Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."
Оценка 4.6

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
математика +1
4 кл
23.04.2017
Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."
Содержание 1. Вид проекта 2. Цель проекта 3. Задачи проекта 4. Участники проекта 5. Образовательная область 6. Актуальность темы 7. Предполагаемые результаты 8. Теоретическое обоснование проекта 9. Методика обследования 10. Направления работы, этапы, планирование. 11. Описание работы 12. Отчет по проекту 13. Результат. Цель: - создание условий для формирования универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ на уроках математики. Задачи : 1. Изучить методическую литературу по использованию ИКТ в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников. 2. Разработать методическую базу, способствующую оптимальному использованию информационных технологий на уроках математики. 3. Апробировать формы организации учебной деятельности на уроках математики с использованием ИКТ, способствующие формированию универсальных учебных действий.
Работа ФГОС.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Ульяновский Государственный Педагогический Университет  им. И .Н. Ульянова » Кафедра методики начального образования Допущена к защите зав. кафедрой МНО ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Выпускная квалификационная работа Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах.  Автор работы Синюгина Татьяна Анатольевна учитель начальных классов МКОУ Базарносызганская СШ №1           г.Ульяновск 2016 Содержание 1. Вид проекта 2. Цель проекта 3. Задачи проекта 4. Участники проекта 5. Образовательная область 6. Актуальность темы 7. Предполагаемые результаты 8. Теоретическое обоснование проекта 9. Методика обследования 10. Направления работы, этапы, планирование. 11. Описание работы 12. Отчет по проекту 13. Результат. Вид проекта: Цель:  ­  создание   условий   для   формирования   универсальных   учебных   действий младших школьников средствами ИКТ на уроках математики. Задачи : 1. Изучить   методическую   литературу   по   использованию   ИКТ   в процессе   формирования   универсальных   учебных   действий   младших школьников.          2.      Разработать методическую базу, способствующую оптимальному использованию  информационных технологий на уроках математики. 3. Апробировать формы организации учебной деятельности на уроках математики   с   использованием   ИКТ,   способствующие   формированию универсальных учебных действий. Участники проекта : 4 класс Образовательная область : МКОУ Папузинская ООШ Актуальность темы        «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему» Сократ Сегодня,   когда   информация   становится   стратегическим   ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование ­ это непрерывный   процесс.   Поэтому,   уже   в   настоящее   время   возникла необходимость   организации   процесса   обучения   на   основе   современных информационно­коммуникативных   технологий,   где   в   качестве   источников информации всё шире используются электронные средства.  В   концепции   модернизации   Российского   образования   сказано: «Первейшая   задача   образовательной   политики   на современном   этапе — достижение   современного   качества   образования,   его   соответствия актуальным   и перспективным   потребностям   личности,   общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового   современного   качества   школьного   образования.   Информатизация образования   должна   помогать   решению   двух   основных   задач   школы: образование  ­ для всех и новое качество образования – каждому. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей   образования:   одним   из   результатов   обучения   и   воспитания   в   школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными   технологиями   и   способность   применять   полученную   с   их помощью информацию  для дальнейшего самообразования.  Для   реализации   этих   целей   возникает   необходимость   применения   в практике   работы   учителя   начальных   классов   разных   стратегий   обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно ­ коммуникативных   технологий   в   учебно­воспитательном   процессе. Использование информационно­коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках   в   начальной   школе   позволяет   развивать   умение   учащихся ориентироваться   в   информационных   потоках,   овладевать   практическими способами   работы   с   информацией,   развивать   умения,   позволяющие обмениваться   информацией   с   помощью   современных   технических   средств. Использование   ИКТ   на     уроках   в   начальной   школе   позволяет   перейти   от объяснительно  —  иллюстративного     способа   обучения   к   деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:  активизировать познавательную деятельность учащихся;  проводить   уроки   на   высоком   эстетическом   уровне   (музыка, анимация);  индивидуально   подойти   к   ученику,   применяя   разноуровневые задания. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий   (ИКТ)   в   учебном   процессе   является  актуальной   проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине   должен   уметь   подготовить   и   провести   урок   с   использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно,   экономит   время   учителя   и   ученика,   позволяет   ученику работать   в   своем   темпе,   позволяет   учителю   работать   с   учеником дифференцированно   и   индивидуально,   дает   возможность   оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.   Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами   вооружить   обучающихся,  для   того   чтобы   они   могли   улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не   только   расширил   горизонты   познаний,   но   и   максимально   раскрыл   свой интеллектуальный   и   личностный   потенциал.   В   качестве   одного   из   самых эффективных   способов   решения   этой   важной   задачи   можно   назвать целенаправленное и систематичное развитие использование ИКТ.          Большинство   учителей   отмечают   необыкновенную   особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях   имеются   персональные   компьютеры,   и   дети   быстро   обучаются работать   на   них,   правда,   в   начальной   школе   вся   «работа»   ограничивается играми. Но ведь этого явно не достаточно. На мой взгляд,   формирование условий   для   стимулирования   познавательной   активности   учащихся   через использование современных информационно ­ коммуникационных технологий   связанных   с   развитием является,   ключом   к   решению   проблем, познавательного   интереса   младшего   школьника.   Ключом,   который   требует соблюдения   четкого   баланса   между   лучшими   методами   традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.   Отсюда   вытекает   проблема:   противоречие   между   новыми   требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного   обучения.   В   связи   с   этим,   определилась   тема   моего педагогического проекта «Использование ИКТ на уроках математики ». Предполагаемые результаты : Использование   ИКТ   позволит   сочетать   новые   и   традиционные  технологии.   разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, Использование ИКТ на уроках математики даст возможность для повысит  познавательный интерес к обучению.    расходные   материалы,   но   и   даст   возможность   детям   самим   оценить   свои Использование   тестовых   заданий   не   только   сэкономит   время, знания.   более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные Применение   ИКТ   на   уроках   математики   позволит   учащимся   в объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.    математики   приведёт к повышению интереса, а значит и повысит качество знаний по предмету.  Систематичное   и   активное   использование   ИКТ   на   уроках Теоретическое обоснование проекта 1. Целесообразность использования информационных  технологий в обучении младших школьников XXI век  — век высоких компьютерных технологий. Современный  ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя  в информационной культуре — он должен стать координатором  информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть  современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы  общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса  обучения с использованием современных информационно­коммуникативных  технологий (ИКТ). О целесообразности использования информационных  технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные  особенности, как лучшее развитие наглядно­образного мышления  по сравнению с вербально­логическим, а также неравномерное  и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети  воспринимают информацию для дальнейшей её переработки Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения  современного качества образования и формирования информационной  культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:  o ∙ повысить мотивацию обучения; o ∙ повысить эффективность процесса обучения; o ∙способствовать   активизации   познавательной   сферы обучающихся; o ∙ совершенствовать методики проведения уроков; o ∙ своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; o ∙ планировать и систематизировать свою работу; o ∙ использовать, как средство самообразования; o ∙ качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). 2. Основные направления информатизации начального образования Информатизация   начального   образования   проходит   по следующим направлениям: o использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание   дидактических   пособий,   разработка   и применение готовых   компьютерных   программ   по различным   предметам, использование Интернет­ресурсов, и т. д.); o проведение урока с использованием информационных технологий (ИТ) (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и   внеклассной   работы   и   работы индивидуальной   работы, с родителями). 3.  Возможности использования ИКТ в начальной школе. Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». В 1999 году   в Британии   опубликованы   результаты   научных исследований   английских   психологов. Их выводы   достаточно   категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 9— 10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие,   подавить   интерес   к обычным   детским   играм   и контактам со сверстниками,   не способствует   повышению   концентрации   внимания и развитию   воображения.   Английские   ученые   советуют   воспитывать   детей, ориентируясь на традиционные методы. До 10—11 лет для ребенка гораздо полезнее,   как   для   психического,   так   и для   физического   здоровья,   читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры. Организация   учебного   процесса   в начальной   школе,   прежде   всего, должна   способствовать   активизации   познавательной   сферы   обучающихся, успешному   усвоению   учебного   материала   и способствовать   психическому развитию   ребенка.   Следовательно,   ИТК   должно   выполнять   определенную   помочь   ребёнку   разобраться   в потоке образовательную   функцию, информации,   воспринять   её,   запомнить,   а не в коем   случае   не подорвать здоровье.   ИТК   должны   выступать   как   вспомогательный   элемент   учебного процесса,   а не основной.   Учитывая   психологические   особенности   младшего школьника,   работа   с использованием   ИКТ   должна   быть   чётко   продумана и дозирована.   Таким   образом,   применение   ИТК   на уроках   должно   носит щадящий   характер.   Планируя   урок   (работу)   в начальной   школе,   учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Какие же   возможности   ИТК   помогут   учителю   начальных   классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные: o создание   и подготовка   дидактических   материалов   (варианты заданий,   таблицы,   памятки,   схемы,   чертежи,   демонстрационные таблицы и т. д.); o создание   презентаций   на определённую   тему   по учебному материалу; o использование готовых программных продуктов; o поиск и использование Интернет­ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования; o создание   мониторингов   по отслеживанию   результатов   обучения и воспитания; o создание тестовых работ; o обобщение методического опыта в электронном виде. Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить   ряд   проблем   в   обучении.   Во­первых,   детям   младшего   школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие   цели   научиться   складывать   и   вычитать,  не   огорчить   маму,   читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными,   поэтому   и   эти   цели   могут   не   стать   для   ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи­ девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким  спектром  возможностей   интерактивного  взаимодействия   поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед  ребенком реальную, понятную, вполне  достижимую цель: решишь верно примеры ­ откроешь картинку, вставишь правильно все буквы   ­   продвинешь   ближе   к   цели   сказочного   героя.   Таким   образом,   в процессе   игры   у   ребенка   возникает   положительная   мотивация   усвоения знаний.   Во­вторых,   обучение   в   начальной   школе   ­   это   тот   фундамент,   на котором   будет   строиться   вся   дальнейшая   деятельность   человека.   Перед учителем   стоит   ответственная   задача   ­   добиться   усвоения   программного материала   в   полном   объеме   каждым   ребенком.   Учитывая   разный   уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель,   тем   не   менее,   вынужден   ориентироваться   на   средний   уровень готовности   учащихся.   В   результате   большая   часть   учащихся   достаточно активно   работает   на   уроке.   Общеизвестны   проблемы,   возникающие   с обучением   школьников,   имеющих   более   высокий,   либо   низкий   уровень мыслительной   деятельности,   а   также   пропустивших   занятия   по   болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем   мыслительной   деятельности   могут   при   помощи   компьютера знакомиться   с   новым   материалом,   получая   новые   сведения   или   углублять свои   знания,   выполняя   упражнения   повышенной   сложности.   Учащиеся   с заниженным   уровнем   мыслительной   деятельности   могут   работать   за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе.   Дети,   пропустившие   занятия,   могут   ликвидировать   пробелы   в своих   знаниях   на   отдельных   этапах   урока   либо   во   внеурочное   время.   В­ третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера   в   обучении   школьников   начальных   классов   представляется целесообразным.  В последнее   время   стремительно   развивается   рынок   новых информационных   технологий.   Выходят   в свет   электронные   тематические издания   по истории,   энциклопедии,   альбомы,   комплекты   мультимедийных презентаций. Все эти средства могут быть использованы в учебном процессе для   иллюстративного   материала,   фонозаписей,   тестирования   знаний учащихся,   поиску   заданной   информации,   организации   всевозможных творческих   работ.   Разнообразие   форм   работы   на уроке   в сочетании с демонстрацией   видеоряда   и мультимедиа   материалов   создает   у учащихся эмоциональный   подъём,   повышает   интерес   к предмету   за счет   новизны   его подачи, снижает утомляемость детей. 4. Использование компьютеров в учебном процессе Преподавание   в начальной   школе   языка,   математики,   естествознания даже   в наше   информативно   насыщенное   время   часто   проводятся «дедовскими» методами, почти при полном отсутствии наглядности. Компьютер может быть на уроке и тренажером, и средством подвижной   и средством   контроля   и хранителем   информации, наглядности, и мониторинга.  Одна   из   ключевых   проблем   любого   обучения   ­   проблема   удержания внимания   учащихся.   Компьютер,   благодаря   смене   ярких   впечатлений   от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего   урока.   При   этом   внимание   носит   не   созерцательный   характер,   а имобилизующий,  так  как, то, что  происходит  на  экране,  требует   ответной реакции. Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время   учителя,   повышают   культуру   урока,   позволяют   дифференцировать подход   к учащимся,   способствуют   формированию   интереса   к   предмету   и, следовательно,   положительно   влияют   на качество   образования   младших школьников. Использование компьютера в учебном процессе  ­ (внедрение новых информационных   технологий)   ­   это   попытка   предложить   один   из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес   школьников   к изучению   предмета,   реализовать   идеи   развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию   навыков   самостоятельной   работы,   а также   оказывает существенное   влияние   на мотивационную   сферу   учебного   процесса,   его деятельностную структуру. Компьютер ­ средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических   умений   учащихся,   в   организации   и   проведении   опроса   и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами,   таблицами,   графиками,   условными   обозначениями   и т. д., в редактировании   текстов   и исправлении   ошибок   в творческих   работах учащихся. Особенностью   компьютерного   обучения   является   пошаговая учащихся, самостоятельной последовательность     деятельности   способствующая   активизации   учебного   процесса,   а также   наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. 5. Формы организации использования ИКТ в обучении Основные   организационные   формы   использования   ИКТ в образовательном процессе начальной школы: o компьютерный класс; o один   компьютер   в классе   на рабочем   месте   учителя, подключенный к проектору; o компьютер в библиотеке школы; o один ­ пять компьютеров в рабочей зоне класса; o компьютер у учащегося дома. Компьютерный класс Основное   достоинство   такой   организационной   формы   заключается в том,   что   именно   в ней   можно   использовать   компьютер   без   разрушения существующей   классно —   урочной   модели.   Опыт   показывает,   что   при наличии   предварительной   подготовки   учащихся   и   правильно   настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25 —30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности.  Один   компьютер   в классе   на рабочем   месте   учителя, подключенный к проектору или телевизору В этой   организационной   форме   компьютер   является,   прежде   всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить   демонстрации   с обратной   связью,   когда   учитель   или   ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера. Компьютер в библиотеке школы Данная   форма   предполагает   индивидуальную   или   групповую самостоятельную   деятельность   учащихся   в ходе   подготовки   домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем. Один — пять компьютеров в рабочей зоне класса Такая   форма   позволяет   в значительной   мере   использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером  может  быть  использована   в работе  со слабыми  учащимися, например,   для   обработки   определенных   навыков;   в работе   с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе. Компьютер у учащегося дома В данной   форме,   когда   компьютер   приобретается   в дом   именно   для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Это   индивидуальная   самостоятельная   деятельность   учащихся   в ходе подготовки   домашнего   задания   и самообразования   и работа   с медиатекой совместно   с родителями   или   учителем   на дому,   в случае,   когда   ребёнок не может посещать школу.  Таким   образом,   компьютер   не заменяет   учителя   или   учебник, но коренным   образом   изменит   характер   педагогической   деятельности. Введение   ПК в учебный   процесс   расширяет   возможности   преподавателя, обеспечивает   его   такими   средствами,   которые   позволяет   решать не решавшиеся ранее проблемы, например: o совершенствование   организации   преподавания,   повышение индивидуализации   обучения   (максимум   работы   с каждым учащимся);  o компьютеры   могут   помочь там,   где   учитель   «не может разорваться»   (ликвидация   пробелов,   возникших   из­за   пропуска уроков);  o повышение продуктивности самоподготовки после уроков;  o средство   индивидуализации   работы   самого   учителя (компьютер — хранилище  результатов  творческой  деятельности педагога:  придуманных им  интересных заданий  и упражнений — всего   того,   что   отсутствует   в стандартных   учебниках   и что представляет ценность для других педагогов);  o ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;  o возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике   процесса   обучения.   Информация   будет   полной, регулярной и объективной. На этапе   конкретизации   изучаемого   материала,   возможно   применять компьютер   и использовать   для   тренировки   и закрепления   изучаемого теоретического   материала   специально   разработанные   компьютерные обучающие программы. Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы   рассчитаны   на использование их   в комплексе   с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные   обучающие   компьютерные   программы,   наряду с традиционными   методическими   средствами,   могут   быть   использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности. 6. Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов Творческие работы на компьютере Создание   иллюстративных   с помощью   рисунков   сочинений   на бумаге традиционно   для   начальной   школы.   Использование   возможностей   ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности. Медиа   сочинение ­   это   аналог   текстового   рукописного   сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках   художественного   труда   и изобразительного   искусства. Принципиальной   новизной   для   начальной   школы   использование   данной модели   дает   по развитию   письменной   речи   учащихся   через   возможность многократного   индивидуального   и группового   редактирования   текста, совершенно не возможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же   перестановки   фрагментов ит. случае   обычные   операции   вставки, д. выполняются   быстро   и без   особого   труда,   часто   значительно   меняя содержание текста. Естественнонаучное исследование Естественнонаучный   исследовательский   проект   свойственен   для начальной   школы.   Традиционными   исследовательскими   проектами   для   нее являются, например, ведение дневника ежедневных наблюдений за погодой.  Погружение в иностранный язык Известная   методика   «погружения»   в иностранный   язык   наиболее эффективна   в начальной   школе,   где   может   быть   на уровне   активного слушания   реализована,   прежде   всего,   с использование   ИКТ.   Известно,   что в условиях погружения освоение определенных аспектов языка происходит значительно более эффективно, чем при традиционных методиках. Компьютерное тестирование Компьютерное   тестирование,   являющееся   аналогом   обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы   и реализовать   связанные   с ответом   задания   (например,   возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит. д.). В компьютер   может   быть   заложена   большая   часть   упражнений по математике, по русскому языку на вставку  пропущенных  букв ит.  д. при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.  Различные формы использования ИКТ представлены на рис. 1. Мультимедийный проектор  используется  как  на  уроках,  так и при проведении внеклассных мероприятий, в частности  для презентации научно – исследовательских работ. Совершенно уникальные  возможностидля диалога ребенка с  наукой  и  культурой представляет Всемирная компьютерная сеть ­Internet: ­переписка ­ разговор из всех частей мира; ­привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира; ­интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее   достигаются   общие   цели   образования,   легче   формируются компетенции   в области   коммуникации:   умение   собирать   факты,   их сопоставлять,   организовывать,   выражать   свои   мысли   на бумаге   и устно, логически   рассуждать,   слушать   и понимать   устную   и письменную   речь, открывать что­то новое, делать выбор и принимать решения.   Применение   информационно­коммуникационных   технологий   в процессе   обучения,   несомненно,   вызывает   у   детей   повышенный   интерес   и   их   использование   создает усиливает   мотивацию   обучения,   так   как   возможность   доступа   к   свежей   информации   в   сочетании   цвета, мультипликации,   музыки,   звуковой   речи,   «диалога»   с   источником   знаний, расширяет возможности представления учебной информации.        Применение информационно­коммуникационных технологий в начальных классах   не   должно   сводиться   к   поиску   дополнительной   информации   по заданной теме урока, а должно носить поисково­творческий характер, умение создавать   новый   творческий   продукт.   Этим   требованиям   отвечает исследовательская деятельность школьников, которая  усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка. Информационные технологии выступают при этом средством: Ø  поиска дополнительной информации по различным учебным предметам; Ø  способ представления учебной информации, контроля и диагностики; Ø  организации деятельности учащихся (индивидуальная и групповая работа на   персональном   компьютере,   с   использованием   локальных   сетей,   с применением современных телекоммуникаций); Ø  использования технологий, направленных на развитие личности учащегося ( технологии индивидуальной и групповой работы и др.).          Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать   задания   путем   разноуровневых   вопросов.   К   тому   же, тесты   на   компьютере   позволяют   вернуться   к   неотработанным   вопросам   и сделать   “работу   над   ошибками”.   Тестирование   с   помощью   компьютера гораздо   более   привлекательно   для   ученика,   нежели   традиционная контрольная   работа   или   тест.   Во­первых,   ученик   не   связан   напрямую   с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во­вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит   смешной   звук   или   увидит   неодобрительное   покачивание   головы какого­нибудь   забавного   героя.   А   если   тест   успешно   пройден   ­   ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.          Использование   медиатехнологий   на   уроках   математики   способствует повышению   эффективности   урока,   наглядности   преподавания,   интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также   позволяет   значительно   активизировать   зрительный   канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения   материала,   повышается   познавательная   активность   учащихся, создаются   предпосылки   активной   речевой   деятельности,   развивается мышление.           Результатом   использования   новых   информационных   технологий,   как способа   комплексного   развития   учебных   и   интеллектуальных   навыков   на уроках математики обучающихся является более легкое, свободное и быстрое протекание   учебной   деятельности   младшего   школьника,   благодаря   чему снимается   утомляемость   (хотя,   сама   деятельность   совершается   при достаточно   высоком   интеллектуальном   и   волевом   напряжении).   Ребенок   творческим, становится   ищущим,   жаждущим   знаний,   неутомимым, инициативным,   настойчивым   и   трудолюбивым.   Активизируются   все   память, психические   процессы   (мышление,   восприятие,   внимание, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.  Методика обследования Методы исследования   изучение литературы по использовании  ИКТ ­технологий в  образовательном процессе, изучение нормативных, методических  документов;  изучение и обобщение передового педагогического опыта;   педагогическое наблюдение; анкетирование, беседа, тестирование;  педагогический эксперимент;  сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ. Ресурсное обеспечение:  o Материально­технические ресурсы Компьютер с выходом в Интернет, проектор, телевизор,  видеомагнитофон  и др. o Учебно­методические ресурсы Рабочие программы по учебным предметам, составленные по  современному стандарту образования, демонстрационный,  раздаточный, справочный материал, научно­методическая  литература. o Информационные ресурсы Использование выхода в интернет, цифровых образовательных  ресурсов. Этапы реализации проекта № п/п Содержание работы 1 2 3 4 Прогностический этап Изучение теоретических основ применения  информационных технологий в образовании;  Организационный этап    Разработка методики использования  информационных технологий на уроках  математики; проведение  уроков с использованием  информационных технологий Практический этап Внедрение информационных технологий на уроках  математики. Обобщающий этап Проведение итоговой диагностики классного  коллектива; пропагандирование результатов  эксперимента в педагогическом коллективе своей  школы и педагогических коллективах других школ; разработка методической базы. Сроки 1 и 2 четверть  2013 – 2014  учебного года 3­я  четверть  2013 – 2014  учебного года 3­я четверть 2013 – 2014  учебный год 2013 – 2014  учебный год План реализации проекта Задачи исследования Сроки Результаты Цели  исследования Статья  обоснования темы  проекта. 1 и 2  четверть  2013 – 2014  учебного  года  2013 – 2014 учебный год Статья  обоснования темы  проекта 1. Теоретически  обосновать  целесообразность  использования  информационных  технологий в  обучении младших  школьников;  методы и формы  организации  внедрения ИКТ в  начальной школе. 2. Изучить  передовой опыт  учителей,  внедряющих ИКТ. 1.Используя литературные  источники и Интернет­ ресурсы сформулировать  понятие об основных  направлениях  информатизации начального  образования, а также формы  организации и методы  обучения с использованием  ИКТ. 1.Изучить методическое  обеспечение  ИКТ,  используемое учителями  начальных классов. 2.Познакомиться с  методическими задачами,  которые решают учителя,  внедряя  ИКТ  в процесс   преподавания математики. 3. Изучить методические  приёмы использования ИКТ  на уроках математики.  3.Провести анализ  методической базы  по внедрению ИКТ  в образовательный  процесс по  математике 4. Ввести ИКТ в учебный  процесс и  выявить условия эффективного  1.Изучить все ресурсы ИКТ,  имеющиеся в кабинете 2013­2014  учебный год 2.Апробировать их, 3.Выявить наиболее  приемлемые и  соответствующие  образовательному комплексу.. 1.Описать приёмы  использования ИКТ на уроке  математики в 1 классе,  способствующие развитию  2013­2014  уч.г. Составить  алгоритм  проведения  урока с  использован ием ИКТ  (приложени е 3);  1.Описание  форм  взаимодейст вия с ИКТ и приёмов использования  их на уроках  математики  способствующие развитию УУД  обучающихся. УУД обучающихся. 2.Выявить условия   использования  ИКТ в  сельской школе. использован ия   ИКТ  как  средства  развития  УУД на  уроках  математики. Определени е условий  эффективно го  использован ия ИКТ для  развития  УУД  (приложени е 5)  2.Методиче ские  разработки   с  использован ием ИКТ на  уроках  математики  (приложени е 6 ) 3. Алгоритм проведения  урока с  применение м ИКТ  5.  Организовать и  1.Провести анализ  Январь 2014 Результаты провести  педагогический  эксперимент по  проверке целей и  задач  исследования. эксперимен та оформить в M.Exсel  и  представить как  подтвержде ние  положитель ных или  отрицательн ых  результатов  исследовани я компьютерной грамотности  обучающихся. год 2.Провести диагностику  развития познавательного  интереса обучающихся на  момент активного  использования  ИКТ на  уроках математики. февраль  2014год Описание работы Вариативность использования средств ИКТ Возможности   компьютера   в   предметном   обучении   могут   быть использованы по следующим направлениям: 1.   Создание   презентаций   для   сопровождения   урока   (программа   Power Point).        2. Создание дидактических материалов средствами Word,  Excel,  Power Point. 3. Тестирование в Power Point,  Excel. Составление мультимедиапредставлений (презентаций). Мультимедиапредставление   –   творческая   работа,   в   которой задействуются  несколько  мультимедиатехнологий. Учитель   может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков,   видеозаписей.   Для   его   создания   необходимы   программы   и устройства  для набора текста, рисования, черчения, видео­ и аудиозаписи. Сначала   отбирается   нужный   материал   (текстовый,   звуковой,   графический, видео).   Затем   производится   монтаж   этого   материала   в   определённую последовательность   с   помощью   программы   Power   Point.   При   этом используются: ­ сочетание текстовой информации и графических изображений; ­ псевдографика (изображения человека, птицы, книги, техники и др.); ­ звуковые эффекты для сопровождения учебной информации; ­ цветовая палитра для окраски изображений; ­ переход от статистических изображений к динамическим. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные наглядные материалы, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат, схемы задач, определение и др. Главное в презентациях: ­  тезисность; ­  информативность; ­ наглядность; ­ увлекательность уроков. Компьютерное тестирование Компьютерное   тестирование,   являющееся   аналогом   обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы   и   реализовывать   связанные   с   ответом   алгоритмы   (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т.д.). В компьютер может быть заложена  большая часть упражнений по математике. Для реализации подобной модели необходимы:  ● Комплект тестов по заданной предметной области.  ● Система тестирования. Электронные тестирующие комплексы можно внедрять на занятиях: ­ при изучении нового материала; ­ при решении задач; ­ при повторении и закреплении учебного материала. Реализация   информационно­коммуникационных   технологий   в   тестировании позволяет: ­ повысить объективность контроля; ­ осуществить автоматизированную обработку результатов тестирования; ­ разнообразить формы текстовых заданий; ­ индивидуализировать процедуру тестирования; ­ упростить и ускорить организацию проведения тестирования; ­ устранить ошибки при обработке результатов; ­ сохранить результаты тестирования, провести их анализ; ­ узнать ученику свой результат сразу, а не по прошествии некоторого   Таблица 1 Создание дидактических материалов средствами  Word, Excel, Power Point Предмет Word Excel Power Point Математика Тест, контрольные работы, Схема, таблица, текстовые задания, карточки. диаграмма, кроссворды. Урок­ презентация, анимированные задания. Разрабатываемые для учащихся дидактические материалы должны в первую очередь   помогать   им   в   понимании   изучаемого   предмета,   приобретении необходимых знаний, умений, навыков.         Использование   дидактических   материалов,   созданных   в  текстовом редакторе, позволит расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Microsoft Excel представляет собой достаточно мощный инструмент для создания,  обработки,   анализа,   совместного   использования   и   отображения информации   в   виде   электронных   таблиц.   Комплект   разрабатываемых материалов   в   электронных   таблицах   может   включать   в   себя   проверочные тесты, кроссворды, таблицы «ленты времени», социологические диаграммы. Power   Point  позволяет   настроить   анимацию   текста   и   графических объектов,   установить   последовательность   появления   текстов   по   буквам, словам,   абзацам,   помогает   работать   над   деформированным   текстом. Возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать суть задач на движение:   навстречу   друг   другу,   в   противоположных   направлениях проиллюстрировать   задачи   на   смекалку   геометрического   характера,   т.к.   в ходе решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Анимированные   задания   на   группировку   и   классификацию   объектов позволяют их использовать неоднократно, применяя на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и русского языка. В   процессе   преподавания   следует   широко   применять   новые информационные   технологии,   при   этом   компьютер   становится   рабочим инструментом как для обучающихся, так и для преподавателя. Использование компьютерных   технологий   создаёт   возможности   доступа   к   современной свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Разнообразный   иллюстрированный   материал,   мультимедийные   и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При   подготовке   к   уроку   математики   в   4   классе   по   теме   «Действия   с величинами» был использован материал истории «Московский Кремль». На уроке   дети   совершили   экскурсию   по   Москве,   «побывали»   на   Красной площади, узнали об истории создания Кремля, увидели Кремлёвские куранты на Спасской башне, Царь­пушку и Царь­колокол. Урок отличался высокой продуктивностью,   было   решено   восемь   задач,   четырнадцать   примеров   и четыре задания, включающих в себя устный счет (работа в парах) и задания из учебника. При   изучении   темы   «Задачи   на   движении»,   где   пешеходы,   пловцы, велосипедисты, самолёты, автомобили двигаются с различными скоростями, не хватает одного – движения. Статичные рисунки для многих учеников так и оставались   непонятными,   пока   на   помощь   не   пришли   эффекты   анимации Power Point. «Оживлённые» задачи решают все ученики и те, кто не может понять смысл задачи из­за того, что плохо читает, и те, кто не умеет образно мыслить. Отчет по проекту Показателем результативности данной работы служит динамика развития учащихся, их  продвижение  в  уровне  обученности  и  обучаемости.  А  также результаты диагностики.  Диагностическая работа проводилась при помощи следующих методов: 1. Анкетирование [9,с.98] 2. Тестирование [3,с.152] 3. Наблюдение [3,с.150] Рассмотрим более подробно каждую из предложенных методик.  Анкетирование. Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов   может   быть   использована   краткая   анкета/автор   Н.Г.Лусканова/ состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к   школе,   учебному   процессу,   эмоциональное   реагирование   на   школьную ситуацию.  Цель:   изучение   школьной   мотивации   и   факторов,   влияющих   на   её формирование. Просмотреть возрастную динамику мотивации. Процедура исследования: Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была использована система бальных отметок:     ­   ответ   ребенка,   свидетельствующий   о   его   положительном   отношении   к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; ­ нейтральный ответ (не знаю, бывает, по­разному и т.п.) оценивается в 1 балл. ­ ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. 1. 25­30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной  мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких  познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все  предъявляемые школой требования.  Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и  ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные  оценки или замечания педагога.      2. 20­24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет  большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с  учебной деятельностью. 3. 15­19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекает  внешняя мотивация.  Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в  школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем  им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки,  тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей  степени и учебный процесс их мало привлекает. 4. 10­15 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники  посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках  часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные  затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой  адаптации в школе. 5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают  серьёзные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью,  испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с  учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда,  пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять  агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются  нарушения нервно­психического здоровья. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:  1. Тебе нравится в школе или не очень?    ­ не очень  ­ нравится  ­ не нравится         2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или  тебе часто         хочется остаться дома?  ­ чаще хочется остаться дома  ­ бывает по­разному  ­ иду с радостью   3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем  ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался  дома? ­ не знаю  ­ остался бы дома  ­ пошел бы в школу 4.Тебе нравится, когда отменяют какие­нибудь уроки?  ­ не нравится  ­ бывает по­разному  ­ нравится  5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? ­ хотел бы  ­ не хотел бы  ­ не знаю  6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?  ­ не знаю  ­ не хотел бы  ­ хотел бы  7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?  ­ часто  ­ редко  ­ не рассказываю  8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?  ­ точно не знаю  ­ хотел бы  ­ не хотел бы  9.У тебя в классе много друзей?  ­ мало  ­ много  ­ нет друзей  10.Тебе нравятся твои одноклассники? ­ нравятся  ­ не очень  ­ не нравятся                                                                                                                                          Таблица 2 Динамика школьной мотивации Учебный год Высокий уровень Средний уровень Низкая школьная школьной адаптации % 2013­2014 46 % 50 мотивация % 4 Данные таблицы   свидетельствуют о высоком количестве детей с высоким уровнем мотивации. 2. Тестирование. Из   вербальных   тестов   мы   использовали   методику   «Составь   расписание   на неделю». Цель:   диагностика   познавательных   интересов   учащихся,   понимания   ими важности изучения основных школьных дисциплин. Процедура исследования:  Детям предлагается составить расписание уроков на неделю. Для класса «А» в расписание должны быть включены все важные предметы, а для класса «Б» ­ все интересные. Показателем   высокого   уровня   познавательных   интересов   является   выбор детьми важных предметов в качестве интересных (в классе «Б»). Иследование проводилось   ­ во 2 полугодии 4 класса.  В класс «А» стабильно вошли   такие   предметы,   как:     математика,   информатика.   Большая   часть учащихся класса имеет высокий уровень познавательных интересов. 2.Наблюдение. Цель:  диагностика   познавательной   активности   учащихся   на   уроках   использованием   информационно­коммуникационных   технологий   и   без применения средств ИКТ и эмоционального настроя на деятельность.   с Процедура исследования: В качестве экспериментальных предметов была выбрана — математика. На данном   предмете   проводилось   наблюдение   за   особенностями   активности учащихся, и результаты наблюдения фиксировались в таблице.      В   соответствующих   графах   отмечались   результаты   наблюдений,   затем подсчитывалось   общее   для   класса   количество   вопросов   и   ответов содержательного     и   формального   характера,   высказываний   по   инициативе педагога   и     учащегося,   а   также   эмоциональные   проявления.   По   каждой позиции     подсчитывалось   общее   количество   результатов,   этот   показатель приравнивался   к   100.   От   этого   количества  подсчитываются   проценты содержательных и формальных ответов,  вопросов, высказываний.  Результаты проведённого исследования представлены в виде диаграмм:             Содержательные вопросы Содержательные ответы   41% 37% 59% С ИКТ Без ИКТ 63% С икт без икт Инициатива высказывания:  учитель   38% 62% С икт без икт Особенности эмоций оценивались с помощью рисуночного тестаJKL Анализ   рисунков   показал,   что   большинство   учащихся   класса   96% испытывают положительные эмоции на уроках с применением средств ИКТ и 4%   ­   отрицательные   эмоции.   В   тоже   время   92%   учащихся   получают положительные   эмоции   на   уроках   без   применения   средств   ИКТ   и   8%   ­ отрицательные. Сравнительный   анализ   данных   диаграмм   показал,   что   использование информационно­коммуникационных   средств   положительно   влияет   на познавательную активность учащихся. А также обеспечивает положительную динамику результатов обученности.   Таблица 4 Результативность качества знаний и успешности обучения Учебный год Класс Качество обученности % Успеваемость % 2013­ 2014 4 76% 100 Данные   результаты   исследовательской   работы   позволяют   сделать следующие   выводы.   Использование   информационно­коммуникационных технологий на уроке помогает активизировать мыслительную деятельность, повысить   интерес  к  учебной  деятельности   и, следовательно,  положительно влияет на качество образования младших школьников. Показатели диагностики познавательной активность Таблица 3 Результат Информационные   технологии   сегодня   органично   вписываются   в   любую сферу   человеческой   деятельности   и   становятся   одним   из   главных   средств адаптации   человека   к   жизни   в   информационном   обществе.   Прогресс   в   этой области позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разработанные на основе технологий мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность. Использование информационно­коммуникационных технологий в начальной школе способствует активизации учебно­познавательной деятельности за счёт усиления динамической   мотивации, наглядности,       повышения   учёта   индивидуальных заинтересованности   в   учебной   деятельности, психофизиологических характеристик учащегося, разнообразия информации и форм работы, наличия обратной связи, адаптивности. Опыт организации учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе   и   проведенные   нами   исследования   позволяют   говорить   об   успешном достижении общих целей образования. 29 Литература: 1.   Богатырёва   А.Н.,   Некрасова   Г.Н.,   Тарасова   Н.Г.   Уроки   трудового обучения с компьютерной поддержкой // Начальная школа, 2003  № 5. 2. Геронимус Т.М. Трудовое обучение // Школа мастеров, ­ М., 2001. 3.   Дедова   О.Ю.   Диагностика   познавательной   мотивации   у   младших школьников   как   этап   опытно­эспериментальной   работы   //   Педагогическое обозрение, 2006 № 2. Нижегородский гуманитарный центр. 4.   Intel   Обучение   для   будущего   /   при   поддержке   Microsoft   //   Учебное пособие, – М., «Русская Редакция», 2003. 5.   Ковалько   В.И.   Здоровьесберегающие   технологии:   школьник   и компьютер,­ М.: ВАКО, 2007. 6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб: Каро, 2006. 7.   Кукушин   В.С.   Современные   педагогические   технологии.   Начальная школа  //  Пособие   для  учителя, – Ростов­  на­  Дону:  Издательство  «Феникс», 2004. 8. Никишина  И.В. Инновационная   деятельность  современного  педагога   в системе общешкольной методической работы, – Волгоград: Учитель, 2007. 9. Калинина Н.В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе// Научно­практический журнал «Завуч начальной школы», 2003 № 5. 10. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации,­ М., 2005. 11.   Подласый   И.П.   Педагогика   ­   М.:   Гуманитарный   издательский   центр Владос, 2001. 12. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе   обучения   младших   школьников   английскому   языку   //   Начальная школа, 2006  № 4. 13.   Савченко   Г.К.     Использование   компьютера   на   уроках   математики   // Начальная школа, 2006 № 5. 14.   Селевко   Г.К.   Педагогические   технологии   на   основе   информационно­ коммуникационных средств, – М.: НИИ школьных технологий, 2005. 15.   Соколова   Т.Е.   Воспитание   познавательных   интересов   младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа, 2004 № 3. 16.   Черненко   О.В.   Информационные   технологии   в   учебном   процессе: нормативное   обеспечение,   рекомендации   из   опыта   работы,   –   Волгоград: Учитель, 2007.

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."

Доклад на тему "Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017