ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Наталья Цыпкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"
Файл:

активные методы обучения.docx - Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"


Все файлы публикации > активные методы обучения.docx
Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"

МАОУ «СОШ №1 с УИОП»
Доклад на тему:
«Использование активных методов обучения на уроках
музыки и мировой художественной культуры
в условиях введения ФГОС ООО»
Подготовила: Цыпкина Н.А.,
Учитель музыки и МХК
г. Губкин

Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"

2017 г.
Использование активных методов обучения на уроках музыки и мировой
художественной культуры в условиях введения ФГОС ООО
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество
и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются
раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для
реализации его природных способностей.
Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем,
решаемых сегодня педагогической наукой. От того как станет осуществлять свою
деятельность учитель­музыкант во многом зависит уровень образованности, воспитанности
и духовной культуры школьников. Современному обществу небезразлично какими
художественными вкусами руководствуется наше молодое поколение при восприятии,
оценке и отборе произведений искусства. Решение этой важной, актуальной задачи может
быть осуществлено на уроках музыки. Во все времена музыкальное искусство, отражая
жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его
чувства и формируя вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает
эмоциональный мир слушателя. Так выявляется одна из главных задач музыкального
воспитания – формирование гармонически развитой личности ребенка с полноценной
системой духовно­нравственных ценностей и богатой эмоциональной сферой. Но
стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике привели к снижению
интереса к музыкальному искусству, и, как следствие, к падению престижа музыкального
образования. В связи с этим, одной из важных задач учителя музыки в
общеобразовательной школе становится поиск таких педагогических технологий обучения,
которые позволят не только оптимизировать образовательный процесс, но и повысить
качество обучения, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность
учащихся. Становится необходимым применение более эффективных форм организации
образовательного процесса, стимулирующих познавательную деятельность учеников. Для
осуществления этих задач необходимо выделить использование в образовательном
процессе активных методов обучения, то есть такой системы методов, которые обеспечат
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в
процессе освоения учебного материала. Такие методы обучения строятся на практической
направленности, игровом действии и творческом характере обучения.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения: понятия
АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения
такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в
сотрудничестве, обучающие игры. В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя
к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи.
В последние годы игровая деятельность завоевала огромную популярность в системе
образования. Игра – это форма активного отражения ребенком окружающей его
деятельности людей. Начальные формы игры возникали на основе подражания и
манипуляций с различными предметами быта. В игре ребенок отражает жизнь взрослых.
Чем больше возможностей у него для активного действия, тем интереснее игра.
В дидактическом смысле игровая деятельность
как метод
стимулирования учебно­познавательной деятельности школьника. Включение в процесс
обучения музыкальному искусству игровых методов способствует развитию творческих
способностей, развивает воображение и наглядно­образное мышление, расширяет круг
эмоциональных представлений учащихся и в конечном итоге позволяет добиться более
глубокого восприятия музыки. Таким образом, использование игровой деятельности на
уроках музыки включает два направления действия:
актуальна
1. внедрение в процесс обучения игр, игровых методов и приемов;
2.развитие способности учащихся вступать в игровой контакт с музыкой в процессе
музыкального восприятия.
Игра как метод обучения

Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"

Материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается учащимися в
меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не
использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается
занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для
школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение
знаний становится более качественным и прочным.
Для активизации познавательной деятельности школьников можно использовать
следующие активные методы: «Синквейн», «Ромашка», «Кластер»,«Мозговой штурм» и
т.д.
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого
предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше
понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто,
поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза
уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии
вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя
из той информации, которая им известна на данный момент. На стадии осмысления
написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему,
разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и
игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности,
способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое
оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала
помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по
данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда
систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде
вопросов или заголовков смысловых блоков.
Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом
возрастных ограничений не имеется. Метод мозгового штурма является одним из способов
поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе
стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники
высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей
отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно
значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все
ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и
задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и
максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки
предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг
друга.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно
использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад».
Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого
ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и
проведении уроков для обеспечения личностно­ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими
образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги
могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов,
фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:

Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно
дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также
заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают
(хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть
несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и
способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и
т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.
Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют
фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель
озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и
систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения
возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель
подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет,
почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также
участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Для урока музыки можно использовать метод: «Поздоровайся глазами»
Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего настроения,
хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем как «звучит тишина»,
что происходит вокруг нас. А теперь также внимательно послушаем о чём хотел рассказать
в своей музыке композитор. «Найди единомышленника» (картинки с изображениями
инструментов, одного цвета и это группы)
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся
было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно
сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно
использовать методы: «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».
самостоятельной работы обучающихся – «Инфо­карусель», «Автобусная остановка»,
«Ярмарка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5­7 человек
Численность: весь класс
Время: 20­25 мин.
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники
разбиваются на группы по числу вопросов.

Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты новой темы,
относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы
и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по
часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями
и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут.
Команда определяет участника группы, который будет представлять материал. После
этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении
учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и
подводит итоги работы. Про наличии лаборатории нэт буков можно перенести всю работу
в сферу информационных технологий. Использование учебных материалов сайта edu.ru.
Например, тема «Програмная музыка». На сайте предложена практика «Литературные
образы в инструментальной музыке».
Можно распределить на группы по композиторам:


1 гр: Римский – Корсаков «Садко», «Шехерезада».
2гр. П.Чайковский В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"



3гр.Г.Свиридов А.С. Пушкин «Метель»
4гр А.Хачатурян Ю.Лермонтов «Маскарад» Далее работа с материалом в различеых
поисковых системах по своей теме и объяснение.
Можно дать творческое задание на дом и возможность провести урок детям. (Презентации
учеников)
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная
задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда
достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и
активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия ­ 1», «Роботы»,
Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», и многие другие позволят вам
это сделать, не выходя из класса.
Пример Активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8­10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух,
землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий
вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно
впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос,
почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как
воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра,
колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз
зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает
настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
(Зевание может использоваться и по­другому: вы можете на первой встрече предложить
зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на
пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно
потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по­новому ощутить свои ноги, которые
находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению
почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются
подобным образом.

Доклад на тему "Использование активных методов обучения на уроках музыки в условиях введения ФГОС"

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто
представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные
движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи,
бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою
индивидуальную комбинацию элементов.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
 формирование положительной учебной мотивации;










повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов ­ речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно­эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно­индивидуальных возможностей каждого учащегося и
определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Таким образом, применение активных методов обучения обеспечивает решение самых
разнообразных образовательных задач: формирует положительную учебную мотивацию,
повышает познавательную активность учащихся, активно вовлекает обучающихся в
образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует
развитию творческих способностей учеников. А это в полной мере отвечает необходимым
стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов
достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ