Доклад на тему: «Рефлексия на уроках в начальных классах в условиях системно-деятельностного подхода»
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
06.11.2017
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением. Это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие». Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и законов.Доклад к педсовету.
Доклад на педсовет.doc
Доклад на тему:
«Рефлексия на уроках в начальных классах в условиях системнодеятельностного подхода»
Одним из условий применения системнодеятельностного подхода является использование
рефлексии. Рефлексия – завершающий этап в структуре современного урока, на котором происходит
обобщение материала, подведение итогов
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением. Это
самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности,
внутренней жизни.
Является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача»,
«самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие». Рефлексия – размышление,
самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на
осмысление собственных действий и законов.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, В зависимости от обстоятельств, Один
из видов учебных рефлексий, Отражающих 4 сферы человеческой сущности:
Физическую (успел – не успел)
Сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно)
Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения
испытывал)
Духовную (стал лучше – хуже)
Т.о., рефлексия может:
Выступать способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы
собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия)
Отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия)
Быть средством самопознания
В своей книге «Урок как педагогический феномен» С.С. Татарченкова пишет, что «Рефлексия
– это:
условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию
собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее;
выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные
проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т.д.);
осознание способов деятельности;
время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется,
творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;
определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем». Р. Бустром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает
фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе
рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное
знание. По сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы, и имеет другие
формы и функции. На последнем этапе урока рефлексия становится основной целью деятельности и
школьников, и учителя.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение
дальнейшего маршрута обучения. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или
услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать
различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других
учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие
суждения вызывают потребность в дискуссии.
Задачи фазы рефлексии –
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Формы предъявления рефлексии
1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками,
отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и
неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый
стол.
2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на
вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени
важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы
представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие
задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.
Для реализации рефлексивного подхода очень важная роль отводится педагогике
альтернативности – учитель предлагает различные пути, способы достижения образовательных
целей, выбор за учеником. Право выбора формирует такие важнейшие навыки у учащихся как:
независимость и оригинальность суждений, способность к самоопределению, ответственность за
сделанный выбор. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков
критического мышления. Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
Технологичекие
этапы
Возможные
приемы и методы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Рефлексия
-размышление,
рождение нового
знания;
-постановка
учеником новых
целей обучения.
Учителю следует:
вернуть учащихся к
первоначальным
записям-
предположениям;
внести изменения; дать
творческие,
исследовательские или
практические задания
на основе изученной
информации
Учащиеся соотносят
«новую» информацию
со
«старой»,
используя
знания,
полученные на уроке
верным
Заполнение кластеров,
таблиц.
Установление причинно-
связей
следственных
между
блоками
информации.
Возврат к ключевым
словам,
и
неверным утверждениям.
Ответы на поставленные
вопросы.
Организация устных и
письменных
круглых
столов.
Организация различных
видов дискуссий.
Написание
работ.
Исследования
по
отдельным вопросам темы
и т.д.
творческих
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация
изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
В 1 классе один из путей формирования рефлексии – это анализ динамики своего восприятия
окружающего мира. С первых дней пытаемся поставить ученика в ситуацию, когда он должен
осознавать своё собственное «Я», искать средства выразить себя. Этому способствуют вопросы: Что я
понял о себе? Мои впечатления вчерашнего дня? Что мне понравилось? Что не понравилось? Почему?
Что я чувствовал? Используются различные игровые приёмы.
Приёмы рефлексии:
1.«Продолжи фразу».
2. «Рисуем настроение».
Доклад на тему: «Рефлексия на уроках в начальных классах в условиях системно-деятельностного подхода»
Доклад на тему: «Рефлексия на уроках в начальных классах в условиях системно-деятельностного подхода»
Доклад на тему: «Рефлексия на уроках в начальных классах в условиях системно-деятельностного подхода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.