Дифференцированный подход к обучению как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Оценка 4.9

Дифференцированный подход к обучению как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
29.04.2018
Дифференцированный подход к обучению как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, в связи с чем резко возрастают нагрузки и снижается мотивация обучения. Принципиальной психофизической характеристикой школьников среднего и старшего возраста является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится проблематичным. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно, что при этом общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Дифференцированный подход.docx

Дифференцированный подход к обучению как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, в связи с чем резко возрастают нагрузки и снижается мотивация обучения.   

Принципиальной психофизической характеристикой школьников среднего и старшего возраста является их направленность на осознание себя как личности.

Именно для этого возраста обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится проблематичным.

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно, что при этом общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Развитие личности школьника ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе, дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей личности.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы – это

работа по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.

Мы часто на уроках литературы говорим об образе. А все ли наши ученики знают, что это такое? Именно об этом я и хочу рассказать ребятам. Как? В этом мне помогает живопись. Предлагаю выяснить, чем образ отличается от понятия.

Рассмотрим слово «гроза». Для этого при помощи энциклопедического словаря и стихотворения Ф.И. Тютчева выясняем, что гроза может быть разной. Поработаем с учащимися над тютчевскими строками, узнаем, какие чувства испытали они, читая стихотворение. Что пытается сказать нам автор? У Ф.И.Тютчева гром похож на живое существо: он резвится и играет. Гром восхищает поэта. В самой ритмике стиха чувствуется широта, радостное состояние души. Если добавить зрительные образы весны, голубого неба, то перед нами возникает великолепная картина грозы. А теперь предлагаю рассмотреть картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Такая же ли это гроза? Что испытывают дети, изображённые на полотне? Это уже не восторг, а страх, написанный на лицах детей, и небо уже не тютчевское – голубое, а свинцовое – грозное. Но всё это не выражено словами, а мы, читатели и зрители, понимаем обе картины, хотя авторы говорят с нами на разных языках. Теперь выясним, чем словарная статья отличается от стихотворения, таким образом, поработав над лексикой, можем повторить стили речи.

Спрашиваю ребят, вызывает какие-либо чувства словарная статья? Думаю, нет, она необходима, чтобы дать научное определение природному явлению. Словарная статья – это понятие, а поэзия оперирует образами.

 В чём же проявляется дифференцированный подход? Учащимся со слабыми способностями предлагается ответить на стандартные вопросы, выучив предварительно стихотворение наизусть. Детям со средними способностями – задание посложнее: сопоставить с другими лирическими произведениями на заданную тему. Сильным учащимся -  попробовать свои силы в поэтическом творчестве. Так, ученицы 11 класса А Ткачук Анна и Пономаренко София сделали перевод стихотворения с немецкого языка. Причём Ткачук Анна предложила и сам перевод в нескольких вариантах.

Положительный результат даёт такая активная форма обучения, как заочная экскурсия. Необычность формы способствует возникновению у учащихся интереса к творчеству В.М.Шукшина. Знакомство с родными местами писателя позволяет расширить представления тех, кто уже знаком с некоторыми его произведениями, приобщить к чтению тех, кто ещё не знаком с ними. Разумеется, в роли экскурсоводов вместе с учителем выступают более сильные учащиеся.

Учащимся базового уровня достаются роли экскурсантов, но есть возможность стремиться в будущем к роли экскурсовода.

Одна из задач литературы – помочь учащимся уяснить функцию различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Этому служит игра в эпитеты, которую провожу в два этапа. Первый этап – работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: предлагаю вспомнить авторские эпитеты (базовый уровень). Второй этап – работа с произведением того же автора, но не включённым в программу. Требуется вместо пропущенных слов  

подобрать подходящие эпитеты, обосновать свой выбор, а затем сравнить с авторскими (продвинутый уровень). Например, при изучении «Кладовой солнца» М.М.Пришвина предлагаем для самостоятельных поисков миниатюру из «Лесной капели». Что даёт такой приём? Во-первых, появляется возможность сравнивать синонимические ряды эпитетов, лучше видеть картины, нарисованные писателем. Во-вторых, и это самое важное, учащиеся постигают возможности слов, овладевают ими. И, наконец, письменная и устная речь становится свободнее, точнее, эмоциональнее, появляется стремление к образности повествования, что помогает в дальнейшей работе над словом.

Вопрос, который постоянно задаёт себе учитель литературы – как при всех объективных трудностях работы, вернуть учащихся к живому, эмоциональному восприятию литературы? Как соединить эмоциональное с рациональным? Одна из таких возможностей – урок-композиция по тексту художественного произведения. Это форма организации не только учебно-познавательной, но и творческой деятельности учеников.

Учащихся 9 классов нелегко ввести в художественный мир поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». И в этом случае яркая, интересная, творческая форма урока решает многое. В центр первого урока  можно поставить композицию по 1,7,10 главам, назвав её «Город и его обитатели». Это групповое задание сочетается с фронтальным: перечитать главы, отобрать материал для характеристики жителей города, а также – индивиуальным: сделать иллюстрации к воображаемой экскурсии по городу, подготовить краткие сообщения «Каким видит Н.В.Гоголь в «Миргороде», «Петербургских повестях», «Ревизоре»?» Таким образом можно активно включить в урок большую часть учащихся, в том числе и слабых, для которых предварительная подготовка фронтального задания под руководством учителя заранее создавала «ситуацию успеха».

Каждый участник композиции знал свою «роль» и самостоятельно отбирал для неё материал из текста поэмы. А сводила воедино этот материал творческая группа из четырёх человек (продвинутый уровень) под руководством учителя.

Композиция начиналась с экскурсии по городу, которую вели, чтобы подчеркнуть авторскую иронию, двое: Чичиков и сам автор. Затем – парад чиновников… Заканчивается композиция чтением эпизода о смерти бедного прокурора, на которого слухи о мёртвых душах подействовали до такой степени, что «он, пришедши домой, стал думать…и вдруг…ни с того ни с другого умер…»

Так приходит к учащимся понимание гоголевской идеи – «идеи города». Пустота, Пустословие, Сплетни, «перешедшие пределы». Конечно, предварительная работа по подготовке композиции и её постановке занимает много времени. Но во-первых, такие уроки – не повседневность. Отдача от них велика. Во-вторых, реализуются принципы педагогики сотрудничества не только на уроке, но и в процессе подготовки к нему. Совместное творчество никого не оставляет равнодушным.

Изучая тему «Бессоюзное сложное предложение», предлагаю учащимся  базового уровня задание.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы:

В ноздр_ватом ж_лтом камне было много (на)крепко впа_(н,нн)ых в него маленьких морских ракуш_к на кустах дрока оставалось ещё несколько цветов они сидели на пр_мых твёрдых стеблях как промокши_  и сморщ_(н,нн)ы_

Золоты_ бабочки и терпеливо дожидались со_нца. (Паустовский К.).

Учащиеся продвинутого уровня получают задание.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Какие способы расстановки знаков препинания можно предложить для данного предложения:

Лёнька был маленький хрупкий в лохмотьях он к_зался сучком отломле(н,нн)ым от деда старого и(с,сс)охшего дерева пр_несё(н,нн)ого и выброше(н,нн)ого сюда на песок волнами реки. (Горький М.).

Учащимся, работающим на углублённом уровне, даю другое задание.

Составьте по два бессоюзных сложных предложения, чтобы в них выражались значения перечисления, сопоставления, условия, причины и следствия, пояснения.

Это один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трём уровням сложности.

Подобный подход позволяет реализовывать творческие возможности всех учеников.

Каждый учащийся как носитель собственного опыта уникален, поэтому с самого начала обучения необходимо создать разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.

Использованная литература

 

1.     Бабанский Ю.К. «Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс» , М., 1997 г..

2.     Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса», М.,2012 г..

3.     Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности», М., 2014 г.

4.     Интернет сайт: http:old.ysu.ru


 

5.    

Дифференцированный подход к обучению как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Дифференцированный подход к обучению как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Теперь выясним, чем словарная статья отличается от стихотворения, таким образом, поработав над лексикой, можем повторить стили речи

Теперь выясним, чем словарная статья отличается от стихотворения, таким образом, поработав над лексикой, можем повторить стили речи

Это форма организации не только учебно-познавательной, но и творческой деятельности учеников

Это форма организации не только учебно-познавательной, но и творческой деятельности учеников

Лёнька был маленький хрупкий в лохмотьях он к_зался сучком отломле(н,нн)ым от деда старого и(с,сс)охшего дерева пр_несё(н,нн)ого и выброше(н,нн)ого сюда на песок волнами реки

Лёнька был маленький хрупкий в лохмотьях он к_зался сучком отломле(н,нн)ым от деда старого и(с,сс)охшего дерева пр_несё(н,нн)ого и выброше(н,нн)ого сюда на песок волнами реки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018