей и без ошибок решит примеры.

«Собери урожай»  На чудо-яблоне висят яблоки, на обратной стороне которых написаны примеры. Ученики « рвут» яблоки и решают примеры. Ребенок , правильно решивший пример, кладет яблоко в свою корзину. Побеждает тот , у кого яблок больше.

Очень нравится детям игра «Выбери ответ правильно» С каждого ряда вызывается один ученик, который решает примеры, записанные на доске слева. На правой половине уже написан правильный ответ. Решив пример, ученик находит справа  правильный ответ и соединяет линиями две записи. Эта игра хороша тем, что не требуется особой подготовки, а участвует весь класс, контролируя работу своих товарищей.  Её вариантом является игра «На лугу», в которой ученики помогают бабочке сесть на нужный цветок.

По теме» Сложение и вычитание в пределах 10» можно использовать игру «Составим поезд» К доске вызывается например 5 девочек. Они цепляются друг за другом. Затем прицепляется 2 вагона ( 2 девочки). На доске пишется 5+1+1,а дети проговариваю прием прибавления

На протяжении урока математике, особенно при переходе от одной части к другой, занимательные задачи, задачи шутки, загадки могут служить средством для активации, переключения внимания детей, интеллектуально отдыха.

Занимательные задачи:

1)           Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (ДВОЕ)

2)           Как с помощью всего одной палочки образовать на столе треугольник?  (Положить ее на угол стола)

3)            Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах? (2 кг)

4)           У трех братьев по одной сестре. Сколько в семье детей?  (Четверо)

5)           Надо разделить 5 яблок, между 5 девочкам, так чтобы одно осталось в корзине. (одна девочка должна взять яблоко вместе с корзиной)

6)           На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе?  (Четыре)

7)           У какого геометрической фигуры не ни начала, ни конца? (У круга)

Загадки:

1)           Пять братьев в одном домике живут. (Варежка)

2)           Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда и глянет (Подсолнух)

3)           Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)

4)           Много рук одна нога.  Дерево)

5)           Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

6)           В году у дедушки четыре имени.  Кто это? (Весна, Лето, Осень, Зима)

7)           Кто в году четыре раза переодевается. (Земля)

     Ученики начальных классов с удовольствие решают задачи в стихотворной форме. Дети их легко запоминают и спешат сообщить ответ. Вот некоторые из них.

1)           Яблоки в саду поспели

Мы отведать их успели

Пять румяных налитых,

Три с кислинкой. Сколько их?

2)           К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок?

3)           Сидят рыбаки

Стерегут поплавки:

Рыбак Корней поймал трех окуней,

Рыбак Евсей – четырех карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб из реки наловили рыбаки?

         В некоторых программах в первом классе знакомятся с таблицей умножения. Одной из ведущих задач обучения математики младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деления. Учащиеся должны не только знать таблицу умножения, но и понимать принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение. В моей работе я предлагаю вам рассмотреть, одно из таких  упражнений. Как правило, с каждым новым упражнением у учащихся повышается интерес.

«Море умножения»

Я заранее объясняю, как пользоваться таблицей умножения. Затем беру большой лист бумаги и на нем рисую море. Далее вырезаю небольшие кораблики и на них пишу примеры на умножение и деление. На уроке с помощью таблицы я предлагаю пустить эти кораблики в «море умножения», то есть правильно решить примеры.  При этом поплывут, только те кораблики которые решены правильно. Детям можно предложить их раскрасить. Они с удовольствием  участвуют в этом упражнении.

        Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес, нежелание им заниматься порождает неграмотность. Побудить интерес к предмету можно с помощью увлекательного дидактического  материала, который нужно систематически накапливать и вдумчиво отбирать. Вот несколько игр, вызывающих у детей интерес и активизирующих на уроке их деятельности.

«Назови букву»

Несколько учеников вызывают к доске. Один из них показывает букву, а остальные хором ее называет. Если буква названа не правильно, дети, сидящие в классе, хлопают в ладоши.

При изучении новых букв используются игры «Веселый поезд» и «Кто больше?», причем  у последней есть несколько вариантов, что позволяет внести в процесс обучения элемент новизны. Вот некоторые из них.

1.            Составить слова из слогов, написанных на доске.

2.            Составить как можно больше слов из данного слова.

3.            Заменить в слове одну согласную, например в слове (Бочка).

4.            Заменить в словах гласную.

«Веселый поезд»  Вызываются четыре ученика – проводника и они «рассаживают» буквы по вагонам. Вагонов четыре: синий и зеленый для согласных и два красных для гласных. В одном из красных  вагонов нарисованы кресла. Это мягкий вагон, в нем « едут» гласные, обозначающие мягкость согласных звуков. Игра позволяет лучше разобраться в слого - звуковом анализе и быстрее запомнить все буквы.

«Словесный сказочник» На букву, названную учителем, нужно придумать как можно больше слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.

«Лучший сказочник» Дети по очереди читают отрывок  из какой-нибудь сказки. Остальные должны отгадывать ее название. За каждый правильный ответ участники получают игры получают жетон. У кого в конце игры наберется большее количество  жетонов, тот и победи. Ему присваивается звание» Лучший знаток сказок».

И много еще разнообразных вариантов. С удовольствием дети отгадывают загадки, разгадывают кроссворды и ребусы. Для выразительности речи, правильного произношения звука, слогов, слов использую чистоговорки, потешки, скороговорки.

Именно в игре дети способны понять серьезные вещи. Играя они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, все это в конечно счете - труд. Успех его обеспечивается желание учиться – это есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность организованна правильно.

    Я привожу дидактические игры, которые использую на уроках по окружающему миру в первом классе и надеюсь, что они будут полезны учителям начальной школы.

«Эти разные цветы». 

Задачи:

Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах.Развивать интерес и любовь к природе. 
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.

Оборудование:

У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».  
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим.Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.

 «По порядку».

Задачи:

Закрепить и классифицировать  знания  детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование:

Карточки с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку  как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни  недели.

 «12 месяцев»

Задачи:

Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе . 

Оборудование:

Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

 «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

Задачи:

Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Оборудование:

Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков. 
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну( континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

 «Что напутал художник» Исправь ошибки.

Задачи:

Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. 
Нужно исправить картинки.

 «Объедини виды транспорта»

Задачи:

Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек ). 
Задание можно дать поделив детей на 4 команды.Команде дают карточки с разными видами транспорта.  Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный.   Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

«Живая – неживая»

Задачи:

Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование:

Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы.Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам.Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 

«На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)

Задачи:

Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.

Оборудование:

У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов.На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.

«Радуга- дуга»

Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги.Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.

Соотнеси загадку с отгадкой.

На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.

 «Жучки и паучки» ( дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)

 «Вершки и корешки».

Задачи:

Познакомить с разнообразием растений . Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать интерес к природе.

Оборудование:

У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений. 
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.


 

Дидактическая игра на уроках в начальной школе

Дидактическая игра на уроках в начальной школе

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов для первоклассника является состав числа

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов для первоклассника является состав числа

Эта игра хороша тем, что не требуется особой подготовки, а участвует весь класс, контролируя работу своих товарищей

Эта игра хороша тем, что не требуется особой подготовки, а участвует весь класс, контролируя работу своих товарищей

В году у дедушки четыре имени.

В году у дедушки четыре имени.

Детям можно предложить их раскрасить

Детям можно предложить их раскрасить

И много еще разнообразных вариантов

И много еще разнообразных вариантов

Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели

Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели

Задачи: Сформировать представление учащихся о видах транспорта

Задачи: Сформировать представление учащихся о видах транспорта

Работа в группах по 4 человека

Работа в группах по 4 человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017