Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"
Оценка 5

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Оценка 5
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
01.05.2017
Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"
Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения" был прослушан на педагогическом совете. Я готовила материал одновременно с презентацией.Каждый учитель должен уметь вызвать у учащихся желание учиться , а это означает, что учитель должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.Для этого учителю необходимо знать и владеть различными формами и методами обучения.Мой доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения" был прослушан на педагогическом совете. Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию.
Доклад Мотивация ученика- основное условие успешного обучения.doc
Слайд 1 Мотивация ученика –  основное условие успешного обучения ( подготовила  учитель начальных классов – Премель Т. В. )  Ученик ­ деятельное существо. Он всегда что­то делает, участвует в какой­то  деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые  действия, а вполне определённые.   Что побуждает его совершать эти действия, что  направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что  мотивирует и направляет деятельность ученика?     Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а  для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. «ВСЕ НАШИ  ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,  ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе  опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня,  мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет  целенаправленного управления этой стороной учения. Поэтому проблема учебной  мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.  Она актуальна для всех участников учебно­воспитательного процесса: учащихся,  родителей и учителей. Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную  деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации (учить детей так чтобы им захотелось учиться). Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание,  а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.  Слайд 2  С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель  хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.  Слайд 3 Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: "не хочет учиться”, "мог бы  прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это  связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким  падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос  волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания  ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно  вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации  своего дня дома, в семье. Мы  стараемся организовать его правильное отношение к учебной  деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он  относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по  формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Слайд 4 Слово "мотивация” происходит от латинского  глагола  и означает  «двигать». Мотивация ­ это  побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.  Мотивация гораздо больше, чем способности. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться.  Нередко, что в первый же день занятий ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как  раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя спросить, когда хочется это сделать.  Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на  месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу.  Если аналогичная ситуация складывается у взрослого человека, то он долго не выдерживает и  меняет место работы. Учителя и родители должны постоянно помнить, что  ребёнок не может  длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.  Выделяют пять уровней учебной мотивации: Слайд 5 Слайд 6 Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее  успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем  указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают  неудовлетворительные отметки. Слайд 7 Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной  деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой. Слайд 8 Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей  внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе,  чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь  красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей  сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Слайд 9 Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно,  предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.  Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к  школе. Слайд 10 Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в  обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают  проблемы в общении с  одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как  враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут  проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.  Часто у подобных школьников отмечаются нервно ­ психические нарушения.       Причина эффективной школьной мотивации: Слайд 11 на самом деле ОДНА!!! Слайд 12 ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС Он же Любопытство. Он же Удовольствие. Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!) Есть и другие, но менее эффективные Слайд 13 Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем. Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в  математике. Что снижает мотивацию ребенка? Слайд 14 Слайд 15         Недостаток любви затрудняет развитие ребенка. Влияние плохого психологического климата в школе Родительский страх мешает детям стать самостоятельными Чрезмерные нагрузки отнимают энергию Завышенные требования не дают детям полноценно учиться Кто считает себя глупым, таким и будет Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться Переизбыток медийной информации вредит ребенку Что нужно чтобы повысить внутреннюю мотивацию школьника? Слайд 16 Слайд 17       Окружающий мир, полный любви Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы. Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка,  свободное пространство для самостоятельности). Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок.  Анализировать ошибки. Личный пример и реакция соучастия. Установка: Ошибки – нормальное явление.  Обращайте внимание на то, что волнует    ребенка. Слайд  18 Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы  справиться с заданием, даже с неприятным, потому что сами понимают, зачем им это нужно.  Потребность в самостоятельности – одна из  основных психологических потребностей человека. Никогда не подсказывайте ребенку ответы. Переживание успеха от самостоятельно решенного после  долгих мучений уравнения дольше сохраняется в памяти, чем ответ, который подсказала мама или  учитель. Последовательно выводите ребенка на правильный путь и склоняйте к самостоятельным  размышлениям. Давайте ему все необходимое, побуждайте применять собственные учебные стратегии,  помогайте пробовать новые методы. Дайте ребенку возможность проверить свою работоспособность и бросить себе вызов. При этом показывайте ему свое доверие: «Я знаю, ты сможешь все сделать самостоятельно».  Предъявляйте требования высокие, но соответствующие возможностям ребенка, избегайте недооценок  и переоценок. Слайд  19 Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта, но в большей степени от уверенности в  своих способностях. Чтобы добиться хороших результатов, дети должны верить в то, что у них  получится. Они должны чувствовать, что смогут справиться с поставленными или самостоятельно  выбранными задачами. Уже в возрасте 10­12 лет дети имеют четкое представление о своем уме и своих недостатках: тот,  кто понимает, что способности можно развить, добивается лучших результатов в учебе. Мнение ребенка о его собственном интеллектуальном развитии и талантах можно изменить. Достаточно  объяснить ребенку, что человеческий мозг постоянно совершенствуется в ходе обучения, в нем  образуются новые нервные клетки и связи между ними, а значит, мозг можно тренировать, как  мускулы, и эта тренировка имеет смысл. Надо помочь ребенку понять, как его старания приводят к нужным результатам Слайд  20 Выносливость.  Это понимание, что успех приходит не сразу. Что нужен труд и терпение. Нельзя безотказно  исполнять желания  ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее  сиюминутного каприза, желания. Введите в традицию ежедневные обязанности. Научите принимать  ребёнка факт регулярного обязательного выполнения. Слайд 21 Любознательность ­ особая форма познавательной активности,  направленность ребёнка на  познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Это определение  говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное –  познавать. Детскую любознательность очень хорошо характеризует стихотворение Р.Киплинга: Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, — Всё знаю я от них.          Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Слайд 22 Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания  школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета.  Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так  же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих  воспитанников. Важно:  Хвалить за конкретные дела и успехи. Хвалить за старание. Отмечать лучше не результат,  а потраченные усилия.   Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка. Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события. Награда должна соответствовать достижению. Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на  хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости  этого личного достижения.  Слайд 23 Свой доклад я хочу закончить словами   Джона Рёскина  английского  писателя, художника,  литературного критика и поэта «К каждому ребенку следует применять его собственное  мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной  заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды». Спасибо за внимание!

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"

Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017