Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с ООП.doc
«Основные направления и особенности организации
психологической помощи для детей с особыми образовательными
потребностями»
Происходящие социальноэкономические изменения в жизни нашего общества,
постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и
проблему школьной неуспеваемости.
По данным Министерства образования и науки, 78% школьников нуждаются в
специальных формах и методах обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, чьи социальные,
физические или эмоциональные особенности требуют специального внимания и услуг,
предоставляющих возможность расширить свой потенциал.
К категории «дети с особыми образовательными потребностями» относятся:
Дети с ограниченными возможностями здоровья, детиинвалиды с нарушениями
слуха, речи, опорнодвигательного аппарата, дети с задержкой психического
развития, дети с нарушением эмоциональноволевой сферы, с нарушением
интеллектуального развития, дети с комплексными (сложными) нарушениями в
развитии.
дети «группы риска» с не резко выраженными нарушениями в развитии,
педагогически запущенные дети, дети – носители негативных психических
состояний,
дети с нарушенными формами поведения; дети с начальным
проявлением психических заболеваний.
Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными
потребностями – это деятельность психолога, направленная на создание комплексной
системы психологопедагогических и психотерапевтических условий,
способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в
социуме (школа, семья,
Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная
деятельность психолога, куда включены 5 взаимосвязанных компонентов:
1. Систематическое отслеживание клиникопсихологического и психолого
педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
2. Создание социальнопсихологических условий для эффективного психического
развития детей в социуме;
3. Систематическая психологическая помощь детям с особыми образовательными
потребностями в виде консультирования, психокоррекции, психологической
поддержки;
4. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и
подростков с особыми образовательными потребностями;
1 5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и
физических возможностей.
Психологическая поддержка в системе психологической помощи должна
осуществляться в двух основных направления: вопервых, поддержка родителей и
других родственников детей с особыми образовательными потребностями; вовторых,
поддержка самих детей и подростков.
Психологическую поддержку родителей детей с особыми образовательными
потребностями рассматривают как систему мер, направленных на:
снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
установление адекватных детскородительских отношений и стилей семейного
воспитания.
Основными психотехническими приемами психологической поддержки
являются родительские семинары, основная задача которых – расширение знаний
родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и
психологии семейных отношений
При проведении родительских семинаров используются такие методические приемы,
как минилекции, групповые дискуссии, дискуссии по «трудным ситуациям».
Частота и длительность таких семинаров зависит от возможностей родителей, степени
их мотивированности. Рекомендуемая частота – не чаще 1 раза в месяц.
СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Диагностическая работа включает:
1.своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
2.раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей
адаптации;
3.комплексный сбор сведений о ребёнке от специалистов разного профиля;
4.определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, выявление
его резервных возможностей;
5.изучение развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
6.изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
Коррекционноразвивающая работа включает:
1.выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
2.организацию и проведение коррекционноразвивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
2 3.коррекцию и развитие высших психических функций;
4.развитие эмоциональноволевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его
поведения;
Консультативная работа включает:
1.выработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с
особыми образовательными потребностями,
2.консультативную помощь семье
Информационнопросветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции,
беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
Многолетний опыт ученых свидетельствует, что правильно подобранные методы
психологической помощи с учетом индивидуальнопсихологических особенностей детей
и подростков с проблемами в развитии положительно влияют на динамику их
умственного и личностного развития.
Прежде всего, необходимо отметить, что отклонения в развитии детей весьма
разнообразны и вызываются различными причинами.
Однако общей закономерностью детей с отклонениями в развитии является особая
отягощенность условий раннего развития. Наличие отклонений в развитии обедняет
контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации и в сенситивный
период становления и развития основных психологических функций терпит
значительный ущерб.
Квалифицированная и своевременная организация психологической помощи детям
с отклонениями в развитии и их семьям позволяет им адекватно социализироваться
в обществе и не ощущать своей ущербности среди других людей
Чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной
работы, тем успешнее осуществляется преодоление имеющихся отклонений и их
последствий.
Своевременная психологопедагогическая помощь детям с нарушениями в развитии
является важнейшим звеном в системе их социальной адаптации.
Так психологическая коррекция имеет как общие, так и специальные ( зависящие от
специфики нарушения) направления работы
Так психологическая коррекция с детьми с
задержкой психического развития,
в зависимости от формы нарушения, направлена на стимуляцию их
познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности,
самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций.
3 Работа с детьми с дисгармоническим развитием направлена на гармонизацию
личностной структуры, решение актуальных психотравмирующих проблем,
развитие произвольной регуляции поведения.
Организация психологической коррекции с детьми с расстройствами
аутистического спектра направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка,
на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной
активности. Организуя совместную деятельность с детьми с расстройствами
аутистического спектра психологу важно наполнить её эмоционально
смысловым содержанием, поскольку аффективная сфера является
центральным звеном нарушений психического развития при детском аутизме.
Психологическая коррекция с детьми с реактивными и
конфликтными
переживаниями направлена на помощь ребенку в выяснении неосознаваемых
причин болезненных переживаний и проявлений, на выработку у них умения
адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.
В работе с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями необходима
коррекция детскородительских отношений. Особое внимание нужно уделить
проблемам эмоциональных взаимоотношений и эмоционального контакта
с родителями
Психологическая коррекция с соматически ослабленными детьми
направлена на коррекцию самооценки, выработку более адекватных
и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного
контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков.
Необходимо включать занятия по повышению уверенности в себе
и окружающем мире, повышению психической активности ребенка,
развитию любознательности, активизации желания познавать мир
и общаться.
Психологическая коррекция с гиперактивными детьми направлена на снятие
напряжения, следование интересам ребенка и удержание внимания на каком
то занятии или предмете. Психологу важно научить ребенка осуществлять
двигательный контроль, развивать умение выслушивать взрослого до конца.
Важно психологическую коррекцию с гиперактивными детьми проводить
в тесном контакте с родителями
Общими направлениями психологической коррекции с
в развитии будут: коррекция чувства неполноценности, формирование
социального интереса, коррекция установок и мотивов с целью выработки
нового стиля жизни. В этом случае психолог организует работу по
формированию у детей положительных установок на занятия, анализирует
и прорабатывает личностную позицию ребенка, подбадривает и поощряет
детей. На начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии
детьми с
отклонениями
4 предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие
сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мир
При организации коррекционной работы с детьми с особыми образовательными
потребностями. Очень эффективны занятия с элементами Арттерапии. Дети в
большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Их
переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением
психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый
психопрофилактический фактор. Использование арттерапевтических технологий
позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его
эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения,
помочь интеллектуальному развитию. АРТ Технологии могут использоваться как
самостоятельно, так и быть включенными в коррекционные программы.
Приемы Арттерапии
«Монотипия»
Монотипия — это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем
дорисовка любыми материалами, Данная методика может применяться как в
индивидуальной, так и в групповой работе.
Задачи этой техники – это снятие психоэмоционального напряжения, развитие
мышления, восприятия, креативности
Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются, хотя это не
обязательно.
«Рисование клубком»
Методику также можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Необходимые материалы: клубок ниток
ребенок разматывая нитки создает какую то композицию, после чего проводится
обсуждение. Задаются примерно такие вопросы как:
— какие фигуры ты здесь видишь и т.д; буквы, цифры
— что напоминают тебе эти линии
эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко
отвлекаемыми и замкнутыми.
«Работа с соленым тестом»
Задачи здесь следующие : развитие сенсорноперцептивной сферы, развитие
креативности, снятие напряжения, повышение самооценки,
«Парное рисование»
Данная Техника проводится в парах
5 Двое рисуют на одном листе бумаги какуюто единую композицию или образ. При этом
есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за
рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы
Задачи которая решает данная техника это : развитие способности конструктивного
взаимодействия. развитие саморегуляции, произвольности поведения,
«Каракули»
ребенок берет карандаш и свободно двигает по листу бумаги без цели. Получается
сложный «клубок» линий, в котором нужно увидеть какойлибо образ и развить его
Графическая музыка. Ребенку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на
бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы
и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).
«Капля на бумаге» На сухую бумагу наносится жидкая краска Ребенок через
Соломинку дует на лист бумаги. Краска растекается и Таким образом, можно получить
неожиданные образы. Потом дополнить их до какого то образа.
Кляксы. сильно стряхнуть кисть с краской на бумагу В полученных кляксах попытаться
увидеть различные образы, изображения.
Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, (листья, дольки овощей,
и т.д ). Ребенок с помощью отпечатков создает целостную композицию или образ.
Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая
цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь
предмет, а только его контур.
Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или
мелками.
«Рисунок по кругу»
Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.
Эта технология проводится в групповом режиме.
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Ход работы: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш
и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3
части, и затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту. Далее следует
инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый
человек рисует голову, передает лист другому, и тот рисует тело, не глядя на голову.
Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги. Следующий
разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».
«Метафорический автопортрет»
Задачи: развитие интереса к себе, осознание различных ролей и развитие гибкого
6 ролевого поведения, формирование эгоидентичности, развитие креативности.
Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши, фломастеры, журналы, ножницы,
клей
необходимо представить себя в виде какогонибудь предмета или животного, которым
подросток себя ассоциирует. Можно нарисовать с одной стороны листа предмет, а с
другой — животное либо растение.
Таким образом при организации психологической помощи детям с особыми
образовательными потребностями необходимо учитывать как общие, так и специальные
направления работы, что позволяет варьировать подходы коррекции в зависимости от
конкретных целей развития, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
7
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.