Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Основные направления и особенности
организации психологической помощи
для детей с особыми образовательными
потребностями»
психолог Александровской основной школы
Подготовила:
Ридингер Е.Н.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
78%
школьников нуждаются в
специальных формах и
методах обучения.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Дети с особыми образовательными потребностями
это:
Дети с ограниченными возможностями здоровья,
Детиинвалиды
Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно
двигательного аппарата.
Дети с задержкой психического развития,
Дети с нарушением эмоциональноволевой сферы,
Дети с нарушением интеллектуального развития,
Дети с комплексными (сложными) нарушениями в развитии.
Дети «группы риска»
Педагогически запущенные дети,
Дети – носители негативных психических состояний,
Дети с нарушенными формами поведения;
Дети с начальным проявлением психических заболеваний.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Психологическое сопровождение детей
с особыми образовательными
потребностями
это деятельность психолога, направленная
на создание комплексной системы
психологопедагогических и
психотерапевтических условий,
способствующих успешной адаптации,
реабилитации и личностному росту детей в
социуме.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Диагностическая работа включает:
Своевременное выявление
Раннюю диагностику отклонений
Комплексный сбор сведений
Определение уровня развития
Изучение эмоциональноволевой
сферы
Изучение условий семейного
воспитания
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Коррекционноразвивающая работа включает:
• выбор оптимальных коррекционных программ/методик.
•
организацию и проведение коррекционноразвивающих
занятий.
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоциональноволевой и личностной сферы
ребёнка и психокоррекцию его поведения;
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Консультативная работа включает:
Выработку рекомендаций
по основным направлениям
работы с обучающимся
с особыми образователь
ными потребностями.
Консультативную
помощь семье
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Информационнопросветительская работа
предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности
(лекции, беседы, информационные стенды, печатные
материалы),
направленные на разъяснение
вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса
и сопровождения детей
с особыми образовательными
потребностями;
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Психологическая коррекция имеет как общие, так
(зависящие от специфики нарушения) направления
и специальные
работы:
Психологическая коррекция с детьми с задержкой
психического развития, в зависимости от формы
нарушения, направлена на стимуляцию их познавательной
активности, развитие ориентировочной основы деятельности,
самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций.
Работа с детьми с дисгармоническим развитием
направлена на гармонизацию личностной структуры,
решение актуальных психотравмирующих проблем,
развитие произвольной регуляции поведения.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Организация психологической коррекции
с детьми с расстройствами
аутистического спектра направлена на
эмоциональную стимуляцию ребенка, на
развитие его коммуникативных функций,
формирование социальной активности.
Организуя совместную деятельность
с детьми с расстройствами аутистического
спектра психологу важно наполнить её
эмоциональносмысловым содержанием,
поскольку аффективная сфера является
центральным звеном нарушений
психического развития при детском
аутизме.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
• Психологическая коррекция с детьми
с реактивными и конфликтными переживаниями
направлена на помощь ребенку в выяснении
неосознаваемых причин болезненных переживаний
и проявлений, на выработку у них умения адекватно
реагировать в различных жизненных ситуациях.
В работе с детьми с реактивными и конфликтными
переживаниями необходима коррекция детско
родительских отношений. Особое внимание нужно
уделить проблемам эмоциональных
взаимоотношений и эмоционального контакта
с родителями
•Психологическая коррекция с соматически
ослабленными детьми направлена на коррекцию
самооценки, выработку более адекватных и гибких
форм реакций на заболевание, совершенствование
личностного контроля, восстановление у ребенка
коммуникативных навыков. Необходимо включать
занятия по повышению уверенности в себе
и окружающем мире, повышению психической
активности ребенка, развитию любознательности,
активизации желания познавать мир и общаться.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
• Психологическая коррекция с гиперактивными
детьми направлена на снятие напряжения,
следование интересам ребенка и удержание внимания
на какомто занятии или предмете. Психологу важно
научить ребенка осуществлять двигательный контроль,
развивать умение выслушивать взрослого до конца.
Важно психологическую коррекцию с гиперактивными
детьми проводить в тесном контакте с родителями
• Общими направлениями психологической коррекции
с детьми с отклонениями в развитии будут:
коррекция чувства неполноценности, формирование
социального интереса, коррекция установок и мотивов
с целью выработки нового стиля жизни. В этом случае
психолог организует работу по формированию у детей
положительных установок на занятия, анализирует
и прорабатывает личностную позицию ребенка,
подбадривает и поощряет детей. На начальных этапах
обучения детей с отклонениями в развитии
предпочтительнее практические и наглядные методы,
формирующие сенсомоторную основу представлений и
понятий об окружающем мире
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
• При организации коррекционной работы с
детьми с особыми образовательными
потребностями. Очень эффективны занятия
с элементами Арттерапии.
• Использование арттерапевтических
технологий позволяет помочь ребенку
справиться со своими проблемами,
восстановить его эмоциональное равновесие
или устранить имеющиеся у него нарушения
поведения, помочь интеллектуальному
развитию
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Монотипия»
Монотипия — это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем
дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление
рамки.
Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального
напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.
Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются, хотя это не
обязательно.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Рисование клубком»
Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в
групповой работе.
Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.
Психолог должен размотать клубок ниток и показать детям, как
создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет
ребенок разматывая его, создает композицию, после чего
проводится обсуждение. Психолог задает следующие вопросы:
— какие буквы, фигуры и т.д ты здесь видишь?
— что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какиенибудь
события?
В индивидуальном режиме эта техника может быть использована
с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и
замкнутыми.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Работа с соленым тестом»
• Задачи: развитие сенсорноперцептивной сферы, развитие
креативности, снятие напряжения, повышение самооценки,
развитие навыков невербальной экспрессии.
Техника проводиться как в индивидуальном, так и в групповом
режиме
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Парное рисование»
Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения,
умения работать по правилам, развитие способности
конструктивного взаимодействия.
Техника проводится в парах
Двое рисуют на одном листе бумаги какуюто единую
композицию или образ. При этом есть очень важное условие:
нельзя заранее договариваться о том, что это будет за
рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Каракули»
Задачи: развитие сенсорноперцептивной сферы, развитие
воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать»,
сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие
эмоционального напряжения.
Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме.
ребенок свободно двигает карандаш по листу бумаги без цели.
Получается сложный «клубок» линий, в котором следует увидеть
какойлибо образ и развить его
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Графическая музыка»
•
Ребенку предлагают под музыку, закрыв
глаза, проводить на бумаге линии в
соответствии с восприятием мелодии. Затем
найти в этих линиях образы и обвести их
карандашами разного цвета (рыбка, черепаха,
птица и др.).
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Капля на бумаге»
• На сухую бумагу наносится
цветная жидкая лужица.
Ребенок через соломинку дует
на нее, держа соломинку в
нескольких сантиметрах от
поверхности бумаги. Таким
образом, можно получить
неожиданные образы.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Кляксы»
Наполнить краской кисть и сильно стряхнуть
ее на бумагу. В полученных кляксах
попытаться увидеть различные образы,
изображения.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Штампы»
Использовать предметы с рельефной поверхностью,
(листья, дольки овощей, и т.д ). Создать из
отпечатков целостную композицию или образ.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Пальцевая живопись»
Психолог предлагает
детям нарисовать
предмет, накладывая
цветовые пятна
(гуашью) пальчиком
или используя
палочки. Можно
нарисовать не весь
предмет, а только его
контур.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Восковой рисунок»
Лист бумаги натирается свечой. Затем
раскрашивается красками или мелками.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Рисунок по кругу»
• Задачи: сплочение группы, развитие
креативности, повышение
самооценки.
Эта технология проводится в
групповом режиме.
Необходимые материалы: бумага,
карандаши.
Ход работы: ребята рассаживаются
по кругу на стульчиках, у каждого в
руках карандаш и подготовленный
заранее лист бумаги.
Расположенный вертикально лист
делится на 3 части, и затем 1 и 3
части заворачиваются вовнутрь,
подобно конверту. Далее следует
инструкция: «Сейчас мы с вами
вместе создадим фантастическое
существо. Первый человек рисует
голову, передает лист другому, и тот
рисует тело, не глядя на голову.
Затем лист отдается третьему
человеку, который рисует ноги.
Следующий разворачивает лист,
придумывает имя существу и
небольшую историю о нем».
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
«Метафорический автопортрет»
• Задачи: развитие интереса к себе, осознание
различных ролей и развитие гибкого ролевого
поведения, формирование эгоидентичности,
развитие креативности.
Необходимые материалы: бумага, краски,
карандаши, фломастеры, журналы, ножницы, клей.
• Необходимо представить себя в виде какогонибудь
предмета или животного, которым подросток себя
ассоциирует. Можно нарисовать с одной стороны
листа предмет, а с другой — животное либо
растение.
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.