Дидактический чемоданчик, как средство приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа.

  • docx
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка Дидактический чемоданчик.docx

 

Дидактический чемоданчик, как средство приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются, накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

 Академик Д.С.Лихачев так писал об этом: «Воспитание к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Элементы культуры, накопленные человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде, через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, и в специально созданных условиях.

А образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе НОД, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. На ней базируются и обучение дошкольников, и коррекция недостатков их развития.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации. Патриотическое воспитание дошкольников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому мы используем игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и др.

Кроме этого, большое значение в приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа играет   и развивающая среда. Предметно-пространственная среда — это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми.

Особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО отводится наглядно-игровым и дидактическим пособиям. Многофункциональные игровые пособия используются в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, восприятие художественной литературы и фольклоре.  

Одной из форм организации работы по приобщению дошкольников к истории и культуре русского народа является «Дидактический чемоданчик».

ЗАДАЧИ:

1.     Знакомить с символикой РФ, области, родного города; с основными положениями порядка использования символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны, города…);

2.     Обогащать представления о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, воспитывать уважение и интерес к культуре и истории разных национальностей;

3.     Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине - России.

4.      

Мы представляем вашему вниманию, «Дидактический чемоданчик», который мы используем, как форму по приобщению дошкольников с историей и культурой русского народа. Комплекс дидактических игр дидактического чемоданчика, включает игры, которые знакомят детей с символикой родного города, области, страны; с национальным костюмом русского народа; с народными промыслами; с природой родного края; с народными сказками; с семьёй, домом и т.д.

Что положить в дидактический чемоданчик. В дидактическом чемоданчике располагаются игры патриотической направленности для детей от трех до семи лет.

Наш чемоданчик включает:

1.В игре: «Моих родителей зовут…» - закрепляем знания имени и отчества родителей, бабушек, дедушек….

2. «Мой адрес» - закрепляем знания своего адреса…

3. «Дружная семья» - дети рассказывают о своей семье, где работают родители, как помогают дома….

4. «Наш город» - закрепляем знания о своём городе, …

5. «Птицы, животные нашего края» (Росиии)- знакомим с животным миром нашего края (России), прививаем любовь к Родине, к природному краю, желание помочь, сберечь….

6. «Символы России» - знакомим с флагом, гербом с главными людьми РФ…

7. «Отгадай сказку» - знакомим с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.

8.  «Подбери наряд» - знакомимся с разными национальными костюмами…

9. «Народные промыслы» - знакомятся с различными видами русских промыслов.

Игры можно сделать своими руками или купить.

Со временем вы можете пополнять картотеку игр для чемоданчика. Когда их станет много, не вкладывайте в чемоданчик все сразу. Тогда, во-первых, в чемоданчике всегда будет порядок, а во-вторых, детям будет интересно каждый раз изучать содержимое чемоданчика.

Хорошо, если в чемоданчике будут игры для детей разного возраста. Например, если передадите чемодан в старшую группу, не выкладывайте оттуда игры для младших дошкольников или для детей старшего дошкольного возраста. В любой группе есть дети разного уровня развития, так что каждый сможет выбрать игру по себе.

Как познакомить детей с дидактическим чемоданчиком. После того как внесете чемоданчик в группу, предложите детям внимательно осмотреть его. Побеседуйте с детьми о том, что может находиться внутри него, как он выглядит, что на нем изображено. Побуждайте воспитанников размышлять, задавайте больше вопросов. Когда дети выскажутся, откройте чемоданчик и познакомьте их с играми. Объясните детям, что они могут самостоятельно пользоваться чемоданчиком и брать игры, какие захотят.

 После того как вы познакомите дошкольников с содержанием всех игр, дети смогут самостоятельно играть в парах и мини-группах. Это поможет им лучше усвоить новый материал по теме чемоданчика и научиться взаимодействовать друг с другом.

Наполнение разделов чемоданчика:

1. «Символы РФ»

2. «Национальный костюм»

3. «Мой дом, моя семья»

4. «Природа родного края»

5. «Народные сказки»

6. «Народные промыслы»

Куда поставить дидактический чемоданчик в группе. 

Дидактический чемоданчик целесообразно размещать в свободном доступе, в уголке настольных игр или в уголке природы. Оставляйте чемодан открытым или закрытым – как удобно. Но пусть у детей будет возможность в любое время брать игры по желанию. Имейте в виду: закрытый чемодан, скорее всего, привлечет больше внимания, потому что его будет интересно открывать. Место, где дети будут играть в игры из чемоданчика, должно быть просторным, удобным, вдали от коридора и дверей.

Если в группе нет возможности ставить дидактический чемоданчик в одном из уголков детской активности в открытом виде, не переживайте. Ставьте закрытый чемодан в любом другом месте, откуда дети смогут достать его, чтобы поиграть, и куда смогут вернуть после игры.

 

Когда использовать дидактический чемоданчик. Вы можете использовать чемоданчик только в определенные тематические недели, например, когда знакомитесь с природой родного края, с символикой России, с бытом, культурой родной страны и т.д., а затем убирать его из поля зрения детей.

Предлагайте детям свободную игру с чемоданчиком до завтрака, пока принимаете остальных воспитанников, и во второй половине дня – после полдника. Игры подойдут для самостоятельной и совместной деятельности, для организованной образовательной деятельности, для индивидуальной работы педагога с детьми.

Детям свойственно перекладывать содержимое из одной коробки в другую. Для удобства наведения порядка в чемоданчике мы использовали цветовое обозначение: (жёлтый - игры для младшей группы, зелёный - игры для средней группы, красный - игры для старшего дошкольного возраста).

 

История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством приобщения к истории и культуре своей Родины.

 

Рефлексия «Всё в наших руках»

Представьте, что в ваших руках куб, на гранях которого, Вы написали то, что считаете самым важным в воспитании патриотизма у дошкольников. Возьмите его в руки. Вы видите, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.