Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»
Оценка 4.8

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Оценка 4.8
Домашняя работа +2
doc
русский язык
5 кл—6 кл
15.05.2017
Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»
Дидактический материал предназначен для работы с учащимися при изучении темы ««-ться и -тся в глаголах» в 5-6 классах национальной школы. Различные задания помогают учащимся лучше осваивать материал по данной теме, развивать логическое мышление, речь, вырабатывать навыки грамотного письма. Дидактический материал подобран таким образом, что учитель имеет возможность при закреплении одной темы повторять ранее пройденный материал. Значительное место отведено упражнениям, которые служат одновременно целям укрепления пунктуационных навыков и развития у учащихся умения правильно строить предложения. Большое внимание уделяется вопросу развития речи. Дидактический материал включает в себя и другие виды тренировочных упражнений: составить предложения, ответить на вопросы, написать рассказ по данным словам, по данному началу или концу, перевести текст с чувашского языка на русский, написать стихотворение по памяти и т.д. Имеется материал различной степени трудности, что дает возможность учителю организовать дифференцированное обучение. Дидактический материал может быть использован учителем в классной работе со всеми учащимися для закрепления только что объясненного материала, при опросе ученика, для повторения ранее пройденного материала, для индивидуальной работы, а также в качестве домашнего задания.Правописание глаголов на –тся и на - ться. Упражнение 1. Спишите. Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус». Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе. К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно. Мы пойдем купат…ся И в воде плескат…ся, Брызгат…ся, резвит…ся, Будет Настя мыт…ся. Упражнение 2. Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними предложения. Совать нос, надуть губы, признать вину, бежать со всех ног, распускать руки, повесить голову, сложить оружие, не сварить каши, рассказать как на духу. Упражнение 3. Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами. Крот ни разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он оборудовал счетками и пыльными тряпками. Потом занялся побелкой: он то влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покрыли всю его черную шерстку, спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели. (К.Грэм.) • Надпишите над словами, какими частями речи выражены члены предложений. • Сделайте вывод о синтаксической роли глагола в предложении • Выпишите из первого и четвертого предложений глаголы, разберите их по составу; Упражнение 4. Спишите предложения, вставьте -ся(-сь). Объясните употребление -ся(-сь). 1. Собрание начало…. 2. Отряд расположил…на берегу реки. 3.Дверь бесшумно открыла… 4. Не беспокойте… обо мне. 5. Старайте… окончить работу вовремя. 6. Умывайте… быстрее. 7. Становите… на зарядку.8. Пожалуйста, не волнуйте… Упражнение 5. Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание -тся, -ться в глаголах. • Садит?ся / не в свои сани. • Согнут?ся в /три погибели. • Вертет?ся / как белка в колесе. • Разрыват?ся / на части. • Трудит?ся / в поте лица. • Будешь трудит?ся -/ будешь кормит?ся. • От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся. • Счастье человека -/ это умение трудит?ся. • Жаворонок являет?ся к теплу, / зяблик – к стуже. • Ручьи сольют?ся – реки, / люди соединят?ся – сила. • Легко встречат?ся, / трудно расстават? ся. • Трус / и своей тени боит?ся. • Учит?ся / всегда пригодит?ся. • Как аукнет?ся, / так и откликнет?ся. • Упражнение 6. Замените одним словом. Образец: Брать под защиту кого-нибудь – опекаться. Приветствовать друг друга при встрече. Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять интерес к чему-либо. Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги. Упражнение 7. Перепишите загадки. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя. • Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор). • Кочет голенаст, кланяться горазд (топор). • Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок). • Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (печь, огонь и дым). • Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы). • Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник). • Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло). • Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло). • Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал – пеленаться стал (горшок). • Родится – вертится, растет – бесится (кипит), помрет – туда дорога (горшок). • В липовом корытце живое мясцо шевелится (нога в лапте). • Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (письмо). Упражнение 8. Прочитайте. Выпишите глаголы, определите их вид и время. Укажите начальную форму. Разберите по составу слова: обовьются, зацепятся. -выпишите предложения с однородными членами. Горох. Горох нуждается в помощи земледельца. Его стебли не могут расти вверх. Если люди оставят их без присмотра, стебли спутаются. Но есть у гороховых листьев гибкие усики. Они дотянутся до опоры, обовьются вокруг нее и зацепятся. А там ухватится горох новыми усиками и снова укрепится. Так и начнет растение карабкаться все выше. (По Н. Осипову.) Упражнение 9. Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола. Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться). Упражнение 10. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя. • Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! • Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. • Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. • Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. • Господь повелел от земли кормит_ся. • Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. • Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. • Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. • Товар полюбит_ся – ум расступит_ся. • Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить. • Без четырех углов изба не рубит_ся. • Торопит_ся жить – скоро умереть. • Дома не сидит_ся, а в гости не зовут. • Не в тыкве родит_ся пшено, да с тыквой ест_ся. • Кто хочет драт_ся, тому надо с силой собрат_ся. • Взад гостю не кланяют_ся. • Молва что волна: расходит_ся шумно, а утишит_ся, нет ничего. • Тому хвалит_ся, кто на коня садит_ся, а не тому, кто и коня не видывал. • Боят_ся себя заставишь, а любить не принудишь. • От хлеба-соли не отказывают_ся. • Трудно раскачат_ся, а там пошел. • В рай просят_ся, а смерти боят_ся. • Двум шпагам в одних ножнах не ужит_ся. • Ни питьем отпит_ся, ни едой отъест_ся, ни сном отоспат_ся, ни в чистом поле разгулят_ся, ни с отцом с матерью, с добрым дружком разговорит_ся. • Яблоко от яблоньки недалеко откатывает_ся. • Что в сердце варит_ся, на лице не утаит_ся. • Дай Бог много, а захочет_ся и побольше. • Недаром говорит_ся, что дело мастера боит_ся. Упражнение 11. Прочитайте пословицы. Спишите. • Раскройте скобки. • Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый. • В чужом платье не накрасоват(?)ся. • Намучит(?)ся – научит(?)ся. • Всякая птица своим пером красует(?)ся. • Сену с огнем не улежат(?)ся. • Есть время плакать, есть и веселит(?)ся. • Берегись его, как берегут(?)ся огня да воды. • На чужое добро и глаза разгорают(?)ся. • На друга надеят(?)ся – самому пропадать. • Всякий мастер сам себе дивит(?)ся. • Поклонит(?)ся – голова не отвалит(?)ся. • Не силой борют(?)ся, а сноровкой. • Что не варит(?)ся, того и в горшок не кладут. • За все берет(?)ся, да все не удает(?)ся. • Волков боят(?)ся – в лес не ходить. • Грамоте учит(?)ся всегда пригодит(?)ся. • Два кота в одном мешке не улежат(?)ся. • Думает(?)ся, что я хорош, – не знаю, как люди похвалят. Упражнение 12. Переведите на русский язык. Подчеркните возвратные глаголы. Таван ялта. Хевел анче. Тупере салтарсем куранма пусларес. Чуречесенчен урама сута укет.Сиве сывлашра саса инсетрен илтенет. Николай урамра. Ана кашни сурт ачалаха астутарать. Вал кунти кашни йываса пелет. Умри сырмара юлташесемпе яранна. Парла урасемпе киле кене. Упражнение 13. Прочитайте. Озаглавьте текст. • Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. • Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя. • Разберите слова по составу: предлагать, с облегчением, разжигает, кашеварами. • подчеркните главные члены предложений.. Ребята идут по берегу реки. Уже начало смеркат(?)ся. Люся видит ключ холодной прозрачной воды и предлагает остановит(?)ся на ночлег. Все ост…навливают(?)ся с облегчением сбрасывают рюкзаки и принимают(?)ся за работу. Костровыми были оба близнеца. Чуть слышно обмениваются им одним понятными сл…вечками они быстро разж…гают костер и скоро костер запылал так жарко что к нему невозможно было бли…ко подойти. Кашеварами руководит Люся. Мальчики забивают в землю две рогатки и на перекинутой палке вешают оба ведра с водой для каши и чая. Мальчики - рыбаки налаживают удочки и скрывают(?)ся в пр…брежных кустах. Девочки отправляют(?)ся соб…рать ежевичные и малиновые листья, чтобы сп…шить подготовить чайную заварку. Ночь наступает. А вокруг костра сидят и лежат наши путешественники и поют песни.(С. Голицын) Упражнение 14. Возвратные глаголы. Названия действий с суффиксом -ся указывают на то, что мальчик (девочка) делает все самостоятельно - для себя. Упражнение 15. Выпишите в два столбика по образцу: Надо что делать? – учиться. Он что делает? – учится. 1. Легко подружит_ся – тяжело разлучит_ся. 2. Тот труда не боит_ся, кто умеет трудит_ся. 3. Человек по делу узнает_ся. 4. В умной беседе – ума набрат_ся, в глупой – себя потерять. 5. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся. 6. Обленит_ся – так и хлеба лишит_ся. (Пословицы) Упражнение 16. Спишите, вставьте пропущенные буквы. а) 1. Стало см_ркат_ся. 2. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. 3. Можно отпр_влят_ся на рыбалку. 4. Все из рук валит_ся. 5. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов-Микитов) 6. Снег искрит_ся, сверкает на солнце. 7. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на лес, речку*. б) 1. В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды*. 2. Все выше поднимает_ся солнце. 3. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. 4. Рождает_ся новый день. 5. В природе все пробуждает_ся. 6. Все вокруг внезапно меняет_ся. (По И.Соколову-Микитову) • Сделайте синтаксический разбор отмеченных значком «*» предложений. Упражнение17. Спишите, вставьте пропущенные буквы. ЭТО ИНТЕРЕСНО... Люди в разных странах здоровают_ся по-разному. Японцы при встреч_ кланяют_ся. В Тунис_ принято при встреч_ поклонит_ся, затем поднести правую руку ко лбу, затем к губам и сер_цу. Этот жест как бы говорит: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я ув_жаю тебя». (По Л.Лихачевой) • Составьте схему последнего предложения Упражнение18. Спишите, вставьте пропущенные буквы. а) Вечереет. По снегу проносит_ся тень. Она движет_ся к сосне. Это сова. Охотники знают, как охотит_ся она на зайцев*. Усядет_ся на ветках или на пне и поджидает добычу. (По Д.Зуеву) • Составьте схему отмеченного значком «*» предложения. • Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+окончание+ суффикс. • Приведите 2 примера глаголов с таким же морфемным составом. б) В сум_рках кр_дет_ся по лесной опушк_ рыжий зверь*. Это кумушка выходит на охоту. Вот перебежала осинник, напала на снежн_ следы зайца и несет_ся за ним**. А косой делает круги, путает след и мчит_ся к чащ_бе. Здесь сп_сение. (По Д.Зуеву) • Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «*» предложения. • Составьте схему отмеченного значком «**» предложения. • Выпишите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+ суффикс+ суффикс+ окончание. • . • Приведите 2 примера глаголов с таким же составом. Упражнение 19. Этикет – правила поведения человека. Познакомьтесь с теми из них, которые предлагает ребятам в своей книге писательница Л.Лихачева. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. 1.Неожиданное по_вление гостя может причинить хозяевам неудобства, поэтому лучше заранее договорит_ся о вашем визит_. 2. Если вы дважды позвонили, но никто (не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы удостоверит_ся, что хозяев нет дома. Лучше спокойно повернут_ся и уйти. 3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите заранее. Опоздание не должно превышать 15–20 минут. 4. В гостях советуем вести себя скромно: (не)бегать с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и кресла с ногами, (не)открывать ящики и (не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется брать без разрешения с полочек различные украшения. (Не)берите с собой в гости своих четвероногих друзей. • Найдите во втором пункте выражение, характерное для разговорного стиля. • Подберите к нему синонимы. Упражнение 20. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. По неизвес_ным причинам дельфины иногда сами выбрасывают_ся на берег. Рыбаки говорят что они увл_кают_ся погоней за рыбой и садят_ся на мель. Дельфины погибнут если им (не)помогут люди. Но помоч_ дельфинам трудно. Они т_желые, сколь_кие, сильно б_ют_ся. Многие из них так осл_бели, что тонут, если их опустить в воду. Но самое т_желое препятствие для спасения дельфина дельфинья дружба. Если вы станете относить их в воду по одному, то у вас ничего (не)получит_ся. Дельфин вернет_ся и снова выбросит_ся на мель, если услышит крики своих товарищей. Он беззаветно бросит_ся к ним на помощ_ и товарища в беде (не)оставит. • Докажите, что это текст. • Какие средства связи между предложениями здесь использованы? • Определите тему и основную мысль текста. • Озаглавьте его. • Каково лексическое значение выделенного слова? • Подберите к нему синонимы. • Найдите предложение, в котором главные члены выражены существительными. Подчеркните их. • Составьте схемы второго и третьего предложений первого абзаца. • Найдите слова различных частей речи по их структуре: имя существительное – ; имя прилагательное – ; глагол – . • Найдите слова различных частей речи по их морфологическим признакам: • а) обозначает предмет, неодуш., нариц., 1-е скл., д.п., мн. ч.; • б) обозначает признак предмета, притяжат., согласуется с существительным, стоит в и.п., ед. ч., ж.р. Упражнение 21. Сочинение-описание «Моё любимое дерево». • Опишите своё любимое дерево таким, каким его можно увидеть издалека, с большого расстояния. • План • 1. На кого оно похоже? (На танцующую девушку? На сгорбленного старика? На какого-нибудь зверя лесного? На кого?) 2. Какой у дерева наряд? (На что похожа его крона? А ветви на что похожи? На руки? На чёрные молнии? На рукава зелёного платья? На что?) 3. Что сейчас делает твоё дерево? (Наклонилось, чтобы дотронуться до травы? Застыло в танце? Откинулось назад? Тянется к небу?) • Опиши своё любимое дерево так, чтобы каждому захотелось его увидеть. Упражнение 22. Проверочное списывание. Цель работы – проверить орфографическую зоркость и навык самоконтроля. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Олимпийские игры проводятся раз в четыре года. На стадион первыми выходят греческие спортсмены. Это знак уважения к родине Игр Греции. Первый раз Игры были проведены на горе Олимп еще три тысячи лет назад. Эмблема Олимпийских игр – пять переплетенных колец. Их цвета обозначают пять частей света. В верхнем углу голубое кольцо – Европа, черное – Африка, красное – Америка, желтое – Азия, зеленое – Австралия. Олимпийский флаг – это белое полотнище с пятью кольцами. Упражнение 23. Письмо по памяти. Цель работы – проверить, как формируется орфографическая зоркость у учащихся. Лед идет. Лед идет! Вышел на берег народ, Смотрит, как река играет, Лед в кусочки разбивает. Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга гро-моз-дят-ся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. (В. Мирович) - Проверь написанное, подчеркни «опасные» места. - Прочитай, определи, сколько в тексте скрывается предложений.
ться - тся.doc
Правописание глаголов на –тся и на ­ ться. Упражнение 1.  Спишите. Если ь в ться  нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус». Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе. К   занятиям   нужно   готовит…ся   каждый   день.   К   олимпиаде   пусть   готовит…ся   каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой  стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно. Мы пойдем купат…ся  И в воде плескат…ся,  Брызгат…ся, резвит…ся,  Будет Настя мыт…ся. Упражнение 2. Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними предложения. Совать нос, надуть губы, признать вину, бежать со всех ног, распускать руки, повесить голову, сложить оружие, не сварить каши, рассказать как на духу. Упражнение 3.  Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами. Крот ни   разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой   зимы.   Сначала   он   оборудовал   счетками   и   пыльными   тряпками.   Потом   занялся побелкой:   он   то   влезал   на   приступку,   то   карабкался   по   стремянке,   то   вспрыгивал   на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покрыли   всю   его   черную   шерстку,   спина   отказалась   гнуться,   а   лапы   совсем   ослабели. (К.Грэм.)  Надпишите над словами, какими частями речи выражены члены предложений.  Сделайте вывод о синтаксической роли глагола в предложении  Выпишите   из   первого   и   четвертого   предложений   глаголы,   разберите   их   по составу; Упражнение 4. Спишите предложения, вставьте ­ся(­сь). Объясните употребление  ­ся(­сь). 1. Собрание начало…. 2. Отряд расположил…на берегу реки. 3.Дверь бесшумно открыла… 4. Не беспокойте… обо мне.   5. Старайте… окончить работу вовремя.   6. Умывайте… быстрее. 7. Становите… на зарядку.8. Пожалуйста, не волнуйте… Упражнение 5.   Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание ­тся, ­ться в глаголах.    Садит?ся / не в свои сани.  Согнут?ся в /три погибели.  Вертет?ся / как белка в колесе.  Разрыват?ся / на части.  Трудит?ся /  в поте лица.  Будешь трудит?ся ­/ будешь кормит?ся.  От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся. 1  Счастье человека ­/ это умение трудит?ся.  Жаворонок являет?ся к теплу, / зяблик – к стуже.  Ручьи сольют?ся – реки, / люди соединят?ся – сила.  Легко встречат?ся, / трудно расстават? ся.  Трус / и своей тени боит?ся.  Учит?ся / всегда пригодит?ся.  Как аукнет?ся, / так и откликнет?ся.  Упражнение 6.  Замените одним словом. Образец: Брать под защиту кого­нибудь – опекаться. Приветствовать   друг   друга   при   встрече.   Быть   в   тревожном   состоянии,   испытывать волнение. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять интерес к чему­либо.  Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги. Упражнение 7. Перепишите загадки. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной  чертой, в неопределенной форме – двумя.  Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).  Кочет голенаст, кланяться горазд (топор).  Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).  Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (печь, огонь и дым).  Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).   Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник).  Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).  Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло).  Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод  был, сто голов кормил; стар стал – пеленаться стал (горшок).  Родится – вертится, растет – бесится (кипит), помрет – туда дорога (горшок).  В липовом корытце живое мясцо шевелится (нога в лапте).   Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит,  черные птицы на него садятся (письмо). Упражнение  8.  Прочитайте.  Выпишите глаголы, определите их вид и время.  Укажите начальную форму.  Разберите по составу слова:  обовьются, зацепятся. ­выпишите предложения с однородными членами. Горох. Горох нуждается в помощи земледельца. Его стебли не могут расти вверх. Если люди  оставят их без присмотра, стебли спутаются. Но есть у гороховых листьев гибкие усики.  Они дотянутся до опоры, обовьются вокруг нее и зацепятся. А там ухватится горох  новыми усиками и снова укрепится. Так и начнет растение карабкаться все выше.  (По Н. Осипову.) 2 Упражнение 9. Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола. Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь,  того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает.  Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом  (продаваться). Упражнение 10. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой,  в неопределенной форме – двумя.  Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить!   Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся.  Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся.   Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать.   Господь повелел от земли кормит_ся.   Глазами плачет, а сердцем смеет_ся.   Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу.   Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся.   Товар полюбит_ся – ум расступит_ся.   Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.  Без четырех углов изба не рубит_ся.  Торопит_ся жить – скоро умереть.  Дома не сидит_ся, а в гости не зовут.  Не в тыкве родит_ся пшено, да с тыквой ест_ся.   Кто хочет драт_ся, тому надо с силой собрат_ся.   Взад гостю не кланяют_ся.   Молва что волна: расходит_ся шумно, а утишит_ся, нет ничего.  Тому хвалит_ся, кто на коня садит_ся, а не тому, кто и коня не видывал.  Боят_ся себя заставишь, а любить не принудишь.   От хлеба­соли не отказывают_ся.  Трудно раскачат_ся, а там пошел.  В рай просят_ся, а смерти боят_ся.  Двум шпагам в одних ножнах не ужит_ся.   Ни питьем отпит_ся, ни едой отъест_ся, ни сном отоспат_ся, ни в чистом поле  разгулят_ся, ни с отцом с матерью, с добрым дружком разговорит_ся.   Яблоко от яблоньки недалеко откатывает_ся.   Что в сердце варит_ся, на лице не утаит_ся.   Дай Бог много, а захочет_ся и побольше.   Недаром говорит_ся, что дело мастера боит_ся. 3 Упражнение 11. Прочитайте пословицы. Спишите.   Раскройте скобки.   Глаголы 3­го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый.  В чужом платье не накрасоват(?)ся.   Намучит(?)ся – научит(?)ся.   Всякая птица своим пером красует(?)ся.   Сену с огнем не улежат(?)ся.   Есть время плакать, есть и веселит(?)ся.   Берегись его, как берегут(?)ся огня да воды.  На чужое добро и глаза разгорают(?)ся.   На друга надеят(?)ся – самому пропадать.   Всякий мастер сам себе дивит(?)ся.   Поклонит(?)ся – голова не отвалит(?)ся.   Не силой борют(?)ся, а сноровкой.   Что не варит(?)ся, того и в горшок не кладут.    Волков боят(?)ся – в лес не ходить.  За все берет(?)ся, да все не удает(?)ся.   Грамоте учит(?)ся всегда пригодит(?)ся.   Два кота в одном мешке не улежат(?)ся.   Думает(?)ся, что я хорош, – не знаю, как люди похвалят.   Упражнение  12. Переведите на русский язык. Подчеркните возвратные глаголы. Таван ялта.             Хевел анче. Тупере салтарсем куранма пусларес.  Чуречесенчен урама сута  укет.Сиве сывлашра саса инсетрен илтенет.             Николай урамра. Ана кашни сурт ачалаха астутарать. Вал кунти кашни йываса пелет. Умри сырмара юлташесемпе яранна.  Парла урасемпе киле кене.  Упражнение 13.  Прочитайте. Озаглавьте текст.  Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая  скобки.  Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой, в неопределенной форме  – двумя.  Разберите слова по составу: предлагать, с облегчением, разжигает,  кашеварами. подчеркните главные члены предложений..   Ребята идут  по берегу реки. Уже начало смеркат(?)ся. Люся видит ключ холодной прозрачной воды и предлагает  остановит(?)ся на  ночлег. Все ост…навливают(?)ся с облегчением сбрасывают  рюкзаки и принимают(?)ся  за  работу. 4 Костровыми были оба близнеца. Чуть слышно обмениваются им одним понятными  сл…вечками  они быстро разж…гают костер и скоро костер запылал так жарко что к нему  невозможно было бли…ко подойти. Кашеварами руководит Люся. Мальчики забивают в землю две рогатки и на  перекинутой палке вешают оба ведра с водой для каши и чая. Мальчики ­ рыбаки налаживают  удочки и скрывают(?)ся в пр…брежных кустах.  Девочки отправляют(?)ся соб…рать ежевичные и малиновые листья, чтобы сп…шить  подготовить чайную заварку. Ночь наступает. А вокруг костра сидят и  лежат наши путешественники и поют  песни.(С. Голицын) Упражнение 14. Возвратные глаголы. Названия действий с суффиксом ­ся указывают на  то, что мальчик (девочка) делает все самостоятельно ­ для себя. Упражнение 15. Выпишите в два столбика по образцу:  Надо что делать? – учиться. Он что делает? – учится. 1. Легко подружит_ся – тяжело разлучит_ся. 2. Тот труда не боит_ся, кто умеет  трудит_ся. 3. Человек по делу узнает_ся. 4. В умной беседе – ума набрат_ся, в глупой –  себя потерять. 5. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся. 6. Обленит_ся – так и хлеба  лишит_ся. (Пословицы) Упражнение 16. Спишите, вставьте пропущенные буквы.  а) 1. Стало см_ркат_ся. 2. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. 3. Можно отпр_влят_ся  на рыбалку. 4. Все из рук валит_ся. 5. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов­ Микитов) 6. Снег искрит_ся, сверкает на солнце. 7. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на  лес, речку*.  б) 1. В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды*. 2. Все выше поднимает_ся солнце.  3. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. 4. Рождает_ся новый день. 5 5. В природе все пробуждает_ся. 6. Все вокруг внезапно меняет_ся. (По И.Соколову­ Микитову)  Сделайте синтаксический разбор отмеченных значком «*» предложений. Упражнение17.  Спишите, вставьте пропущенные буквы.  ЭТО ИНТЕРЕСНО...  Люди в разных странах здоровают_ся по­разному. Японцы при встреч_ кланяют_ся. В  Тунис_ принято при встреч_ поклонит_ся, затем поднести правую руку ко лбу, затем к  губам и сер_цу. Этот жест как бы говорит: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я ув_жаю  тебя». (По Л.Лихачевой)   Составьте схему последнего предложения  Упражнение18.   Спишите, вставьте пропущенные буквы.  а) Вечереет. По снегу проносит_ся тень. Она движет_ся к сосне. Это сова. Охотники  знают, как охотит_ся она на зайцев*. Усядет_ся на ветках или на пне и поджидает добычу.  (По Д.Зуеву)  Составьте схему отмеченного значком «*» предложения.   Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка +  корень+окончание+ суффикс.   Приведите 2 примера глаголов с таким же морфемным составом.  б) В сум_рках кр_дет_ся по лесной опушк_ рыжий зверь*. Это кумушка выходит на охоту. Вот перебежала осинник, напала на снежн_ следы зайца и несет_ся за ним**. А косой  делает круги, путает след и мчит_ся к чащ_бе. Здесь сп_сение. (По Д.Зуеву)   Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «*» предложения.  Составьте схему отмеченного значком «**» предложения.  Выпишите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка +  корень+ суффикс+ суффикс+ окончание. .   Приведите 2 примера глаголов с таким же составом.  Упражнение 19. Этикет – правила поведения человека. Познакомьтесь с теми из них,  которые предлагает ребятам в своей книге писательница Л.Лихачева. Перепишите текст,  вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. 1.Неожиданное по_вление гостя может причинить хозяевам неудобства, поэтому лучше  заранее договорит_ся о вашем визит_. 2. Если вы дважды позвонили, но никто  (не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы удостоверит_ся, что хозяев нет  дома. Лучше спокойно повернут_ся и уйти. 3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите  заранее. Опоздание не должно превышать 15–20 минут. 4. В гостях советуем вести себя  скромно: (не)бегать с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и кресла с ногами,  (не)открывать ящики и (не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется брать без  разрешения с полочек различные украшения. (Не)берите с собой в гости своих  четвероногих друзей.  Найдите во втором пункте выражение, характерное для разговорного  стиля.   Подберите к нему синонимы.  6 Упражнение 20. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки  препинания, раскрывая скобки. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.  По неизвес_ным причинам дельфины иногда сами выбрасывают_ся на берег. Рыбаки  говорят что они увл_кают_ся погоней за рыбой и садят_ся на мель. Дельфины погибнут  если им (не)помогут люди. Но помоч_ дельфинам трудно. Они т_желые, сколь_кие, сильно б_ют_ся. Многие из них так осл_бели, что тонут, если их опустить в воду. Но самое  т_желое препятствие для спасения дельфина дельфинья дружба. Если вы станете относить их в воду по одному, то у вас ничего (не)получит_ся. Дельфин вернет_ся и снова  выбросит_ся на мель, если услышит крики своих товарищей. Он беззаветно бросит_ся к  ним на помощ_ и товарища в беде (не)оставит.  Докажите, что это текст.   Какие средства связи между предложениями здесь использованы?  Определите тему и основную мысль текста.   Озаглавьте его.  Каково лексическое значение выделенного слова?   Подберите к нему синонимы.   Найдите предложение, в котором главные члены выражены существительными.  Подчеркните их.  Составьте схемы второго и третьего предложений первого абзаца.   Найдите слова различных частей речи по их структуре: имя существительное – ;  имя прилагательное – ; глагол – .   Найдите слова различных частей речи по их морфологическим признакам:   а) обозначает предмет, неодуш., нариц., 1­е скл., д.п., мн. ч.; б) обозначает признак предмета, притяжат., согласуется с существительным, стоит  в и.п., ед. ч., ж.р. Упражнение 21. Сочинение­описание «Моё любимое дерево».  Опишите своё любимое дерево таким, каким его можно увидеть издалека, с  большого расстояния.   План 1. На кого оно похоже? (На танцующую девушку? На сгорбленного  старика? На какого­нибудь зверя лесного? На кого?) 2. Какой у дерева наряд? (На что похожа его крона? А ветви на что похожи? На руки?  На чёрные молнии? На рукава зелёного платья? На что?) 3. Что сейчас делает твоё дерево? (Наклонилось, чтобы дотронуться до травы?  Застыло в танце? Откинулось назад? Тянется к небу?)  Опиши своё любимое дерево так, чтобы каждому захотелось его увидеть. Упражнение 22. Проверочное списывание.  Цель работы – проверить орфографическую зоркость и навык самоконтроля. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Олимпийские игры проводятся раз в четыре года. На стадион первыми выходят  греческие спортсмены. Это знак уважения к родине Игр Греции. Первый раз Игры были  проведены на горе Олимп еще три тысячи лет назад. Эмблема Олимпийских игр – пять переплетенных колец. Их цвета обозначают пять частей  7 света. В верхнем углу голубое  кольцо – Европа,  черное – Африка, красное – Америка,  желтое – Азия, зеленое – Австралия. Олимпийский флаг – это белое полотнище с пятью  кольцами. Упражнение 23. Письмо по памяти. Цель работы – проверить, как формируется орфографическая зоркость у  учащихся. Лед идет. Лед идет! Вышел на берег народ, Смотрит, как река играет, Лед в кусочки разбивает. Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга гро­моз­дят­ся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. (В. Мирович) ­ Проверь написанное, подчеркни «опасные» места. ­ Прочитай, определи, сколько в тексте скрывается предложений. 8

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов национальной школы по теме «-ться и -тся в глаголах»

Дидактический материал для учащихся 5-6 классов  национальной школы по теме «-ться  и -тся в глаголах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017