Доклад на тему «Классификация музыкального слуха»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Классификация музыкального слуха»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка
Детсад
19.02.2017
Доклад  на  тему  «Классификация музыкального слуха»
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Представляю Вашему вниманию доклад, посвященный развитию музыкального слуха у учащихся детских музыкальных школ и школ искусств.Мелодический слух – один из важнейших компонентов музыкальных способностей. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство. Ладовое чувство является составной частью мелодического слуха, оно взаимодействует и с другими сторонами музыкального слуха . Основу мелодического слуха составляет интонационная сторона.доклад по развитию музыкального слуха
Классификация музыкального слуха.docx
Тема: «Классификация музыкального слуха» Подготовила: преподаватель теоретических Губанихина Р.М. Музыкальный   слух   давно   осмысляется   специалистами   разных   наук.В научной и музыкальной литературе существует множество определений слуха. Слух   ­   функция   организма   человека   и   животных,   которая   обеспечивает восприятие звуковых колебаний  [1].  Педагоги,   психологи   и   ученые   из   многогранного   понятия   «слух» выделяют   специальное   определение   «музыкальный   слух».   Островский   А. считает, что музыкальный слух это «способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления» [2].  По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный (компонентный) и абсолютный.  Компонентные виды слуха являются составными элементами основных видов   слуха   и   делятся   на   обязательные   (относительные)   и   необязательные (абсолютный).   К   обязательным   (компонентным)   мы   относим   ритмический, мелодический,   интервальный,   аналитический,   гармонический,   ладовый, тональный,   звуковысотный,   интонационный,   тембровый,   динамический, полифонический.К необязательным компонентным видам музыкального слуха относятся  абсолютный и синестезический (цветной).  Абсолютный слух­это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков   без   сравнения   с   каким­либо   исходным   звуком.   Б.Теплов   отмечает: «Способность   эта   проявляется   в   узнавании   и   воспроизведении   высоты отдельных звуков, без соотнесения их с другими звуками, высота которых известна».   [3].     По   его   наблюдениям   лишь   у   7%   музыкантов   из   250 обследованных имеется абсолютный слух.  Существует   еще   один   тип   абсолютного   слуха,   обусловленный цветовыми ассоциациями – это синопсический тип абсолютного слуха. Его относят   к   разновидности   цветного   слуха.   В   ярких   формах   синопсия встречается   у   людей   артистического   мира:   художников,   композиторов, писателей, поэтов.  К   относительному   слуху   можно   отнести   все   виды   обязательного   Звуковысотный   слух   обычно   проверяется   в компонентного   слуха. способности ощутить различие в двух разных по высоте звука. Так, по мнению Н.А.Римского­Корсакова     звуковысотный   слух   определяет   «способность, посредством   которой   ухо   отличает   интервалы   музыкальные   от   интервалов неупотребительных   в   музыке,   то   есть   стройность,   иль   настройку,   от нестройности, иль расстроенности» [4]).  Мелодический   слух  –  один   из   важнейших  компонентов   музыкальных способностей.   Так,   Теплов   считает,   что   «мелодический   слух   есть качественное   своеобразие   восприятия   мелодии,   проявляющееся   в особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувствительностик точности интонации». [3]. В основе мелодического слуха лежит   ладовое   чувство.   Ладовое   чувство   является   составной   частью мелодического   слуха,   оно   взаимодействует   и   с   другими   сторонами музыкального   слуха   [5].   Основу   мелодического   слуха   составляет интонационная сторона. Свойство слуха, нацеленное на восприятие эмоционально – смысловых аспектов   музыки,   называется   интонационным   слухом.     С   точки   зрения Д.К.Кирнарской   «интонационный   слух,   нацеленный   на   распознавание первичных,   наиболее   «грубых»   свойств   звука,   прежде   всего   распознает коммуникативный   архетип   через   интонационный   профиль,   общий   характер движения,   через   его   пространственные   и   энергийные   качества»   [6]. Интонационный слух не может отличить звук «ре» от звука «соль», зато он отличает смысловое наполнение мелодии.  Аналитический   слух   «происходит   из   интонационного   слуха, детализируя и уточняя нарисованную им картину звуковысотного движения» [6].   По   определению   Д.К.Кирнарской   «аналитический   слух   тонкий звукоразличительный   инструмент,   выражающий   музыкальную   мысль:   он дифференцирует   звуковой   поток,   разлагает   его   на   микрочастицы   –   звуки, собирая их в осмысленное целое» [6].  Интервальный слух – это ощущение расстояния между двумя звуками (двумя   точками)   на   целостной   мелодической   линии.     Появление   чувства интервала означает новый шаг в формировании аналитического слуха.  Важное   свойство   музыкального   слуха   –   это   внутренний   слух.   Как справедливо отмечает Старчеус «Внутренним слухом называют способность представлять   музыку   в   сознании,   реально   не   слыша   и   не   исполняя   ее. Внутренний   слух   –   собирательное   название   способности   человека воспроизводить   образы   музыки   вне   реального   звучания»   [7].Элементарное проявление   внутреннего   слуха   можно   наблюдать   при   чтении   нот   с   листа, когда внутренний слух как – бы забегает вперед, предчувствуя то звучание, которое потом логически последует за звучащей в данный момент музыкой или звуком.  Тембровый слух основан на способности различать тембр определенного инструмента   или   голоса.   Принято   считать,   что   развивать   способность различать   тембры   –   это   удел   урока   музыкальной   литературы,   где   обычно педагоги   знакомят   детей   с   тембрами   инструментов,   видами   оркестров, голосов.    Гармонический   слухпроявляется   прежде   всего   в   способности воспринимать   многоголосие.Гармонический   слух   ­   способность   слышать гармонические   созвучия   ­   аккордовые   сочетания   звуков   и   их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре. Полифонический   слух   –   это   музыкальный   слух,   образованный   как минимум двумя голосами. Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчлененно воспринимать (слышать) и воспроизводить в музыкально – исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий, ­ один из важнейших и сложных разделов музыкального воспитания. Ладовый   (тональный)   слух развивается с самого начала занятий.   Развитие ладового слуха происходит при   формировании   представлений   о   тонике,   тоническом   трезвучии, устойчивых   и   неустойчивых   ступенях,   ладовой   интонации,   разновидностях лада,звуков, и их организацией в ладу.  Метроритмический слух. Ритм – это соразмерное чередование различных длительностей звуков. Такое определение ритму дают многие музыковеды. Слушая мелодию можно уловить равномерно пульсирующие удары, которые называются   долями.   Доля   –   это   счетная   временная   единица   в   музыке. Равномерное   чередование   долей   называется   метром.   Тяжелая   доля   метра образует метрический акцент, который появляется периодично. Уже  с первых  уроков ритмические   задания  и  упражнения  превалируют  на уроках.  Сегодня в музыкальной педагогике отсутствует единая классификация музыкального слуха. Я считаю, что музыкальный слух можно разделить на внешний   и   внутренний,   мелодический   и   гармонический,   абсолютный   и относительный. Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха.  Список использованной литературы 1. Котляревская – Крафт М., Москалькова И. Батхан Л. – Сольфеджио. Л. «Музыка» 1984 г. 2. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. – Л.Музгиз 1954 г. 3. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий  М.Музыка 4. Давыдова  Е. Методика преподавания сольфеджио. – М. Музыка, 1986 г. 5. ТепловБ.   Психология   музыкальных   способностей.   –   М.Академия педагогических наук РСФСР, 1961 г. 6. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.,Таланта – 21 век, 2004 г. 7. Старчеус В. Слух музыканта. – М. Москва 2004 г.

Доклад на тему «Классификация музыкального слуха»

Доклад  на  тему  «Классификация музыкального слуха»

Доклад на тему «Классификация музыкального слуха»

Доклад  на  тему  «Классификация музыкального слуха»

Доклад на тему «Классификация музыкального слуха»

Доклад  на  тему  «Классификация музыкального слуха»

Доклад на тему «Классификация музыкального слуха»

Доклад  на  тему  «Классификация музыкального слуха»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017