Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Оценка 4.6
Семинары
docx
математика
5 кл—7 кл
11.04.2018
Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"
Данный доклад построен так, что теоретического материала содержится минимальное количество. Ведь важны сами задания, которыми может воспользоваться каждый учитель при построении того или иного урока по математике. Задания подобраны так, что их можно использовать на любом этапе урока в зависимости от того, какое УУД вы хотите сформировать у учащихся 5-7 классов.
Доклад на тему_ Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики.docx
Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. Дата: 11.04.2018 год Доклад на тему «Формирование ключевых компетенций и  УУД учащихся на уроках Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не  математики в рамках ФГОС» знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы  образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий»,  обеспечивающих «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ», способность личности к саморазвитию и  самосовершенствованию.  УУД  ­ это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться.   Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли. Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:  1) Личностные действия; 2) Регулятивные учебные действия;  3) Познавательные действия; 4) Коммуникативные действия. Под   ключевыми   компетенциями   понимается   целостная   система   универсальных   знаний, умений, навыков,  а так же  опыт самостоятельной  деятельности  и личной  ответственности обучающихся. Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия: Личностные участие в проектах;  подведение итогов урока; творческие задания;      мысленное воспроизведение картины, ситуации;   Результат: «Я осознаю себя как личность. Умею себя оценить». Задание самооценка события, происшествия;  дневники достижений – портфолио.  Сколько существует флагов, составленных из трех  горизонтальных полос одинаковой ширины и различных  цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих  флагов Государственный флаг Российской Федерации? Белый Синий Красный Содержание учебной  деятельности Патриотическое  воспитание, отношение  к социальным  ценностям:  формирование интереса к культуре и истории  родной страны, а также  уважения к ценностям  культур других Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. народов. Выполняя это задание, у ребят появляется мысль о  проектной работе «Различные комбинации цветов во  флаге. Какие получатся страны». «Счет с препятствиями». На рисунке попугаи, мартышки и удавы. Сосчитайте их, считая всех подряд по порядку: первый попугай, первый удав, второй попугай, первая мартышка, третий попугай и   т.д.   Если   не   удастся   сосчитать   с   первого   раза, возвращайтесь к этому заданию несколько раз. Мотивация учения ­  развитие интереса к  математике,  положительное  отношение к процессу  познания, принцип  удивления,  формирование  личностных качеств:  аккуратность при  выполнении работы. Все шесть граней куба – квадраты. Подумайте,какие из  фигур, изображонных на рисунке, являются разверткой  поверхности куба. Вы решили помочь папе делать ремонт, поклеить новые  обои в комнате. Что   для   этого   вам   нужно   знать?   (Сколько   рулонов обоев нужно купить? Сколько   м2 в   каждом   рулоне?  А   для   этого   надо найти площадь поверхности оклеиваемых стен) Вы измерили и выяснили, что: – ширина   комнаты   равна   4   м;   длина   комнаты   7м,   а высота 3м, площадь окон и дверей составляет 9 м2, в 1 рулоне 10 м2 обоев Перед   решением   ответьте   письменно   на   следующие вопросы: Мотивация учения ­  развитие интереса к  математике,  положительное  отношение к процессу  познания, принцип  удивления,  формирование  личностных качеств:  аккуратность при  выполнении работы. Формирование   навыков анализа,   творческой инициативности и активности.   Ученик видит значимость решения данной задачи, увязывая с реальными   жизненными целями   и   ситуациями. Развиваемые личностные   действия на направлены ее формы комната? (прямоугольный Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. Какой параллелепипед) Какой формы стены в комнате? (прямоугольник) Чему равна площадь прямоугольника?__________________________ Следовательно, чему будет равна площадь оклеиваемых стен? Составьте _______________________________________ Сколько   квадратных   метров   обоев   требуется   для оклейки   комнаты?   Сколько   рулонов   обоев   надо   для этого купить? (((3*7)+ (3*4))*2)­ 9= 57 м2 6 рулонов) выражение: Постройте   фигуру,   равную   фигуре,   изображенной   на рисунке.           осознание, исследование и принятие   жизненного   смысла, позволяют выработать свою   жизненную   позицию   в отношении себя, людей и   своего   будущего. Ведь если учащиеся не захотят помогать родителям   в   ремонте квартиры   или   сами   в дальнейшем   делать ремонт своей собственной   квартиры, то   о   каких   ценностях может идти речь. Решение данных задач является  подготовкой к  изучению геометрии.  Они формируют у  учащихся понятие  плоской фигуры, а так  же умение строить эти  фигуры и использовать  их свойства при  решении задач. Общеучебные: ­ умение  самостоятельно  применять свои знания  на практике; ­ поиск и выделение  необходимой  информации; ­ моделирование. Логические: ­ анализ с целью выделения признаков Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. (существенных, несущественных); ­ синтез как составление целого,  восполняя недостающие компоненты. Действия постановки и решения проблем: ­ самостоятельное создание способов  решения проблем  творческого и  поискового характера. Регулятивные         «Преднамеренные ошибки»;  поиск информации в предложенных источниках;  самоконтроль и взаимоконтроль;  взаимный диктант;  диспут;  заучивание материала наизусть в классе;  «Ищу ошибки»;  контрольный опрос на определенную проблему.  Результат: «Я знаю, зачем я это делаю, как  и в какой последовательности, какой  результат я получу». Задание «Преднамеренные ошибки» Найти   ошибки   и   исправить   их. Объясните,   незнание,   какого   материала их   повлекло.   Подумайте,   как   можно избежать ошибок. таких     Содержание учебной деятельности Формирование умения находить  ошибки, строить логические цепочки,  умения применять изученные правила,  формирование вычислительных  навыков, мотивация учения, развитие  интереса к математике, положительное отношение к процессу познания,  формирование личностных качеств:  трудолюбие, логическое мышление,  заинтересованность. Развитие  внимательности при вычислении,  получение навыков по быстрому и  эффективному поиску логических Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. ошибок. Два ученика решали уравнение  5(х+2) = 25 так: 1 ученик:  5(х+2)=25,  5х+2=25,  5х=25­2,  5х=23,  х=23:5,  х=4,6 2 ученик:  5(х+2)=25,  5х+10=25,  5х=25­10,  5х=15,  5х=15, х=15: 5,  х=3 Найди   верное   решение.   Объясни   свой выбор. Сделай проверку.  Запишите цифрами числа, встречающиеся в   тексте:   «Миллиард   –   очень   большле число. За тридцать лет с первого января тысяча   девятьсотсемидесятого   года   по тридцать   первое   декабря   тысяча девятьсот   девяносто   девятого   года прошло   днсять   тысяч   девятьсот пятьдесят   семь   суток,   что   составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов, или девятьсот сорок   шести   миллионов   шестьсот восемьдесят   четыре   тысячи   восемьсот секунд.   Значит,   за   тридцать   лет   не проходит и миллиарда секунд».  Тема «Единицы измерения площадей» Исключи   лишнее:   м²;   дм²;   м;   га; Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном   с   целью   обнаружения отклонений   от   эталона   и   внесение необходимых корректив. Анализ текста, нахождение в тексте нужной  информации. Анализ собственной работы. Формирование целевых установок  учебной деятельности, выстраивание Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. км²; а; см² Объясни свое решение.  Расположи   единицы   площади   в   порядке увеличения. последовательности необходимых  операций (алгоритм действий) Познавательные ­  «Найди отличия» (можно задать их количество);  ­  «Поиск лишнего»;   ­  «Лабиринты»;   ­  «Цепочки»;  ­  хитроумные решения;  ­  составление схем­опор;  ­  работа с разного вида таблицами, графиками;  ­  составление и распознавание диаграмм;  ­  работа со словарями.  Результат: «Я умею думать, сравнивать, обобщать, рассуждать» Задание Задание «Понимание научного  текста» Форма   выполнения: или групповая Описание учащимися описывается   проблемная   ситуация «Какой класс должен получить приз за активное участие» Инструкция:  прочитать   параграф учебника   по   теме   «Проценты»,   найти ответы на вопросы и заполнить таблицу.  индивидуальная   Содержание учебной деятельности Развитие умений работы с научным  (познавательным) текстом, находить в   нем ответы на поставленные вопросы и  применить знания к решению  проблемной ситуации. задания:   Класс Всего учащихся Участвовали в соревнованиях Сколько процентов 5 «а» 5 «б» 5 «в» 12 20 25 6 9 11 Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. Вопросы: что называют процентом;  как перевести проценты в десятичную дробь; как обратить дробь в  проценты. Задание «Страховщики» Форма выполнения: групповая Инструкция:   познакомиться   с   понятиями «Страховая   сумма»,   «Страховая   премия»   и «Страховые   выплаты»   и   заполнить   таблицу «Тойота Королла и др.» Понятия Страховая сумма ­ это сумма, в пределах  которой страховщик обязуется выплатить  страховое возмещение по договору  имущественного страхования  Страховая премия – плата за страхование,  которую страхователь обязан внести  страховщику в соответствии с договором  страхования  Страховые выплаты – это денежная сумма,  установленная договором страхования и  выплачиваемая страховщиком страхователю,  застрахованному лицу при наступлении  страхового случая.  Название машины Тойота Королла Шевроле ВMW Мицубиси ИТОГО Стоимость (страховая сумма) 650 000  руб. 430 000  руб. 1800 тыс.   руб. 860 000  руб. Страховая премия % 12% Руб. 11% 9% 13% Выплат Итог Руб. ы % 9% 14% 8% 11% Постройте круговую диаграмму распределения суши на Земле по следующим данным: Совершенствование навыков  математического моделирования по теме «Проценты»,  умений  применить полученные знаний на  практике. формировать умение  выстраивать последовательность  необходимых операций,  построение логической цепи  рассуждений, синтез как  составление целого из  частей способность к поиску,  анализу, к творческой Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область.   переработке информации. Происходит   поиск   и   выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; как составление   целого   из   частей; знаково­символическое моделирование.  синтез,     Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного  действия; организовать  фиксирование учащимися  индивидуального затруднения;  зафиксировать причину  затруднения во внешней речи.   Анализ   информации; гипотезы, гипотезы;   информации; информации   (справочниках).   предложенной выдвижение доказательство структурирование поиск   учебнике в       43∙25+62∙25; Найдите выражения, значения которых равны:  (128+57)∙36; (1355­955)∙68; (43+62)∙25; 1355∙68­955∙68; 128∙36+57∙36.  Объясните, как  их искали:   а)   Назовите   математическое   свойство,   на основании которого равны эти выражения;  б) запишите это свойство в виде равенства;  в) сравните свою запись с такой:  (a+b)∙c = a∙c+b∙c.  Сделайте вывод.  Задание Ребята!   Помогите   разрешить   проблему,   тем самым мы определим тему урока. При   изучении   темы    «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2»   для решения   проблемной     ситуации   учащимся необходимо   было   выдвинуть   гипотезу, проверить её и  сформулировать выводы. На   доске   записаны   числа:  1 289 565,   Предлагаю 246 560,   24,   188 536,   1873.     из учащимся,   предложенных   чисел,   найти   те,   которые делятся на 10, на 5 и на 2.   не   производя   деления,   Затем     предлагаю   самостоятельно написать   несколько   многозначных   чисел, делимость   которых   на   10,   на   5   и   на   2   они могут предугадать. После того как, учащиеся выполнят эту работу,   я   предлагаю   им   попытаться   найти признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2.  После   того   как   учащиеся   попытаются Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. сформулировать   признаки,   предлагаю   им высказать   своё   мнение:   стоит   ли   этим заниматься? Не проще ли разделить?  После   высказывания   предположений ученики   проверяют   их   непосредственным делением. Затем организуется сопоставление с учебником, и формулируются окончательные выводы,   которые   записываются   в   форме таблицы: Признаки делимости натуральных чисел  На 2 На 10 На 5 0 или 5 0; 2; 4;5; 6 ;8 0 Если оканчив аются   Анализ   информации; гипотезы, гипотезы;   информации; информации   (справочниках).   предложенной выдвижение доказательство структурирование поиск   учебнике в   Тема урока: Периметр прямоугольника. Семья Димы летом переехала в новый дом. Им  отвели земельный участок прямоугольной  формы. Папа решил поставить изгородь. Он  попросил Диму сосчитать, сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный  метр изгороди требуется 10 штук? Сколько  денег потратит семья, если каждый десяток  стоит 50 рублей. Сразу же начинается обсуждение задачи: Какой Дима? На какой улице его дом? Диме нужно  помочь. Но как? Возникает затруднение.  Придётся нам решать  эту проблему. Проблемная ситуация создана. Для её решения высказываются ребятами  различные предположения (может, сходим на  место и попробуем прикладывать по всей длине огорода рейки, но это очень долго; можно  спросить у старших дома; может, сами  попробуем найти в учебнике какое­то решение  и т.д.). Вместе выдвигаем и формулируем  основную гипотезу: «нужно найти периметр  прямоугольника, он и будет длиной изгороди».  Записываем формулу, используем её на  практике. Затем делаем вывод: формула  периметра прямоугольника нужна. Доводим Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. решение задачи до конца: Диме помогли! При изучении темы «Сравнение десятичных  дробей» в 5 классе на этапе закрепления новой  темы можно предложить задачу: «Запиши все  известные единицы измерения в порядке  возрастания. Стоит заметить, что на Руси  использовались следующие меры  длины: вершок, пядь, аршин (0,711 м),  сажень (3 аршина), косая сажень (2,48 м),  верста (500 саженей)». формирование представлений о  математической науке как сфере человеческой деятельности, о её  значимости в развитии  цивилизации. Проектная работа «Древние единицы  измерения». «Синбирск был образован в 1648 году как  город крепость размером 100 на 80 саженей.  Крепость имела вид прямоугольника с большей стороной по Венцу. Найдите площадь  территории, ограниченной крепостной стеной.  Ответ выразите в десятинах». Чтобы ответить на поставленный вопрос,  необходимо сначала найти соотношения между  современными и старинными единицами  измерения, а затем уже производить  вычисления. Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. Коммуникативные        составь задание партнеру;  отзыв на работу товарища;  групповая работа по выполнению заданий; парный опрос;  ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;  диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);  «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …  Содержание учебной деятельности Сотрудничество в поиске и сборе  информации, умение точно и  грамотно выражать свои мысли. Результат:  «Я умею работать с разными видами информации. Выражать свои мысли в  устной и письменной речи. Умею сотрудничать, взаимодействовать». Задание Тема «Площадь. Единицы измерения  площадей» Какие   измерения   надо   провести,   чтобы определить   какую   примерно   площадь занимает здание школы:  а) без пришкольного участка,  б) с пришкольным участком?  Сравните   эти   площади   с   1   соткой,   1 гектаром.  Задание: Заполни таблицу, заменив современные  единицы длины старинными. Длина Ширина Глубина  проймы Длина  рубахи 44 18 5 62 рукава рукав а Составьте условие задачи,которая  решается с помощью выражения: а) 120+35;    б) 80+25+60;    в) 140­50;    г)  см 90­20­45. перст Задание   «Совместное   составление вершок опорной   схемы.   Кластеры».   Тема: Пядь/четверть «Треугольники и их вид»,  «Дроби». Умение   точно   и   грамотно   выражать свои мысли.   Формирование коммуникативных действий   в   выборе   способа представления обобщенной информации   об   изученных   видах треугольников,   десятичной   дроби, обыкновенной дроби,   умения начать Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. и   сделать   до   конца   одну   работу вдвоем или группой людей. Таким   образом,   важнейшая   задача   современной   системы   образования   ­   формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения  нового социального опыта, а   не   только   освоение   учащимися   конкретных   предметных   знаний   и   навыков,   успешно реализуется   в   процессе   обучения   математике.   При   этом   знания,   умения   и   навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих   учащихся.   В   связи   с   этим,   основная   цель,   которая   стоит   передо   мной,   как   учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого стараюсь создавать образовательную среду обучающихся на основе системно­деятельностного подхода, создавать Подготовила: Соловченкова Татьяна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ с. Найфельд», Биробиджанский район, Еврейская автономная область. условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций и УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС"