Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста
Оценка 4.7

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Оценка 4.7
Карточки-задания
doc
дефектология
1 кл—2 кл
06.04.2017
Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста
Связная речь воплощает в себе все достижения ребенка в овладении родным языком. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Особое значение приобретает развитие связной речи у детей с нарушениями слуха, у которых наблюдается грубое недоразвитие всех компонентов речевой системы. Требуется осуществление специальной работы в данном направлении, поскольку сформированная связная речь выступает средством общения и познания детей, способствует их успешному обучению и социализации в обществе. В пособии представлены дидактические игры по развитию связной речи детей младшего школьного возраста, адаптированные под категорию детей с нарушениями слуха. Пособие предназначено для педагогов специальных образовательных учреждений I вида, работающих с указанной категорией детей. Оно может быть также использовано родителями для закрепления речевых навыков. В ходе использования представленных игр решаются разнообразные задачи: - расширение объема словаря, активизация усвоенной лексики; - развитие грамматического строя речи через построение предложений различных типов; - обучение первоначальным навыкам связного высказывания (описание, рассказ). В пособии выделены разделы: 1) Работа над словом и предложением; 2) Работа над связной речью. Каждый раздел содержит типовые игры. Описание каждой игры включает: цели, оборудование, речевой материал, ход игры. Представленные материалы далеко не исчерпывает весь перечень игр, направленных на развитие связной речи школьников. Тему, содержание можно варьировать в зависимости от целей занятия, проводить аналогичные игры на другом речевом материале.
Альбом Дидактические игры по связной речи.doc
Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..3 Дидактические игры Содержание альбома: Раздел 1. Работа над словом и предложением 1) «Кто больше»……………………………………………………………………………………………………………………………4 2) «Подбери пару»…………………………………………………………………………………………………………………………5 3) «Семья»……………………………………………………………………………………………………………………………….…6 4) «Наведи порядок»………………………………………………………………………………………………………………………7 5) Лото «Домашние животные»…………………………………………………………………………………………………………..8 6) «Мишкин дом»………………………………………………………………………………………………………………………….9 7) «Разложи фрукты»…………………………………………………………………………………………………………………….10 8) «Кто что делает?»…………………………………………………………………………………………………………………...…11 9) «Посылка»……………………………………………………………………………………………………………………………...13 10) «Четвертый лишний»………………………………………………………………………………………………………………...14 Раздел 2. Работа над связной речью 1) «Что сначала, что потом»…………………………………………………………………………………………………………..…15 2) «Опиши   предмет»……………………………………………………………………………………………………………………16 3) «Кто как зимует»………………………………………………………………………………………………………………………18 2 4) «Расскажи  сказку»……………………………………………………………………………………………………………………..19 5) «Творческий рассказ»…………………………………………………………………………………………………………………20 Пояснительная записка  Связная речь воплощает в себе все достижения ребенка в овладении родным языком. В  ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.   Особое значение приобретает развитие связной речи у  детей с нарушениями слуха, у которых наблюдается грубое недоразвитие всех компонентов речевой системы.   Требуется осуществление  специальной работы   в данном направлении, поскольку сформированная  связная речь выступает средством общения и  познания детей, способствует  их успешному обучению    и социализации в обществе.      В пособии представлены дидактические игры по развитию связной речи детей младшего школьного возраста, адаптированные под категорию детей с нарушениями слуха. Пособие предназначено для педагогов специальных образовательных учреждений  I вида, работающих с  указанной  категорией  детей.  Оно  может  быть также  использовано  родителями   для  закрепления  речевых навыков.  В ходе использования представленных игр решаются разнообразные задачи: ­ расширение объема словаря, активизация усвоенной лексики; ­ развитие грамматического строя речи через построение предложений различных типов; ­ обучение первоначальным навыкам связного высказывания (описание, рассказ). В пособии  выделены разделы: 1) Работа над словом и предложением; 2) Работа над связной речью.  3 Каждый раздел содержит типовые игры.  Описание каждой игры включает: цели,  оборудование,  речевой материал, ход игры. Представленные материалы  далеко не исчерпывает весь перечень игр, направленных на развитие связной речи школьников. Тему, содержание   можно варьировать в зависимости от целей занятия, проводить аналогичные игры на другом речевом материале. РАЗДЕЛ 1. РАБОТА НАД СЛОВОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ «КТО БОЛЬШЕ?»   Цель: активизация предметного словаря. Оборудование: предметы, предметные картинки по определенной лексической теме. Речевой материал: «Покажи», «Назови», «Что это?», «Что здесь нарисовано?» Ход игры:     Разложив  на столе  предметы или картинки,   ведущий поочередно показывает  их. Кто называет его первым, забирает картинку.  Выигрывает тот, кто больше наберет предметов. (Эту игру можно использовать для закрепления названий предметов в дактильной и устной форме, для чего ведущим должен стать ребенок. Сначала он может называть предметы, читая названия по табличке, а, усвоив их – говорит на память.). Можно также попросить обобщить группу предметов одним словом. 4 «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цели: учить детей понимать функции предметов, использовать слова в правильной грамматической форме в предложении. Оборудование: картинки с изображением предметов, которые могут использоваться в одной ситуации (карандаш и тетрадь, молоток и гвоздь, иголка и пуговица, нож и продукты питания, ложка и суп и др.). Речевой материал: «Что это?»,  «Подбери пару»,  «Для чего нужен (нужны)?»; названия предметов, образцы предложений: («Карандашом рисуют в тетради», «Ложкой едят суп» и т.д.). Ход игры: Каждому   ребенку   дается   картинка   с   изображением   одного   предмета.   Педагог   демонстрирует   одну   из   картинок (например,   с   изображением   карандаша),   спрашивает   у   детей,   что   это,   и   предлагает   подобрать   другую   картинку   («Что подходит?»).   Картинки   с   изображением   парных   предметов   находятся   на   столе   педагога   или   в   наборном   полотне.   Дети подбирают к изображению карандаша картинку с изображением альбома. Составляется предложение: «Карандашом рисуют в альбоме». Затем каждый ребенок должен подобрать картинку с изображением соответствующего парного предмета и сказать, для чего они нужны. Педагог помогает детям составить предложения: «Ножом режут колбасу» и т.д. 5 Цели:  расширять   словарь   по   теме   «Семья»,   совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога. Оборудование:  магнитная   доска,   картонный   дом   с   окошками,   под                            каждым   окошком   сделаны   прорези,   в   которые   можно   вставить                                                                      БРАТ таблички, картинки с изображением членов семьи. Речевой материал: «Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка)»,  «Кто это?», «Где живет мама (папа и т.д.)?».                            «СЕМЬЯ» Ход игры: На   магнитную   доску   прикрепляется   картонный   дом   с                              окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама,   папа,   девочка,   мальчик.   Затем   педагог   указывает   на   дом   и сообщает: «Будем  играть. Это  дом. Тут живет мама, папа,  бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка   с   изображением   мамы,   подходит   к   фланелеграфу   и прикрепляет   данную   картинку   в   то   окошечко,   под   которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает   эту  табличку. Игра   продолжается   до  тех  пор,  пока  все 6 члены семьи не займут свои места в домике. ДЕДУШК А  МАМА  ПАПА БАБУШКА Цели:   совершенствовать навык глобального чтения; учить выполнять поручения,  СЕСТРА отвечать на вопросы педагога полным предложением. Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды. Речевой материал:  «Кукла   неаккуратная», «Тут  платье,  штаны,  кофта, майка, шапка».  «Положи майку...»,  «Повесь платье...». Ход игры: На столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда. Педагог говорит детям: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно «НАВЕДИ ПОРЯДОК»           положить в шкаф». Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного из   детей   взять,  например,  платье   и   повесить   в   шкаф  («Никита,  возьми   платье. Повесь   в   шкаф»).   Ребенок   находит   вешалку,   к   которой   прикреплена   табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Затем другие дети точно также вешают или складывают вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов «положи­                   повесь» («Положи майку. Повесь платье»). Аналогичную игру можно провести по теме «Посуда»          7 ПЛАТЬЕ  ЮБКА БРЮКИ  КУРТКА ЛОТО «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» Цели:  расширять словарь по теме, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога. Оборудование:  предметные картинки с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака), большая карта­лото, на которой написаны названия предметных картинок. Речевой материал: «Кто это?»,  «Лошадь, коза, свинья, собака, корова»,  «Собаки нет». Ход игры: Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта­лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку и спрашивает: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно­отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке. 8 расширять   словарь   по   теме,   совершенствовать   глобальное                                              Цели:  чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога. Оборудование:  игрушечный мишка, игрушечная мебель (стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет), картонный или пластмассовый дом с окнами, дверью, со съемной крышей или раздвигающимися стенами, платок. Речевой материал: «Это дом. Тут живет мишка»,  «Что там?», «Что это?», названия мебели, «Поставь стол (стул...)». КОШКА ЛОШАД СВИНЬ Я КОЗА КОРОВАСОБАКА Ь Ход игры: На столе стоит картонный дом и   игрушечный мишка. Педагог говорит:   «Это   дом.   Тут   живет   мишка».     Педагог   показывает   на «МИШКИН ДОМ»                игрушечную мебель,   называет каждый предмет, дети воспроизводят слова   сопряженно­отраженно.   Педагог   заводит   мишку   в   дом   через дверь,  указывает   на   окно:  «Смотрите.  Что   там?»    Внутри   комнаты располагаются   таблички   с   названиями   мебели.   Педагог   предлагает ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели.   Когда   ребенок   подберет   предмет   мебели,   название повторяется со всеми детьми. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т.д.) тут». Дети ставят всю мебель на свои места в комнате. Педагог сообщает: «Дом красивый. 9 ШКАФ Цели: расширять словарь, развивать навык глобального чтения. Оборудование: картинки с изображениями фруктов   или мелкие муляжи, поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К  ДИВАН  СТОЛ  СТУЛ каждой   корзинке   прикреплена   табличка   с   названием   того   или   иного фрукта. Речевой материал: «Яблоко, слива, груша, лимон, виноград»,  «Что это?», «Что тут?»,  «Положи правильно»,  «Возьми грушу...»,  «Тут лежит груша (яблоко...)». Ход игры: Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки с изображением фруктов. Взрослый предъявляет  поочередно все фрукты: «Что это?» Дети называют  их. Далее педагог ставит корзинки на стол (или                         прикрепляет  изображения корзинок на фланелеграф). Он раздает детям муляжи или картинки с изображением фруктов: «Маша, возьми грушу».             «РАЗЛОЖИ ФРУКТЫ» После того, как ребенок правильно выбрал картинку, педагог предлагает положить   ее   в   корзинку   с   соответствующей   надписью.   Ребенок   читает 10 надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово,     уточняет: «Тут                           лежит груша (яблоко)». Так раскладывают все картинки. СЛИВА  ЛИМОН  АПЕЛЬСИН ЯБЛОКО  ГРУША  ВИНОГРАД 11 «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» Цели:  активизировать глагольную лексику, учить понимать вопросы и отвечать   на   них,   самостоятельно   задавать   вопрос:   «Что   делает мальчик ?»  развивать диалогическую речь. Оборудование:   картинки   с   изображением   различных   действий, выполняемых   одним   персонажем   и   разными   (людьми,   животными), сюжетные игрушки, фотографии детей группы и членов их семей, на которых они выполняют различные действия. Речевой  материал:  «  «Что   делает   мальчик?»,       названия   действий, «Покажи, как...». Ход игры:   Педагог   предлагает   детям   рассмотреть   картинки,   на   которых изображен   мальчик,   выполняющий   различные   действия   (идет,  бежит, упал,   рисует,   читает..).   Он   использует   вопрос   «Что   делает?», предлагает   кому­то   из   детей   воспроизвести   действие   («Покажи,   что делает   мальчик   «).   Во   время   демонстрации   действия   спрашивает   у детей:   «Что   делает   Саша?»,   ответ   фиксируется   на   табличке   и прочитывается: «Саша бежит». Таким же образом демонстрируются и уточняются другие действия.  ИДЕТ  СТОИТ  БЕЖИТ  ПОЛЗЕТ  СТОИТ 12 Варианты игры:                    1­ый   вариант.   Педагог   предлагает   детям   поиграть   в   «семью»,   распределяет   роли,   спрашивает   у   участников     об   их действиях: «Ты будешь бабушкой. Что делает бабушка? Бабушка готовит обед. Ты будешь мамой. Что делает мама? Мама моет пол». 2­ой вариант. На доску обратной стороной прикрепляются картинки, на которых изображены действия одного животного: например, собака спит, сидит, ест, лает… Взрослый сообщает: «Там собака. Спросите, что делает собака». Дети задают вопрос: «Что делает собака?» или «Собака спит?» Если ребенок правильно задал вопрос, взрослый называет действие, снимает и отдает ему картинку.   3­й вариант. Педагог предлагает детям угадывать, что он будет делать: «Я покажу, вы угадайте». Он воспроизводит разные движения (бежит, прыгает, ест, моет руки и т.д.). Дети называют действия: «Тетя Лена бежит, прыгает...»   4­й вариант. Можно организовать игру «Что мы делали, не скажем, а что видели ­ покажем». Дети изображают разные действия, педагог их угадывает и называет или записывает. Если он не угадал выполняемое действие, дети должны назвать его сами. 13 Цель:  учить   описывать   предметы   и   узнавать   их   по   описанию, закреплять навыки чтения. Оборудование:  коробка,   в   которой   в   бумажных   пакетах   лежат предметы. Могут использоваться предметы  разных групп (овощи,       «ПОСЫЛКА»       игрушки, одежда и др.). Речевой   материал:  «Почтальон   принес   посылку»,   «Опиши», «Назови»,   «Угадай»;   слова,   обозначающие   свойства     предметов (форму, величину, цвет,  материал, вкус и т.д.). Ход игры: Педагог   показывает   детям   коробку   и   сообщает,   что   рано утром   почтальон   принес   посылку.   Там     предметы   Педагог   дает двум   детям   по   пакету,   предлагает   заглянуть   в   них,   а   затем,  не называя,   что   там,   рассказать   детям   о   предмете,   который   они получили   в   посылке.   В   случае   затруднений   педагог   помогает ребенку   с   помощью   наводящих   вопросов:   «Какого   цвета?   Он большой или маленький?» и т.д. Ответы ребенка записываются на 14 доску.   Когда   ребенок   расскажет   все   о     предмете,   дети   читают описание, называют его. Отгаданные предметы кладутся на стол. КРАСНЫЙ     КРУГЛЫЙ   СЛАДКИИ  Цели:  развивать   логическое   мышление,   учить   устанавливать   причинно­ следственные связи, использовать сложные предложения с союзом «потому что». Оборудование:  тематических групп (овощи, фрукты, посуда, мебель).   ДЛИННЫЙ Речевой материал: «Что лишнее? (Что не подходит?)», конструкции типа: «Тарелка   лишняя,   потому   что   это   не   мебель»,   «Для   чего   нужны   эти четыре   набора   картинок   с   предметами   разных  ДЕРЕВЯННЫЙ  предметы?». Ход игры: Педагог размещает в наборном полотне или на фланелеграфе наборы «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» картинок, в которых три картинки относятся к одной тематической группе, а одна ­ к другой (например,  стол, стул, шкаф, тарелка). Предлагает детям рассмотреть   картинки   и   сказать,   что   лишнее   (что   не   подходит).   Когда ребенок назвал предмет, педагог просит ребенка объяснить, почему он так считает.   Взрослый   помогает   ребенку   правильно   построить   сложное предложение.             Когда   дети   научатся   правильно   выделять   четвертый лишний   предмет,   относящийся   к   другой   тематической   группе,   можно предложить картинки с предметами, более близкими по функциональному признаку,   например,   домашние   и   дикие   животные,   столовая   и   чайная 15 16 причинно­следственные   связи, Цели:   развивать содержательно­смысловую сторону высказывания, учить устанавливать     учить   составлять предложения по содержанию картинки. Оборудование:   серии сюжетных картинок, предметные картинки Речевой   материал:  «Разложи   по   порядку»,   «Что   сначала»,   «Что   было потом», «Чем закончилось», «Кто? Что делает?», «Составь предложение», РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ» «Расскажи» Ход игры:   Педагог   выкладывает   серию   картинок,   объединенных   сюжетом. Детям предлагается восстановить порядок картинок.  Затем педагог задает вопросы   по   содержанию   картинок,   дети   составляют   предложения   (с помощью   педагога).   На   доску   вывешиваются   таблички­   опорные   слова Далее дети воспроизводят рассказ по картинкам и опорным словам.  Варианты заданий: ­ восстановить порядок по ранее рассказанному сюжету; ­ найти ошибку, убрать лишнюю картинку; ­ распутать 2 сюжетные канвы (из двух серий картинок); 17 ­   подобрать   к   серии   сюжетных   картинок   адекватные   предметные изображения (субъектов и объектов ситуации) «ОПИШИ ПРЕДМЕТ» Цели: учить использовать вопросный и символический планы при описании предметов, составлять описание в определенной последовательности. Оборудование:  реальные предметы или муляжи (подбор предметов определяется темой занятия), карточки­символы или схема, на которой последовательно представлены символы, передающие величину, форму, цвет предмета. В зависимости от тематической принадлежности объектов подбираются дополнительные символы (где растет, где живет, где купили). Речевой материал: названия предметов, «Опиши предмет»,   «Что это?»,   «Какой по величине?»,   «Какой по цвету?», «Какой по форме?»,  «Где живет?»,  «Где растет?»,  «Для чего нужен»,  «Где купили?».   Ход игры: Детям предлагается описать знакомый предмет, например овощ. На первых занятиях описание предмета строится в виде ответов на вопросы: «Что это? Какой по форме? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по вкусу? Где растет? 18 Для чего нужен? Где купили?» Составленное описание прочитывается детьми. ОДЕЖДА                                      КАКОГО ЦВЕТА?  ИЗ КАКОГО  МАТЕРИАЛА?  В КАКОЕ ВРЕМЯ  ГОДА НОСЯТ?  КТО НОСИТ?  КАКИЕ ЧАСТИ   ОДЕЖДЫ ЕСТЬ?   Когда у  детей будет накоплен опыт описания предметов по вопросному плану, педагог может использовать одновременно и вопросный, и символический план. Для этого рядом с вопросом размещается карточка­символ, уточняется значение символов (предмет может быть большой или маленький, круглый, квадратный, разного цвета и т.д.).   При работе с символическим планом предлагает описать предмет, уточняя по схеме карточек­символов последовательность описания   (о   чем   нужно   сказать   сначала,   о   чем   потом).   При   необходимости   вводятся   новые   символы,   значение   которых уточняется. Например, при описании одежды вводится карточка с символами разных магазинов, при описании животных ­ карточка с символами дома, леса, гнезда. 19 «КТО КАК ЗИМУ ПРОВОДИТ» 20 Цели:  учить   составлять  повествовательно­описательный  рассказ  в ходе   демонстрационных   действий,   учить   строить   предложения   с предлогами. Оборудование:  игровое полотно с прорезями, предметные картинки с изображениями животных (или фигурки). Речевой материал: названия   животных, их жилищ, «Где зимует?», «Кто спит?».     Ход игры: Педагог   выставляет   игровое   полотно,   на   котором   изображен зимний лес. В пособии сделаны прорези для предметных карточек. На   Педагог столе   разложены   предметные   картинки   (животные).   начинает рассказ: «Пришла зима.  Холодно в лесу. Не видно зверей  и птиц. Кто как зимует?». Предлагает детям взять по карточке, найти «домик» животного. Дети проговаривают название жилища вместе с педагогом, строят предложение (Например: Медведь спит в берлоге). После того, как все карточки помещены в нужные окошки, рассказ воспроизводится полностью   (по образцу взрослого, с помощью или                                 «РАССКАЖИ  СКАЗКУ»                    21 Цели:   учить пересказывать знакомый сюжет сказки с опорой на картинки,  учить рассказывать по ролям, развивать память. Оборудование:   серия сюжетных картинок к сказке, таблички с опорными словами; можно использовать настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф Речевой материал:  речевые конструкции сказки.   Ход игры: Педагог  сначала предлагает детям  узнать сказку, затем разложить серию картинок  в правильной последовательности и воспроизвести сюжет (пересказать). Пересказ может сопровождаться показом настольного или пальчикового театра.   22 «ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ» Цели:    развивать   творческое   воображение,   закреплять   словарь,   усвоенные   грамматические   конструкции   предложений, упражнять в  придумывании небольших сюжетов с последующим оречевлением.  Оборудование:  игровое полотно (или макет), предметные картинки, фигурки животных (людей), предметы и объекты.  Речевой материал:  «Сочини», «Придумай», «Что было?», «Что случилось».   Ход игры: В   данной   игре   необходимо   стимулировать   творческое   воображение   детей,   .   Используется   усвоенный   речевой материал, предложения, отработанные ранее на занятиях. Педагог выставляет игровое полотно   («В лесу», «Дома», «На улице»   и   т.д.),   фигурки   и   предметы,   предлагает   детям   придумать   сюжет.   Первоначально   можно   задать   определенную программу, предложив детям цепочку предметных картинок (например, дедушка – мальчик – лес – пенек – ежик), таблички с   опорными   словами   («пошли»,   «собирали»,   «увидели»).   В   дальнейшем   задание   можно   усложнить,   предложив   детям 23 самостоятельно выбрать необходимые для обыгрывания сюжета картинки. 24

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста

Дидактические игры по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017