Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"
Оценка 5

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
1 кл
07.04.2017
Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"
современный урок должен быть не только интересным, познавательным, он должен учитывать интересы учащихся, побуждать их к творчеству.Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра.Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
доклад на мо.docx
Средняя общеобразовательная школа №26. Доклад на тему :            Подготовила : Тлеккалиева К.К. Уральск 2017г Современный урок должен быть не только интересным, познавательным, он должен учитывать  интересы учащихся, побуждать их к творчеству. Признаком времени можно считать также то, что в современной школе дети получают большой  объём информации. В связи с этим, формы представления учебного материала, их разнообразие  и доступность  становятся более актуальными.  В задачу учителя входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями и использовать  их в решении практических задач. В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке  дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие: • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно­образные компоненты  мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении  оказывается чрезвычайно эффективным); • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому  практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом  продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды  способствует их лучшему закреплению); В возрасте 6­8 лет у детей преобладает  наглядно­образное мышление, поэтому в начальной  школе всегда требовалось много наглядности и особых приемов для удерживания внимания  современных школьников. Ведь знания, которые учитель доносит до учеников, можно  представить  в виде иллюстраций, видеороликов, таблиц, игровых математических моделей. (2)  Древняя мудрость гласит:  «Скажи мне, и я забуду.              Покажи мне, и я смогу запомнить.              Позволь мне сделать самому,              И это станет моим навсегда». Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими  методами и приемами, используемыми  на   уроках, ­ дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский  советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд  учащихся  для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в  школе . В начале   учащихся  интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя  участвовать в игре. В ходе игры  учащиеся  незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им  самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном  счете, решать задачи. Игра ставит  учащихся  в условие поиска, пробуждает интерес к победе,  следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания,  соблюдая правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе  игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других,  сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма,  воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в  урок  игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и  занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная  задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию,  например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?" и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать  правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых  связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их  помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные  ими навыки. Во время  урока  дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости  от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель  должен выполнять роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они  вспоминают лишь правила. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к  тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания,  умения и навыки по  математике. Дидактические игры по формированию числовых понятий. "Магазин игрушек" Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически  использовать в игре отношения: больше, меньше. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.В классе, при закреплении  приемов прибавления и вычитания в пределах 10, эффективны на мой взгляд такие  дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший  почтальон", "математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 20 ­ игра "Лучший следопыт",  "Математическая эстафета". При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета",  "Путешествие по городам". При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте", "Множители". Игры по формированию геометрических понятий. "Команда внимательных". Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение  активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство  коллективизма. На   уроках   математики   в   начальной   школе  необходимо вести работу по  формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения. Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с  использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения. Без  предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность  суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится учитель­организатор и руководитель.  Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением  логических приемов. Назначение логических задач и упражнений состоит в  активизации  умственной   деятельности  ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики". "Придумай рисунок" Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах  их форму, формировать творческое воображение. 1. "На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на  грядке?" Сформулируйте тему сегодняшнего  урока. (Неправильно сформулирован вопрос к  задаче. На вопрос ответить нельзя). 2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра?  Какая тема урока? (Цифра и число 5). Целесообразно проводить различные уроки­путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые  старты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др. В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь,  активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету,  развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное  огромнейший эффект ­ ни одного зевающего на уроке! Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня  автоматизированного навыка математические знания. Математические уроки­сказки    Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да"            всегда  вызывает у детей радость, внимание, интерес. Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает  мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки  критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая  требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И  использовать необходимую информацию для решения. На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы.  Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное ­ учит детей  быть добрыми и справедливыми. Сказки при изучении математики я  использую следующим образом. Герои сказки  испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь,  преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания,  отгадывают загадки, вспоминают пословицы. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую  эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического  материала, так и литературного. Урок­сказка "Гуси­лебеди" (этап закрепления знаний нумерации числе от1 до 10)  Урок –сказка « Колобок» ( знакомство с чисом и цифрой 0) . Я сообщаю детям, что сегодня не совсем обычный урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир русской народной сказки "Гуси­лебеди". Или КОЛОБок. (выполняют задания) Организованные таким образом  уроки , активизируют детей, способствуют решение.  Многих учебных задач, а, следовательно, формированию учебной  деятельности. В первом классе дидактическая игра облегчает работу учителя над математическими  понятиями, отличающимися значительной степенью общности и абстракции. Ученики с большим  интересом принимают те игры, которые основаны на внесении элементов воображения или  содержат элементы неожиданности или ожидания. Например, игры " Школа ", "Магазин", "Что  изменилось?, "Который по счету?". Подрастая, ученики выбирают уже такие игры, где есть возможность показать свои  способности и знания. Их уже увлекает содержание игры, появляется тяга к играм­ соревнованиям, таким, как "Хоккей", "Кто станет капитаном?", "Чья ракета быстрее долетит до  луны?". Вначале учеников увлекает желание одержать личную победу, постепенно их интересы  расширяются, и они постепенно переживают не только свой личный успех или неудачу, но и  успех своей команды. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию  моральных качеств личности. Следует помнить, что основная цель проведения игр на  уроке   математики  ­ обучающая, поэтому игра должна быть посильной и обязательно служить максимальной  активизации    мыслительной   деятельности  учеников, для чего игры следует, как можно чаще разнообразить,  менять условия, правила. Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать  на   уроках    математики , и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать  учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи­шутки, с монетами, спичками,  разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны,  но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3­5 минут  на   уроке . Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если  задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многие дети, то задание следует  предложить в конце  урока , после записи домашнего задания. В таком случае не надо  добиваться решения задач  на   уроке  во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над  условием во внеурочное время.  Большой интерес у детей так же вызывают веселые задачи. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Наряду с нестандартными заданиями,  используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи  такого типа можно применять при изучении программного материала и для  активизации   познавательной  деятельности  учеников  на   уроках . Приведу примеры: Белка, Ежик и Енот, Волк, Лиса, Малышка Крот На пирог пришли к Медведю. Вы, ребята, не зевайте: Сколько всех зверей, считайте!                                                                                          Три кошки купили сапожки По паре на каждую кошку Сколько у кошек ножек? И сколько у них сапожек? Однако следует отметить тот момент, что младшие школьники быстро утомляются на  уроках. Поэтому, с целью снятия мышечного напряжения я использую различные физминутки.  Однако они помогают решить и другие задачи: закрепление табличных случаев сложения,  деления, умножения и вычитания. Например: Сколько раз ногою топнем? (8 ­ 4) Сколько раз рукою хлопнем? (10: 2) Мы присядем сколько раз? (3*2) Мы наклонимся сейчас (9 + 2) Мы подпрыгнем ровно столько (10 ­ 4) Ай да счет! Игра и только Немаловажное значение на уроках  математики   в   начальных  классах я считаю, имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и  пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы  во время  внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они  знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление. Например: Вид ее ­ как запятая, Хвост крючком, и не секрет Любит всех она лентяев, А лентяи ее ­ нет. (ДВОЙКА) Загадка ­ это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным  признакам. Загадки могут быть различной степени сложности. После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных  блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и  единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа. Большое значение в начальных классах имеют головоломки,  кросворды, логические  задания , именно они закладывают основы доказательного мышления. Например: 1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. 2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь: *** ­ **=1 Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного  сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и  активней включать его в  мыслительную   деятельность , в процессе которой будет  происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение,  восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы  на    уроке  развивает познавательный интерес и активность  учащихся , снижает усталость,  позволяет удерживать внимание. Таким образом, занимательн6ость  на   уроке   математики  помогает формированию  творческих способностей  учащихся , элементы которых проявляются в процессе выбора  наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке,  при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в  организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью  выполнить какую­либо работу или провести познавательную игру.  Использования различного дидактического материала на уроке математике  развивают у детей   мыслительные  операции: анализ, синтез, классификация, логическое мышление, творческие  способности; способствует формированию познавательных интересов, активизирует детей во  время прохождения  урока . То есть дети постоянно получают "пищу для ума" и это делает   уроки   математики  привлекательными и интересными.

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"

Доклад на тему: " Формирование личностно- ориентированных компетенции по математике с помощью дидактического материала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017