Доклад" Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения".
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
классное руководство
3 кл
29.01.2017
Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка.
Наша школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, воспитании его в духе братской любви ко всем людям и мы обязаны научить младших школьников умению различать зло, коренящийся в сердце человека.
Этнокультурное образование младших школьников.docx
Доклад: «Этнокультурное
образование детей в начальной школе
с родным (нерусским) и русским
(неродным) языком обучения»
Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно
сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в
жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но
и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет
жизнь ребенка.
Наша школа призвана заботиться о формировании
психологии ребенка, воспитании его в духе братской любви
ко всем людям и мы обязаны научить младших школьников
умению различать зло, коренящийся в сердце человека.
Русский этнограф, собиратель старины М.Забылин в
последней четверти XIX века обращает внимание на тот
факт, что: «... в наших учебных заведениях преподаватели...
мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, в
сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много
правды о родной старине, и в поэзии их передается весь
народный характер века, с его обычаями и понятиями».
Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое
прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она
обращена и в будущее, так как использует этнокультурный
опыт для организации жизни современных поколений,
воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет
таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в
этнокультуре. К.Д.Ушинский показал, что в различных
жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются
оригинальные педагогические идеи: «Это первые и
блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае
с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр. соч.
М.-Л„ 1949, Т.6,с.300).
Образование этнически культурной личности, на мой
взгляд, не может быть не ориентировано на воспитание и
обучение учащегося как носителя традиций и обычаев
духовной культуры народа. Новые условия заставляют пересматривать прежние
позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать
новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего
поколения. В этой ситуации школа должна служить своему
народу и государству, поэтому должна быть национальной,
патриотической и строиться на принципах православной
нравственности, народности и научности.
Основной идеей нашей школы этнокультурного
образования детей в начальной школе с родным ( нерусским)
и русским ( неродным) языком обучения является идея
исторического единства русского и других народов, величие
и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите
Родины, национального кровного братства, духовного
совершенствования личности, милосердия и трудового
воспитания.
Реализация содержания этнокультурного образования
осуществляется на основе личностно-деятельностного
подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств
соответствующих эмоционально-действенным
характеристикам возрастных особенностей младших
школьников, учитывающих субъектно-объектную
направленность их познавательной деятельности.
Предполагается применение педагогических технологий
развивающего обучения, а также проектных, игровых,
информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих
технологий.
Основные направления деятельности обучающихся –
познавательная, исследовательская, эмоционально-
ценностная, игровая, практическая. Условием успешной
реализации этнокультурного содержания является
разнообразие методов и приемов, которые способствуют
развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в
позицию активных участников: моделирование, наблюдения,
дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и
сказок, викторины, использование приемов создания
проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и
отношения между людьми разных национальностей и
вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций,
изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов
стихотворений поэтов Мордовии, конкурсы рисунков,
творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок,
исследовательские задания.
Ведущими формами организации деятельности являются
занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, заочные
путешествия, посещение музеев и выставок, участие в
городских и сельских народных праздниках.
Предусматривается коллективная, групповая и
индивидуальная работа учащихся. В целом для занятий по
изучению этнокультурного наследия характерным является
создание эмоционально-положительной атмосферы,
доверительного диалогического общения педагога с
учениками, между самими учениками.
Своеобразным накопителем и транслятором этнических
традиций, норм, ценностей, обеспечивающих
преемственность воспитания, является семья. Это первая и
наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в
которой он начинает осознавать свою этническую
принадлежность. Отсюда одним из непременных условий
эффективности этнокультурного образования школьников
является сотрудничество школы с родителями – привлечение
их к сбору материала для пополнения развивающей среды и
экспозиций мини-музея по этнокультуре края, проведение
консультаций на темы этнокультурного образования в семье,
привлечение к организации и участию в мероприятиях,
проводимых учителем с учениками класса, домашние
задания школьникам для совместной работы со старшими
членами семьи.
Наша школа по контингенту учащихся
многонациональная. В школе обучаются эрзя, русские,
татары.
В моем классе обучаются такие дети, у которых один из
родителей русский и сам ребенок говорит на русском языке.
С этими учениками я работаю дополнительно
Этнокультурный компонент стал важным фактором в
учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я строю с
учетом следующих принципов:
Принцип патриотизма
Обучение и воспитание должны: соответствовать истории,
характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в
будущее России.
Принцип историзма
Гуманитарные предметы строятся на исторической основе.
Изучение других предметов должно сопровождаться
сведениями об истории развития соответствующих наук.
Принцип воспитывающего обучения
Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как
средство воспитания личности учащихся.
Одной из задач, поставленной передо мной является
воспитание высоконравственной, духовно богатой и
физически здоровой личности. Осуществление реализации
данной задачи происходит через:
Совершенствование педагогического процесса, которое
предполагает:
а) интеграцию обучения и воспитания;
б) раннее изучение мордовского языка (с 1 класса);
д) активизация мотивации учащихся на учебную и
внеучебную деятельность;
е) создание системы воспитательной работы на основе
возрождения народных традиций, обычаев, обрядов,
элементов народной педагогики.
2. Повышение компетентности и профессионализма
педагогов, предполагающее овладение новыми
педагогическими технологиями, методикой диагностики,
расширение эрудиции, способности выходить за рамки
собственного предмета, конструктивно взаимодействовать с
коллегами.
3. Создание условий для самовыражения и
самоопределения учащихся строятся на:
- основе диагностики склонностей и способностей,
интересов учеников;
- развитии самоуправления учащихся;
- расширении сети кружков по интересам.
С учащимися в плане развития класса с этнокультурным
компонентом работают не только я, но и все педагоги нашей
школы. Совместно мы проводим календарно – обрядовые
праздники, а именно:
- Фольклорный праздник «На завалинке».
- Покров « Бейга якамо» – октябрь. - Рождественские посиделки – январь.
- Молодецкие забавы – декабрь.
- Масленица – март.
- Эрзянь келень чи– апрель.
- Праздник «Русские березки».
- Троица.
- Ярмарки.
- Экскурсии в музеи.
- Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».
Что я ожидаю от данной работы.
Ведение этнокультурного компонента позволит:
- полно представить богатства национальной культуры,
уклад жизни народа, его историю, язык и литературу,
социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;
- углубленно изучать русский язык через его историю,
связь с литературой, культурой;
- последовательно приобщать школьников к родной
литературе, помогая им понять самих себя, свой
психологический склад, свою сущность;
- воспитать образованного, творческого человека,
готового к осмысленной деятельности в условиях
современной цивилизации;
- интегрировать традиционные учебные предметы;
- развивать экскурсионную и исследовательскую работу
младших школьников.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что
этнокультурное образование детей в начальной школе с
родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения,
позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять
межнациональную дружбу, жить в многонациональном
сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию
других культур и традиций, жизненных устоев.
Доклад" Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения".
Доклад" Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения".
Доклад" Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения".
Доклад" Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения".
Доклад" Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.