Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны
Оценка 4.8

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Оценка 4.8
Лекции
rtf
изобразительное искусство +1
Взрослым
30.01.2017
Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны
Цвет в нашей жизни имеет очень большое значение. В докладе представлены следующие аспекты влияния цвета на человека: психология цвета, цвет в быту, цвет в природе, цвет в интерьере , цвет и интеллект . Дана подробная характеристика цветов в природе. Человек сам для себя выбирает цвет в одежде, в быту. Цвет оказывает влияние на многие стороны жизни человека.Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА.rtf
Доклад  на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны 2016 год План. 1. Влияние цвета на человека. 2. Применение цвета. 3. Формулировка цвета. 4. Сочетания цветов 5. Цвет одежды                           Влияние цвета на человека       Как известно, цвета обладают психологическим действием. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического   ощущения   с   закрепленным   в   данной   культурной   традиции символическим смыслом.                               ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТА Известный психиатр В.М.Бехтерев утверждал:  "Умело  подобранная  гамма цветов способна благотворнее воздействовать на  нервную  систему,  чем  иные микстуры". Аристотель писал:   "Все   живое   стремится   к   цвету...   Цвета   по приятности   их   соответствий   могут   относиться   между   собой   подобно музыкальным созвучиям и   быть   взаимно   пропорциональными".   Ивли   Грант заметил:  "Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься  в  том, что  цвет  был создан для красоты, и красота эта ­ не удовлетворение  прихоти человека,  а необходимость для него". Действительно, цвет  способен  возбуждать  и  подавлять,  возносить  и низвергать,  лечить  и  облагораживать. Цвет необходим для поддержания тонуса ЦНС.   Известны   случаи   так   называемого   «цветового   голодания»,   когда   при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития Приведем несколько     выдержек     из замечательной   книги   Мориса   Дерибере   "Цвет   в деятельности     человека":   "Физиологическое   и   психофизиологическое воздействие цвета на живые  существа позволило  разработать  богатую  технику цветотерапии...     внимание   привлекал   красный   цвет,   который использовали     еще     средневековые     врачи     для   лечения   ветряной   оспы,   Особое скарлатины,  кори  и  некоторых  кожных  заболеваний. Изучались и другие  цветные  лучи.  Лечение  невралгических  явлений  светом началось  очень  давно.  Вначале  оно  было  очень  эмпиричным,   но   после наблюдений   Плезантона   над   болеутоляющим   свойством   света,   пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга над тем же свойством  фиолетового света, оно стало более точным. В начале нашего века несколько   русских   и немецких терапевтов подтвердили наблюдения  о  благоприятном  воздействии голубых  и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний..." "Красный  и  желтый  лучи  дали  интересные  результаты  при  лечении апатичных   и   анемичных   детей.   Они   выражались   в   увеличении   количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и   в улучшении его настроения. Точно так же, начиная рисовать, ребенок вовсе не учитывает   цвет   изображаемых   предметов.   Он   может   использовать   любую попавшуюся краску, или только свою любимую; а чаще всего в этом возрасте цвет   используется   ребенком   в   его   выразительной   функции.   В   этом   случае красивое   изображается   яркими,   чистыми   цветами;   преимущество   отдается желтой,   оранжевой,   красной,   голубой   краскам.   Соответственно,   рисуя некрасивое, ребенок выбирает темные цвета: черный, темно­коричневый, темно­ синий, т.е. он использует «неподражательный» цвет . Исследования   показывают,   что   ребенок   третьего   года   жизни   вполне   может усвоить представления о восьми цветах: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом, черном.  В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов, под которыми подразумеваются   выработанные   человечеством   представления   об   основных разновидностях   свойств   и   отношений.  В   четыре­пять   лет   ребенок   овладевает сравнительно   полным   набором   эталонов   цвета,   в   пять­шесть   лет   происходит усвоение связей и отношений между цветами, совершенствование представлений о   цвете   приводит   к   усвоению   цветовых   тонов   спектра.   Ребенок   узнает   об изменяемости   каждого   цвета   по   насыщенности,   о   том,   что   цвета   делятся   на теплые   и   холодные,   знакомится   с   мягкими,   пастельными   и   резкими, контрастными, сочетаниями цветов.  Возвращаясь  к  художественной   деятельности,  в четыре­пять  лет  изображение красивого и некрасивого начинает идти двумя противоположными путями. Один из  них ­ это  продолжение  использования  «неподражательного»  цвета. Вторая тенденция   заключается   в   том,   что   ребенок   начинает   рисовать   краской, соответствующей цвету реального предмета; так появляется «подражательный» цвет: более того, дети рисуют так тщательно, что трава у них бывает гораздо зеленее, чем на самом деле. Поэтому на всех рисунках люди одеты ярко и пестро и   почти   все   автопортреты   выдают   желание   ребенка   иметь   бант,   платье   или кофточку яркого цвета. Применение «неподражательного» цвета закономерно, в то   время   как   выбор   «подражательного»   цвета   появляется   в   результате приобретения с помощью взрослых знаний о цвете предметов . В   младшем   школьном   возрасте   он   не   только   различает   цвета,   но   может   их правильно назвать. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Он соотносит воспринимаемое качество с эталоном. В   отрочестве   происходит   преодоление   дифференцированных   сенсорных эталонов, подросток убеждается в многоцветии окружающего мира. Все сказанное позволяет сделать вывод, что до двух лет у ребенка существуют только цветовые предпочтения, а сами сенсорные эталоны цвета формируются только к трем годам. Еще позже ребенок получает представление о соотношении цветов, знает их названия и характеристики. В дальнейшем развитие восприятия цвета   идет   в   направлении   освобождения   от   стереотипов,   появляется субъективное их видение. Зеленый цвет был использован  Пото  при  лечении  нервных  болезней  и психопатических расстройств. Он считал, что зеленый  свет  действует  в  тех случаях,  когда  нужно  дисциплинировать  ум  и  тело  и  вынудить  больного контролировать  свои  поступки.  После  трехчасового  пребывания  в  красной комнате  больной,  страдавший  молчаливым   психозом,   повеселел   и   стал улыбаться. На следующий день пациент, отказывавшийся ранее  от  любой  пищи, встал, потребовал завтрак и поел с удивительной жадностью." "Больной вынужден долгие часы думать, мечтать,  страдать  в  среде,  в которую его поместили. Медленно, так что он и не  отдает  себе  отчета,  эта среда проникает в него самого.   Так   нужно  ли  делать  ее  ледяной,   лишать цвета, жизни в то время, как она должна участвовать в моральном  утешении  и физическом восстановлении?"   массивов   Современной  медициной  цвет  до  сих  пор  активно  не  используется, несмотря   на   наличие   колоссальных     данных,   фактических   касающихся   психологического     и     физиологического       действия       цвета. Возможности     же цветовоздействия       попросту       фантастичны.       Прямое облучение         тела  отфильтрованным    солнечным     светом,      использование лазерных     применение пропускаемых   через   самоцветы светопотоков,     направленное     влияние     на точки     акупунктуры,     целевое воздействие на активные зоны радужки глаза ­ сегодня     в информационно­энергетический     метаболизм   индивидуума.   Причем   все   эти приемы   эффективны     вне     зависимости     от     степени   осознания     человеком характера   и   направленности   цветоэнергетического воздействия.  Цвет,  как  и   устройств,   создание   однотонных     цветоэнергий     интерьеров,       существует     множество   методов     введения звук,   является   естественным   интегратором физиологических и психических процессов. Использование ранжирующих    методик, определение       характера предпочтений    помогают    поставить     точный "энергетический  диагноз"   и направленно   подобрать   особую   "цветовую микстуру". Так можно управлять живой  системой  и  психическими  процессами самым  естественным  образом, влияя     наиболее     привычным     путем,       достигая   значимых   результатов   без использования     синтетических     лекарств     и     сложных   физиотерапевтических воздействий. Разумеется, не все так просто, как кажется на первый взгляд.  Цветовое влияние  необходимо  сочетать  с  особого  рода  ритмическим   воздействием. Добавление особых ароматов, мелодий и  вкусов  также  имеет  свое  значение. Лечебное воздействие должно быть комплексным, но   методические   секреты его организации пока не могут быть раскрыты даже специалистам. Ведь речь идет  о чрезвычайно эффективном методе управления психической и  телесной сторонами жизни индивидуума, и орудие это может быть использовано как  для исцеления,   так   и   для   разрешения   воздействующим   собственных   корыстных проблем.  Главное, о чем хотелось  рассказать в этом небольшом введении, так это  о  могуществе цвета, о глубинности его связи с человеческим организмом и о   фантастических возможностях,   использовать   которые   вовсе   не   трудно. Небольшая   группа утонченных  исследователей,  действующих  на  основании строго     этического кодекса и использующих имеющиеся в науке   и   культуре наработки,  может  на протяжении нескольких  лет  достичь  поразительных  результатов  в  освоении принципиально новых путей направленного воздействия на организм  и  психику. Но готовы ли сами врачи, психологи и педагоги  к  эксплуатации  такого  рода инструмента? Не пойдут ли  они  по  "линии  наименьшего  сопротивления"?  Не захочется ли им лишить своих подопечных свободы воли? Вот в  чем  вопрос.  И пока он не решен ­  вход  в  сокровищницу  Храма  Естественных  Влияний  для любого  закрыт.  Эзотерическая  традиция   хранит   множество   сведений   о сверхэффективных   способах     и состоянием тела. Но лишь немногие готовы воспринять это знание   в   полном объеме,  так как  оно  попадает  лишь  в  чистые  руки  и  требует  от  влияющего особой ответственности... Физиологам   давно   известно   о   не   зависящем   от   настроений   субъекта физиологическом влиянии цвета. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий ­ успокаивает и затормаживает. Но это ­ примитивный, схематичный   анализ   взаимодействия   цвета   и   биосистемы.   Люшер   же, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии   определенных   цветов,   создал   для   каждого   из   них   перечень   человеческой     управления     психикой генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его   воздействия   на   психику   остаются   неизменными,   вне   зависимости   от состояния   организма   в   момент   воздействия.   Таким   образом,   символическое значение цвета, его "психологический код" действительно объективны и не зависят   от   положения   того   или   иного   цвета   в   ряду   индивидуального предпочтения. Процессы мышления акцентируют моменты структурности, организованности и   информационности.   Тогда   эмоциональные   состояния   символически представляют   особого   рода   энергии   психики,   особый   качественно­силовой аспект   переживаний.   Цвет   воздействует   на   неструктурный,   несюжетный эмоциональный   элемент   психической   деятельности,   как   бы   напитывая   собой физиологические   системы,   являясь   одновременно   их   "топливом"   и "управляющей программой". Потому­то   управление   цветовосприятием   и   называется   многими исследователями   методом   прямого   контроля   над   психоэнергетикой индивидуума.   Это   действительно   путь   реального   управления   структурными энергиями и энергоформами, действующими на всех уровнях организма, на всех "этажах" внутреннего мира. Г.Г.Воробьев   и   В.В.Налимов   в   80­х   годах   разработали   уникальную психодиагностическую   методику,   похожую   на   цветотест   М.Люшера. Испытуемым предлагалось расположить в порядке предпочтения 19 наиболее известных   картин   художников­абстракционистов   ­   от   самой   "нравящейся"   до самой "неприятной". Результаты статистического анализа данных тестирования превзошли   самые   смелые   ожидания.   Данные   цветографического   теста Воробьева­ Налимова при особом их математическом анализе позволяли очень точно   определить   возраст   человека   (с   погрешностью   до   5   лет),   его профессиональные   ориентации,   хобби,   семейное   положение,   политические пристрастия   и   даже   отношение   к   тем   или   иным   научным   и   философским проблемам.  Налицо   феномен,  родственный  "чуду   люшеровского   теста".  Само ранжирование   цветовых   и   графических   стимульных   изображений   позволяет сделать   далеко   идущие   выводы   о   тех   сторонах   жизни   человека,   которые, казалось   бы,   никоим   образом   не   связаны   с   характером   цветовосприятия   и эмоционального отношения к тем или иным формам.       Мы убеждены, что современной психологии "недостает" одной важной категории   ­   категории   ПРЕДПОЧТЕНИЯ.   Порой   человек,   сам   того   не подозревая,   "свидетельствует"   о   тех   или   иных   склонностях,   тенденциях   и скрытых   мотивах   собственного   поведения,   просто   совершая   выбор   и предпочитая   один   из   нескольких   стимулов.   Ситуация   "буриданова   осла"   при тестовом ранжировании исключена. Как писал известный московский прозаик Михаил Анчаров, "реальный осел возле охапок сена голодным не останется". Человек   всегда   что­то   выбирает,   выбор   совершается   как   бы   сам   собой,   но говорит о многом. При правильном же подходе к анализу предпочтений можно получить фантастические объемы информации о структуре, динамике и развитии состояний бессознательного как на физиологическом и психодинамическом, так и   на   культуральном   и   социально­конвенциональном   уровне.     Проблема индивидуального   предпочтения   ­   это   проблема   "потребности   изнутри". Неосознаваемая   потребность   первоначально   складывается   на   некоем биопсихическом уровне, отражаясь в особенностях восприятия и фиксируясь в различиях   эмоциональных   реакций   на   тот   или   иной   стимул.   А.Кемпински разработал   психодинамическую   модель   "информационно­энергетического обмена",   структура   которого   весьма   устойчива   и   точно   соответствует наблюдаемым внешним поступкам и высказываемым суждениям индивидуума. Методики, основанные на ранжировании стимулов и позволяющие определить структуру неосознаваемых предпочтений, предоставляют исследователю доступ к   глубинным   пластам   этого   самого   "информационно­энергетического метаболизма". Что бы ни случилось с организмом, чего бы ни захотел субъект, куда бы ни направилась его фантазия ­ все это немедленно отражается на структуре индивидуальных предпочтений. В качестве стимульного материала можно использовать не только цвета и геометрические формы, но и ароматы, вкусы, положения тела и многое другое.   Фактически   речь   идет   о   формировании   особого   "диагностического механизма" по типу "биообратной связи". Опытный диагност, который может проанализировать связь между характером предпочтения и интересующими его настроениями и состояниями, получает исчерпывающую информацию о скрытом от самого исследуемого психическом материале.  Всякое желание, стремление и хотение основывается на тяготении к редукции напряжения.   Организм   либо   отталкивается   от   чего­то,   либо   привлекается   к чему­либо. Полярность цветов соответствует полярности стремлений, которые лежат в основе толкования различных цветопар, имеющих определенный ранг в субтестах   диагностической   методики   Люшера.   Желание   рассматривается   как фактор   действия,   стремление   определяется   как   попытка   энерго­ информационной системы организма­психики изменить свое состояние. Тест более чем прямо указывает на то, чего хочется человеку, а чего ­ нет. Цветопредпочтение (как и вкусопредпочтение, и формопредпочтение, и ритмопредпочтение, и позопредпочтение, и ароматопредпочтение) является интегральной   характеристикой   энерго­информационного   состояния   живой системы.   Изучение   характера   предпочтений   позволяет   не   только диагностировать   режим   функционирования   живого   организма,   но   и предоставляет возможность настроиться в унисон с идущими в нем процессами, "присоединиться" к ритмам и векторам энергосдвигов и направленно изменить их.       Возможности влияния практически неисчерпаемы. Можно предлагать отвергаемые   цвета   в   гомеопатических   дозах,   особенно   если   речь   идет   о неприятии основных цветов. Можно обильно "накачивать" через всю поверхность кожи   и   глаза   предпочитаемые   цвета.   Можно   сочетать   различные   цветовые воздействия   с   соответствующими   им   музыкальными,   ароматическими   и многимидругими   воздействиями.   В   конце   концов,   влияние   может   быть комплексным   и   проходить   при   постоянном   мониторинге   изменяющегося состояния организма ипсихики. Цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести субъекта в угнетенное состояние. С другой стороны,  психоаналитическая работа, приводящая к осознаванию истинных причин  скрытой тревожности, приводит к спонтанному изменению характера  цветопредпочтения и переструктурированию всего рангового ряда цветов. Есть  влияния аллопатические, необходимые для ликвидации гиперзащиты организма и полезные при острых нарушениях информационно­энергетического обмена.  Существуют влияния гомеопатические, усиливающие вектор защитных реакций и эффективные при хронических нарушениях жизнедеятельности и настроения. Г.Фриллинг и К.Ауер  не рекомендуют производить окраску темными,  «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным  трудом: школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов,  лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают  эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка  или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают  мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях  испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми  оттенками. Также есть сильная положительная корреляция между чувством уверенности в  правильном решении задачи и предпочтением красного цвета.  Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной элите, избегают в  повседневной жизни, особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков,  предпочитая спокойные, пастельные тона. Исследование   предпочтений   ­   замечательный   диагностический   метод, позволяющий   грамотно   и   обоснованно   выбирать   действительно   полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического   состояния   и   самочувствия.   Влияние   это,   вне   зависимости   от глубины   нарушений,   поступает   непосредственно   в   мозг,   проникает   во   все физиологические   структуры,   протекает   прямо   к   органам   через   активные рецепторные зоны радужки глаза. Организм немедленно отзывается на целебный цветовой поток. Но для того, чтобы он был законен, приятен  и полезен, его необходимо   организовывать   с   данными   цветотеста.   Это   и   есть   истинно психосоматический подход, позволяющий с помощью единой тестовой методики избрать единый фактор влияния, равно эффективный и в исправлений телесной жизнедеятельности, и в коррекции психических состояний. Можно   выделить   наиболее   общие   закономерности   при   подборе колористического решения в интерьерах . При необходимости активизировать либо нейтрализовать тектоническую выразительность архитектурного элемента цвета   выбираются   с   учетом   их   пространственной   активности:   активным воздействием   обладают   чистые   спектральные   цвета,   с   предельной насыщенностью   и   яркостью   цветового   тона,   темные   оттенки,   полученные добавлением черного цвета, черный цвет. Нейтрально влияние сложных, ломаных оттенков составных цветов большой светлоты и малой насыщенности, в то время как светлые оттенки ахроматического цвета несут в себе пассивность. Как уже отмечалось выше, цветом можно организовать пространство: глубину комнаты можно оптически изменить путем цветового выделения торцевой стены, красный   и   оранжевый   укорачивают   помещение,   голубой   удлиняет.   В   целом, холодные   цвета   увеличивают   пространство,   а   теплые   создают   ощущение защищенности и тепла. Так, белый цвет добавляет в интерьер свежести, голубой и синий зрительно удаляют предметы, в свою очередь коричнево­бежевая гамма несет   в   себе   уют   и   покой,   а   зеленый   цвет,   кроме   своего   успокоительного эффекта, вызывает устойчивый подъем работоспособности.  Также цвет способен усилить пластическую выразительность предметов, теплые и темные цвета оптически сообщают мебели дополнительную массивность. К   особенно   хорошим   результатам   приводит   целенаправленное   использование цвета   в   рекламе   .   Цветная   реклама   повышает   очевидность   достоинств представленных   товаров   и   услуг,   заставляет   человека   эмоционально воспринимать   предметы,   облегчает   узнавание   и   может   благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения   поставленных   целей,   содержание   и   цвет   должны   действовать согласованно.  Рассмотрим   это   положение   на   примерах.   В   рекламах   кофе   преобладают коричневые тона. Рекламные ролики молочных продуктов изобилуют оттенками белого цвета. Представления детской одежды и средств гигиены выдержаны в нежных   пастельных   тонах.   Для   серьезной   музыки   используется   праздничное Благородство,   аристократичность, созвучие   трех   цветов:   красного,   золотого   и   черного.   В   рекламе   популярной музыки применяют шокирующие цвета, такие как розовый, оранжевый, лиловый, красный.   Достоинства   отопительных   средств   можно   подчеркнуть   с   помощью теплой красно­коричневой гаммы. Золотой цвет может встречаться только там, где   предлагается   что­то   особенно   ценное   и   дорогое.   Качества   свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются светлым, прозрачным бирюзовым   цветом.   эксклюзивность передается   в   рекламе   сигарет,   страховых   компаний   и   виски   при   помощи насыщенного ярко­синего цвета. Мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг и осветительных приборов ­ все это отражается в темно­ синем цвете ночного неба. . Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: розовый цвет нам кажется сладким, а «свежая зелень» вызывает обонятельные ощущения. Повышенное   внимание   может   быть   достигнуто   и   при   помощи   постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении или ролике. В этом случае, при повторении цвета должны быть идентичными, так как большинство людей запоминает цвет с большой точностью. Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя: они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар. Использование   цвета   в   живописи.   Образ   в   искусстве   создается   по   тому принципу, что общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе . Цветовое решение в композиции играет роль при выделении смыслового центра и подчеркивании   контрастов,   при   построении   ближних   и   дальних   планов,   при объединении   всех   составляющих   композиции   единым   колоритом.   Выделение композиционного   центра   должно   сочетаться   со   смысловым   его   содержанием. Например,   для   показа   «неординарного»   явления   или   человека   можно использовать многоцветное пятно на однотонном фоне и наоборот, однотонное пятно   на  пестром   фоне.  Для   подчеркивания  контрастов, «единства   и  борьбы противоположностей»,   можно   использовать   противоположные   тона   цветового спектра, ориентируясь на эмоциональное звучание каждого цвета. Построение   цветовых   планов   лучше   всего   делать   вокруг   линии   горизонта, используя   разные   цветовые   гаммы   земли   и   неба.   Также   через   чередование цветовых   пятен   и   контрастов   можно   «иллюстрировать»   содержание   сказки   – начало, борьбу добра и зла, кульминацию событий, развязку. Формулировка цвета. Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. В обычной жизни считается ­ это цвет верности. Однако, когда дело касается союзников, человек становится особенно раним,   поэтому   синий   также   олицетворяет   глубину   чувств.   Он   является предпосылкой   умения   сопереживать,   символом   эстетических   переживаний   и созерцательности. Этот цвет наиболее подходит для медитации. Его особенно любят толстяки, так как он символизирует удовлетворенность и свершение.   Он   вне   времени,   и   поэтому   является   символом   традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого. Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений, в котором события  развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим, и другие могут доверять ему. Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям, Он находит их либо скучными, либо обременительными. Чувственно   синий   цвет   воспринимается   как   сладость,   эмоционально   –   как чуткость.   несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает   от   тяжести   забот,   проблем.   ограничений.   Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Этот цвет ­ надежда и ожидание большего счастья во всех его бесчисленных формах от секса до каких­ то   философских   и   религиозных   воззрений.   Он   всегда   направлен   в   будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся. Всякий, кто отдает предпочтение   этому   цвету,   имеет   сильное   желание   уйти   от   существующих трудностей,   найти   выход,   который   принесет   освобождение.   Но   ему   и свойственна поверхностность в делах, склонность к переменам ради перемен и нетерпеливые поиски альтернативных решений, непостоянство. Если этот цвет отвергается, значит, человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других. Чувственно желтый воспринимается как пикантность, эмоционально ­ полная надежд изменчивость.       Красный символизирует состояние "расходования энергии". Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия. Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия   цветов.   Большинство   употребляемых   в   практике   цветообозначений  Желтый  производит   впечатление   легкости   и   радости,   Выражает происходят   от   сравнения   с   какими­либо   предметами,   явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке.   Например,   один   только   красный   цвет   имеет   множество   оттенков   на основе ассоциаций: свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый,   кумачевый,   томатный,   рдяный,   коралловый,   розовый,   терракотовый, винный,   маковый,   червленый,   кошениль,   медный,   рябиновый,   цвет   углей   под ветром   и   т.д.   Кулачные   бои   на   Руси   и   дуэли   во   Франции   ­   до   первой крови.Человек,   отвергающий   красный   цвет,   находится   в   состоянии   сверх возбуждения либо потому, что ему не хватает жизненной силы, либо потому, что ему   кажется,   что   его   со   всех   сторон   обступили   неразрешимые   проблемы. Чувственное   восприятие   ­аппетит,   эмоциональное   ­   желание,   временная категория­настоящее.       Зеленый выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего "Я".   Напряженность   зеленого   цвета   действует   подобно   плотине,   за   которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при   этом   усиливается   чувство   гордости   за   себя,   власти   над   событиями   и возможностью   ими   управлять.   Это   "зеленое"   поведение   выражается   в скрупулезной   точности   при   проверке   и   осмыслении   фактов,   точной   памяти, ясности   изложения,   способности   к   критическому   анализу,   логической последовательности   вплоть   до   абстрактного   формализма.   Человек, предпочитающий этот цвет требует признания своих заслуг, хочет повысить уверенность в своей ценности, настойчиво пытается отстаивать свои претензии к каким­либо ценностям, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ, либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми   он   обладает,   будь   то   богатство,   физическое   превосходство   или культурное   достояние.   Если   человек   отвергает   зеленый.   значит   он   хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием .Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения ­ все это приводит к тому, что   он   становится   несостоятельным   как   личность.   Чувственно   зеленый воспринимается как терпкость, эмоционально – гордость.   Фиолетовый  символизирует   некоторый   мистический   союз,   в   результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью,   магическое   состояние   души,   когда   исполняются   фантазии.   Человек, предпочитающий его не только хочет сам очаровывать и восхищать других, но и желает   сам   находиться   в   состоянии   зачарованности.   Этот   цвет   обычно предпочитают   интеллектуально   и   эмоционально   незрелые   люди,   школьники, женщины в период беременности, сексуальные меньшинства. Им мир кажется волшебным  местом,  где  нужно   только   выкрасть   волшебную   лампу   Алладина, чтобы она принесла им все. Человек, отвергающий его, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.       Коричневый указывает на эмоции, непосредственно связанные с физическим организмом. Если человек ощущает болезнь или физический дискомфорт, этот цвет   психологически   приобретает   для   него   все   большее   и   большее   значение. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения   физической   удовлетворенности   и   безопасности.   То   есть   над человеком   довлеет   нечто,   справиться   с   которым   он   не   в   состоянии,   и   ему необходимо безопасное окружение. Эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью. Тот, кто отвергает его, считает, что он сделан из более прочного материала, чем другие.       Серый бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких­либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый   цвет   ­   это   не   оккупированная   территория,   а   пограничный   район, служащий разделом между противоборствующими сторонами, этакая "ничейная" земля, Берлинская стена, "железный занавес", по каждую сторону которых свои методы, подходы, взгляды, свой мир... Человек, отдающий предпочтение этому цвету,   хочет   от   всего   отгородиться,   оставаться   свободным   от   каких­либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно ­ он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют "серыми мышками",   "серыми   кардиналами".   Человек,   который   не   приемлет   серый,   не приемлет неучастия во всем происходящем вокруг. В результате окружающие могут находить его надоедливым, излишне любопытным и назойливым. Он хочет использовать   любую   возможность   на   пути   к   своей   цели   и   не   может   себе позволить передохнуть, пока не достигнет ее.       Черный ­ это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения  цвет­это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный цвет ­ конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный ­ начало и конец. Человек, который выбирает черный, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих, .восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало   и   всему   новому.   Жизнь   начинается   с   неизвестности.   Человек, отрицающий   черный,   демонстрирует   желание   не   отказываться   отчего­либо, контролировать свои действия и решения. Белый ­ Основным качеством  белого  цвета  является  равенство.  Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. В белом цвете  заключена  вера, но не слепая. Она всегда исходит в своей вере из той или иной причины,  даже если ее трудно определить. О вещах, которые вам трудно  понять,  вы  думаете неохотно. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет  настоящей  невесты, девушки еще не знающей страсти. Вы живете в мире иллюзий,  который  считаете вполне реальным. Внешние признаки не в состоянии убедить вас, что  он  может легко рухнуть.                               СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ СОЧЕТАНИЯ   ЦВЕТОВ   ТАКЖЕ   НЕСУТ   В   СЕБЕ   НЕКУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ. РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ИЗ НИХ: Синий­черный ­ абсолютный покой. Серый­синий ­ спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами. Синий­коричневый ­ физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих с целью добиться личного комфорта. Синий­фиолетовый ­ стремление к нежности и тонкости чувств, к каким­либо идеализированным отношениям. Синий­желтый ­ желание понимать и быть понятым, снискание любви  окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех. Синий­красный ­ гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания. Серый­зеленый ­ самоутверждение и защитное превосходство. Самоуважение, чувство престижа. Иногда крайняя осмотрительность в делах. Синий­зеленый ­ точность, логичность, аккуратность, возможна педантичность, дискриминирующий контроль. Зеленый­красный ­ деятельность и инициатива, направленная на повышение личного авторитета и престижа. Зеленый­желтый ­ корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания окружающих и самого себя. Зеленый­фиолетовый ­ стремление завоевать расположение окружающих, не связывая себя никакими обязательствами и не беря на себя никакой ответственности. Красный­желтый ­ жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия. Зеленый­черный ­ патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне. Желтый­черный ­ внезапный кризис, либо "да", либо "нет", своевольное решение. Красный­черный ­ драматизация, импульсивные чрезмерные желания. Серый­красный ­ импульсивность, необдуманные действия с надеждой, что не наступит ответственность и какие­либо последствия. Красный­фиолетовый ­ очарованность всем эротическим и эстетическим, что волнует и возбуждает. Желтый­фиолетовый ­ очарованность, буйные фантазии, жажда приключений. Фиолетовый­коричневый ­ очарованность тем, что доставляет наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивая одежда... Серый­фиолетовый ­ эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного. Красный­коричневый ­ самоудовлетворение и потакание своим желаниям. Желтый­коричневый ­ неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность. Фиолетовый­черный ­ потребность в подражании, желание стать частью чего­ либо. Серый­желтый ­ нерешительность, неуверенность. Зеленый­коричневый ­ требование покоя, потребность в душевном облегчении. Серый­коричневый ­ изнурение, истощение, необходимость внимания со  стороны. Коричневый­черный ­ самоунижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения. Серый­черный ­ нежелание иметь с окружающим никаких взаимоотношений.                                  Цвет одежды                                              В отблесках цвета ­ наша жизнь.                                                                        Гете Куда бы мы ни шли, что бы на нас ни  было  надето,  мы  посылаем  окружающим различные  цветовые  сообщения.  Цвета  передают  психологические  послания, которые воздействуют в первую очередь на подсознание  и  оказывают  огромное влияние на окружающих. У цветов есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая   влияет   на людей, радует, пугает, успокаивает,   подбадривает, шокирует.     Очень     важно,   чтобы   посылаемые     вами     цветовые     сообщения соответствовали  тому,  что  вы действительно хотите о себе сказать. Передаваемые нами  цветовые  сигналы  тесно  связаны  с  нашими культурными традициями. В далекие времена красители вырабатывали из растений,  при  этом получали   довольно   примитивные   землистые   цвета:   красные,   желтые, коричневые,   зеленые.   Более   редкие   цвета     ­     пурпурный     или     синий, свидетельствовали  и богатстве и власти носившего их. Надевая   одежду   определенных   цветов   можно     повысить     свой     социальный статус или понизить его, привлечь внимание или раствориться в   толпе.   Цвет одежды   делает   человека. Раскрыты   многоуровневые   связи   цвета   с психосоциальными   характеристиками   личности.   Так,   цвет   вызывает   строго определенные   эмоции   и   в   то   же   время   эмоциональное   состояние   влияет   на цветовые предпочтения. Также, экстраверты предпочитают цвета красно­желтой части   спектра,   в   то   время   как   интроверты   выбирают   сине­зеленые   цвета   и оттенки.   Продуктивной   мыслительной   деятельности   способствуют   теплые   и яркие цвета. Цветовые предпочтения меняются в соответствии с возрастом: от ярких и теплых к холодным и сложным оттенкам. Действительно, цвет – мощное средство воздействия на психику человека.  И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные  механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому  в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для  психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен  знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны

Доклад на тему «Психология цвета» преподавателя художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казаковой Инны Викторовны

Доклад  на тему   «Психология цвета»    преподавателя художественного отделения  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»   Казаковой Инны Викторовны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017