Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"
Оценка 4.7

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Оценка 4.7
Семинары
DOC
русский язык
Взрослым
05.03.2017
Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны использоваться не только на уроках естественно-математического цикла. Они могут стать незаменимыми помощниками учителя, преподающего русский язык и литературу. Особенно актуально использование компьютера на уроках в наши дни стало в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ. Естественно, при этом необходимо пересмотреть существующую методическую модель «учитель – учебник – ученик». Она будет выглядеть так: «учитель – учебник – компьютер – ученик».Доклад для заседания ШМО
доклад.DOC
МБОУ «ГРАХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ИМЕНИ А.В. МАРЧЕНКО» ЗАСЕДАНИЕ ШМО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДОКЛАД   «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В ПРЕПОДАВАНИИ  РУССКОГО ЯЗЫКА» АВТОР: СЕРЕБРЕННИКОВА ГАЛИНА  ИВАНОВНА,  УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ  МБОУ «ГРАХОВСКАЯ СОШ  ИМ.А.В.  МАРЧЕНКО» НОЯБРЬ  2012 г. Компьютер – добрый, надёжный помощник учителя. Существует пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймёшь». И нет для такого понимания лучшего помощника, чем персональный компьютер. Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек,   и   тем   более   учитель,   должен   иметь   хотя   бы   элементарные   знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны использоваться не только   на   уроках   естественно­математического   цикла.   Они   могут   стать незаменимыми   помощниками   учителя,   преподающего   русский   язык   и литературу. Особенно актуально использование компьютера на уроках в наши дни стало в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ. Естественно,   при   этом   необходимо   пересмотреть   существующую методическую модель «учитель – учебник – ученик». Она будет выглядеть так: «учитель – учебник – компьютер – ученик».  Персональный  компьютер   может   быть   использован  в   процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке:   для изучения нового материала,   организации самостоятельной работы,   повторения и обобщения знаний.  Использование в обучении информационных  и коммуникационных технологий позволяет:  развить   у   учащихся   творческие   способности,   навыки   исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;  расширить возможности предъявления учебной информации;  сформировать   у   школьников   умение   работать   с   информацией,   развить коммуникативные способности; 2  усилить мотивацию учения;  активно вовлекать учащихся в учебный процесс;  дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;  расширить наборы применяемых учебных задач;  качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;  приобщить   школьника   к   достижениям   информационного   общества   и адекватному поведению в нем.  Способы использования компьютера на уроке:  работа в компьютерном классе;  работа в классе, оснащенном демонстрационным компьютером.  Формы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении:  подготовка дидактических материалов к урокам (создание мультимедийных презентаций  по различным темам, обучающих программ и т.д.);  использование   электронных   учебных   пособий   (программ,   тренажёров­ репетиторов) в обучении;  использование информации, передающейся по электронной сети. Виды деятельности школьников при работе  с персональным компьютером:     самостоятельная работа с информацией по интересующей теме, учебная деятельность в режиме самообразования, учебная деятельность в режиме дистанционного обучения, коммуникативная деятельность в сети  ИНТЕРНЕТ. 3 Компьютер   как   современное   техническое   средство  обладает уникальными   обучающими   возможностями,   которые   надо   рационально использовать.   Компьютерные   программы   –   это   «динамичные   модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов). Применение компьютера на уроках русского языка имеет и значительный воспитательный смысл: с раннего возраста мы будем учить детей обращаться с новой   техникой,   закладывать   культуру   отношений   «человек­машина»,   что особенно актуально в настоящее время. Использование   компьютера   в   учебном   процессе  –   (внедрение   новых информационных   технологий)   –   это   попытка   предложить   один   из   путей, могущих   интенсифицировать   учебный   процесс,   оптимизировать   его,   поднять интерес   школьников   к   изучению   предмета,   и   тем   самым   повысить   уровень орфографической   и   пунктуационной   компетентности   учащихся,   реализовать идеи   развивающего   обучения,   повысить   темп   урока,   увеличить   объём самостоятельной   работы.   Способствует   развитию   логического   мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а  также  оказывает   существенное   влияние   на  мотивационную   сферу   учебного процесса,   его   деятельностную   структуру   и   на   развитие   стойкого   интереса учащихся к русскому языку. Когда следует применять ПК? Когда другие средства оказываются менее эффективными,   менее   результативными.   При   этом   следует   заметить,   что эффективность   компьютерного   обучения   целиком   и   полностью   зависит   от качества обучающих программ. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе 4 со   схемами,   таблицами,   графиками,   условными   обозначениями   и   т.д.,   в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Особенностью компьютерного (программированного) обучения являются   пошаговость самостоятельной деятельности учащихся,  способствующая активизации учебного процесса, а также   наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна  индивидуализация и дифференциация обучения.  Всё это целесообразно использовать при изучении орфографических,  пунктуационных правил. Будучи  уникальным   современным   средством   наглядности, обеспечивающим   учащемуся   активное   взаимодействие   с   динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью   методически   ярко   предъявить   саму   языковую   наглядность, «материализовать»   её   с   помощью   цвета,   графики,   системы   подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета,   графики.   Благодаря   постоянной   обратной   связи   информирующего   и контролирующего   характера   школьники   приобретают   возможность корректировать свою учебную деятельность. Компьютер   целесообразно   использовать   не   только   как   средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения. Как   это   ни   парадоксально,   но   именно   бездушная  машина   может   по­ настоящему   оживить   такой   предмет,   как   русский   язык,  является не самым привлекательным для наших школьников. Вполне понятно, что   увлечь   ребят   лучше   самого   педагога   не   смог   бы   никто,   однако   не   все   который   пока преподаватели русского языка обладают необходимым искусством и желанием, достаточными физическими силами, чтобы реализовать свою немалую учебную нагрузку   «на   одном   дыхании»,   на   подъёме,   с   максимальной   душевной 5 самоотдачей?   Плоды   опыта   и   мастерства   самых   лучших   из   них   могут использоваться для создания таких новых форм занятий, как лингвистические игры и задачи, которые предназначены как для начальной школы, так и для учащихся старших классов.  Для них могут быть разработаны лингвистические компьютерные задачи, требующие   достаточно   высокого   уровня   логического   мышления.   Впрочем, всевозможные   компьютерные   игры,   как   показывает   практика,   представляют большой   интерес   для   всех   возрастов.   При   работе   с   компьютерными   учебно­ игровыми   программами   решаются   определённые   воспитательные   и образовательные   задачи,   скрытые   под   формой   увлекательного   игрового действия. Лингвистические компьютерные задачи, в отличие от игр, требуют более основательного знания языка, а также довольно высокой способности к анализу и синтезу, поэтому они могут быть рекомендованы для старших школьников. На   этапе   конкретизации   изучаемого   материала   возможно   применять компьютер   и   использовать   для   тренировки   и   закрепления   изучаемого теоретического   материала   специально   разработанные  компьютерные программы.  Они   индивидуализировать учебный процесс. (программы)   позволяют   интенсифицировать   и Важным   качеством   обучающих   программ   является   органическая   связь   и сочетаемость   с   традиционными   методами   и   приёмами   обучения.   Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Обучающие программы наиболее целесообразны  на этапе закрепления  навыков и проверки их сформированности. 6 Программы   состоят   из   трёх   частей:   обучающей,   тренировочной   и проверочной (контролирующей). В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений,   даются   задания,   готовящие   к   самостоятельной   формулировке правил,   приводятся   примеры   и   схемы.   Таким   образом,   уже   на   этом   этапе компьютер побуждает школьников к активному включению в работу. В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения   орфографической   или   пунктуационной   задачи.   Именно   в   этом режиме   особенно   эффективно   реализуется   принцип   индивидуализации обучения, что достигается ­различной   по   продолжительности   тренировкой   в   зависимости   от   её результатов; ­разными   вариантами   завершения   работы   (переход   к   следующему упражнению или отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю); ­дифференциацией   дидактического   материала,   когда   в   последующем упражнении   учитывается   характер   допущенных   ошибок.   Отметим,   что последние компьютер и объясняет. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для   диагностики   уровня   знаний,   умений   и   навыков   учащихся,   имеет   ряд преимуществ:  во­первых,   экономится   время   на   выявление   ошибок   учеников   за   счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; во­вторых,   контроль   ведётся   дифференцированно,   с   учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся; в­третьих,   статистическая   обработка   результатов   работы   учащихся   с программами   пакета   даёт   учителю   возможность   оценить   качество   усвоения 7 материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. Кроме   того,  компьютерный   контроль   может   определить   индивидуальные уровни   относительной   орфографической   и   пунктуационной   грамотности   и качество   усвоения   всех   тем   за   контрольный   период.   При   этом   данные накапливаются   для   каждого   ученика.   Компьютерный   контроль   даёт возможность   быстро   выявить   состояние   обученности   сразу   всех   учеников класса,   определить   круг   вопросов,   вызывающих   затруднение,   оценить результаты работы учеников и учителя. Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе. Подобная компоновка программ (обучающая, тренировочная и проверочная (контролирующая)   части)   обеспечивает   вариативность   доступа   к   любому модулю по мере необходимости и для учителя, и для учащихся. Для ученика с самого  начала  предусмотрена   возможность  выбора:   вспомнить  теоретический материал или сразу выполнить упражнение. Программы просты  в  обращении (используются  клавиши курсора, ввода, пробела); их рациональное применение в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умаляя ни в коей мере значимость роли педагога. Использование  обучающих   программ  на   отдельных   этапах   уроков   по изучению   правил   создаёт   предпосылки   для   возникновения   положительных мотивов учения, так как ученик из пассивного объекта, получающего знания в готовом   виде,   превращается   в   активного   деятеля,   добывающего   знания, применяя   такое   современное   техническое   средство,   как   компьютер.   Для учителя же существенно облегчается управление учебной деятельностью класса. Особым   типом   программных   средств   являются   учебно­игровые программы. 8 Опыт   показывает,   что   важнейшими   из   условий,   способствующих возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и русскому языку, являются,  во­первых,  мотивация   учебно­познавательной   деятельности школьников,  во­вторых,   их  активные   и   сознательные   действия,   направленные   на освоение теоретического материала. Учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК, воспринимают их как   праздник,   у   школьников   вырабатывается   устойчивый   интерес   к   таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым. Детей   привлекают   новые   условия,   непринуждённость   обстановки,   само общение   с   компьютером,   одобрение   электронного   помощника   учителя, возможность   работать   группами   (взаимопомощь),   возможность   повторить программу и получить положительную отметку. Ученик самоутверждается, у него   появляется   вера   в   свои   способности   (это   особенно   важно   для   слабых учащихся). Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой. У ученика появляются дополнительные возможности для тренировок и закрепления умений и навыков. При обеспечении каждого ученика своим   дисплеем   появится   возможность   индивидуализировать   работу школьников, облегчить дифференциацию оценки их знаний. Компьютер  способен   снять   психологический   дискомфорт (боязнь  низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя). Компьютер развивает любознательность,   уверенность   в   собственных   силах,   самостоятельность.   Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных   усилий   прилагает   ученик,   тем   продуктивнее   становится   его деятельность.   Все   мыслительные   операции   учеников   сопровождаются практическими действиями. 9 Роль учителя на уроке с использованием ПК – организатор всего урока и консультант. Консультантами могут быть и хорошо подготовленные учащиеся. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.  Введение ПК в учебный процесс ни в коей мере не следует понимать как редукцию (ослабление, уменьшение) функций учителя: наоборот, оно расширяет возможности   преподавателя,   обеспечивает   его   такими   средствами,   которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы: 1) первая   категория   проблем   –   совершенствование   организации   преподавания, повышение   индивидуализации   обучения   (максимум   работы   с   каждым учащимся); 2) компьютеры   могут   помочь   там,     где   учитель   «не   может   разорваться», существенно   повысят   КПД   урока   (ликвидация   пробелов,   возникших   из­за пропуска уроков); 3) повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков; 4) средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер – хранилище результатов   творческой   деятельности   педагога:   удачно   найденных   им объяснений   тех   или   иных   лингвистических   явлений,   придуманных   им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов); 5) ускоряется   тиражирование   и   доступ   ко   всему   тому,   что   накоплено   в педагогической практике; 6) возможность   собрать   (запротоколировать)   данные   по   индивидуальной   и коллективной   динамике   процесса   обучения.   Информация   будет   полной, регулярной и объективной. Далеко   не   весь   учебный   материал   нуждается   в   опоре   на   средства компьютерной   техники.  Не   нужно   превращать   использование   программ   в самоцель, неуёмное увлечение. (Всё хорошо в меру!). 10 Нецелесообразно   полностью   компьютеризовать   процесс   изучения   тем русского   языка,   так   как   практически   не   реализуется   коммуникативно­ прагматическая  (КОММУНИКАЦИЯ ­ от лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь, ПРАГМАТИЗМ ­ от греч. pragma, род. п.   направленность   русского   языка.   Развивая pragmatos   —   дело,   действие)   логическое   мышление,   обогащая   учащихся   новыми   знаниями,   умениями   и навыками,   компьютер   тем   не   менее   не   развивает   монологическую   и диалогическую   речь   школьников,   сужает   область   коммуникации. Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное.  Компьютер не подменяет ставшие уже привычными   дидактические   средства,   а   лишь  дополняет  их   в   процессе традиционно проводимого урока. Определённые трудности в изучении отдельных тем русского языка  в условиях классно­урочной системы на данном этапе развития методики связаны   коммуникативно­деятельностный   подход   реализуется   не с тем, что   во­первых,   полностью;   во­вторых, по­прежнему несовершенна система контроля и оценки знаний: учащиеся узнают результаты тех или иных своих умственных действий не сразу, а через некоторый промежуток времени (чаще всего на следующем уроке), в то время   как   для   большей   эффективности   в  обучении   необходима   оперативная обратная связь;  в­третьих,   необходима   принципиально   новая   организация   урока,   при которой   учащиеся   могли   бы   при   наименьших   временных   затратах   усваивать учебный материал и учиться реализовывать его в своей речевой практике. Эти   трудности   в   преподавании   русского   языка   и   позволяет   преодолеть использование информационных технологий. Проблемы использования ПК в обучении далеко не все ещё решены. Среди главных проблем можно выделить следующие: 11    психологическая перестройка сознания учителя; компьютерная грамотность (особенно преподавателей); программное обеспечение по учебным предметам; методика   применения   программных   педагогических   средств   в   учебном  процессе. К сложностям можно отнести и следующие:  сильные   учащиеся   могут   закончить   работу   за   5­10   минут,   слабым   же потребуется   до   40   минут.   Следовательно,   возникает   необходимость предусмотреть   дополнительный   дидактический   материал   повышенной трудности для первой группы школьников, решить вопрос о сочетании работы на   компьютере   с   традиционными   приёмами   (письменными   упражнениями   на основе учебника, словаря и других средств обучения);   составление программ специалистами;  ассистент на уроке – учитель информатики;   большая загруженность компьютерных классов. Трудности методического характера:  применение   ПК   максимально   «уплотняет»   урок.   И   для   того,   чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой – не теряли времени даром, необходимо максимально разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся;  надо   не   «перегрузить»   учащихся   работой   на   ПК.   Чрезмерное   увлечение компьютером может принести вред, а не пользу;  невозможность   обеспечить   каждого   ученика   компьютером   в   сельских школах (но тогда – использование группового метода). Все эти трудности, затраты времени и сил окупятся сторицей. В   настоящее   время   вопросам   использования   информационных   и коммуникационных технологий на уроках в школе уделяется большое внимание и в методической литературе. Так, за последние 18 лет в журнале «Русский язык в школе» было опубликовано более 20 статей по этой теме. 12

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"

Доклад "Использование ИКТ в преподавании русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017