Доклад на педагогический совет ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
история +2
Взрослым
17.01.2017
Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени. Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии и исследовательская деятельность, которые можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе.Доклад на педагогическом совете, посвященный проектной и исследовательской деятельности учащихся.
статья Черниковой И.Н.docx
Доклад
«ТЕХНОЛ
ОГИЯ
ОБУЧЕН
ИЯ
ПРОЕКТ
НО
ИССЛЕД
ОВАТЕЛЬ
на тему:
Докладчик:
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 г.Усмани
Липецкой области
Черникова Ирина Николаевна
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя китайская пословица, которую я взяла эпиграфом, на мой взгляд,
чрезвычайно актуальна, поскольку настоящий этап развития общества
диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где
ведущими целями становятся развитие способностей и познавательных
интересов детей.
Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания,
формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед
любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени.
Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного
приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения
выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии
и исследовательская деятельность, которые можно использовать как на уроке,
так и во внеклассной работе. Я считаю, что именно проектная деятельность
позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создает
благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации
познавательной деятельности учащихся. Исследовательская деятельность
позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно
нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации
материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на
урочную и внеурочную.
Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по
определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий
развивающего обучения.
Начиная с 5 класса, в своей работе начинаю использовать следующие методы:
проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;
Приемы, используемые мной на уроках:
ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной
ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие,
реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств
обучения;
Проведение нетрадиционных форм уроков:
урокконференция,
семинар по защите творческих проектов,
ролевая игра, урокпутешествие,
видеоурок, уроксуд, урокэкскурсия;
В современной отечественной педагогике существует несколько
классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя
увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о
доминирующей направленности деятельности участников того или иного
проекта.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я
чаще всего использую такие типы проектов, как информационные, игровые,
исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и
темы.
В 56х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы
проектов:
«Загадки древних пирамид»
игровой – «Я – ученик афинской школы»
информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в портретах»
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему
исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс –
устарел ли он в наше время?».
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний,
воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают
исследовательские и творческие способности.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации,
доклады, выставка рисунков и портретов, сценарий игры.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку
именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и
логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу
обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить
и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Например, на уроках обществознания в 7х классах особый интерес вызвала
работа над проектом «Кто я в этом мире?». Учащиеся проводили
анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.
Хочу отметить, что проекты в 7 – 8х классах являются в основном
краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет
их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям
школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает
характер научноисследовательской работы с определением целей и задач,
выдвижением гипотезы исследования.
По составу участников проекты могут быть индивидуальными и групповыми.
Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над
составлением календаря событий определенного периода истории нашей
страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II я
предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря
событий:
развитие экономики
законотворчество
внешняя политика
развитие культуры и другие.
Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, критерии отбора и
систематизации материала.
На уроках повторения и обобщения возможны краеведческие проекты в
качестве домашнего задания и минипроектов.
В рамках областного конкурса исследовательских работ учащихся
«Отечество» учащейся 9 б класса Костеревой Еленой был выполнен
исследовательский проект «Письма с фронта», который занял 2е место в секции «Военная история».
В течение двух месяцев были проанализированы музейные архивы –
фронтовые письма и фотографии, сообщения командования, газеты военного
времени, рассказы очевидцев. Благодаря этому были реализованы основные
цели и задачи проекта:
• повышение интереса к изучению истории страны;
• формирование чувства гордости за свой народ;
• развитие умений самостоятельного определения задач проекта, отбора
необходимого материала, метода анализа ситуации;
• совершенствование коммуникативных умений и навыков.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за
содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на
самостоятельную поисковую деятельность.
Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения
исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы
и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников
были представлены в какомлибо конкурсе или конференции. Это очень
нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и
попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по
организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то,
что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный,
воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является
универсальным, но он имеет большие преимущества:
• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать
последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их
в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая
предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза,
мысленного экспериментирования, прогнозирования;
• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и
новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с
ребятами.
Я считаю, что использование проектноисследовательской деятельности в
обучении в современной школе становится все более актуальным. И не
случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные,
образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая
процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более
эффективным.
Доклад на педагогический совет ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Доклад на педагогический совет ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Доклад на педагогический совет ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Доклад на педагогический совет ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Доклад на педагогический совет ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.