Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"
Оценка 5

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Оценка 5
Документация
docx
администрации
1 кл—11 кл
01.04.2017
Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"
В данной статье раскрывается суть проведения нестандартных форм уроков, их цели и задачи. Описываются требования к проведению нестандартных форм урока, подготовка учителя и учеников. В современных школах возникает необходимость использование на уроках разнообразных форм и методов, инновационных технологий, ИКТ, проектной деятельности и т.д.
Нестандартные формы и методы обучения как средство повышения эффективности современного урока..docx
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у  ученика нет желания учиться.» В.А.Сухомлинский  Эти слова В.А.Сухомлинского будут актуальны столько, сколько будет  существовать школа. Замечали ли вы, как блестят глаза у первоклассников,  которые впервые приходят в школу? Они в большинстве своем ждут от учебы  чего­то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на  учителя, они полны желания делать вместе с ним все новые и новые открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к  учебе. Но уже к концу десятилетнего обучения, интерес к учебе сохраняют от  20 до 40 процентов учащихся. Чем объяснить такое падение интереса к учебе? Здесь налицо противоречие между всевозрастающей сложностью и  насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем  требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему  сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают  заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих.  Нежелание части детей учиться — своего рода психологическая защита от  перегрузки, потеря уверенности в своих силах.  Тем не менее, современная действительность требует от школы выпускников,  умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения.   Работа по традиционным программам и обычным схемам проведения уроков  и мероприятий уже не дают требуемого эффекта, необходимо введение  новых, нестандартных  форм и методов проведения уроков, способных  вызывать интерес у учащихся к занятиям. Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а бывают скучные –  ответит на этот вопрос ученик. Нестандартный, оригинальный, нетрадиционный урок – что это значит?  Определение дать не просто, но каждый отличит нетрадиционный урок от  традиционного. На обычном уроке учащиеся знают, чего им ожидать от  каждого этапа. Поэтому с удивлением и интересом воспринимают  информацию, преподнесенную в нестандартной форме . Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает  интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю  вернуть утраченный интерес к изучению предметов школьной программы. Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы   и   методы   различных   форм   обучения.   Он   основан   на   совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, отработки новых форм деятельности, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В настоящее   время   ФГОС   несколько   изменил   вектор   обучения.   Теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Поэтому происходит все большее отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных   уроков.   ФГОС   предлагает   новую   классификацию   типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно. Это такие уроки как:  Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.  Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок­откровение, урок­дублер, урок мудрости, творческий отчет.  интервью, панорама, телемост, диспут.   ролевые игры.    Это   далеко   не   все   формы   нетрадиционных   уроков.   К   вышеперечисленным вариантам можно внести дополнение.  В проведении нетрадиционных уроков выделяют следующие признаки: Уроки: деловая игра, следствие, ученый совет, Уроки   в   форме   мероприятий:   экскурсии,   путешествия,   прогулки, Урок­конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, Уроки­фантазии: сказка, спектакль, сюрприз. Интегрированные уроки.  • 1. Несет элементы нового, познавательного. • 2.Ипользуется внепрограммный материал. • 3.Организуется   коллективная   деятельность   в   сочетании   с индивидуальной работой. • 4.Достигается эмоциональный подъем обучающихся в ходе выполнения творческих заданий. • 5.Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения. • 6.Создается инициативная группа из обучающихся. • 7.Планируется урок заранее. • 8.Четко определяются три дидактические задачи. ­   отработка   новых   методов,   способов,   форм,   приемов   и   средств Цели нетрадиционных уроков: обучения;  ­   усвоение   программного   материала   более   качественно   и   в   полном объеме; ­ разнообразие учебной деятельности; ­   выход   за   рамки   учебника,   обогащение   новыми   знаниями   и возможностями.  Любая   цель   урока  ведет   к  реализации   основного  закона   педагогики  – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки имеют и свои задачи. Задачи нетрадиционных уроков: Обучающая   –   формирование   специальных   умений   и   общенаучных Воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических Развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления 1) знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения. 2) фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь. 3) отношений. Творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей 4) на разных этапах  урока, в разных сферах  деятельности, выражение своего эмоционального отношения.  Применение нетрадиционных уроков в учебном и воспитательном процессе приводят к:        ищут интересный материал);  образовательной и развивающей целей обучения;  использованию коллективных форм работы; проявлению интереса к предмету; развитию умений и навыков самостоятельной работы; активизации деятельности учащихся; развитию творческого потенциала; расширению кругозора учащихся (при подготовке к уроку ребята сами более   полному   осуществлению   практической,   воспитательной, становлению новых отношений между учителем и учениками. Структура нетрадиционного урока Нетрадиционный урок готовится заранее, для него нет готового шаблона. Особенностью такого урока, является: ­ выбор темы (часто тематика урока может выходить за рамки учебника, но быть приближена к изучаемой теме); ­  новая   форма   подачи   материала  (изучение   материала,   его   усвоение, обсуждение,   закрепление   проходят   в   разных   вариантах,   отличных   от традиционного   урока).   Это   позволяет   сделать   урок   насыщенным, информационно полезным, раскрепощенным;  тщательный подбор форм деятельности ученика и учителя. Разграничения в деятельности ученика и учителя необходимы. На обычном уроке учитель играет центральную, ведущую роль. На нетрадиционном уроке учитель может занимать   позицию   слушателя,   ненавязчиво   руководя   уроком   и   регулируя отведенное   для   урока   время.   Каждый   ученик   может   проявлять   себя   в нескольких   вопросах   и   иметь   2­3   позиции.   Форма   проведения нетрадиционного  урока в разных классах будет меняться, так как уровень обучения и активность классов разная. Нетрадиционный урок гораздо глубже и сложнее по своей сути, нежели обычный. Это связано с его подготовкой и проведением.  Подготовка урока в нетрадиционной форме включает следующие  этапы: 1. Подготовительный В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при  подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь  учитель (написание плана­конспекта, изготовление наглядных пособий,  раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в  значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы  (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые  необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему  предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин,  изготовление необходимо дидактического материала и т. д. 2. Собственно урок (выделяется 3 основных этапа): Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы  учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению,  к нахождению путей достижения целей урока. Качество выполнения  учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей  работе.  Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных  "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не  выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать, как итоги  обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения ­  эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и  в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.  Вывод: Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они  формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение,  помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают  эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются  более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя  разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребности ребенка в развитии  интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителя выйти за  пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом  заключается положительная сторона нестандартных уроков. Но из таких  уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они  хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Таким урокам необходимо  найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в  разнообразном построении методической структуры урока.

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"

Доклад на тему: "Нестандартные формы и методы обучения и воспитания как средство повышения эффективности современного урока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017