Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».
Оценка 5

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
12.01.2019
Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».
Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям». Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Технологии преподавания не должны отставать от требований информационного общества. Целью Стандартов второго поколения является готовность выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Фундаментальным ядром содержания общего образования являются универсальные учебные действия.
Доклад к педсовету .docx
Доклад  к  педагогическому  совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков ­ к универсальным учебным действиям» «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь  людей. Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние  первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учиться 10 или 5 лет назад. Они  родились и живут в мире информационных технологий, который мы только осваиваем. Для них пульт управления бытовой домашней техникой – повседневная реальность. Развитие  СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным  источником знаний и информации для ученика. Наша жизнь непредсказуема. Уже сегодня половина того, что изучают студенты в  первый год обучения, на третьем году устаревает. Современному обществу нужны  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые ­  могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия;  отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству; обладают чувством  ответственности за судьбу страны, её социально­экономическое процветание. Школа  должна ребёнка «научить учиться», «научить работать и зарабатывать». В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения  школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к  новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности:    самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не  получается. Технологии преподавания не должны отставать от требований  информационного общества. Целью Стандартов второго поколения является готовность  выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Фундаментальным ядром содержания общего образования являются универсальные  учебные действия. Теоретико­методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий является системно­деятельностный подход, базирующийся на положениях  научной школы Льва Семёновича Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я.  Гальперина, В.В. Давыдова. Деятельностный подход основан на принципиальном  положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в  процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в  решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.  Согласно этой теории, целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление  их, а формирование умения действовать со знанием дела. Петр Яковлевич Гальперин в  своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того,  чтобы научиться что­либо делать, надо узнать, как это делать. Т.е. цель обучения ­ дать  человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу  формирования у школьника умения осуществлять деятельность. Систему операций,  которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий.  Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий.  Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим  умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения  определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются  деятельность и действия, входящие в ее состав, а не только знания. В связи с этим роль учителя существенно изменяется в части понимания смысла  процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс  обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,  составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как  процесс развития личности, принятия духовно­нравственных, социальных, семейных и  других ценностей. Программа формирования универсальных учебных действий является ключевым  разделом в Основной образовательной программе школы. Теперь в школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и  считать, но и должен привить две группы новых умений: Во­первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во­вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного,  общеучебного характера. В школе, изучая разные предметы, ученик на уровне  возможностей своего возраста должен освоить способы:     познавательной деятельности, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и  навыков от учителя к ученику, становится развитие способности  ученика самостоятельноставить учебные цели, проектировать пути их реализации,  контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря ­ формирование умения  учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного  процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию  системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия ­ это навыки, которые надо закладывать в школе на  всех уроках. Что входит в умение учиться? Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать  регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою  жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе необходимо учить решать сложные  математические примеры и задачи, но не менее важно помогать в освоении способов  преодоления жизненных проблем. Сегодня любую нужную нам информацию мы можем черпать из разнообразных  информационных источников, интернета. Главное сегодня ­ это уметь пользоваться этими  сведениями. Именно уроки должны стать местом планирования деятельности ученика.  Сначала с обязательной помощью учителя, а затем по мере взросления ребенка  уменьшением доли помощи взрослых до нуля. Посещая уроки учителей, мы нередко наблюдаем ситуацию, когда учитель сам  формулирует цель. Но бывают уроки, когда цель отсутствует вовсе. Критерии оценки  сообщаются классу в момент выставления отметки, а оценки деятельности не происходит.  В целом мы уже многое понимаем про организацию учебной деятельности и умеем её  организовывать. Необходимо оценивание деятельности сделать нормой каждого урока. Как понять себя и чувства другого? Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­смысловую  ориентацию учащихся, а также ориентацию в межличностных отношениях. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными  жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,  исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в  нравственных нормах, выработать свою жизненную позицию в отношении  мира,обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию учащихся, те умение соотносить  поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и  умение выделить нравственный аспект поведения. Осваивая личностные универсальные  умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Ученик начинает осознавать свою сопричастность к  стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма,  возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в обществе, и умение сосуществовать в нем с другими людьми —  залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать,  оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого  ребенку необходимо научиться понимать, что же может чувствовать его одноклассник,  друг или учитель в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что требуется  человеку, находящемуся рядом, например, эмоциональная поддержка, а, может быть,  какая­либо другая помощь. Межличностные конфликты между сверстниками, между  подростками и педагогами имеют место в нашей практике. Как сделать учебу интересней? Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические  учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями  (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими  операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение  гипотез и т.д.). Часто интерес к учебе возникает при исследовании какой­либо темы. Ребенок как бы  превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать  нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить  собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, у ученика развивается  способность объективно относится к результатам своего труда. Следующий этап: умеем ли мы общаться? Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности,  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группе сверстников, строить сотрудничество со сверстниками и  взрослыми. Ученик учится участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко  выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других  людей. В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой.  Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтами в детском коллективе. Следует  целенаправленно обучать учеников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано  убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить  ребенка выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать  конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и  приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно  ученикам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а  также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и  в семье. Организация группового взаимодействия прочно вошла в практику педагогов  школы. Мы перестали бояться шума и нестандартных ситуаций. Современный школьник уже не хочет просто слушать и внимать информацию  учителя, он должен  сам  научиться  выбирать свой уровень  сложности заданий,  ставить цели, находить необходимый материал. Именно такие возможности  дает урок в условиях ФГОС. Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС  нового поколения? Современный урок – это: урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику. урок , содержащий разные виды деятельности. урок , на котором ученику должно быть комфортно. урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление. современный урок воспитывает думающего ученика­интеллектуала. урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются  все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке . Введение ФГОС действительно было необходимо, так как подсказано самим временем. Изменились требования к обучению, изменились учителя и ученики, другой стала наша  жизнь.  Если занятия в прошлом начинались с постановки задач учителем, то теперь учащиеся  делают это самостоятельно, активно, даже наперегонки. Очень часто ученики, желая найти  изюминку, которую никто не заметил, идут дальше  учителя. А ведь так и должно быть:  хороший  ученик должен превзойти своего наставника. Уже с первых минут урока ребята  учатся формулировать цели, выражать свои мысли, строить высказывания (познавательные  и коммуникативные УУД). На этапе изучения нового материала учащиеся сталкиваются с проблемой, которую могут  решить лишь частично или не могут решить вовсе. Здесь снова включаются их способности. Они ищут ответы, способы решения, объединяются для этого в группы (проявляя тем  самым здоровую конкуренцию). Выполняя упражнения или отвечая у доски (на этапе первичного закрепления),  ребята  оценивают как самих себя, так и ответы одноклассников, причем, делают это достаточно  объективно и самокритично. То есть снова происходит развитие познавательных,  личностных, коммуникативных и регулятивных УУД. Ну а самым любим этапом  урока является рефлексия.  Ученики  наперебой  подводят  итоги, делятся  тем, чему научились, что узнали, выставляют отметки. Можно сделать вывод, что современный урок — это урок, воспитывающий творческую  личность, владеющую коммуникативными информационными умениями, которая готова к  продолжению образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить  полученные знания в будущем. Именно таков современный урок в условиях ФГОС. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе  необходимо использовать современные образовательные технологии, дающие возможность  повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать  долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на  выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр  образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и  организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в  результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками,  развиваются мыслительные способности. Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять  внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях,  слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации  ученья. Проектные методы обучения ­ возможность развивать индивидуальные творческие  способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному  самоопределению. Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно  пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее  решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения  индивидуальной траектории развития каждого школьника. Лекционно­семинарско­зачетная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность  сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль  проводить по предварительной подготовке учащихся. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других  видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,  формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической  деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) ­ трактуется как идея  совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в  том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех  возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого­педагогические  диагностики личности. Информационно­коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное  обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в  ИНТЕРНЕТ. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют  равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать  мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять  ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Система инновационной оценки «портфолио». Формирование персонифицированного  учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального  самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность  педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться  высоких результатов обученности учащихся, позволит сделать большой шаг на пути к  созданию условий для формирования УУД. Всем нам следует перейти «от стихийности – к целенаправленному и планомерному  формированию универсальных учебных действий». Формирование универсальных учебных действий сегодня должно стать основной целью  каждого урока, каждого воспитательного мероприятия, любого творческого или  спортивного занятия. Правильно организованная групповая работа на уроке может формировать не только  коммуникативные универсальные действия, но и регулятивные (разработать план действий  …), познавательные (провести эксперимент, предложить несколько вариантов решения  проблемы …) и личностные универсальные действия (дать самооценку своей работы в  группе …) и т.п. В наших силах уменьшить объём фронтальной работы до разумного  минимума, чаще организовывать групповую и индивидуализированную работу на уроках.  Для групповой работы подбирать конструктивные задания, требующие применения продуктивных методов и способов деятельности. Для индивидуализированной работы  подбирать дифференцированные задания, учитывающие способности и темп работы  каждого ученика в классе. При этом необходимо помнить, что для любого ученика надо: создать атмосферу успеха, помогать ребёнку учиться легко, помогать обретать уверенность в своих силах и способностях, не скупиться на поощрения и похвалу. Умение учиться необходимо каждому человеку. Это залог его нормального адаптации в  обществе, а также профессионального роста. Но давайте задумаемся, достаточно  ли УМЕТЬ УЧИТЬСЯ. На наш взгляд, не менее важно ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ. А это  значит, что мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни становится ведущей целью образования в информационную эпоху.

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».

Доклад к педагогическому совету «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019