Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Оценка 4.9

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Оценка 4.9
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
13.03.2017
Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
презентация содержит 29 слайдов
Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с ООП.doc
«Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями» Происходящие   социально­экономические   изменения   в   жизни   нашего   общества, постоянное   повышение   требований   к   уровню   общего   образования   обострили   и проблему школьной неуспеваемости.  По  данным   Министерства  образования  и  науки, 78%   школьников  нуждаются  в специальных формах и методах обучения.  Дети   с   особыми   образовательными   потребностями —   это  дети,  чьи   социальные, физические или эмоциональные особенности требуют специального внимания и услуг, предоставляющих возможность расширить свой потенциал. К категории «дети с особыми образовательными потребностями» относятся:   Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети­инвалиды  с нарушениями слуха,   речи,   опорно­двигательного   аппарата,  дети   с   задержкой   психического развития,   дети   с   нарушением   эмоционально­волевой   сферы,   с  нарушением интеллектуального развития, дети с комплексными (сложными) нарушениями в развитии.  дети   «группы   риска»  с   не   резко   выраженными   нарушениями   в   развитии, педагогически   запущенные   дети,   дети   –   носители   негативных   психических состояний,  дети   с   нарушенными   формами   поведения;   дети   с   начальным проявлением психических заболеваний. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными  потребностями – это деятельность психолога, направленная на создание комплексной  системы психолого­педагогических и психотерапевтических условий,  способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в  социуме (школа, семья,  Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная  деятельность психолога, куда включены 5 взаимосвязанных компонентов: 1. Систематическое отслеживание клинико­психологического и психолого­ педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития; 2. Создание социально­психологических условий для эффективного психического  развития детей в социуме; 3. Систематическая психологическая помощь детям с особыми образовательными  потребностями в виде консультирования, психокоррекции, психологической  поддержки; 4. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и  подростков с особыми образовательными потребностями; 1 5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и  физических возможностей. Психологическая поддержка в системе психологической помощи должна  осуществляться в двух основных направления: во­первых, поддержка родителей и  других родственников детей с особыми образовательными потребностями; во­вторых,  поддержка самих детей и подростков.  Психологическую поддержку родителей детей с особыми образовательными  потребностями рассматривают как систему мер, направленных на: ­ снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка; ­ укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; ­ формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка; ­ установление адекватных детско­родительских отношений и стилей семейного  воспитания. Основными психотехническими приемами психологической поддержки  являются родительские семинары, основная задача которых – расширение знаний  родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и  психологии семейных отношений При проведении родительских семинаров используются такие методические приемы,  как мини­лекции, групповые дискуссии, дискуссии по «трудным ситуациям». Частота и длительность таких семинаров зависит от возможностей родителей, степени  их мотивированности. Рекомендуемая частота – не чаще 1 раза в месяц. СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Диагностическая работа включает:  1.своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; 2.раннюю   диагностику   отклонений   в   развитии   и   анализ   причин   трудностей адаптации; 3.комплексный сбор сведений о ребёнке от специалистов разного профиля; 4.определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, выявление его резервных возможностей; 5.изучение   развития   эмоциональноволевой   сферы   и   личностных   особенностей обучающихся; 6.изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; Коррекционноразвивающая работа включает: 1.выбор  оптимальных  для  развития  ребёнка  коррекционных   программ/методик,  в соответствии с его особыми образовательными потребностями; 2.организацию и проведение коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; 2 3.коррекцию и развитие высших психических функций; 4.развитие эмоциональноволевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения; Консультативная работа включает: 1.выработку   рекомендаций   по  основным   направлениям   работы   с   обучающимся   с особыми образовательными потребностями,  2.консультативную помощь семье  Информационнопросветительская работа предусматривает:  различные   формы   просветительской   деятельности   (лекции,   беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение вопросов,   связанных   с   особенностями   образовательного   процесса   и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; Многолетний   опыт   ученых   свидетельствует,   что   правильно   подобранные   методы психологической помощи с учетом индивидуально­психологических особенностей детей и   подростков   с   проблемами   в   развитии   положительно   влияют   на   динамику   их умственного и личностного развития. Прежде   всего,   необходимо   отметить,   что   отклонения   в развитии   детей   весьма разнообразны и вызываются различными причинами.   Однако   общей   закономерностью   детей   с отклонениями   в развитии   является   особая отягощенность   условий   раннего   развития.   Наличие   отклонений   в развитии   обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации и в сенситивный период   становления   и развития   основных   психологических   функций   терпит значительный ущерб.  Квалифицированная   и своевременная   организация   психологической   помощи   детям с отклонениями   в развитии   и их   семьям   позволяет   им   адекватно   социализироваться в обществе и не ощущать своей ущербности среди других людей Чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы,   тем   успешнее   осуществляется   преодоление   имеющихся   отклонений   и   их последствий. Своевременная   психолого­педагогическая   помощь   детям   с   нарушениями   в   развитии является важнейшим звеном в системе их социальной адаптации. Так психологическая коррекция имеет как общие, так и специальные ( зависящие от специфики нарушения) направления работы  Так психологическая коррекция с детьми с     задержкой психического развития,    в зависимости от формы нарушения, направлена на стимуляцию их  познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности,  самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций. 3  Работа с детьми с     дисгармоническим развитием направлена на гармонизацию  личностной структуры, решение актуальных психотравмирующих проблем,  развитие произвольной регуляции поведения.  Организация психологической коррекции с детьми с     расстройствами  аутистического спектра направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка,  на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной  активности. Организуя совместную деятельность с детьми с расстройствами  аутистического спектра психологу важно наполнить её эмоционально­ смысловым содержанием, поскольку аффективная сфера является  центральным звеном нарушений психического развития при детском аутизме.  Психологическая коррекция с детьми с реактивными и       конфликтными  переживаниями направлена на помощь ребенку в выяснении неосознаваемых  причин болезненных переживаний и проявлений, на выработку у них умения  адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.  В работе с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями необходима  коррекция детско­родительских отношений. Особое внимание нужно уделить  проблемам эмоциональных взаимоотношений и эмоционального контакта  с родителями  Психологическая коррекция с соматически ослабленными детьми  направлена на коррекцию самооценки, выработку более адекватных  и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного  контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков.  Необходимо включать занятия по повышению уверенности в себе  и окружающем мире, повышению психической активности ребенка,  развитию любознательности, активизации желания познавать мир  и общаться.   Психологическая коррекция с     гиперактивными детьми направлена на снятие  напряжения, следование интересам ребенка и удержание внимания на каком­ то занятии или предмете. Психологу важно научить ребенка осуществлять  двигательный контроль, развивать умение выслушивать взрослого до конца.  Важно психологическую коррекцию с гиперактивными детьми проводить  в тесном контакте с родителями   Общими направлениями психологической коррекции с   в     развитии будут: коррекция чувства неполноценности, формирование  социального интереса, коррекция установок и мотивов с целью выработки  нового стиля жизни. В этом случае психолог организует работу по  формированию у детей положительных установок на занятия, анализирует  и прорабатывает личностную позицию ребенка, подбадривает и поощряет  детей. На начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии      детьми с       отклонениями 4 предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие  сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мир При организации коррекционной работы с детьми  с особыми образовательными  потребностями.  Очень эффективны занятия с элементами Арт­терапии. Дети в  большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Их  переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно.  Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением  психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый  психопрофилактический фактор. Использование арттерапевтических технологий  позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его  эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения,  помочь интеллектуальному развитию.   АРТ­ Технологии могут использоваться как  самостоятельно, так и быть включенными в коррекционные программы. Приемы Арт­терапии  «Монотипия»      Монотипия — это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, Данная методика может применяться как в  индивидуальной, так и в групповой работе.  Задачи этой техники – это снятие психоэмоционального напряжения, развитие  мышления, восприятия, креативности Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются, хотя это не  обязательно. «Рисование клубком»      Методику  также можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.  Необходимые материалы: клубок ниток  ребенок разматывая  нитки создает какую то  композицию, после чего проводится  обсуждение. Задаются примерно  такие вопросы  как:  — какие фигуры ты здесь видишь и т.д; буквы, цифры — что напоминают тебе эти линии эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко  отвлекаемыми и замкнутыми.  «Работа с соленым тестом»      Задачи здесь следующие : развитие сенсорно­перцептивной сферы, развитие  креативности, снятие напряжения, повышение самооценки,  «Парное рисование»      Данная Техника проводится в парах 5 Двое рисуют на одном листе бумаги какую­то единую композицию или образ. При этом  есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за  рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы Задачи которая решает данная техника  это : развитие способности конструктивного  взаимодействия. развитие саморегуляции, произвольности поведения, «Каракули»      ребенок берет карандаш  и свободно двигает по листу бумаги без цели. Получается  сложный «клубок» линий, в котором  нужно увидеть  какой­либо образ и развить его Графическая музыка. Ребенку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на  бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы  и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).   «Капля на бумаге» На сухую бумагу наносится жидкая краска Ребенок через   Соломинку дует на лист бумаги. Краска растекается  и  Таким образом, можно получить неожиданные образы. Потом дополнить их до какого то образа. Кляксы. сильно стряхнуть кисть с краской  на бумагу В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения. Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, (листья, дольки овощей,  и т.д ).  Ребенок с  помощью  отпечатков  создает целостную композицию или образ. Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая  цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь  предмет, а только его контур.  Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.  «Рисунок по кругу»  Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.  Эта технология проводится в групповом режиме.  Необходимые материалы: бумага, карандаши.  Ход работы: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3  части, и затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту. Далее следует  инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый  человек рисует голову, передает лист другому, и тот рисует тело, не глядя на голову.  Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги. Следующий  разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».  «Метафорический автопортрет»  Задачи: развитие интереса к себе, осознание различных ролей и развитие гибкого  6 ролевого поведения, формирование эго­идентичности, развитие креативности.  Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши, фломастеры, журналы, ножницы,  клей необходимо представить себя в виде какого­нибудь предмета или животного, которым  подросток себя ассоциирует. Можно нарисовать с одной стороны листа предмет, а с  другой — животное либо растение. Таким образом при организации психологической помощи детям с особыми  образовательными потребностями необходимо учитывать как общие, так и специальные  направления работы, что позволяет варьировать подходы коррекции в зависимости от  конкретных целей развития, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. 7

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад на тему "Основные направления и  особенности организации психологической помощи для детей с особыми образовательными потребностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017