Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»
Оценка 4.9

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Оценка 4.9
Семинары
docx
искусство +1
Взрослым
04.06.2019
Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»
В данном докладе раскрываются проблемы развития творческого мышления детей младшего школьного возраста, которые посещают учреждения дополнительного образования. На примере творческого объединения «Дизайн-студия" приводятся результаты этой работы. В данном вступлении дается понятие творческого мышления, художественного конструирования (дизайна), определяются условия формирования творческой деятельности.
ДОКЛАД Дикун.docx
ДОКЛАД «Художественно­техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста» Основной   ценностью   гуманистического   личностно­ориентированного развития выступает творчество как способ развития человека в культуре.            В настоящее время проблемы творческой деятельности, творческого мышления и интуиции находится в процессе активного изучения. Развитие науки   и   техники,   внедрение   в   жизнь   достижений   научно­технического прогресса способствует доказательству самых смелых теорий и выдвижению новых гипотез в этой области. Успехи в изучении творческого мышления дают дополнительные возможности в процессе развития творческих способностей каждой человеческой личности и общества в целом. Стремление   реализовать   себя,   проявить   свои   возможности   –   это   то направляющее   начало,   которое   проявляется   во   всех   формах   человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция   к   выражению   и   проявлению   всех   способностей   организма   и собственного «я». Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой   В.Л.,   Гальперина   П.Я.,   Калмыковой   З.И.,   Богоявленской   Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого   мышления   теоретически   обоснованы,   однако   работа   над улучшением этого свойства продолжают развиваться.  Психологи   и   педагоги,   работающие   по   исследованию   специального, целенаправленного   развития   креативности,   выделяют   следующие   основные условия, влияющие на формирование творческого мышления: ­ индивидуализация образования; ­ исследовательское обучение; ­ проблематизация. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1 Обратимся к определению понятия "мышление". Леонтьев   А.Н.   говорил,   что   мышление  ­   процесс   сознательного отражения   действительности   в   таких   объективных   ее   свойствах,   связях   и отношениях,   в   которые   включаются   и   недоступные   непосредственному чувственному восприятию объекты. Брушлинский   А.В.   понимал   под   мышлением   неразрывно   связанный   с речью,   социально   обусловленный   психический   процесс   самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности. Педагогический   словарь   дает   такое   определение:   мышление опосредованное   и   обобщенное   познание   человеком   предметов   и   явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях. Самый   существенный   признак,   отличающий   мышление   от   других психических процессов, ­ направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. В   зарубежной   психологии   творческое   мышление   чаще   связывают   с термином«креативность». В 60­х годах XX в. толчком  к выделению  этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и   успешностью   решения   проблемных   ситуаций.   Было   установлено,   что успешность     зависит   от   способности   по­разному   использовать   данную   в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах,Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего­либо нового. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного.  Таким   образом,  творческое   мышление  –   мышление,   связанное   с созданием   или   открытием   принципиально   нового   субъективного   знания,   с генерацией собственных оригинальных идей. Элементарное   дизайнерское   мышление,   как   синоним   творческого мышления,   включает   основные   структурные   компоненты   зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным 2 возможностям   младших   школьников.   Оно   формируется   через   специальную информацию,   постановку   задач   по   созданию   отдельной   среды   и   поиск способов их реализации. Рассмотрим   основные   виды   мышления,   тесно   связанные   с продуктивным, творческим. Теоретически ­ понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме,   непосредственно   не   имея   дело   с   опытом,   получаемым   при   помощи органов чувств. Теоретико­образное мышление ­ отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Наглядно­действенное  сам   процесс   мышления   представляет   собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. На современном этапе развития общества роль мышления возрастает. При   современном   обучении   ребенку   необходимо   не   просто   приобрести знания,   умения,   навыки,   освоить   сложившиеся   способы   человеческой деятельности,   но   и   овладеть   творческим   подходом   к   ее   осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким   образом,   на   первый   план   выдвигаются   задачи   умственного развития, формирования творческого мышления учащихся. Проблемы происхождения, функционирования, проявления результатов творчества интересовали философов, психологов, педагогов, эстетиков. Творческое мышление  ­ это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения,   интуицию,   лежащие   в   основе   потребности   к   самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности. 3 Исаак   Яковлевич   Лернер   характеризует   творческое   мышление   по   его продукту.Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. С точки зрения Дианы Борисовны  Богоявленской, творчество является ситуативно  нестимулированной  активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По   В.Н.   Дружинину,   творческое   мышление   –   мышление,   связанное   с преобразованием   знаний   (сюда   он   относит   воображение,   фантазию, порождение гипотез и прочее). Второй   признак   творческого   мышления   –   спонтанность,   внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. С   творческим   мышлением   сопряжены   два   личностных   качества: интенсивность   поисковой   мотивации   и   чувственность   к   побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. Дианой   Борисовной     Богоявленской   была   выделена   (1983   г.)   единица измерения   творчества,   названная   «интеллектуальной   инициативой».   Она рассматривается   как   синтез   умственных   способностей   и   мотивационной структуры   личности,   проявляющихся   в   продолжение   мыслительной деятельности   за   пределами   требуемого,   за   пределами   решения   задачи, которая ставится перед человеком. Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые я буду   основываться   в   своем   докладе,   следующее:   беглость,   гибкость   и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса ­ это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность ­ минимальная частота данного ответа к однородной группе. Продуктивное   мышление   рассматривается   как   высшая   ступень творческого мышления. Согласно   научным   данным,   дизайнерское   (творческое)   мышление включает в себя следующие параметры: 4 ­ конструктивность; ­ целесообразность; ­ вариативность, гибкость; ­ чувство стиля, стилевой гармонии. Так   как   в   своем   объединении   я   формирую     только   элементы дизайнерского мышления, то остановимся  на следующих из них: ­ целесообразность ­ пособность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели; ­   рациональный   выбор   наиболее   выгодных,   экономных,   разумных средств для реализации цели, удобство изобретения; ­   новизна   и   оригинальность   ­   нешаблонность,   использование нестандартных   форм,   методов,   способов   решения   задачи,   продуктивные способы деятельности; ­   стилевое   чутье­понимание   художественных   особенностей   общей группы предметов, связанных ансамблем; ­ цветовая гармония­умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства; ­ гибкость­способность высказывать многообразие идей. Таким образом, основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде: ­ системное владение логическими операциями; ­   наличие   в   созданных   работах     новизны,   оригинальности,   стилевого чутья, способности к проектированию; ­ понимание целесообразности и рациональности вещей; ­   знание   способов   создания   эстетически   грамотной   вещи   и гармонической среды. Дети   младшего   школьного   возраста     учатся   не   столько   у   педагога, сколько   вместе   с   ним.   Они   вместе   проходят   по   длительной   истории вынашивания   и   развития   способов   деятельности,   завершающихся   актом 5 творчества. Участие педагога  в акте творчества ­это внушение ребенку уверенности в   своих   возможностях   и   способностях,   понимание   его   стремлений   и уверенность в его успехе. Развитие   продуктивного   мышления   у   детей   младшего   школьного возраста заключается в развитии следующих качеств: ­ цепкость и цельность восприятия; ­ различные  виды памяти, включая обогащение эмпирического  опыта ребенка; ­ умения: анализа, синтеза, обобщения, классификации; ­ воображение на основе ассоциирования образного сравнения; ­ интуиция; ­   интеллектуальные,   эстетические,   морально­нравственные   качества личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям. Развитие   перечисленных   качеств   осуществляется   в   учебно­ воспитательном   процессе   посредством   использования   элементов художественно­технического конструирования, задействующих в творческом процессе все органы чувств и эмоциональной отзывчивости. В   связи   с   тем,   что   речь   идет   о   развитии   творческого   мышления, являющегося   категорией   эстетической,   наиболее   сильное   воздействие   на формирование   и   развитие   творческого   порыва     оказывают   эстетические факторы окружающей среды.   эстетических, Следовательно,   для   продуктивного   развития   творческого   мышления младших   школьников   в   учебно­воспитательном   процессе   необходимо взаимодействие (индивидуально­ психологические   особенности   каждого   ребенка)   и   педагогических (взаимодействие   педагога   с   учащимися)   условий,   объединение   которых позволило   сформулировать   эстетико­педагогические   условия   развития творческого мышления у учащихся младшего школьного возраста.   психологических   Условия творческой деятельности 6 Прямое обучение творческому мышлению невозможно, но вполне реально косвенное  влияние   на него  за  счет  создания  условий, стимулирующих  или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, влияющие на течение   творческой   деятельности,   бывают   двух   видов:   ситуативные   и личностные.   К  ситуативным  факторам,   отрицательно   влияющим   на   творческие возможности человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или   слишком   слабая   мотивация;   наличие   фиксированной   установки   на конкретный   способ   решения;   неуверенность   в   своих   силах,   вызванная предыдущими   неудачами;   страх;   повышенная   самоцензура;   способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др. К  личностным   факторам,   негативно   влияющим   на   процесс творчества,   относят   конформизм;   неуверенность   в   себе;   а   также   слишком сильную   уверенность;   эмоциональную   подавленность   и   устойчивое доминирование   отрицательных   эмоций;   отсутствие   склонности   к   риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху;   высокую   тревожность   как   личностную   черту;   сильные   механизмы личностной защиты и ряд других. Среди  личностных черт,  благоприятствующих   творческому  мышлению, выделяют   следующие:   уверенность   в   своих   силах;   доминирование   эмоций радости   и   даже   определенную   долю   агрессивности;   склонность   к   риску; отсутствие   боязни   казаться   странным   и   необычным;   отсутствие комфортности;   хорошо   развитое   чувство   юмора;   наличие   богатого   по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее. Из  множества   объединений  в  УДО  мной    не  случайно  выбрана  именно студийная форма деятельности как наиболее эффективная для творческого саморазвития и ребенка и педагога. Студийная форма деятельности уходит корнями   в   открытые   студии   Древней   Греции,   где   Сократ,   Платон   и Аристотель   вели   обучающие   беседы­диалоги   со   студентами   по   вопросам мироустройства.   Итальянское   «studio»   образовано   от   латинского   «studeo», что   означает   «усердно   работаю,   занимаюсь».   По   утверждению   Г.   Селевко, открытые   рабочие   студии   –   это   эффективная   модель   воспитания, проверенная веками.  7 Для нас дизайн­студия ­ это    мастерская  профессионалов (архитектора, дизайнера, художника и т. д.), в которой дети осваивают навыки декоративно– прикладного, художественного мастерства, ощущают радость творчества.  В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что занятия в дизайн­студии дают учащимся не только возможность применять теоретические знания на практике, но и побуждают их более глубоко изучать основы наук, и самое главное – приучают детей мыслить. Главная же моя задача как педагога   – научить детей мыслить творчески. Художественное   конструирование,   являясь   одним   из   видов   позволяет   формировать   творческие художественного   творчества, способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные   детьми   на   уроках   трудового   обучения.   Также   развивается художественный   вкус,   способность   находить   адекватные   средства   для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также   знания,   умения,   навыки   в   области   художественно­трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное конструирование, как всякий продуктивный   вид   деятельности,   создает   хорошие   возможности   для моделирования   различных   типов   взаимодействия   детей   в   процессе деятельности,   что   воспитывает   чувство   долга,   ответственности,   умение подчиняться   требованиям   группы   и   творчески   работать   в   коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения. В   процессе   конструирования   у   детей     интенсивнее   развивается пространственное   воображение,   вырабатывается   способность   быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений. Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с начала 30­х годов. На Западе появилась новая профессия­дизайнер, в задачу которого   входила   разработка   изделий   новой   конструкции,   изделий   более качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями, выпускаемыми другими фирмами. В   литературе   различают   два   вида   конструирования:   техническое   и художественное. 8 Техническое  конструирование создает предмет  в  его материальной  и функциональной основе. Художественное   конструирование   наполняет   предмет   общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой. Исследование   вопроса   об   определениях   понятия   "дизайна"   в энциклопедических,   толковых   и   специальных   словарях,   в   учебно­ методической   литературе   позволило   сформулировать   рабочие   определения понятий "дизайн". Дизайн­это   художественно­проектная   деятельность,   направленная   на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. Дизайн объединяет 2 аспекта: ­   утилитарный,   обеспечивающий   удовлетворение   практических жизненных   требований,   который   предполагает   техническое   совершенство, технологическую   целесообразность,   экономическую   и   эргономическую эффективность; ­ эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций,   эстетическую   выразительность,   художественную   образность, знаковую ассоциативность. На практике у учащихся развивается конструкторское мышление через организацию продуктивной творческой деятельности, на базе формирования у них   элементов   графической   грамоты   и   технических   представлений,   через включение   учащихся   в   процесс   решения   элементарных   конструкторских задач. Я  считаю, что на занятиях необходимо показывать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи. С   этой   целью   можно   использовать   элементы   художественного конструирования, которые предполагают в предмете: ­ единство цвета и формы; ­ сочетание материала и формы; 9 ­ соответствие формы назначению; ­ пропорциональность различных форм в композиции. Этот комплекс знаний мы называем художественно­конструкторскими или дизайнерскими. Основной целью работы по развитию творческого мышления учащихся   как   конструктивность, является   формирование   таких   качеств, целесообразность, образность, вариативность, чувство стиля.  Передо   мною   встала   задача   понять,   что   представляют   собой   данные качества   и   каковы   пути   их   развития.   Изучив   методическую   литературу,   я пришла   к   выводу,   что   конструктивность   определяется   методистами   как способность к производству идей. В связи с этим при проведении занятий детям  предлагаются   такие   задания,  которые   требуют  догадки,  мысленного пространственного   преобразования   конструкции,   то   есть   её   анализа.   Даже если   изделие   выполняется   способом   копирования   образца,   полезно использовать такие задачи, которые заставляют воспитанников продумать все особенности   его   устройства   и,   возможно,   мысленно   внести   в   него определенные изменения.   Например, если я предлагаю детям скопировать какой­то образец в технике   аппликации   –   здесь   нет   задачи.   Но   если   я,   прежде   чем   показать очередную операцию, предлагаю им самим подумать, путем каких действий получена та или иная форма из изменяющейся у них заготовки, то они будут вынуждены   совершать   мысленные   действия,   преобразовывая   форму.   Даже такие   простые   вопросы   и   задания:   «Как   это   сделано?   Как   это   можно сделать?»   ­     очень   важны   для   развития   способностей   к   мысленному конструированию. Отличительный признак творческой деятельности детей ­ субъективная новизна   продукта   деятельности.   По   своему   объективному   значению «открытие»  ребенка может быть и новым, необычным,  но,  в  то  же время, выполняться по указке педагога, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить  такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. Успешное   формирование   у   детей   младшего   школьного   возраста 10 творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. Развитие   творческого   мышления   неотделимо   от   формирования исполнительских   умений   и   навыков.   Чем   разностороннее   и   совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети. При   изготовлении   любого   изделия   обязательно   побуждаю   детей задумываться:   почему   у   его   конструкции   именно   эта   форма,   этот   цвет, материал,   отделка.   Чтобы   учащиеся   в  процессе   выполнения   этого   задания активно мыслили, я требую, чтобы их работа как можно точнее повторяла образец, чтобы изображение размещалось не выше и не ниже, не правее и не левее,   чем   на   образце.   Данные   задания   разработаны   с   целью   развития познавательных процессов у учащихся, в первую очередь – конструктивности и целесообразности мышления. Что касается творчества, то оно также здесь присутствует, ведь ребенок должен догадаться, додумать, а не делать работу бессмысленно. Занимаясь     с   детьми   младшего   школьного   возраста   декоративно­ прикладным и техническим творчеством, я использую различные доступные материалы: бумагу, картон, пластилин, соленое тесто, бисер, атласные ленты и многое другое. Широк диапазон изготовляемых детьми работ: открытки из цветной   бумаги   в   разных   техниках:   квиллинг   (бумагокручение),   киригами, вытынанки;   бумажные   модели   в   технике   оригами,   мобили,   оформляем различные   изделия     в   технике   «декупаж»:   это   и   рамки   для   фотографий, красочные бутылки к различным праздникам, тарелки, флаконы для духов, разделочные доски и так далее. Хочется   отметить,   что   развитие   творческого   мышления   неразрывно связано и развитием  творческих (креативных) способностей детей. Нa   сeгoдняшний   дeнь   oдним   из   oснoвoпoлaгaющих   принципoв oбнoвлeния   сoдeржaния   oбрaзoвaния,   стaнoвится   личнoстнaя   oриeнтaция, прeдпoлaгaющaя   рaзвитиe   крeaтивных     спoсoбнoстeй   учащихся, индивидуaлизaцию   их   oбрaзoвaния   с   учeтoм     интeрeсoв   и   склoннoстeй   к твoрчeскoй  дeятeльнoсти.  11 Я считаю, что важным средством приобщения учащихся  к творчеству, развития их способностей, творческого мышления  является приобщение их к свободной, импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии.  Чтобы наши занятия   были занятиями  творчества, стараюсь воссоздавать   на   них   такие   условия   как:   атмосфера     раскованности, отсутствия   боязни   быть     непонятым     или   осмеянным,   создание   «ситуации успеха». Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.                       Но   только   создание   этих   условий   не   будет   способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база   знаний:   умение   комбинировать   и   конструировать,   анализировать, находить   в   предмете   или   объекте   не   свойственные   ему   признаки,   но аналогичные   с   признаками   других   объектов   или   предметов   и   т.   д. Сформировать и развивать эти умения – вот моя главная задача.                  Терский Виктор Николаевич   – друг и соратник Макаренко Антона Семеновича, ­  талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль   играет   самодеятельность.     Но   это   должна   быть   именно самодеятельность,   а   не   натаскивание.     Если   мы,   ничему   не   научив   детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное,   искаженное   воспроизведение   того,   что   они   когда­то   умели. Самодеятельность   будет     тогда,   когда   дети   будут   действовать   сами. Инициатива не может возникнуть из ничего.  Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Развитию   творческих   способностей   и   творческому   мышлению содействует   и   стиль   проведения   занятий:   творческий,   доброжелательный микроклимат,   обстановка   уважения   и   сотрудничество   педагога   и воспитанников,   внимание   к   каждому   ребенку,   поощрение   даже   малейшего успеха.         Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются.  «У меня плохо получилось»   ­   иногда   такие   оценки   соответствуют   действительности, истинному   положению,   но   часто   за   ними   скрывается   иное   содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что  педагог все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.  12 Отношение педагога к результатам детского творчества – тема очень обширная.   Нужно   бережное   отношение   к   тому,   что   создается   детьми, отказаться от критики, выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству   учащихся.   Когда   отношения   доверия   и   открытости   между педагогом   и   детьми   закрепятся,   можно   и   нужно   сравнивать   выполненное задание с поставленной творческой задачей.             На   первоначальном   этапе   работы   я   провожу   с   детьми   следующие диагностики: 1 “Воображение”, целью которой  стало определение уровня воображения учащихся; 2 «Придумай   игру»:   цель   данной   методики   –   определение   уровня развития фантазии ребенка; 3 «Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала. Для   определения   уровня   развития   воображения   был   проведен   тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов. Проверка показала результаты: Воображение ребенка Диаграмма 1 13 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 высокий средний низкий низкий средний высокий Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:     высокий уровень – 15%;   средний уровень – 40%;  низкий уровень – 45%. Для определения уровня развития фантазии учащихся, я использовала методику   «Придумай   игру»,   где   ребенок   получает   задание   за   5   минут придумать   какую­либо   игру   и   подробно   рассказать   о   ней,   отвечая   на вопросы   экспериментатора.    В   ответах   ребенка   оценивается     содержание придуманной игры  Придуманная   ребенком   игра   по   определенным   критериям   в   сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии Проверка показала результаты: Фантазия учащихся Диаграмма 2 14 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 очень высокий высокий средний низкий очень низкий       Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:    • • • • • очень высокий уровень – 10%;   высокий уровень – 15%;  средний уровень – 43%; низкий уровень – 20%; очень низкий – 12%.            Чтобы оценить уровень  творческого потенциала, умения принимать нестандартные   решения,   проведена   диагностика   «Творческий   потенциал». Учащимся   нужно   выбрать   один   из   предложенных   вариантов   поведения   в данных   ситуациях.   Общая   сумма   набранных   очков   показала   уровень творческого потенциала. Проверка показала  результаты: Творческий потенциал Диаграмма 3 15 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 высокий средний низкий низкий средний высокий           Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:    • • • высокий уровень – 22%;  средний уровень – 41%; низкий уровень – 37%.                     Данные   проведенных   диагностик   показали,   что   развито   слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого,   хотя,   по   моему   мнению,   заложенного   творческого   потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.           Из этого я сделала  вывод: необходимо свои занятия выстроить так, чтобы   каждый   ребенок   почувствовал   себя   гением,   смог   реализоваться   как творческая личность.                     В  своей   деятельности   я   выбираю   различные   пути   для   развития творчества:   это   может   быть   коллективное   создание   работы,   учащиеся высказывают   свои   идеи,   каждый   старается   предложить   свой   вариант.     С другой стороны, это может быть серия занятий: на первом занятии – это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»;   на втором занятии может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самостоятельность и самодеятельность. 16 Путь развития творческих способностей и творческого мышления я выбираю  индивидуально для каждого ребенка,  варьирую способы  развития творческих способностей, комбинирую.   Творчество,   индивидуальность,   художество   проявляются   хотя   бы   в минимальном   отступлении   от   образца.   Только   разнообразие   работ, многократное   опробование   своих   сил   позволяет   выявить   индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.           В своей практике я использую  творческие методы:         МЕТОДЫ  УЧЕБНОГО  ПОЗНАНИЯ (когнитивные): 1 Метод сравнения.           Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи.  2 Метод эвристических вопросов.           Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы   на   эти   вопросы   и   предполагают   рождение   творческих   работ, способствуют развитию творческого мышления 3 Метод образного видения.                Результат работы выражается в словесной или графической   форме (эскиз проекта или его словесное описание). КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ: 1 Метод придумывания.                   Это    способ   создания  неизвестного  ранее   продукта  в  результате творческих действий. Эскиз поздравительной открытки, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта. 2 Метод вживания.                  Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения. ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ  МЕТОДЫ: 17 1 Метод ученического планирования.                   Этот   метод     предполагает   спланировать   свою   образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту. 2 Метод самоорганизации обучения.           Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа). 3 Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции педагога, применяя доступный  им  набор педагогических методов. 4 Метод рецензии.        Рецензия может быть на любой творческий   проект  по каждому блоку программы.   В   кабинете   есть   архивный   материал   творческих   проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов. МЕТОДЫ  ПРОЕКТОВ:    Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и   формировать   творческую   личность.   Под   методом   проектов   понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных  с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта  труда).            Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционных   форм   в   обучении,   для   которого   типичным   является пассивность   учащегося   и   стремление   педагога   «напичкать»   своего подопечного  стандартным  набором готовых  знаний.  Метод проектов – это дидактический   инструмент,   который   создаёт   уникальные   предпосылки   для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Детские творческие проекты ­  популярный и современный вид детского практико­ориентированного исследовательского творчества. Их назначение в том, чтобы предоставить детям   возможность самим включаться в процесс 18 поиска   истины   и   получения   результата.   При   этом   активно   развивается творческий потенциал ребенка, формируются такие личностные качества, как:  Умение брать на себя ответственность за выполнение работы;  Способность   критически   анализировать   результаты   своей деятельности;  Умение   работать   в   коллективе   (если   это   групповой   проект)   – сотрудничать,   разделять   ответственность,   подчинять   свои   желания общим интересам.            Результатом проектной деятельности является не только изделие (это практическая сторона), но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств  обучающихся, их духовного мира.           В моей работе нет жестких правил  и законов изготовления поделок. Есть различные  технологические приемы, техники, освоив которые, учащийся погружается   в   мир   фантазии   и   созидания   собственного   образа.   Ребенком движет единственное желание ­ сделать это красиво. Этот процесс созидания красоты   и   есть   для   меня   самый   сокровенный   в   зарождение   творчески мыслящей личности.     Когда я иду на занятия, мною движет, в первую очередь, любопытство, интерес.   Какое   нестандартное   решение   будет   сегодня   предложено?   Какой новый   образ   появится   в   ходе   нашего   совместного   поиска?   Кто   сегодня удивит?  От своих учащихся я жду не послушания, а открытий. Очень хочется их этому научить.   Главное в моей работе не только мои профессиональные знания, но и умение любить   детей,   верить   в   каждого   из   них,   умение   находить   «жемчужину»   в «раковине».         Каждый ребенок как жемчужина, которую надо найти, вырастить, придать блеск!        Быть не только наставником, но и  другом.  Но современная жизнь ставит передо мной, как перед педагогом, ряд проблем и вопросов. Как же в век высоких   технологий,   компьютеризации   сохранить   у   детей   интерес   к творчеству?   Как   научить   творчески   мыслить?   Как   создать   условия   для развития   индивидуальности   ребенка,   помочь   каждому   ребенку самореализоваться? 19 Мое педагогическое кредо стоит на трех китах:  I. Любовь к детям.  II. Со­дружество, со­творчество.  III. Удивляясь ­ удивляй, увлекаясь ­ увлекай.       За  25  лет работы  в системе дополнительного образования  мы с детьми достигли   стабильно   высокого   уровня   мастерства.   Прямое   подтверждение этому   –   многочисленные   дипломы     и   грамоты   за   участие   в   выставках различного   уровня:   областного, муниципального. Считаю, что ради достижения таких результатов и должен работать педагог дополнительного образования.    международного,   всероссийского,      Надеюсь,   что   и   нынешние   дети   и   подростки,   занимающиеся   в   нашем объединении,   сохранят   теплые   воспоминания   и   впечатления   о   совместной деятельности. И, возможно, их дети тоже будут посещать наши занятия. 20

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»

Доклад «Художественно-техническая деятельность как условие развития творческого мышления детей младшего школьного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2019