Доклад для педсовета " Читательская грамотность"
Оценка 4.9

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
чтение
4 кл
17.02.2017
Доклад для педсовета " Читательская грамотность"
Данную статью можно использовать для доклада на педсовете, для выступления на школьном и районном методических объединениях учителей начальных классов. В ней приведены примеры из опыта работы, методы и приёмы , используемые на уроках литературного чтения При использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».Доклад для педсовета " Читательская грамотность"
Читательская грамотность.docx
Читательская грамотность Россия   –   самая   читающая   в   недавнем   прошлом   страна   в   мире, сегодня   практически   утратила   интерес   к   этому   базовому компоненту   образования   и   развития   культуры,   к   этому   средству усвоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. СЛАЙД 2  35 % населения никогда не читают, 43 % ­ от случая к случаю, лишь 22 %  читают каждый день. Читательская грамотность   из   разряда   базовых   перешла   в   разряд   «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов 24.10.2016 года на совещании в Карелии представил формирующуюся в России единую систему оценки   качества   образования   (   ЕСОКО).   ЕСОКО   состоит   из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в   3  В   частности международных   исследованиях.   программа PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4­х классов. В ней Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе. Вместе   с   тем,   проверка   читательской   грамотности   15­летних школьников   в   рамках   Международного   исследования  PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников   в   уровне   сформированности   читательских   умений: умение   найти   и   извлечь   информацию   из   текста,   умение интегрировать   и   интерпретировать   сообщения   текста,   умение осмыслить и оценить сообщения текста.  СЛАЙД 4  СЛАЙД   Таким   образом,   эксперты,   работавшие   над   Национальной программой   поддержки   и   развития   чтения,   констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». В   условиях   модернизации   образования,   перехода   на   новые ФГОС изменяются требования к учителю. Одна из основных задач учителя­ начальных классов и учителя­словесника – формирование у   учащихся   социально­необходимого   уровня   читательской компетентности. СЛАЙД 5 сформированная   у   детей     Читательская   компетентность  учащихся   начальной школы  –   это     способность   к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Поскольку программы, по учебным предметам,   ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной   программы   становится   умение   работать   с различными   источниками   информации,   то   данная   проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже   на   начальном   этапе,   где   и   должен     закладываться   навык смыслового чтения. Что же  такое смысловое  чтение? СЛАЙД 6      Смысловое  чтение  – это такое качество чтения, при котором достигается   понимание   информационной,   смысловой   и   идейной сторон   произведения.   Осмысленность   чтения   предполагает формирование следующих умений: ­выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; ­пользоваться сносками и школьным толковым словарём; ­отвечать на вопросы по содержанию словами текста; ­определять эмоциональный характер текста; ­выделять   опорные   (наиболее   важные   для   понимания   читаемого) слова; ­опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; ­определять  мотивы  поведения  героев   путём  выбора  правильного ответа из ряда предложенных; ­уметь прогнозировать содержание читаемого; ­осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; ­формулировать тему небольшого текста; ­работать   с   заголовками:   выбирать   наиболее   точный   из предложенных,   озаглавливать   текст   или   рисунок,   прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; ­выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; ­определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; ­находить главную мысль, сформулированную в тексте; ­определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. Среди   многообразия   путей   и   средств   для   формирования читательской   компетентности   наиболее   значимые   для   младших школьников   ­   увлеченное     преподавание,   новизна   учебного материала,   использование     инновационных   форм   и   методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою   реализацию     при   внедрении   в   процесс   обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. Приемы активного чтения:  СЛАЙД 7       Прием «Чтение с пометами»  Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,  "V" – это я знаю  "+" – это новое для меня "­" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало и др. СЛАЙД 8, 9       Прием «Толстые и тонкие вопросы»  (Для   более   успешной   адаптации   во   взрослой   жизни   детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный   ответ   (тонкие   вопросы),   и   те,   на   которые   ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы ­ это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы). СЛАЙД 10       Прием «Чтение с остановками» Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия ­ вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2   стадия   ­   осмысление.   Здесь,   познакомившись   с   частью текста,   учащиеся   уточняют   свое   представление   о   материале. Особенность   приема   в   том,   что   момент   уточнения   своего представления   (стадия   осмысление)   одновременно   является   и стадией   вызова   для   знакомства   со   следующим   фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия ­ рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс   опять   представляет   единое   целое.   Формы   работы   с учащимися   могут   быть   различными:   письмо,   дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять   связь   отдельных   элементов   (темы,   образы,   способы выражения   авторской   позиции),   развивает   умение   выражать   свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Приемы активизации ранее полученных знаний:  СЛАЙД 11       Прием  «Ассоциация» Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:  ­ О чем может пойти речь на уроке?  ­   Какая   ассоциация   у   вас   возникает,   когда   вы   слышите словосочетание: «­­­­»?  Учащиеся   перечисляют   все   возникшие   ассоциации,   которые учитель также записывает на листе бумаги или доске   СЛАЙД 12       Прием  «Ключевые слова» После   объявления   темы   урока   учащимся   предлагается составить   предложение   или   мини­рассказ   из   предлагаемых   слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по  изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей  работы.   Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех «Да ­ нетка» учит: 1. связывать разрозненные факты в единую картину; 2. систематизировать уже имеющуюся информацию; 3. слушать и слышать соучеников. Приемы графической организации учебного материала:  СЛАЙД 13       Прием  «Составление кластера» Кластер   может   быть   использован   на   самых   разных   стадиях урока.  На   стадии   вызова   –   для   стимулирования   мыслительной деятельности.  На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.  СЛАЙД 14       Прием «Перепутанные логические цепочки»  На доске   написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны  прочитать   и   поставить   знак   “+”   там,   где   они   считают,   что высказывание правильное  и знак “­” там,  где по их мнению оно неверно. Приемы, требующие творчества учащихся:  СЛАЙД 15       Прием «Синквэйн» Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов   работы   на   уроке.   Это     универсальный   прием,   т.к.   его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.  СЛАЙДЫ 16, 17, 18 Приём " Диаманта" ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия, глагола) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное смыслу существительному из первой строки) по 1. Понятие Напишем  Диаманту Алгоритм составления на доске 1. Понятие 2. 2 им.прил. 3. 3 глагола 4. Словосочетание 5. Словосочетание 6. 3 глагола 7. 2 им. прилаг. 5. безнравственная позиция 6. нарушать, пренебрегать, вредничать 7. крайний разумный 8.      Эгоизм СЛАЙД 19 1.      Альтруизм 2.  бескорыстный,  добродушный 3. помогать,  сочувствовать,  отдавать 4. нравственная  позиция       Прием «Цветопись» Приемы   психорисунка   дают   возможность   выразить понимание   абстрактных   понятий,   внутренний   мир   через зрительные   образы.   Можно   дать   задание   нарисовать   характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. СЛАЙД 20       Прием « Пятиминутное эссе» Этот вид письменного задания применяется     в конце урока,   в   котором   ценится   самостоятельность, чтобы помочь  ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему,   проявление индивидуальности,   дискуссионность,   оригинальность   решения проблемы,   аргументации.   Обычно   эссе   пишется   прямо   в   классе после обсуждения проблемы . Методы и приемы, используемые при групповой работе:  СЛАЙД 21       Метод  «Шесть шляп критического мышления  В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное   мышление   основано   на   полемике,   дискуссии   и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.   Параллельное   мышление   –   это   мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.   Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Цель     ­   обеспечить   развитие   критического   мышления посредством   интерактивного   включения   учащихся   в образовательный процесс.       Прием «Учебный мозговой штурм» Основная цель «учебного мозгового штурма» ­ развитие творческого типа   мышления.   Следовательно,   выбор   темы   для   его   проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.        Прием «Письмо по кругу» Предполагает   групповую   форму   работы.   Детям   нужно   не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.           Маркировочные таблицы:  СЛАЙД 22  Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю»  по теме. Это могут быть   какие­то   ассоциации,   конкретные     сведения,   ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.     Затем предлагается вопрос:  «Что бы вы хотели узнать?»  В столбик   "Хочу   узнать"   записываются   (без   оценок!)   и   эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.  На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся   корректировки   в   первый   столбик   высказываний   и проверяются   ответы   на   второй   столбик   вопросов.   Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость   или   расположить   записи   в   виде   отдельной таблицы.  Таким   образом,   такая   работа   позволяет   формировать метапредметные   учебные   действия   на   уроках   чтения   у   младших школьников, создает специальные условия для того, чтобы каждый школьник   осознал   свой   индивидуальный   путь   к   культуре, сформировал   свое   индивидуальное   культурное   поле   уже   на начальной ступени обучения. Метапредметный   образовательный   результат,   который   будет получен   при  условии  сформированной  читательской  компетенции (прописано в ФГОС): 1.   У   выпускников   будет  сформирована  потребность   в систематической чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,   гармонизации   отношений   человека   и   общества,   создании образа, «потребного будущего». 2.   Учащиеся  усовершенствуют  технику   чтения     и   приобретут устойчивый   навык   осмысленного   чтения,   получат   возможность приобрести навык рефлексивного чтения. (Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой  формирования навыка чтения — такова цель проверки  техники  чтения.    Ребёнок  может прочитать  и  меньше нормы,  но оценка за это не снижается, т.к. мы должны учитывать   физиологические и психологические особенности каждого ребёнка) 3.   Учащиеся  овладеют  различными   видами   и   типами   чтения, основными   стратегиями   чтения   художественных   и   других   видов текста и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.    На мой взгляд, только творчески  подход и нетрадиционные приемы   работы   способствуют   формированию   активной читательской позиции современного школьника. В своей работе  я использую технологию «Портфель читателя».  «Портфель читателя» является современной формой традиционного отечественного Дневника читателя, дополненного оригинальными  диагностическими методиками и творческими заданиями. Большую  помощь в этой работе нам оказывает  опыт Московских коллег под  руководством Президента Русской Ассоциации чтения  Н.Н.Сметанниковой.  Познакомимся с ним поближе.  СЛАЙД 23 Это личный документ, который выдается каждому ученику. Он  ­ помогает ребенку расти и совершенствоваться как читателю;  ­ позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;  ­ отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения.  Простые диагностические формы, предложенные в методической  части «Портфеля», помогают определить, насколько продуктивно  чтение ребенка. На что следует обратить внимание, чтобы сделать  этот процесс более эффективным. Рекомендательные списки литературы с краткими аннотациями для  каждой возрастной группы позволят более осмысленно отнестись к  выбору книги.  Наличие Читательского портфеля может быть полезным при переходе   в   другой   уровень   обучения   как   документальное подтверждение   начитанности   и   образованности   ребенка   (в дополнение к формальному табелю успеваемости При   использовании   на   уроках   литературного   чтения   указанных форм   и   методов   работы   у   обучающихся   формируются   навыки мышления   и   рефлексии,   которые   являются   важными составляющими понятия «читательская грамотность».   СЛАЙД 24 В   заключении   хочу   отметить,   что   эффективность   данной   работы прежде     всего   зависит   от   педагога,   задача   которого,   выступая организатором   учебной   деятельности,   стать   заинтересованным   и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами»  ( И.Г. Песталоцци).

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"

Доклад для педсовета " Читательская грамотность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017