Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"
Оценка 4.8

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл
05.12.2017
Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"
Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних, суицидального поведения и насилия в семье». Актуальность, обоснование проблемы. Понятие об алкоголизме, табакокурении и наркомании. Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании.Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя
Доклад на МО.docx
Учитель начальных классов – Аникина Ольга Александровна Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически­активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних, суицидального поведения и насилия в семье». Актуальность, обоснование проблемы. «Государство   признает   детство   важным   этапом   жизни   человека   и   исходит   из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них   общественно   ­   значимой   и   творческой   активности,   воспитания   в   них   высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» ­ декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Социальные   и   экономические   проблемы   в   российском   обществе   на   данном   этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя.   увеличение   числа   правонарушений   среди несовершеннолетних. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних,   причем   100   тысяч   из   них   совершается   детьми,   не   достигшими возраста   уголовной   ответственности.   Среди   них   ­   насилие   в   семье,   рост   числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   как   следствие,   И, Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, так как большую половину времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание   социально­психологической   и   педагогической   помощи   детям   и   семьям, нуждающимся   в   ней,   выявление   детей   и   семей,   находящихся   в   социально   опасном положении,   с   целью   профилактики   раннего   семейного   неблагополучия   ­   важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня. Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может   осуществляться   без   систематического   формирования   у   детей,   подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением   всех   органов   и   учреждений   системы   профилактики,   общественных организаций,  средств  массовой  информации.  Мероприятия и  акции по  профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами,   естественно   мы   обращаемся   в   первую   очередь   к   учащимся,   поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет  ответственность   за подрастающее  поколение. Проблема  профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности. Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной. Цель данной работы раскрыть деятельность педагога  по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди несовершеннолетних. В   соответствии   с   указанной   целью   были   определены   следующие задачи исследования: 1.   Изучить   состояние   рассматриваемой   проблемы   алкоголизма,   табакокурения   и наркомании в теории и практике образования. 2.   Предложить   формы   и   методы   профилактики   алкоголизма,   табакокурения   и наркомании у подростков. Понятие об алкоголизме, табакокурении и наркомании. Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению   наркотиков,   приводящее   к   тяжелым   нарушениям   психических   и физических функций. Развернутое определение наркомании дает комиссия экспертов ВОЗ.  Согласно   этому   определению,  наркомания  ­   это  «психическое,  а   иногда   также физическое   состояние,   возникающее   в   результате   взаимодействия   между   живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и   другими   реакциями,   которые   всегда   включают   потребность   в   постоянном   или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием». Токсикоманией  называют   заболевание,   вызванное   потреблением   токсических веществ,   т.е.   употребление   таблеток   транквилизаторов,   кофеина,   полученного   от крепкого   чая   ­   чифиря,   вдыханием   ароматических   веществ   бытовой   техники.   В состоянии   опьянения,   кроме   эйфории,   возникают   зрительные   галлюцинации.   В результате   употребления   наркотиков,   токсических   веществ   у   человека   возникает психическая   и   физическая   зависимость,   т.е.   желание   во   что   бы   то   ни   стало удовлетворить потребность в наркотике, так как без него развиваются тревога, страх, аффективное   напряжение,   внутреннее   беспокойство,   чувство   усталости,   слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар   в   теле,   потливость.   Эти   понятия   могут   быть   объединены   в   понятии   «синдром абстиненции». Алкоголизм  характеризуется   патологическим   влечением   к   спиртному, сопровождающимся   социально­нравственной   деградацией   личности.   «Алкогольная зависимость» развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов. Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании. Для   каждого   возрастного   этапа   характерны   свои   физиологические,   поведенческие особенности   развития.   А   какие   из   них   способны   повлиять   на   знакомство   ребенка   с наркотиками? Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обезьянок», с особым   искусством   подражая   окружающим,   копируя   их   черты.   Эту   поведенческую особенность   детского   возраста   психологи   называют   реакцией   имитации.   Она   вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития. Ведь таким образом ребенок примеряет на себя различные социальные роли, которые в будущем ему предстоит   выполнять,   учится   строить   свои   взаимоотношения   с   окружающим   миром. Однако   в   силу   недостаточной   сформированности   аналитико­прогностического компонента   мыслительной   деятельности   дети   не   в   состоянии   выбирать   образцы   для подражания,   словно   зеркало   отражая   все   то,   что   их   окружает.   В   полной   мере   это относится и к наркогенному поведению. Безусловно,   первым   примером   для   подражания   служат   родители.   Часто   именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» ­ алкоголем, никотином. Именно   наблюдая   за   взрослыми,   он   узнает   о   традиции   использования   алкоголя   по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей ­ таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогенной зависимости. Но... По нашим исследованиям, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых. Подростковому   возрасту   присущ   так   называемый   этап   аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным.   Ребенок   с   удовольствием   демонстрирует   окружающим   «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Обычно этот этап «знаменуется» множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя на прочность (в большей степени это характерно для мальчиков). Стремление к риску может провоцировать  отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам. Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием.   Его   не   случайно   называют   «трудным»   ­   вчера   еще   такие   послушные   и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с   мощными   физиологическими   перестройками,   которые   претерпевает   организм подростка. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела (когда за 2­3 месяца подросток   вытягивается   на   15­20   см)   опережает   развитие   сосудистой   системы. Субъективно все это проявляется в ощущении физиологического дискомфорта ­ болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца,  что с  ним происходит, и оттого пугаясь  этого,  подросток всячески  пытается избавиться   от   негативных   переживаний.   Реальное   знакомство   с   одурманивающим препаратом   в   этот   период   особенно   опасно,   поскольку   создает   иллюзию «физиологического   благополучия»,   на   время   снимает   дискомфортные   ощущения. Кстати, первая проба наркотика в период созревания оказывается наиболее опасной. Установлено, что у человека, познакомившегося с одурманиванием в 13­14 лет, риск дальнейшего развития зависимости повышается в 2­3 раза. В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции,  обусловленные   формирующимся  сексуальным  влечением.  Вообще   интерес   к вопросам   пола   возникает   у   детей   очень   рано,   однако   поначалу   он   не   связан   с эротическими переживаниями. В подростковом возрасте он уже имеет физиологическую основу.   Неспособность   найти   выход   копящемуся   внутри   напряжению   может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые из них   в   подростковой   среде   пользуются   большой   популярностью   из­за   того,   что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это называется «смотреть стриптиз». Провоцировать   наркогенное   заражение   способна   и   подростковая   поведенческая реакция   эмансипации.   Она   проявляется   в   стремлении   высвободиться   из­под   опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых.   Мнение   и   советы   родителей   теряют   свою   значимость,   большую   роль приобретает   общение   с   ровесниками.   Отсюда   и   возникают   молодежная   мода,   сленг, музыка и т.п.­ все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков использование наркотиков становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости », независимости. Реакция   группирования   со   сверстниками   сегодня,   пожалуй,   играет   наиболее существенную   роль   при   вовлечении   несовершеннолетних   в   одурманивание.   Занять определенное   положение   среди   сверстников,   общаться   именно   с   ними   ­   цель психического   развития   подростка.   Именно   в   общении   со   сверстниками   происходит освоение   основных   коммуникативных   навыков,   приемов   эффективной   социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Подросток, в силу тех или иных   причин   лишенный   контакта   со   сверстниками,   испытывает   серьезный психологический   дискомфорт,   ему   трудно   в   дальнейшем   приспособиться   к окружающему миру. Однако   реакция   группирования   со   сверстниками   имеет   и   свои   отрицательные стороны. По данным опросов, абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические веществ, в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники   оказываются   в   роли   инициаторов   проб   одурманивающего   препарата.  При этом перед молодым человеком встает выбор ­ принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. Тем более расплата за отказ   от   пробы   следует   незамедлительно,   подросток   оказывается   изгоем,   тогда   как последствия приобщения к наркотизации скажутся спустя длительное время. Все это, а также   несформированность   умения   сопротивляться   внешнему   давлению,   отстаивать собственную точку зрения повышает риск возможной наркотизации. Педагогу очень важно своевременно выявить в детском коллективе тех, кто уже имеет опыт применения наркотических или токсикоманических веществ. Во­первых, для того чтобы   препятствовать   дальнейшему   развитию   наркогенного   заражения   у   юного поклонника   дурмана,   а   во­вторых,   для   того,   чтобы   предотвратить   приобщение   к одурманиванию других воспитанников. Дело в том, что для подростков, имеющих опыт наркотизации,   свойственна   специфическая   поведенческая   реакция   ­   прозелитизм (заражение).   Установлено,   что   один   молодой   человек,   использующий   наркотики, способен   вовлечь   в   наркотизацию   еще   4­5   подростков.   Таким   образом наркотизирующийся   пытается   снять   чувство   вины   за   собственное   увлечение, оправдываясь  перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду,   которая   живет   по   схожим   законам   и   принимает   его.   Конечно,   такое поведение редко носит осознанный характер, сам молодой человек до конца не понимает мотивы своих действий. При определении роли группы следует учитывать, что она необязательно должна быть наркоманической   или   алкогольной   (т.   е.   единственным   объединяющим   ее   звеном является использование одурманивающих веществ). Одурманивание обычно оказывается лишь «фоном», на котором и происходит общение. Молодой человек, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. Наркотизация оказывается лишь одной из них. Однако постепенно из малозначимой, второстепенной традиции использование наркотиков может выходить на первый план. И подросток, прежде лишь балующийся наркотиками или алкоголем,  оказывается  тесно  связанным  с наркотизацией. Особого внимания в распространении наркогенных традиций заслуживают различные молодежные неформальные движения. Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя Принято   считать,   что   большинство   детей,   использующих   наркотические   и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях ­ там, где есть только мама (реже ­ отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная   часть   несовершеннолетних,   имеющих   опыт   наркотизации   (по   нашим данным,   больше   60%),   живут   вместе   с   обоими   родителями.   По­видимому,   главное значение   имеет   не   состав   семьи,   а   характер   атмосферы,   складывающейся   в   доме, эмоциональная близость и доверие, которое оказывают домочадцы друг другу. И тут классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из   матери­одиночки   и   ребенка,   если   в   первом   случае   взаимоотношения   людей напоминают   непрекращающуюся   борьбу,   а   во   втором   случае   ребенок   окружен нежностью, любовью, заботой. Чаще   всего   (и   раньше   всех)   подвергаются   наркогенному   заражению несовершеннолетние   из   семей,   где   воспитание   осуществляется   по   типу   гипоопеки. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны   взрослых   может   быть   обусловлен   асоциальным   или   далее   антисоциальным поведением   отца   или   матери,   а   так   же   конфликтными   взаимоотношениями   между взрослыми, когда на ребенка у них просто не остается времени. Как бы ни старались родители скрывать свои разногласия, дети по самым мельчайшим деталям ­ взгляду, интонации, даже жесту способны уловить признаки ссоры. Особенно чувствительны и ранимы в этом отношении младшие подростки. Реакция их на затянувшийся конфликт может быть самая непредсказуемая. Нам известен случай, когда вполне благополучный и «положительный»   13­летний   мальчик   почти   открыто   стал   использовать   наркотики, подружившись с подростками ­ грозой всего двора. Только опытный психолог сумел установить   причину   случившегося   ­   подросток   решил   таким   образом   помирить родителей. Рассуждал  он просто: если постоянные ссоры взрослых прекращаются  на время его болезни, то такая беда, как наркомания, непременно сплотит папу и маму. Гипоопека   может   иметь   не   только   психологический,   но   и   вполне   материальный   ­ социально­экономический   фундамент.   Не   секрет,   что   у   большинства   взрослых   на общение   с   собственными   детьми   просто   не   хватает   времени.   И   дело   здесь   не   в нерадивости   отца   или   матери,   отсутствии   у   них   родительской   привязанности   или неразвитости   чувства   ответственности.   Взрослые   вынуждены   проводить   на   работе основную часть времени, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым.   Прекрасно   понимая,   чем   может   грозить   дефицит   внимания   ребенку, родители все же не в состоянии что­либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим деятельности способен негативно отразиться на бюджете семьи. Что же делать? Конечно, помочь в этом случае могут бабушки и дедушки, однако не у всех они есть. В   этом   случае   можно   рекомендовать   родителям   составить   хорошо   продуманный   и четкий план организации досуга сына или дочери. Секции, кружки, тренировки ­ пусть у ребенка будет полная свобода выбора. Он должен знать ­ времени на безделье и скуку у него нет. И еще одно замечание. Успех воспитания определяется не только количеством времени, проведенного с ребенком, но и его качеством. Пример жизни родителей, их привычки,   взгляды   оказывают   гораздо   большее   влияние   на   ребенка,   чем   самые продолжительные поучающие беседы.  Особое   место   среди   семей   с   гипоопекой   составляют   семьи   наркозависимых   и алкоголиков.   Для   детей   алкоголиков   и   наркоманов   значительно   выше   доступность одурманивающих веществ, они с раннего детства имеют возможность освоить различные варианты наркотизации. С другой стороны, дети воочию видят, к каким последствиям приводит использование алкоголя, наркотиков, эти вещества воспринимаются ими как причина семейной трагедии. Поэтому очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте такие мальчики или девочки высказывают твердые антинаркогенные установки ­ утверждают, что никогда и ни за что не будут использовать одурманивающие вещества, мечтают спасти своих  родителей  от болезни. Порой  из  таких  детей  вырастают  ярые поборники трезвеннических традиций, избегающие любых форм наркотизации. Для них непереносимыми (и психологически, и физиологически) оказываются даже небольшие дозы одурманивающих веществ. Однако чаще всего развивается иной сценарий. Ребенок, став   подростком,   очень   быстро   знакомится   с   дурманом.   Программа   воспитания, заложенная   родителями,   начинает   реализовываться.   И   это   вполне   объяснимо.   Ведь именно в семье мальчик или девочка осваивает способы взаимодействия с окружающим миром, решения проблемных ситуаций, удовлетворения своих потребностей. В семье зависимых основной поведенческой схемой, используемой практически во всех случаях, является   наркотизация.   Молодой   человек   не   владеет   иными   вариантами   получения удовольствия, он не умеет преодолевать трудности, успокаиваться и т.д. без помощи дурмана.  Стоит   отметить,  что  сыновья  или  дочери  зависимых  часто   используют   для наркотизации иное вещество, нежели их родители. Дети наркоманов чаще становятся алкоголиками, дети алкоголиков ­  наркоманами. Психологи объясняют  это  тем,  что, выбирая   другое   вещество,   подросток   противопоставляет   себя   родителям,   доказывая свою «непохожесть». К тому же запах, вкус «вещества взрослых» у подростка может стойко ассоциироваться с теми неприятными переживаниями, которые ему пришлось пережить по вине родителей. Дети алкоголиков и наркоманов нуждаются в особом внимании педагога. Для приобщения к наркотикам или алкоголю опасна не только гипоопека, но и, казалось бы, прямо противоположный тип семьи, связанный с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не   давая   ни   малейшей   возможности   проявить   самостоятельность.   Ребенок   или превращается   в   кумира   семьи,   чьи   реальные   или   мнимые   способности   ­   предмет неистощимого   восхищения,   или   становится   объектом   постоянных   завышенных притязаний   и   требований   со   стороны   родителей,   которые   он   просто   не   в   состоянии выполнить. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка   легко   подчиняется   любому   внешнему   давлению.   Попадая   под   влияние асоциальной   компании,   такие   дети   совершают   даже   те   поступки,   которые   в   душе считают   неправильными,   нехорошими,   и   делают   это   просто   потому,   что   не   умеют отказываться, отстаивать свою позицию. Таким образом, ошибки семейного воспитания могут подтолкнуть ребенка к пропасти наркозависимости. Но именно семья способна обеспечить ребенку и стойкий иммунитет к наркогенному соблазну. Сегодня уже не вызывает сомнения то, что эффективность педагогической   профилактики   напрямую   зависит   от   степени   включенности   в   нее родителей. Никакие самые современные методики, используемые педагогом, не принесут успеха, если формируемые антинаркогенные установки не находят поддержки в семье. Поэтому,   продумывая   варианты   решения   задач   профилактики,   в   первую   очередь позаботьтесь о том, чтобы взрослые члены семы школьника стали вашими союзниками. Организация психолого­педагогической профилактики Анализ   накопленного   опыта   в   области   педагогической   профилактики,   безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование   педагогом   даже   самых   эффективных   вариантов   вряд   ли   целесообразно. Ведь   каждый   из   нас   сталкивается   с   конкретными   проблемами,   обусловленными возрастом   воспитанников,   наличием   или   отсутствием   у   них   опыта   наркотизации, особенностями   отношения   к   аспектам   проблемы.   Для   решения   конкретных   задач необходима разработка и своей модели педагогической профилактики. И тут особое значение приобретает вопрос выбора адекватных форм и методов организации работы. От того, насколько верным он будет, во многом зависит и успех всей антинаркогенной деятельности педагога. Для того чтобы упростить задачу правильного выбора, мы приводим характеристики некоторых организационных форм педагогической профилактики. Формы организации педагогической профилактики среди подростков следующие. Лекция. Это   самая   популярная   среди   взрослых   и   самая   нелюбимая   среди   учащихся форма педагогической профилактики. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия? Прежде всего, использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно при работе   со   старшими   подростками,   способными   воспринимать   большой   объем информации   на   слух.   Для   учеников   начальной   школы   и   младших   подростков   лучше предложить мини­лекции (продолжительность которых не более 10­15 мин), являющиеся составляющими тренинга, ролевой игры и т.п. Нередко   для   проведения   антинаркогенных   лекций   в   школу   приглашают   врачей, сотрудников   милиции.   Считается,   что   такие   выступления   специалистов   более эффективны,   чем   лекции,   подготовленные   педагогами.   Однако,   как   показывает   наш опыт,   далеко   не   всегда   наркологи   и   работники   правоохранительных   органов оказываются   хорошими   ораторами.   Ведь   умение   владеть   вниманием   аудитории, доступно   и   интересно   излагать   материал   не   входит   в   круг   их   профессиональных обязанностей.   Участие   специалистов   целесообразно   при   проведении   методических семинаров для педагогов, которые смогут впоследствии доступно и интересно передать полученную информацию своим воспитанникам. Опросы учащихся (анкетирование). При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во­первых, при помощи опросов  можно  определить  актуальность   профилактики  как  таковой   для  конкретной группы   детей.   Во­вторых,  полученные   данные   позволяют   выявить   преимущественные направления профилактики ­ на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков и т.д. В­третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога. Для   этого   сравниваются   данные   опроса,   проведенного   перед   началом   реализации программы, и данные, полученные при ее завершении. При   проведении   опроса   можно   воспользоваться   готовыми   вариантами   анкет.  Однако далеко не всегда они могут соответствовать вашим конкретным запросам (обеспечивать информацией, которая необходима для решения той или иной педагогической задачи). В этом случае можно разработать свою анкету. Тренинговые   занятия. Это   форма   специально   организованного   общения,   эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий   успешно   решаются   многие   проблемы   развития   личности   подростка,  которые педагогу не удается решить каким­то иным путем. Однако тут необходимо оговориться ­ мы имеем в виду именно тренинговые занятия, а не тренинги в полном смысле этого слова.   Проводить   тренинг   может   лишь   квалифицированный   специалист­психолог.   К тому же собственно тренинговая работа может начинаться с подростками от 15 лет. Несмотря на это, в практике педагогической профилактики могут быть использованы некоторые прием тренинговой работы, позволяющие детям «отработать» поведенческие навыки, помогающие избегать наркогенного заражения. В   ходе   тренинговых   занятий   учащиеся   получают   полезный   опыт   межличностного взаимодействия,   становятся   более   компетентными   в   сфере   общения.   Работая   в тренинговой   группе,   участник   может   активно   экспериментировать   с   различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышается его устойчивость к наркогенному   соблазну,   отпадает   необходимость   в   обращении   к   одурманиванию   как способу решения проблем общения. Ролевые игры. Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и   младшими   подростками   и   позволяют   осваивать   и   отрабатывать   общие коммуникативные   навыки   (конструктивное   общение,   выбор   и   принятие   решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного   заражения.   Такая   подготовка,   предваряющая   реальное   столкновение ребенка   с   возможностью   одурманивания,   оказывается   чрезвычайно   полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию   у   них   определенных   поведенческих   стереотипов,   которые   реально способны   выполнять   Функцию   внутреннего   антинаркогенного   барьера.   Ролевые   игры оказываются   эффективными   и   при   работе   с   детьми,   уже   использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение. Ход ролевой игры в общих чертах может быть описан следующим образом: учащимся предлагается   описание   ситуации   наркогенного   заражения   (участнику   ситуации предоставляется возможность попробовать наркогенный препарат), окончание ситуации отсутствует.   Выбирается   группа   подростков,   изъявивших   желание   инсценировать данную ситуацию, показав и возможный вариант ее окончания. Остальные оценивают предложенный вариант окончания, его эффективность. Проекты. Метод   проектов   возник   еще   в   20­е   гг.   прошлого   столетия   в   США. Родившись   из   идеи   свободного   воспитания,   сегодня   он   становится   интегрированным компонентом педагогических систем. В основе метода проектов лежит развитие у детей и   подростков   навыков,   обеспечивающих   им   эффективную   социальную   адаптацию: способность   планировать   свою   деятельность,   прогнозировать   ее   результаты,   строить взаимоотношения с людьми и т.д. В реализации проекта могут принимать участие далее школьники от 10 лет. Метод   проектов   всегда   ориентирован   на   самостоятельную   деятельность   и   может использоваться   при   организации   педагогической   профилактики.   В   этом   случае антинаркогенные сведения, оценки, установки детям не навязываются взрослыми, они сами формируют их в ходе реализации проекта. Организация профилактической работы предполагает: 1. Включение   в   план   работы   школы   мероприятий   по   профилактике   наркомании, алкоголизма,   табакокурения   и   правонарушений   среди   несовершеннолетних   на учебный год. 2. Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива. 3. Обсуждение   направлений   работы   по   профилактике   употребления   ПАВ   и правонарушений   среди   несовершеннолетних   на   заседаниях   методического объединения классных руководителей. 4. Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета. 5. Деятельность   школьной   библиотеки   по   профилактике   наркомании   и правонарушений   среди   несовершеннолетних   через   выставку   литературы, читательские конференции и диспуты. 6. Борьбу   с   абсентеизмом   (пропуски   занятий   без   уважительных   причин),   которая, являясь   одним   из   основных   направлений   в   воспитательной   и   учебной   работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения  и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.  7. Ежедневный   контроль   успеваемости   со   стороны   классного   руководителя   и родителей. 8. Организацию   досуга   учащихся,   широкое   вовлечение   их   в   занятия   спортом, художественное   творчество,  кружковую   работу,  которые   способствуют   развитию творческих   инициатив   ребёнка,   активному   полезному   проведению   свободного   от учёбы времени, формированию законопослушного поведения. Табакокурение, алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и ведущий к   смерти. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности,   бережного   отношения   к   своему   здоровью,   пропаганда   ЗОЖ   – ведущие   ценности,   которыми   руководствуется   педагогический   коллектив   в воспитательной работе. Список литературы Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. – М.: Просвещение, 2006.­ 45 с. Ахмерова   С.Г.,   Мубинова   З.Ф.,   Ижбулатова   Э.А.   Профилактика   наркомании, алкоголизма   и   табакокурения   в   образовательных   учреждениях:   Учебно­методическое пособие для учителей. ­ Уфа: Ин­формреклама, 2005. ­ 144 с. Ахмерова   С.Г.   Теоретико­методические   основы   профилактики   наркомании   в образовательных учреждениях. ­ Уфа, БИРО, 2005. – 230 с. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. ­ М.: ЮНИТИ, 2004. – 192 с. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с. Братусь В.С. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма / Братусь В.С., Сидоров П.И. ­ М.: Академия, 2005. – 375 с. Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. ­ М.: Мысль, 2005. – 385 с. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. ­ М.: ТЦ Сфера, 2002. – 317 с. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. ­ М.: Просвещение, 2004. – 328 с. Глушков В.А. Наркомании у подростков. ­ Киев, 2005. – 330 с. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для   студентов   средних   и   высш.   педагог.   учеб.   заведений   /Еникеева   Д.Д.   ­   2­е   изд., стереотип. ­ М.: Академия, 2006. ­ 144 с. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия / Еникеева, Д.Д. ­ М.: Аст­Пресс, 2006. ­ 528 с. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. ­ М.: Академия, 2003. ­ 564 Кобякова Т.С., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. ­ М., 2006. – 333 с. Козлов В.В. Руководство по спасению наркомана, или Краткий курс выживания. ­ М.: Изд­во института психотерапии, 2002. – 373 с. Клочинова   П.   Профилактика   асоциального   поведения   подростков   /Клочинова   П.   // Социальная педагогика. – 2006. ­ № 1. – С.61­70. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании / Колесов Д.В. ­ М.: Просвещение, 2007. ­ 80 с. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма /Копыт Н.Я., Сидоров П.И. ­ М.: Медицина, 2006. ­ 240 с. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. ­ Минск: Высш. шк. 2005. – 317 с. Кулаков   С.А.   Психопрофилактика   и   психотерапия   в   средней   школе:   Учеб.­метод, пособие. ­ СПб.: Питер, 2006. – 317 с. Кулаков С.А. На приеме у психолога ­ подросток. ­ М.: Просвещение, 2005. – 415 с. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8­11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. ­ М.: Просвещение, 2005. – 417 с. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. ­ Л.: Медицина. 2004. – 415 с. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. ­ 2003. ­ № 4.­ С.25­27. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких; М­во образования Рос. Федерации. ­ М.: Просвещение, 2003. ­ 191 с. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2007. – 340 с. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. ­ М.: Просвещение, 2005. – 315 с. Наркотики   и   яды:   Психоделики   и   токсические   вещества,   ядовитые   животные   и растения /Сост. В.И. Петрова, Т.И. Ревяко. ­ М.: Литература. 2006. – 373 с. Подростки   и   наркотики:   опыт   исследования./Под.   ред.   Е.Л.   Омельченко.   ­   М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. – 353 с. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина и др. ­ М.: Изд­во Института Психотерапии, 2005. – 438 с. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. – Ижевск, 2006.­ 63 с. Психология   подростка:   полное   руководство   /   под   ред.   А.А.   Реана.   –   СПб:   прайм   ­ ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. ­ М.: Академия, 2006. – 217 с. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Сост. Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. – М.: АПКиПРО, 2002. – 272 с. Российская   Федерация.   М­во   образования   РФ   О   концепции   профилактики злоупотребления   психоактивными   веществами   в   образовательной   среде:   приказ   М­ва образования РФ от 28.02. № 619 // Вестник образования. ­2000. ­ № 6. – С. 10­12. Пятницкая И.Н. Наркомании. ­ М.: Медицина 2004. – 217 с. Руководство   по   профилактике   злоупотребления   психоактивными   веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. ­ СПб.: Питер, 2003. – 345 с. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота Н.А., Ялтинский В.М. ­ М.: Академия, 2003. ­ 176 с. Скворцова Е.С. Алкоголь, женщины, подростки / Скворцова Е.С. ­ М.: Медицина, 2005. ­ 40с. Соломзес Дж., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. ­ М.: «Иллоин», 2004. – 215 с. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В.Г. Степанов. – 3­е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. ­336 с. Суханов В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. ­ Челябинск, 2006. – 375 с. Твое здоровье в твоих руках: Сб. методических материалов. – 2005. – 51 с. Толстых Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Толстых Н.Н., Кулаков С.М. // Вопросы психологии. ­ 2003. ­ № 2. ­ С. 35­38. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. ­ М.: Медицина, 2006. – 80 с. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Фельдштейн Д.И. ­ М.: Международная педагог. академия, 2005. ­ 366 с. Фалькович   Т.А., Толстоухова   Н.С., Высоцкая  Н.В.  Подростки  XXI  века.  Психолого­ педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8­11 классы. ­ М.: ВАКО, 2007. ­ 256 с. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В.С., Кроник А.А. //Вопросы психологии. ­ 2004. ­ №1. ­ С. 98­106. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). ­ М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. – 430 с. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. ­ М.: Издательский дом «ГЕН ЖЕР». 2003. – 225 с. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2­е, перераб. и доп. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. ­ СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2006. – 330 с. Ягодинский В.И. Уберечь от дурмана: ­ М., 2005. – 282 с. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. ­ М.: Просвещение, 2006. – 287 с.

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему: «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Доклад на тему:  «Профилактическая работа по безнадзорности и правонарушениям, наркомании и употреблении психически-активных веществ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017