Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»
Оценка 5

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Оценка 5
Педсоветы
doc
классное руководство
Взрослым
08.07.2018
Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»
Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников». Начальное общее образование - это первая ступень общего образования. Знания, умения и навыки, полученные в начальных классах, служат фундаментом для последующего обучения и успешности в жизни ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребёнка. Методологическая основа стандартов начального общего образования - системно - деятельностный подход. В данном докладе представлена подробная характеристика этого метода.
Сист. деят. Зыково.doc
МОУ «Зыковская средняя школа» Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников» Подготовила: учитель начальных классов Вдовина Е.С. Саранск 2015        Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит,  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько  обеспечить его общекультурное, личностное  и  познавательное развитие.           Начальное   общее образование  ­ это первая  ступень  общего  образования. Знания, умения   и   навыки,   полученные     в   начальных   классах,   служат     фундаментом     для последующего обучения  и успешности   в жизни  ребёнка. В соответствии  с требованиями ФГОС  начальная школа  должна  измениться так, чтобы  реальностью  стал педагогически организованный  процесс развития ребёнка.           Методологическая основа стандартов начального общего образования ­  системно ­ деятельностный подход.  Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой   развитие.   Так   как   основной   формой   организации   обучения   является   урок,   то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно ­ деятельностного подхода. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает  их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности называется        деятельностным методом.         Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы,  поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.        Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных  исследований.        Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их  собственной УД. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в  системно­деятельностный. → →  СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = СИСТЕМЫ  = системно – деятельностный подход СДП­ то есть у учащихся формируется система  знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в  процессе учебного исследования под руководством учителя. Собственная  УД школьников – важная составляющая СДП УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его  творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и  личность. Вне деятельности нет личности. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть  сформирована, а, следовательно, и организована.  как организовать учебную деятельность учащихся;   как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;  какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;  какие методы и средства обучения выбрать;  как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной  системе знаний и ценностных ориентаций.   Методические рекомендации по организации урока в рамках системно ­ деятельностного  подхода Базовый уровень подхода:  урок  открытия нового знания  (ОНЗ).  1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная   цель: расширение   понятийной   базы   за   счет   включения   в   нее   новых элементов. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности  включения в учебную деятельность («хочу»).  2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и  устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).      В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в  учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником  своего реального «Я» с образом «Я ­ идеальный ученик», осознанным подчинением себя  системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней  готовности к их реализации.  2. Актуализация и пробное учебное действие.       На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему  самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и  фиксация индивидуального затруднения.  Соответственно, данный этап предполагает:  1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового  знания, и их обобщение; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций;  3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» ­ «могу» ­ «хочу») и  его самостоятельное осуществление;  4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного  учебного действия или его обосновании.  3. Выявление места и причины затруднения.  2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом,  понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину  затруднения ­ те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для  решения исходной задачи.  4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.       На данном этапе учащиеся определяют цель урока ­ устранение возникшего  затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих  учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в  коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с  помощью чего надо осуществить.  5. Реализация построенного проекта.       На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются  различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант,  который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий  используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение,  фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.  6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.      На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в  группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием  алгоритма решения вслух.  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.       При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся  самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку,  пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия  хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.        Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по  возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую  познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение.        На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются  задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.         Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется  использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для  введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной  стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой ­  подготовка к введению в будущем новых норм.  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).        На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной  учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной  деятельности, фиксируется степень их соответствия  и намечаются дальнейшие цели  деятельности.         Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную  деятельность,  может видоизменятся в зависимости от возрастного этапа обучения и типа  урока.  Структура урока  ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ (Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах) Компоненты овладения знаниями при СДП:  Восприятие информации  Анализ полученной информации  Запоминание (создание образа)  Самооценка .       Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от  традиционного технологии демонстрационно­наглядного метода обучения является,  во­первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя,  а учащихся.  Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.  Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.  Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.  Учебное действие –  действие по созданию образа.  Образ – слово, рисунок, схема, план.  Оценочное действие – у меня получится! Я умею! Действие учителя Действие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся,  предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать,  обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся,  организует решение, сбор и обсуждение  результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в  измененных условиях (работа в паре),  осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа  решения учебной задачи, организует  самостоятельное выполнение учащимися  заданий, организует самопроверку уч­ся своих  решений. 4 этап: контроль и коррекция знаний,  предоставление возможности выявления причин  ошибок и их исправления. 3 этап: закрепляет умение работать  самостоятельно, контроль за правильностью  выполнения своих действий. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной  деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов  урока, самоанализ и самооценка. Алгоритм конструирования урока « открытия»  нового знания  Выделить и сформулировать новое знание.  Смоделировать способ открытия нового знания.  Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.  Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.  Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и  мыслительных операций).  Смоделировать затруднение и способ его фиксации.  Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.  Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.  Определить приёмы организации первичного закрепления.  Подобрать задания на этап повторения по уровням:  А) …. Новое знание + 1 знание  Б) … новое знание + … знание  11. Провести анализ урока по конспекту.  12. Внести коррективы в план – конспект. Системно ­ деятельностный подход  обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация  осуществляется на этапе постановки учебной задачи;       прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет  существенно увеличить прочность знаний.       учебные действия детей ­ на этапе "открытия" нового знания;       действия самоконтроля и самооценки ­ в ходе выпол­нения самостоятельной  работы, которую дети прове­ряют здесь же в классе.      создает благоприятные условия для разноуровне­вого обучения и  практической реализации всех дидактических принципов деятельностного  подхода. Сущность системно ­ деятельностного подхода…  В том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии  осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в  процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового  знания».   И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу  развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек  впоследствии станет распорядителем своей судьбы.        Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько  вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых  образовательных стандартов. Системно ­ деятельностный подход – методологическая основа концепции  государственного стандарта общего образования второго поколения СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ       1. Закон  Российской  Федерации «Об образовании»; http://mon.gov.ru/ 2.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования. ­ М. : Просвещение, 2011 3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева [и др.]]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. ­ М. : Просвещение, 2010. 4.   Кондаков   A.M.   и   др.   Концепция   федеральных   государственных   образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. 5.  Системно­деятельностный   подход   к   разработке   стандартов   нового   поколения   А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»

Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов в обучении младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018