Доклад «Формирование познавательной активности к занятиям физической культуры через организацию самостоятельной работы студентов».
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
физическая культура
Взрослым
12.08.2019
Перед нами (преподавателями) стоит задача - обеспечить, высокий уровень активности обучающихся на уроках, для этого необходимо, чтобы обучающиеся проявляли интерес к занятиями физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков.
Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит и характер внимания обучающихся на уроке, его активность, а также критичность ума, творческий подъем обучающихся. Здесь можно отметить такую цепочку логической связи как заинтересованность, которая пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и пробуждает интерес к предмету, что в свою очередь рождает потребность в глубоком овладении знаниями и ведет к раскрытию и развитию потенциальных задатков и способностей.
Отсюда возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к системе СПО и системой физического образования в условиях жизнедеятельности обучающихся в сложившейся современной ситуации.
ДОКЛАД 12.10.2018.doc
на тему: «Формирование познавательной активности к занятиям
физической культуры через организацию самостоятельной работы
студентов».
Перед нами (преподавателями) стоит задача обеспечить, высокий уровень
активности обучающихся на уроках, для этого необходимо, чтобы обучающиеся
проявляли интерес к занятиями физическими упражнениями, стремились
развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали
удовлетворение от уроков.
Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит и
характер внимания обучающихся на уроке, его активность, а также критичность
ума, творческий подъем обучающихся. Здесь можно отметить такую цепочку
логической связи как заинтересованность, которая пробуждает любопытство,
любопытство переходит в любознательность и пробуждает интерес к предмету, что
в свою очередь рождает потребность в глубоком овладении знаниями и ведет к
раскрытию и развитию потенциальных задатков и способностей.
Отсюда возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к
системе СПО и системой физического образования в условиях жизнедеятельности
обучающихся в сложившейся современной ситуации.
Здоровье обучающихся является приоритетным направлениям
государственной политики в сфере образования. Не смотря на приоритетность,
вопрос о сохранении здоровья обучающихся в лицее на сегодняшний день стоит
очень остро. Отмечается тенденция увеличения числа обучающихся, имеющих
различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в
учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере
компенсировать отрицательное влияние учебного процесса это физическая
культура.
У преподавателя физического воспитания возникают вопросы: «Как достичь
на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного
образовательного компонентов? Как организовать деятельность обучающихся на
уроке, чтобы дать каждому обучающемуся оптимальную нагрузку с учетом его
подготовленности? Как развивать интерес обучающихся к урокам физической
культуры?, Что способствует повышению эффективности урока?, имея ввиду
целеустремлённую активность обучающихся в процессе обучения.
Активность, проявляемая обучающимися на уроке, может быть
представлена в двух видах:
познавательная;
двигательная.
Формирование познавательной активности обучающихся, как правило,
характеризуется направленностью на самообразование по предмету. В этом случае
обучающийся придает значение содержательной стороне обучения. Двигательная активность обучающегося связана с непосредственными,
мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.
Исходя из данного определения, выделяются два характерных фактора,
которые обеспечивают активность обучающихся на уроках:
биологические факторы (потребность в движении, потребность в
сохранении здоровья);
социальные факторы (интерес к урокам, чувство удовлетворенности к
урокам).
Интерес обучающегося на уроке физической культуры отличается
разнообразием целевых установок обучающегося:
укрепить здоровье;
сформировать тело;
развивать физические и психические качества.
В ходе обучения познавательный интерес выступает как мотив не только
побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания.
Стимулом, связанным с организацией и характером протекания учебной
деятельности, является:
многообразие форм самостоятельной работы, их сменяемость (это
стимулирует активную деятельность, помогает осознать необходимость в
преодолении трудностей, заставляет думать);
Условие, при котом формируется познавательная активность обучающихся,
выделяется следующие:
пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует
организация обучения, при которой обучающиеся действуют активно, потому что
вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;
разнообразие видов деятельности на уроке;
осознание обучающимися важности, необходимости и целесообразности
освоения намеченных преподавателем действий на уроке;
связь нового материала с ранее изученным;
доступность учебного материала, характеризующегося определенной
степенью трудности, сложности;
своевременность контроля и оценки результатов деятельности
обучающихся;
яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного
эмоционального тонуса.
При подготовке к уроку мной соблюдаются данные условия. Анализируется
содержание изучаемого материала, намечаются дидактические задачи урока, и
определяется соотношение учебного материала с задачами воспитания, с уровнем
развития обучающихся определенного года обучения, с учетом психики отдельных
обучающихся, с их собственным психологическим состоянием и жизненным
опытом.
При разработке урока появляется возможность поставить обучающегося в
позицию активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные
задачи. Для этого необходимо обладать умением перевоплощаться, позволяющее увидеть урок глазами обучающегося, понять их особенности, с учетом которых,
как известно, более успешно организуется познавательная деятельность. Возникает
представление о том, как обучающиеся будут овладевать двигательными навыками
и умениями:
что позволит им выйти на самостоятельный уровень деятельности, а где
потребуется помощь;
что из пройденного материала следует повторить, на что из повторенного
опереться при изучении нового, как закрепить новое, что будет для обучающегося
интересным и легким, а что трудным.
Очень важно довести до сознания обучающегося цель урока, помочь им
достичь ее.
Для этого обучающемуся необходимо осознать и принять цель, затем
перевести ее с внешнего уровня осознания на внутренний. Осознание
обучающимися поставленных задач, стоящих перед ними определяет успехи в
учении и отношении к предмету. Принятие цели обучающимися первый этап на
пути, ведущий ее к достижению. Чтобы рассчитать реальность приближения к
цели, обучающимся нужно взвесить свои возможности, сопоставляя их с
требованиями данного этапа урока. Используются различные приемы
целеполагания.
В одном случае мной сообщается и разъясняется цель урока. В другом,
чтобы активизировать обучающимся и мобилизовать их внимание, а так же чтобы
научить их ставить перед собой цель, учитывая свои силы и возможности, задается
ряд вопросов ориентиров, чтобы подвести обучающихся к определению
содержания урока и принятию цели. Например, при обучении низкому старту
(после предварительного ознакомления с подготовленностью обучающихся и
освоению этого умения) предлагается нескольким обучающимся сделать
ускорение с низкого старта. В парах один обучающийся более сильный, лучше
выполняющий это действие (это может быть обучающийся, занимающийся в
секции лёгкой атлетики). Далее в форме диалога анализируется выполнение
задания: кто быстрее преодолел указанную дистанцию и почему. Таким образом:
обучающиеся подводятся к осознанию учебной задачи овладеть низким стартом
для успешного выполнения учебного норматива по скоростному бегу.
Другой пример, уточняются стартовые положения при проверке
плотно ли упираются обучающиеся в землю руками в положении «Внимание!»,
дается задание: «Сделать хлопок в ладони». Одни при этом теряют равновесие,
другие остаются на ногах. Обучающимся предлагается найти этому объяснение.
Тем самым изменяется механизм обучения, усилия обучающихся; их мысли
направлены на процесс учения, обучающиеся формируют познавательную
активность, а не являются исполнителями воли преподавателя.
На каждом уроке выделяется самое существенное в конкретном учебном
материале. Важно научить обучающихся выделять сначала «грубые» ошибки,
определять пути их устранения, затем менее существенные ошибки и детали
техники: почему не получается, в чём ошибка. А как правильно? Обучающиеся учатся сравнивать выполнение двигательного действия с одногрупниками (не
ущемляя слабо подготовленных!)
Все это связанно
с формированием у обучающихся потребности в
физическом самосовершенствовании.
Проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями
обучающихся рассматривается в разной методической литературе.
Чтобы подготовить обучающихся к самостоятельным занятиям, необходимо
дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать умения и навыки.
Прежде всего, обучающиеся должны овладеть двигательными навыками,
которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.
общеразвивающие упражнения руки в вверх в низ в стороны и тд, которые
являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время
приготовления уроков.
практические навыки ходьбы и бега. С них начинается или заканчивается
каждое самостоятельное занятие. Помимо овладения двигательными навыками и
умениями каждый обучающийся должен анализировать полученный результат,
измерять уровень развития основных двигательных качеств, подсчитывать
изменения чистоты сердечных сокращений.
Важным качеством является способность организовывать подвижные и
спортивные игры, которые часто используются во время самостоятельных занятий
и овладевать навыками судейства; умение пользоваться иллюстрациями,
таблицами, в которых описаны те или иные упражнения.
Нет необходимости доказывать, что лишь овладевая достаточно высоким
кругом знаний, обучающийся получат возможность грамотно и осмысленно
заниматься физическими упражнениями.
Важно уметь планировать
самостоятельные занятия значит учить обучающихся думать как при выполнении
упражнений, так и при самостоятельном подборе заданий, который можно
поручать обучающимся.
В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие
условия:
упражнения должны быть не сложными по координации и не требующие
страховки;
необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений;
задания подробно объясняются, чтобы обучающиеся ясно представили
содержание, технику выполнения упражнения;
для самостоятельного выполнения подбираются упражнения,
количественные результаты которых при систематическом выполнении
увеличиваются через определенное время;
для формирования позитивного отношения обучающихся к
самостоятельному выполнению физических упражнений необходимо постоянная,
положительная мотивация к физической культуре, так как отношение
обучающихся к урокам, интерес к самостоятельному выполнению физических
упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной
деятельности. Таким образом, уроки физической культуры приобретают творческий
характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального
фона и стиля общения повышается формирования познавательной активности
обучающихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического
напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется
отношение обучающихся к самому себе и окружающим. Приобретаются
практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется
положительное отношение к урокам физической культуры и спорта.
Результатом опыта работы являются такие показатели:
1. 2015/2016 учебный год – гр. №15, качество знаний 83%,
2. 2016/2017 учебный год – гр. №15, качество знаний 98,6%.
Итоговая успеваемость обучающихся стабильна в течении 3х лет 92,5%
Качество возросло на 2,6%
3. Студенты принимали участие на республиканском и городском
соревнованиях:
Открытое первенство ДНР
по рукопашному бою – 2 место (Сычев Антон гр. №15);
Открытый Кубок по кикбоксингу – 1место (Мымря Геннадий гр.№15);
Открытый Республиканский турнир памяти ЗТ УССР Л. Казаряна
по боксу 2место (Мымря Геннадий гр.№15);
Іэтап Республиканской Спартакиады «Здоровая молодежь достойная
Республика» 1 место (Вакулин Сергей гр.№15)
Студенты
поступившие в высшие учебные заведения продолжают
поддерживать свою физическую подготовку занимаясь в спортивных секциях.
Доклад «Формирование познавательной активности к занятиям физической культуры через организацию самостоятельной работы студентов».
Доклад «Формирование познавательной активности к занятиям физической культуры через организацию самостоятельной работы студентов».
Доклад «Формирование познавательной активности к занятиям физической культуры через организацию самостоятельной работы студентов».
Доклад «Формирование познавательной активности к занятиям физической культуры через организацию самостоятельной работы студентов».
Доклад «Формирование познавательной активности к занятиям физической культуры через организацию самостоятельной работы студентов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.