«Дидактические игры и упражнения для развития речевого дыхания»
Консультация для воспитателей
Качество речи, ее громкость во многом зависят от речевого дыхания малыша. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной громкости речи, сохранения плавности речи и выразительности.
Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития и др.) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.
Проверить правильность развития речевого дыхания можно с помощью пения. Длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Поэтому:
- в 2 года малыш должен тянуть один звук в течение 2 секунд или пропеть подряд
два разных гласных звука;
- в 3 года может петь один звук в течение 3 секунд или подряд 3 разных звука и соответственно т. д.
Правила плавного ротового выдоха
1. Стоять прямо.
2. Не поднимать плечи при выдохе.
3. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух.
4. Слегка выдвигать губы вперед.
5. Дуть не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
При устранении нарушения звукопроизношения, немаловажно постановка и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает укрепление артикуляционного аппарата, нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Поэтому на своих занятиях я использую игры для развития речевого дыхания, которые я придумала сама. Основной целью этих игр является развитие правильного речевого дыхания, а именно короткий вдох, и длительный выдох. В играх использую метод дутья, и пение гласных звуков.
Вот несколько идей дидактических игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей:
1. «Футбол с ватным шариком». На столе провести линию ворот. Ребенок должен дуть на ватный шарик, стараясь загнать его в ворота. Начинать можно с короткой дистанции, постепенно увеличивая расстояние до ворот.
2. «Бабочки и цветочки». Вырезать из бумаги цветы и бабочек. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она «перелетела» с одного цветка на другой. Следить, чтобы ребенок делал глубокий вдох и длительный плавный выдох.
3. «Кораблики». Налить в таз воды, запустить кораблики. Предложить ребенку покататься на кораблике из одного города (порта) в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него.
4. «Задуй свечу». Предложить ребёнку глубоко вдохнуть через нос и задуть воображаемую свечу. Губы должны быть вытянуты вперед. Затем можно реально зажечь свечу и дать ребенку ее задуть.
5. «Снежинки». Вырезать из папиросной бумаги снежинки, положить их на ладонь ребенка. Он должен сдуть снежинку с ладони. Следить, чтобы щеки не надувались, а губы были вытянуты.
6. «Перышко». Подбросить перышко вверх и предложить ребенку дуть на него, не давая упасть на пол как можно дольше. Можно устроить соревнования между детьми.
7. «Фокус». Положить на кончик носа кусочек ваты. Ребенок должен сделать глубокий вдох и сильным выдохом сдуть вату с носа. Следить, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Рекомендации:
· Игры и упражнения лучше проводить в проветренном помещении.
· Следите, чтобы ребенок не переутомлялся, чередуйте игры с отдыхом.
· Показывайте правильный пример выполнения упражнений.
· Поощряйте старания детей, создавайте игровую и позитивную атмосферу.
Регулярное выполнение подобных упражнений поможет детям развить речевое дыхание, что является важной предпосылкой правильного звукопроизношения. Успехов вам в работе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.