Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»
Оценка 4.6

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
13.02.2017
Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»
Вступление к докладу
часть 2 Доклада.docx
Познавательный   интерес,   самостоятельность,   общие   учебные   умения   и навыки, универсальные учебные действия …  На   первый   взгляд,   несколько   десятилетий   подряд   преподаватель занимается одним и тем же: учит обучающегося самостоятельности.  На   самом   же   деле   происходит   движение   по   спирали:   с   каждым нововведением уровень подготовки обучающихся поднимается на один виток выше. Мы уходим от формы «накопления знаний»  и поворачиваемся к личному развитию   обучающегося.   Не   просто   научить   решать   задачи   по   физике,   а показать действие основных физических законов и, самое главное, убедить, что эти   знания   ЕМУ   нужны.   Только   когда   обучающийся   поймет,   что   ЭТО пригодится для дальнейшего непростого существования в обществе, тогда, и только тогда, ОН скажет: «НАДО!» и будет самостоятельно добывать знания.  На сегодняшний день только 2­3 % обучающихся, поступивших в колледж, обладают   достаточным   уровнем   познавательной   самостоятельности   при изучении дисциплины.  В этой связи возникают вопросы: какими умениями, навыками, действиями должен   овладеть   обучающийся,   чтобы   решать   в   определенных   жизненных ситуациях любые типы задач? Как педагогу сформировать у него необходимые универсальные учебные действия, чтобы он УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться?  Если     педагогически   грамотно   и   по   ­   человечески   правильно   научить обучающегося УЧИТЬСЯ САМОМУ, то знания, полученные на уроках физики, он будет применять не как знания отдельной дисциплины, а как единую систему образования, что поможет ему реализовать себя в жизни более успешно, стать более уверенным, самостоятельным.  «Если   хочешь   воспитать   в   детях   смелость   ума,   интерес   к   серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами», ­ пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Как живете, дети?»  1 Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности   к   самообразованию.   Интерес   в   широком   смысле   слова   –   это направленность   личности   на   изучение   всего   нового,   овладение   умениями, приобретение   различных   навыков.   Интерес   к   знаниям   или   познавательный интерес – это направленность личности обучающегося на овладение знаний в той   или   иной   предметной   области.   Педагог   воспитывает   интерес   к   своему предмету. Приоритетной   целью   образования   становится   развитие   у   обучающихся способности   самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их реализации,   контролировать   и   оценивать   свои   достижения.   Иначе   говоря, главным   является   формирование   умения   учиться.   Достижение   данной   цели становится   возможным   благодаря   овладению   обучающимися   системы универсальных учебных действий. На уроках физики и в повседневной жизни обучающиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны.  Главная   задача   преподавателей   ­   это   усиление   мотивации   обучения, расширение познавательной самостоятельности обучающихся, вовлечение их в работу   над   учебными   проектами,   формирование   у   них   способностей самостоятельно   усваивать   новые   знания, компетентности.   развивать   их   умения   и   Овладение   обучающимися   универсальными   учебными действиями   выступает   как   способность   к   саморазвитию   и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действий включают:  ­ обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства   и   способы   их   достижения,   контролировать   и   оценивать   процесс   и результаты деятельности;  2 ­   создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;  ­   обеспечение   успешного   усвоения   знаний,   умений   и   навыков   и формирование компетентностей в любой предметной области. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы,   учебную   цель,   учебную   задачу,   учебные   действия   и   операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).   Приоритетным   направлением   новых   ФГОС   является   формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования. Современная   система   образования   должна   вооружить   обучающегося универсальными   способами   действий,   которые   помогут   ему   развиваться   и совершенствоваться. Концепция   развития   универсальных   учебных   действий   разработана   на основе системно ­ деятельностного подхода (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я.   Гальперина,   Д.Б.   Эльконина,   В.В.   Давыдова)   группой   авторов:   А.Г. Асмоловым,   Г.В.   Бурменской,   И.А.   Володарской,   О.А.   Карабановой,   Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым. Формирование   способности   и   готовности   обучающихся   реализовывать универсальные   учебные   действия   позволит   повысить   эффективность образовательного и воспитательного процесс в учебном заведении. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение   учиться,   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового   т.   е. социального   опыта.   В   более   узком   значении   это   совокупность   способов действия   обучающегося,   обеспечивающих   самостоятельное   усвоение   новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. 3 В   соответствии   с   ФГОС   представлено   четыре   вида   УУД:   личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные   универсальные   учебные   действия  отражают   систему ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к различным сторонам окружающего   мира:   положительное   отношение   к   учению,   к   познавательной деятельности,  желание   приобретать   новые   знания,  умения,  совершенствовать имеющиеся,   осознавать   свои   трудности   и   стремиться   к   их   преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;   осознание   себя   как   индивидуальности   и   одновременно   как   члена общества,   признание   для   себя   общепринятых   морально­этических   норм, способность   к   самооценке   своих   действий,   поступков;   осознание   себя   как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес   и   уважение   к   другим   народам;   стремление   к   красоте,   готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Регулятивные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают способность   обучающегося   организовывать   свою   учебно­познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели ­ через планирование действий   ­   к   реализации   намеченного,   самоконтролю   и   самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с преподавателем и одногрупниками   или   самостоятельно)   необходимые   действия,   операции, действовать   по   плану;   контролировать   процесс   и   результаты   деятельности, вносить   необходимые   коррективы;   адекватно   оценивать   свои   достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.  Познавательные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают способность   к   познанию   окружающего   мира:   готовность   осуществлять направленный   поиск,   обработку   и   использование   информации:   осознавать познавательную   задачу;   читать   и   слушать,   извлекая   нужную   информацию,   а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; 4 понимать   информацию,   представленную   в   изобразительной,   схематичной, модельной   форме,   использовать   знаково­символичные   средства   для   решения различных   учебных   задач;   выполнять   учебно­познавательные   действия   в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач   операции   анализа,   синтеза,   сравнения,   классификации,   устанавливать причинно­следственные связи, делать обобщения, выводы.  Коммуникативные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя   толерантность   в   общении,   соблюдая   правила   вербального   и невербального поведения с учётом конкретной ситуации: вступать в учебный диалог с преподавателем, обучающимися одной группы, участвовать в общей беседе,   соблюдая   правила   речевого   поведения;   задавать   вопросы,   слушать   и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать   свою   точку   зрения;   строить   небольшие   монологические высказывания,   осуществлять   совместную   деятельность   в   парах   и   рабочих группах с учётом конкретных учебно­познавательных задач. Способы   формирования   УДД   в   моей   практике   преподавания   стали важнейшей   частью   методического   обеспечения   урока   с   того   времени,   как прошла   курсы   повышения   квалификации   в   2012   году.   Можно   сказать,   что выработала   целую   систему   проблемной   подачи   материала   и   новые   подходы ФГОС   подтверждают   актуальность   создания   проблемных   ситуаций   на   уроке физики во всех группах.        К   УУД   относятся   поиск   и   выделение   необходимой   информации, применение методов информационного поиска. Особенно после введения ФГОС стало ясно, что многие обучающиеся с трудом понимают содержание текстов научного   содержания,   т.   к.   они   не   могут   выделить   в   них   главное,   найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. Что же можем сделать мы, чтобы помочь нашим обучающимся? Уже с первых уроков обучения физике стараюсь учить обучающихся выделять  главное в тексте учебника, в 5 моём   рассказе,   в   сообщениях   товарищей.   Очень   помогают   в   формировании действий   с   информацией   задания   по   структурированию   текста,   составления логических блок­схем, нахождения в текстах ошибок, составление вопросов к отдельным частям текста, поиск дополнительной информации и опережающие задания.   После   каждого   параграфа   в   учебниках   есть   краткое   изложение содержания, по которому можно учить обучающихся формулировать главную мысль,   выделять   основное   содержание,   а   после   каждой   главы   –   опорный конспект,   позволяющий   сделать   информацию   более   компактной   и запоминающейся.   Составляя   свои   опорные   конспекты,   ребята   имеют возможность сравнить их с предлагаемыми.  В   процессе   формирования   УУД:   учу   ставить   цели   и   искать   пути   их достижения; показываю достижения обучающегося по сравнению с его ранними достижениями; привлекаю к открытию новых знаний; обучаю приемам работы в группах; обучаю самопроверке; знакомлю с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учу делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом; учу самостоятельно выбирать критерии для оценки; учу отстаивать собственное мнение и уважать мнения других;     организую   формы   деятельности,   в   рамках   которой   обучающиеся усваивают   нужные   знания   и   ценностный   ряд;   учу   сотрудничеству   между обучающимися, обучающимися и преподавателем. Личностные универсальные учебные действия, такие как: убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений   науки   и   технологии   для   дальнейшего   развития   человеческого общества, уважение  к творцам науки и техники,  отношение к  физике  как  к элементу общечеловеческой культуры можно сформировать, изучая физику  на 2   курсе:   она   делится   на   5   крупных   разделов.   Изучение   всех   этих   разделов проходит   в   тесной   связи   друг   с   другом.   Эрстед   открыл   существование магнитного поля вокруг электрического тока, М. Фарадей поставил вопрос о существовании   магнитного   поля   вокруг   электрического,   обобщение   работ 6 Эрстеда и Фарадея сделал Максвелл теоретически. Эксперимент поставил Герц, а применил А.С. Попов, создав радиоприемник.  Поэтому   при   изучении   блока   «Специальная   теория   относительности» ставлю перед обучающимися вопрос: почему возникла эта теория в начале 20 века? После обсуждения подводим итог: потому что возникло противоречие между   законами   классической   механики   и   законами   электродинамики Максвелла.   Помог   выйти   из   этого   тупика   А.   Эйнштейн   и   его   теория относительности. Весь курс физики на 2 курсе рассматривается в виде цепочки метода  научного   познания.   Такое   изучение   учебного   материала   не   только обеспечивает   цикличность   обучения   в   рамках   одного   учебного   года,   но   и позволяет обучающимся осмыслить полученные раннее знания на новом уровне.  Формирование регулятивных УУД осуществляю через решение задач.   При   изучении   темы   «Последовательное   соединение   проводников» обучающимся выдается задание собрать схему из имеющегося оборудования, провести измерения. Результаты представить в виде таблицы, сделать выводы на основе   наблюдений   и   измерений,   соблюдая   правила   техники   безопасности   и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий. Ответить на вопрос   об   использовании   данного   вида   соединения   в   повседневной   жизни   и сделать вывод. U, В L1,м L2, м r, м P, Ом.м S, м2 R1, Ом R2, Ом R=R1+R2,  J= U /R, Последовательное соединение проводников Ом А 110.10­8 С   целью   реализации  познавательных   УУД  использую   структурно­ логические схемы. Надо видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, уметь базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Структурно­логические схемы   позволяют   систематизировать   знания,   выделять   основное,   находить правильное   решение.   При   составлении   таких   таблиц   универсальные   учебные 7 действия   обучающихся   направлены   на   анализ   и   управление   познавательной деятельностью.  В   данном   случае   овладение   УУД   ведет   к   формированию   способности самостоятельно   усваивать   новые   знания,  умения   и   компетентности,   включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.  При   изучении   темы   «Силы   в   природе»   обучающиеся   чертят   схему   и приводят примеры проявления сил в природе и в жизни. (Приложение 1) Коммуникативные   УУД  обеспечивают   социальную   компетентность   и сознательную   ориентацию   обучающихся   на   позиции   других   людей,   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. При изучении темы «Теория близкодействия и действия на расстоянии» провожу урок ­ конференцию. Этот интересный и несложный материал может быть изучен обучающимися самостоятельно. Тема выходит далеко за пределы учебника   физики   и   для   раскрытия   требует   поиска   разных   материалов   в Интернете. Обучающиеся хорошо представляют материал по каждой теории, готовят аргументы в защиту своей теории и антиаргументы теории противника. Заранее зная справедливость теории близкодействия, оппоненты находят такие доводы   в   защиту   своей   «неверной»   теории,   что   ставишь   под   сомнение справедливость первой.  На   уроке   ­   конференции   обучающиеся   с   одной   стороны   являются выступающими,   с   другой   стороны   оценивают   труд   своих   товарищей,   задают вопросы, проводят самооценку своей работы. (Приложение 2) Говоря о формировании универсальных учебных действий, мы говорим об умениях   и   навыках   обучающихся,   которые   позволят   им   самостоятельно осваивать новые знания, а также навыках самоорганизации своей деятельности по   их   поиску.   Уровень   самостоятельности   обучающихся   зависит   от   степени сформированности   универсальных   учебных   действий.   А   степень   участия   в самостоятельной   деятельности   обучающихся   и   руководство   остаётся   за преподавателем. Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, 8 как   перед   педагогом:   научить   обучающихся   самостоятельно   добывать знания.  В  результате формирования универсальных учебных действий на уроках физики   повысилась   качественная   успеваемость,   хорошие   результаты показывают обучающиеся на промежуточной аттестации. годовая успеваемость результаты  аттестации учебный год Ау Ку Ср.балл 2013­2014       100       27,7         3,3 2014­2015 100 30,1 3,4 2013­2014 2015­2016 100 100 34,2       28       3,4 3,5 2014­2015 2015­2016 100       32       3,5 100 37,5 3,6 9 Приложение 2 баллы дополн баллы Ф.И._______________________________________ гр.№ № Параграф 65, стр. 159­164 Решение задач из домашнего задания Тестовые задания Устройство электроизмерительного прибора Ответы по сообщению о Х.А.Лоренце Индивидуальная (и групповая) работа 1. Как называют силу, действующую на заряженную  частицу со  стороны магнитного поля? 2. Запишите формулу, выражающую силу Лоренца и   перечислите  все величины, входящие в формулу и запишите  их единицы измерения. 3. Как движется заряженная частица в однородном магнитном  поле, если начальная скорость частицы перпендикулярна  линиям магнитной индукции?  4. По какой формуле можно определить радиус окружности  равномерно движущейся заряженной частицы (записать и  перечислите  все величины с указанием единиц измерения)? 5. Почему сила Лоренца меняет направление скорости, но не  меняет ее модуль? 6. Объясните причину полярного сияния. 7. Решить задачу: Индукция однородного магнитного поля В = 0,3 Тл направлена в положительном направлении оси X. Найдите модуль и  направление силы Лоренца, действующей на протон,  движущийся в положительном направлении оси У со  скоростью v = 5 • 106 м/с (заряд протона е+ = 1,6• 10­19Кл). Самооценка за урок «5» ­ 15 и более баллов «4» ­ от 11 до 14 баллов «3» ­ от 7 до 10 баллов «2» ­ менее 7 баллов. Жду вас на консультацию. 10 11

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики  как условие развития самостоятельной познавательной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017