Доклад на тему «Роль родителей в организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.7

Доклад на тему «Роль родителей в организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
классное руководство +1
Взрослым
16.11.2018
Доклад на тему «Роль родителей в организации проектной деятельности  младших школьников в условиях  реализации ФГОС»
Родители – это помощники! Проявление заинтересованности со стороны родителей, помощь советом, информацией – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. От позиции, которую занимают родители, во многом зависит успешность детей при работе над проектом. Находясь в роли консультанта и помощника, они могут принять активное участие в определении темы и проблемы проекта, подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности.
Доклад на тему.doc

Доклад на тему «Роль родителей в организации проектной деятельности  младших школьников в условиях  реализации ФГОС»

         Раупова  Клара Раисовна учительница начальных классов СОШ с.Шатмантамак

 

         С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на стандарты второго поколения. Одной из отличительных черт проекта является расширение  общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой.

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.

Для своевременного и полноценного информирования родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения целесообразно проведение «Родительского лектория». Он может быть организован на базе образовательного учреждения как специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получают информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической культуры – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. График проведения на первом занятии сообщается родителям для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей школы и режима работы родителей эти встречи могут проходить ежемесячно, в одни и те же дни недели и в одни и те же часы.

В этом учебном году в 1 классе на уроках  математики мы занимаемся по УМК «Планета  Знаний», где предложены темы для проектной  работы. Для того чтобы ознакомить родителей с темами проектной работы я провела собрание, где вместе с родителями обсудили  ряд вопросов, а именно:

·        Для чего в начальной школе организуется проектная деятельность?

·        Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?

·        Роль  родителей при организации и проведение проектов.

       Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная деятельность, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие их познавательной активности и творческих способностей.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. От  позиции семьи, школы  зависит очень многое.

Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, рекомендуется непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьника, способствует развитию всех сторон личности – прежде всего, трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет – оказывает влияние на познавательную сферу. Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.

Проектная деятельность востребована сегодня не случайно. Участие школьников в ней позволяет погрузить ребенка в атмосферу, требующую рассуждать, грамотно излагать свои мысли, применять все имеющиеся у него знания на практике. Если школьник мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Какова же роль педагога, ученика и родителей при организации и проведении проектов?

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом:

·         помогает ученику определить цель деятельности;

·         рекомендует источники получения информации;

·         раскрывает возможные формы деятельности;

·         содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;

·         создаёт условия для активности школьника;

·         является партнёром;

·         помогает ученику оценить полученный результат.

Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть консультирует, мотивирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Например:

·         определяет цель своей деятельности;

·         открывает новые знания;

·         экспериментирует;

·         выбирает пути решения возникающих проблем;

·         несёт ответственность за свою деятельность.

Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

       Роль  родителей в проектной деятельности младших школьников. Особенно целесообразно привлечение родителей при выполнении детьми проектов в режиме сочетания внеурочных и внешкольных занятий. С этой  целью  на  собраниях  необходимо  разъяснять  родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах  проектной деятельности и формах возможного участия родителей  в ней.  Однако важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея проектной деятельности. Родители – это помощники! Проявление заинтересованности со стороны родителей, помощь советом, информацией – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Можно выпустить «Памятки  для  родителей, чьи дети выполняют  проект»

 

Памятка для родителей

 

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок приступает к выполнению новой для него работы – проектной деятельности. Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В ходе выполнения проекта Вы можете выступать одновременно в нескольких ролях:

ü  консультируете;

ü  отслеживаете выполнение плана;

ü  решаете оперативные вопросы;

ü  помогаете в предварительной оценке проекта;

ü  участвуете в подготовке презентации;

ü  обеспечиваете наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Однако, помогая ребенку, помните: главное действующее лицо — ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарем проекта!

 

От позиции, которую занимают родители, во многом зависит успешность детей при работе над проектом. Находясь в роли консультанта и помощника, они могут  принять активное участие в определении темы и проблемы проекта, подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности (дневника выполнения проекта).

          В заключение необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребенка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.

 

 

Литература и Интернет-ресурсы

 

1. Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2003-2004 уч.г.)

2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995

3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2004.

4.. . Жакулина И. В. Родительское собрание «Организация проектной деятельности с учащимися 2 класса». (2009-2010 уч.г.)

5. Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2004-2005 уч.г.)

6 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. - № 9.

7. ИвочкинаТ., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - 2000. - № 3.

8. Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2003-2004 уч.г.)


Доклад на тему «Роль родителей в организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации

Доклад на тему «Роль родителей в организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление

Но на всех этапах педагог выступает как помощник

Но на всех этапах педагог выступает как помощник

Уважаемые родители! Ваш ребенок приступает к выполнению новой для него работы – проектной деятельности

Уважаемые родители! Ваш ребенок приступает к выполнению новой для него работы – проектной деятельности
Скачать файл