Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"
Оценка 4.8

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
04.05.2019
Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"
Данный доклад рассматривает роль тьютора в условиях модернизации системы образования Российской Федерации. В докладе подробно приводится терминология тьюторского сопровождения, нормативно- правовые документы в соответствии с ФГОС, а также представлена примерная должностная инструкция тьютора, подробно рассматриваются цели, задачи , функции тьютора.
доклад тьюторское сопровождение.docx
Доклад на тему: «Особенности   тьюторского   сопровождения   в   условиях   инклюзии   и модернизации  системы образования Российской Федерации»      Современное общество – общество информации, открытий, перемен;  общество, в котором для человека открывается огромное количество  возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня  увеличивается количество различных специалистов – представителей так  называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их  личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств  для их достижения.                                                                                                          2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением  новой профессии в образовании – профессии тьютор.  Благодаря группе  учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М.  Ковалёвой в образовательных учреждениях общего, дополнительного и  высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом  образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для  эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе  принципа индивидуализации. В   Приказе   Минобрнауки   России   от   30.08.2013   №1015   «Об   утверждении Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования» определено следующее: Воспитатель   (тьютор)   в   отношении   детей   с   РАС   (расстройствами аутистического спектра). Создаются   условия   для   лечебно­восстановительной   работы,   организации образовательной   деятельности   и   коррекционных   занятий   с   учетом особенностей   учащихся   из   расчета   по   одной   штатной   единице   тьютора, ассистента   (помощника)   на   каждые   1   ­   6   учащихся   с   ограниченными  ОК   010­2014   (МСКЗ­08).  Общероссийский возможностями   здоровья. классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2020­ст; вступил в силу с 1 июля 2015 года): Специалисты в области образования, не входящие в другие группы.        Эта начальная группа включает специалистов­профессионалов в области образования, не входящих в другие группы подгруппы 23 «Специалисты в области образования». Например, к этой группе отнесены работники, которые занимаются   частным   обучением   по   предметам,   отличным   от   иностранных языков и различных видов искусства, а также работники, консультирующие студентов по вопросам образования.     В таких случаях в их обязанности может входить: ­ оценка уровня способностей студентов и определение учебных целей; ­   планирование,   подготовка   и   претворение   в   жизнь   программ   обучения, уроков и семинаров для отдельных обучающихся и групп; ­   распределение   заданий   и   работ   в   соответствии   с   уровнем   способностей, интересов и склонностями студентов; ­   пересмотр   учебных   программ,   содержания   курса,   учебных   материалов   и методов преподавания; ­ подготовка студентов к экзаменам и оцениванию; ­ консультирование студентов по учебным вопросам, таким как выбор курса и программы,   расписание   занятий,   адаптация   к   школе,   прогулы,   школьные обычаи и планирование карьерного роста; ­ консультирование студентов с целью оказать им содействие в понимании и преодолении личных, социальных или поведенческих проблем, влияющих на учебный процесс; ­   подготовка   студентов   к   последующему   обучению,   побуждение   их   к использованию   всех   возможностей   для   учебы   и   настойчивого   выполнения сложных заданий. Приказ   Минздравсоцразвития   России   от   05.05.2008   N   216н   «Об утверждении   профессиональных   квалификационных   групп   должностей работников образования»: Тьютор   отнесен   к   4   квалификационному   уровню   профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников. Так   же,   как   и   старший   методист,   учитель;   учитель­дефектолог;   учитель­ логопед (логопед). Письмо   Минобрнауки   России   от   11   марта   2016   года   ВК­452/07  о направлении методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся   с   ОВЗ   и   ФГОС   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) трактует понятие тьютора как: 1)   «…педагога   сопровождения,   воспитателя,   который   оказывает   помощь, выполняет   рекомендации   ПМПк,   ведет   педагогическую   и   воспитательную работу,   обеспечивает   поддержку   педагогов,   специальных   педагогов, психологов,   других   необходимых   ребенку   специалистов   на   каждом   этапе образовательного процесса;  включает ребенка с ОВЗ  в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать)…» 2) «…специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной   педагогики,   психологии   (психолога, социального педагога, дефектолога)».   дефектологии, В рамках модернизации технологий и содержания обучения актуальным  является внедрение инновационных технологий, согласно которым  содержание образования должно отвечать следующим требованиям: – актуальность и востребованность на ступенях как общего (школьного), так и профессионального образования; – новизна, интегрирующая формально­знаниевый и личностно­деятельностный подходы; – практическая реализация и способность повышения эффективности  деятельности субъектов образования; – успешная апробация, по результатам  которой реализовано внедрение и  распространение (диффундированость).          С каждым годом в стране увеличивается количество успешных  тьюторских практик и прецедентов. Сегодня тьюторское сопровождение  выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть  острая потребность в выстраивании индивидуальных образовательных  программ обучающихся с ОВЗ, в работе с родительским ресурсом и  координации всех участников образовательной среды.         Начиная выстраивать процесс сопровождения в условиях специальной  (коррекционной) школы, тьютору необходимо не только понимать сущность  тьюторства, но и учитывать специфику сопровождения детей с особыми  возможностями здоровья, вести соответствующую документацию и, конечно  же, как любому специалисту постоянно совершенствоваться в своей  деятельности.       Не смотря на то, что профессия тьютор была официально закреплена в  Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей своё начало в Великобритании, где на  сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая  педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных  образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает  процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах  дополнительного и непрерывного образования. Раскрывая специфику профессии «тьютор», проанализируем ряд ключевых  понятий: «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская  деятельность». Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог­наставник, опекун,  попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист,  сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального  обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных  программ для своих подопечных. Это специалист, который организует  условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в  образовательную и социальную среду школы. Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и  ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в  программе даётся с трудом, а к чему есть способности. Тьютор призван найти ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он омогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё  призвание. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному  обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это  действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей  в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от  времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога  – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в  дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников. Основной целью тьютора является персональное сопровождение  обучающегося в процессе его становления в образовательном  пространстве образовательной организации. Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что тьютор – педагог, который  наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности. Профессия «Тьютор» Определяя тьютора к типу профессии «человек­человек», важно понимать,  что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с  подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется  процесс обратной связи и т.п. Значительная часть рабочего времени (особенно в условиях коррекционной школы) уходит именно на координацию различных  субъектов (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать  ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной  программы конкретного ребёнка.          Тьюторское сопровождение выступает как технология, ориентирован­ ная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания  индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия учителя­ тьютора состоит не только в оказании помощи обучающемуся в совершении  выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора. С позиции организации процесса деятельности можно определить следующие результаты на уровне тьютора и обучающегося: тьютора и обучающегося: – результаты на уровне тьютора: ­  индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута; – набор диагностик; – продукты творчества; – портфолио тьютора и обучающегося; – принадлежность к сообществу тьюторов. Результаты на уровне обучающегося следующие: – индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута; – адаптация в жизненном пространстве, определенность в выборе профессии; – компетенции в выбранной предметной области, позволяющие ему  использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя  как потенциал и ресурс, успешность; – повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и  терпимости как черт характера; – появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной  сферы; собственный творческий продукт. можно сделать вывод, что тьюторское сопровождение –  это долгосрочный и непрерывный процесс. Пример должностной инструкции тьютора можно рассмотреть на примере инструкции   в   системе   инклюзивного   образования   города   Москвы,   которая включает следующие пункты: ­ «…Согласовывает образовательную деятельность учащихся с учителями»; ­ «…Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и согласованные с учителями и родителями детей…»; ­   «…Помогает   адаптировать   учебные   программы   под   соответствующие образовательные   возможности   учащихся   с   особыми   образовательными потребностями…»; ­   «…Осуществляет   индивидуальное   обучение   учащихся   с   особыми образовательными   потребностями   в   соответствии   с   учебной   программой класса в случаях, когда обучение учеников в классе временно невозможно…»; ­   «…Осуществляет   связь   с   родителями   (законными   представителями), оказывает   им   консультативную   помощь,   информирует   (через   учителя   или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися…»; ­   «…При   необходимости   ведет   коррекционно­развивающую   работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах…». Результатами работы тьютора в условиях инклюзии являются: • адаптация ребенка к образовательной среде; • развитие коммуникативных способностей ребенка; •   динамика   личностного,   когнитивного,   эмоционального,   творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка. Фиксация результатов работы тьютора отражается: • в портфолио ученика; • в карте динамики развития ученика.        С момента освоения тьюторских технологий в образовательном процессе всех уровней проявились ключевые проблемы, от решения которых напрямую зависит   эффективность   освоения   учебных   программ   нового   поколения. Наиболее востребованным  для внедрения индивидуальных  образовательных маршрутов,   проводником   каковых   должен   являться   именно   тьютор, становится высшее  профессиональное образование. Одной из причин этого является   резкий   диссонанс   между   социальным   статусом   студентов   и требованиями,   предъявляемыми   к   качеству   освоения   новых   учебных программ, а также профильных и специальных дисциплин.        Основными результатами тьюторского сопровождения образовательных  проектов обучающихся является освоение навыками проектной деятельности, формирование готовности к самостоятельному проектированию, развитие  познавательных интересов обучающегося, их осознание, выстраивание  образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив.  Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта  обучающегося является анализ итогов деятельности, определение смыслов  проекта и роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. Для понимания специфики профессии тьютор важно также остановиться на  понятиях «тьюторская деятельность» и «тьюторское сопровождение». Вид профессиональной деятельности – сопровождение учащегося в процессе  формирования и реализации индивидуальной программы образования  (развития), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического  развития и индивидуальных возможностей, интересов и Основные цели  (задачи) вида профессиональной деятельности: ­ сопровождение (в образовательном пространстве) лиц (учащихся) разных  возрастов и на разных ступенях образования, ­ обеспечение построения и реализации индивидуальной программы  образования (развития) (в том числе: адаптированная образовательная  программа, ИПР, программы творческого развития, программы  дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные),  программа реабилитации, программа социальной адаптации, программа  профориентации) ­ создание условий для успешного обучения, социализации при максимальном  раскрытие потенциала личности, потребности личности. Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т.М.  Ковалёвой, в основе тьюторского сопровождения лежит понятие  субъектности и право человека самостоятельно совершать выбор и нести  ответственность за него. Сопровождая («следуя рядом вместе с кем ­  либо в  качестве спутника»), тьютор движется вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную индивидуальную  образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и  поддержку. Таким образом, по мнению Т.М.Ковалёвой, целью тьюторского  сопровождения является полноценная реализация образовательного  потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через  образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по  индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие  образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных  ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на  работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и  образовательной рефлексии обучающегося. Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках  которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и  групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных  представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных  образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных  планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение  рефлексивно­проектных мероприятий с обучающимися по вопросам  формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий;  подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик. Задачи тьютора 1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: ­ конкретная помощь по организации доступа в школу, в класс, в столовую; ­ организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает  ребенок с ОВЗ. 2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса,  школы, формирование положительных межличностных отношений в  коллективе. 3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ,  преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация  программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития  ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические  особенности. 4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами.  Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в  работе с ребенком. 5. Осуществление взаимодействия с родителями: ­ включение родителей в процесс обучения; ­ формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку. ­ содействие родителям в получении информации об особенностях развития  ребёнка, прогноза развития. 6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики  в деятельности ребенка с ОВЗ. Функции тьютора Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их  интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в  целом к социально – профессиональному самоопределению. Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления  имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку  средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения  школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным  особенностям восприятия ими оказываемой помощи. Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в  образовательном пространстве образовательной организации и поддержку  обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и  результатов самоопределения обучающихся Документация тьютора Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Предлагаю ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение  может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень  документации. Также в основе деятельности лежит нормативно­правовая  документация, с которой можно ознакомиться в примерной должностной  инструкции  ­ план работы на год, четверть;  ­ программа сопровождения ИОТ и ИОП обучающегося;  ­ дневник наблюдений;  ­ анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИОП; ­ журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.     Единое календарно­тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями­дефектологами, учителями­логопедами.  Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов  сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание  коррекционно­развивающей работы материалов из образовательной  программы (школа), реализуемых в режиме фронтальных учебных и  развивающих занятий. Составление единого календарно­тематического  планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно­ развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней нагрузки,  осваивая дополнительный материал.        Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий  общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и  родителей в организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им  образования и максимальной социальной адаптации. Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно­ методической и практикоориентированной литературе различные варианты  составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных  планов, индивидуальных комплексных коррекционно­образовательных  программ, индивидуальных программ развития (в ДОУ) и т.д. Хотылева Т.Ю, Дмитриева Т.П. предложили следующую форму комплексного документа «Индивидуальный образовательный план»      Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма  отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику  развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как  ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими  трудностями он сталкивается.      Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность  ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и  индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике  отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком,  реальные достижения и затруднения. Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить  возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать;  сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить  индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков,  предложенную И.В.Карпенковой. Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях  ПМПк ОУ и окружной ПМПК, предложены для ознакомления родителям.  Важно показать родителям объективную картину изменения состояний  ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для  организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки. Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить  возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать,  конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником. Оценка эффективности деятельности тьютора Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям: 1. Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы,  учителем, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ; 2. Положительная динамика в процессе включения ребенка с особенностями  развития в класс, школьное сообщество; 3. Регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой для  отслеживания динамики процесса. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации ­ Адаптация ребенка к среде школы – изменение поведения ребенка; ­ Развитие коммуникативных способностей ребенка; ­ Динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого  развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка. Фиксация результатов работы тьютора отражается: ­ В портфолио ученика; ­ В дневнике наблюдений тьютора.           Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от  специалиста соответствующей подготовки. Российские вузы начали готовить  тьюторов практически недавно. В стране сейчас постепенно оформляется  система подготовки и переподготовки в области тьюторства. Таким образом,  непрерывное тьюторское сопровождение обучающихся, как долгосрочный  процесс, позволит наиболее глубоко осмыслить педагогу свою роль в  личностном росте обучающегося, приобрести опыт грамотного подбора форм  взаимодействия с ним.

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"

Доклад на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации системы образования Российской Федерации"

Доклад  на тему «Особенности тьюторского сопровождения в условиях  модернизации  системы образования Российской Федерации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019