Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.
Оценка 4.9

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
русская литература
Взрослым
24.04.2018
Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.
Особенностью преподавания литературы в условиях реализации ФГОС является формирование метапредметных результатов, которые заключаются в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. В ФГОС четко прописан системно-деятельностный подход. Задачей современного образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков по предмету, но и совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирования универсальных учебных действий, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
Доклад РМО.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. С.А. Красовского п. Монино Щелковского района  Московской области Ассоциированная школа ЮНЕСКО Доклад на районном методическом объединении «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.                                                                                                                                                                                    учитель русского языка и литературы   Потапова О.А. Монино2015        «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС » Особенностью преподавания литературы  в условиях реализации ФГОС  является формирование метапредметных результатов, которые заключаются в  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать  ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками  информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной  деятельности. В ФГОС четко прописан системно­деятельностный подход. Задачей  современного образования становится не только освоение учащимися  конкретных предметных знаний и навыков по предмету, но и совокупность  универсальных учебных действий, которые обеспечили бы высокую мотивацию  учеников и их интерес к предмету, формирования универсальных учебных  действий, усвоение системы знаний и формирование компетентностей. В требовании к организации обучения включены: ­ организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно­ познавательных мотивов; ­ выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и  адекватную ориентировку учащихся в задании; ­ организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована  активность и инициатива ученика.  Критерии результативности урока при системно­деятельностном подходе: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие  (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины  затруднений и т.п.)  2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,  повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.  3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.  4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы  обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки  (происходит специальное формирование контрольно­оценочной деятельности у  обучающихся). 6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми  учащимися, используя для этого специальные приемы.  7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,  поощряет и поддерживает минимальные успехи.  8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.  9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную  позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.  10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу  сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.  11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель –  ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)  Чтобы не ставили сегодня во главу вопроса о ФГОС, задачей литературы было,  есть и будет чтение как основной вид деятельности на уроке. В начальном и среднем звене тексты расположены в учебнике, а что делать со  старшеклассниками? Я думаю, что многие встают перед проблемой, когда дети  не читают, но это полбеды, а когда они не приносят на урок тексты? Одна из основных задач любого урока в условиях ФГОС — поиск информации. Здорово, когда ребята пользуются помощью родителей, идут в библиотеку,  открывают энциклопедию, но большинство из них пользуются низкопробными  сайтами, где предложено шаблонное Г.Д.З. Чтение раньше требовалось от педагога, как выработка навыка с критериями  осознанности, правильности, беглости, выразительности. А при ФГОС чтение  рекомендовано рассматривать, как образовательный продукт или компетенцию,  которая будет формировать У.У.Д. со следующими критериями: осознанность,  способ, темп и правильность. Из новых учебников будут изъяты многие произведения классической  литературы, аргументировано это тем, что школьники всё чаще поднимают  вопрос о том, что не понимают классику, поступки героев.  Но самое страшное то, что произведения большие по объему, жанр роман  приводит ребят просто в замешательство. Наверное, нам с вами следует сегодня принять к сведению то, наступило совсем  другое время и постараться включить молодое поколение в понимание  литературы через современную проблематику.  Прежде чем говорить об особенностях преподавания литературы, надо всё­таки  знать, чем она охарактеризована и что можно включать в изучение, а чего там не  должно быть. Современные авторы, произведения которых мы рассмотрим сегодня, в основном малых жанров. Отчасти и поэтому ребята охотно их  читают, а я, как педагог имею возможность положить на парту хотя бы один  распечатанный на принтере  экземпляр. Подготовлены 2 презентации «Проза и поэзия — 2000­х». Это рабочие версии,  их нельзя демонстрировать на уроке, исходить следует из особенностей  развития своих детей.  « ЧУДО, СОГРЕВАЮЩЕЕ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА» (УРОК ПО РАССКАЗАМ Константина Паустовского«ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»                                          и   Бориса Екимова «ЗА ТЕПЛЫМ ХЛЕБОМ»). 1. Организационный момент. 2. Мотивация.    Учитель: Скажите, в наши дни хлеб – предмет первой необходимости для                                 каждого человека? Учащиеся: Нет. Учитель: A почему?  Учащиеся отвечают на вопрос и сами формулирует те выводы, которые должны будут  опровергнуть после сопоставительного анализа произведений,  т.е. закладывается не только  возможность вывести задачи и цели урока, но и одновременно нецелить на выводы в конце  урока. 3.Презентация «Хлеб». 4. Опорная таблица.  Поскольку это урок ­анализ, исследование, то я использовала таблицу с опорными словами,  которые помогали обучающимся находить правильное решение для поставленных задач. Слова взяты из произведения Екимова, но ребята без труда отыскивают в тексте  Паустовского отголоски и совпадения. Причём сами оценивают эти записи и свои ответы. ХОЛОД ТЬМА «студеное небо» ТЕПЛО «теплые звезды» «тепло в домах» «льдистый огонь» «домашнее тепло» «дышит стылым холодом степь» «теплая горбушка» «красное с морозу солнце» «горячий мякушек» «полоненная снегом степь» «жидкий огонь костра» «студеное поле» «призрачное тепло» «Теплый хлеб обогрел нутро и по жилам  потек горячим потоком» «горячая волна благодарности к незнакомому доброму человеку» «сделался сыт, здоров и согрет» «под упругой коркой кровью бродило тепло  неостывшей живой мякушки» «Хлебное тепло и дух» После заполнения таблицы ребята делают вывод о схожести рассказов. Вводится понятие  реминисценции. Действия рассказов происходит зимой, вспоминаем зимние праздники. Одним из главных  является Рождество. 5. Слова Чарльза Диккенса: «Рождество – это время милосердия, доброты и  всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают  друг другу сердца». Даётся понятие рождественского рассказа. 6. Рефлексия.  ­Мне понравилось... ­Я узнал.... ­ Мне захотелось... 7. На ваших рабочих листах вы найдете домашнее задание по выбору: 1. 2. По всем законам жанра святочного рассказа создать собственный святочный рассказ. Что я слышу в слове Хлеб? Написать миниатюру с помощью ярких и образных словосочетаний.  3. Что я вижу в слове Хлеб? Выразить свои ощущения с помощью цвета и ассоциаций.  Герой Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног – ты герой или  покойник. Если у тебя нет родителей – надейся на свои руки и ноги. И будь  героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на  свет сиротой, – все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода. * * * Я – маленький мальчик. Ночь. Зима. Мне надо в туалет. Звать нянечку  бесполезно. Выход один – ползти в туалет. Для начала нужно слезть с кровати. Способ есть, я его сам придумал. Просто  подползаю к краю кровати и переворачиваюсь на спину, опрокидывая свое тело  на пол. Удар. Боль. Подползаю к двери в коридор, толкаю ее головой и выползаю наружу из  относительно теплой комнаты в холод и темноту. Ночью все окна в коридоре открыты. Холодно, очень холодно. Я – голый. Ползти далеко. Когда ползу мимо комнаты, где спят нянечки, пытаюсь позвать  на помощь, стучу головой в их дверь. Никто не отзывается. Кричу. Никого.  Может быть, я тихо кричу. Пока добираюсь до туалета, замерзаю окончательно. В туалете окна открыты, на подоконнике снег. Добираюсь до горшка. Отдыхаю. Мне обязательно надо отдохнуть перед тем,  как ползти назад. Пока отдыхаю, моча в горшке обзаводится ледяной кромкой. Ползу обратно. Стаскиваю зубами одеяло со своей кровати, кое­как  заворачиваюсь в него и пытаюсь заснуть. * * * Наутро меня оденут, отвезут в школу. На уроке истории я бодро расскажу об  ужасах фашистских концлагерей. Получу пятерку. У меня всегда пятерки по  истории. У меня пятерки по всем предметам. Я – герой. Идёт презентация №1и №2. Выводы: 1. Постараться не утратить понятие «чтение», как самый лучший вид работы  на уроке. 2. Добиваться от детей глубокого осмысления текста, а не использование  шаблонных представлений о тексте и авторе. 3. Показать разнообразность современной литературы и доказать, что  современных авторов волнуют всё те же извечные проблемы.

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении «Особенности преподавания литературы в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.

Доклад на районном методическом объединении  «Особенности  преподавания литературы  в условиях перехода на ФГОС» /в рамках обмена опытом/.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018