Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Оценка 4.8

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +2
Детсад
21.05.2019
Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Доклад.docx
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 233 «ОАО РЖД» Доклад на тему: «Системно­деятельностный подход как основа организации воспитательно­ образовательного процесса в ДОУ» Воспитатель ЧДОУ «Детский сад №233 «ОАО РЖД» Дутова Лариса Константиновна г.  Улан­Удэ 22.05.2019 г. Единственный путь, ведущий к знанию,­ это деятельность. Б. Шоу             В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально­экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные образованные,   нравственные,   предприимчивые   люди,   которые   могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся   мобильностью…   способные   к   сотрудничеству…обладающие чувством   ответственности   за   судьбу   страны,   её   социально­экономическое процветание».                               Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного   образования   перешла   на   новый   этап:   свидетельством   тому является   введение   принципиально   нового   документа   –   Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.        В основу ФГОС ДО  заложен системно­деятельностный подход, который базируется   на   обеспечении   соответствия   образовательной   деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие   каждого   ребенка   (включая   одаренных   детей   и   детей   с   ОВЗ) обеспечивает   рост   творческого   потенциала,   познавательных   мотивов, обогащение   форм   образовательного   сотрудничества   и   расширение   зоны ближайшего развития. Что включает в себя понятие системно­деятельностный подход? Деятельность­  система   действий   человека,   направленная   на   достижение определенной цели ( на результат). Деятельностный   подход  –   это   организация   и   управление   педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач   разной   сложности   и   проблематики.  Эти   задачи   развивают   не   только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л.Г. Петерсон) Системно­деятельностный   подход  ­   это   организация   воспитательно­ образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней,   в   максимальной   степени   самостоятельной   познавательной деятельности   дошкольника,   где   акцент   делается   на   зону   ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей. Системно­деятельностный   подход  к   обучению   предполагает   наличие   у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить) воспитательно­ Системно­деятельностный образовательному   процессу  позволяет   создать   условия,   в   которых   дети выступают   активными   участниками   образовательной   деятельности,   учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания подход     к и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия   с   окружающим   миром,   становятся   для   него   бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения. Какова цель системо­деятельностного подхода? Цель системно­деятельностного подхода  к организации воспитательно­ образовательного   процесса   –   воспитание   личности   ребенка   как   субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения: ­ ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы); ­ решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке); ­ отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д.  При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов. Принципы реализации системно­деятельностного подхода 1. Принцип   субъектности   воспитания  заключается   в   том,   что   каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия,   выстраивать   алгоритм   деятельности,   предполагать,   оценивать свои действия и поступки. 2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. Если в раннем детстве – это манипуляции с предметами ( катиться­ не катиться, звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – игра. В процессе   игры   дошкольники   становятся   спасателями,   строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, из чего построить   прочный   дом   для   поросят,   если   в   лесу   нет   кирпичей;   как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.д.). 3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых.  Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.). 4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь   применять   полученные   знания   в   повседневной   жизни   (например: бумажный   домик   не   выдержал   испытаний   водой,   ветром,   значит   он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали). 5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того   или   иного   действия,   он   должен   знать,   для   чего   он   это   делает. Например он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит  забор не  потому,  что так  скал воспитатель, а потому,  что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме­утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам. 6. Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов рефлексии   вопросы   педагога   не   должны   быть   направлены   только   на пересказ детьми этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил в гости?» и т.д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для   вас   было   самым   трудным?   Почему»,   «Что   нам   надо   сделать   в следующий раз?», «Что вы сегодня расскажите родителям о сегодняшней игре?» и т.д. Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по­другому. 7. Принцип   нравственного   обогащения     используемых   в   качестве средства   видов   деятельности   –  это     воспитательное   значение деятельности   (оказывая   кому­то   помощь,   мы   воспитываем   доброту, отзывчивость,   толерантность)   и   социально­коммуникативное   развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т.д.). 8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»)находиться рядом, а не «над детьми». 9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в   целенаправленном   активном   восприятии   им   изучаемых   явлений,   их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше   отправиться   к   Снежной   Королеве?»,   «Маша,   что   ты   можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»). Структура образовательной деятельности на основе системно­ деятельностного подхода Образовательная деятельность на основе системно­деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов. 1. Введение   в   образовательную     ситуацию   (организация   детей) предполагает   создание   психологической   направленности   на   игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто­то   приходит   в   гости,   включается   аудиозапись   птичьих   голосов, звуков   леса.   В   группу   вноситься   что­то   новое   (Красная   книга. энциклопедия, игра, игрушка). 2. Важным   этапом   образовательной   деятельности   на   основе   системо­ деятельностного   подхода   является  создание   проблемной   ситуации, постановка   цели,   мотивирование   к   деятельности.Чтобы   тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает   проблемную   ситуацию   (затруднение),   которая   активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?» 3. Следующий   этап­проектирование   решение   проблемной   ситуации. Педагог   с   помощью   подводящего   диалога   помогает   воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы?   Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю  вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать   ответы   детей,   а   предлагать   им   делать   что­то   на   выбор, опираться на их личный опыт. 4. На   этапе  выполнения   действий  составляется   новый   алгоритм деятельности   на   основе   старого   и   происходит   возвращение   в проблемную ситуацию. Для   решения   проблемной   ситуации   используются   дидактический материал,   разные   формы   организации   детей.   Например,   педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут   сделать,   чтобы   не   исчезли   цветы,   животные,   птицы?   Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных   воспитателем   знаки,   которые   подходят   для   решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда». Также данный этап предусматривает:  Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);  Возможность   применения   «нового»   знания   повседневной   жизни (например: «чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну   цветов.   А   знаки   мы   расставим   на   нашей   экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»);  Самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»). 5.Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:   Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);  Выяснение   практического   применения   нового   содержательного   шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);  Эмоциональную оценку деятельности(« У вас было желание помогать Лунтику?  Что вы  почувствовали,  когда  узнали,  что многие  растения занесены в Красную книгу?»);   Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);  Рефлексия   собственной   деятельности   ребенка   («А   у   кого   что­то   не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»). Системно­деятельностный  подход   к   организации   воспитательно­ образовательного   процесса   предполагает   использование   таких  форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации   морального   выбора,   игры­путешествия,   игры­эксперименты,   познавательно­исследовательская   деятельность, творческие   игры, проектная деятельность, коллекционирование,   клубы   знатоков,   викторины,   культурно­досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно­ деятельностного   подхода   принимают   участие   все   педагоги   и   специалисты дошкольного   учреждения:   воспитатели,   музыкальный   руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования. сочинительская деятельность, Роль   педагога   в   осуществлении   системно­деятельностного   подхода   велика, так   как   именно   педагог   является   ключевой   фигурой     в   образовательном процессе.   Принцип   деятельности   выделяет   ребенка   как   деятеля   в образовательном   процессе,   а   педагогу   отводиться     роль   организатора   и координатора   этого   процесса.   Трудно   недооценить   роль   деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь   важно   все,   и   отказ   от   авторитарного   стиля   общения   в   пользу демократического,   и   личные   качества   педагога,   и     его   способность   к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.      Реализация  системно­деятельностного  подхода будет эффективной при создании предметно­развивающей среды, в которой реализуется личностно­ ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается   личностный   опыт   каждого   воспитанника,   организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.          Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста  учился самостоятельно добывать   знания,   а   затем   применять   их   на   практике.  Системно­ деятельностный   подход  позволяет  сформировать  у   дошкольников деятельностные   качества,  определяющие   успешность   ребенка   на   разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем. «Человек достигнет результата, только делая что­то сам…» (Александр Пятигорский)       В условиях перехода ДОУ  на  работу по ФГОС  перед педагогом   ставятся задачи  организации воспитательно­образовательной работы  в  соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере  способствует системно­деятельностный подход .       В системно­деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.   Для   того,   чтобы   знания   детей   были   результатом   их   собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную деятельность.      Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором   на   первый   план   выходит   проблема   самоопределения   ребёнка   в учебном процессе.          Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: — ставить цели, — решать задачи, — отвечать за результаты.        Понятие системно­деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого   рода   понятие.   Уже   тогда   учёные   старались   снять   противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который   разрабатывался   в   исследованиях   классиков   нашей   отечественной науки   и   деятельностным,   который   всегда   был   системны.   Системно­ деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Что значит “деятельность”? Сказать “деятельность” — это указать на следующие моменты.           Деятельность   это   всегда   целеустремленная   система,   нацеленная   на результат. Понятие системно­деятельностного подхода указывает на то, что результат  может  быть  достигнут  только  в том  случае,  если  есть  обратная связь.          Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”.   Но   Притча   гласит:   не   надо   давать   рыбу,   надо   научить   ловить   ее. Стандарт   нового   поколения   и   есть   стандарт,   который   помогает   научить учиться,   научить   “ловить   рыбу”,   а   тем   самым,   овладеть   универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть.       Именно в действии порождается знание. Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении:  научить не знаниям, а работе. Для этого педагог  ставит ряд вопросов: — какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; — какие методы и средства обучения выбрать; — как организовать собственную деятельность и деятельность детей; — как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к  определенной системе знаний и ценностных ориентаций.      Структура следующем: — педагог создает проблемную ситуацию; — ребенок  принимает проблемную ситуацию; — вместе выявляют проблему;   с  позиций системно — деятельностного подхода состоит в — педагог управляет поисковой деятельностью; — ребенок осуществляет самостоятельный поиск; — обсуждение результатов. Основная педагогическая задача: Организация условий, инициирующих  детское действие Чему учить? обновление    содержания Ради чего учить? ценности   образования Как учить?  обновление  средств    Деятельностный подход предполагает:  наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,  научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно  нужно выяснить, освоить);     выполнение детьми определённых действий для приобретения  недостающих знаний; выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего  осознанно применять приобретённые знания; формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения конкретных  жизненных задач.           Говоря   о   системно­деятельностном   подходе   в   образовании,   нельзя отрывать   это   понятие   от   воспитательного   процесса.   Только   в   условиях деятельностного   подхода,   а   не   потока   информации,   нравоучений   человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого  себя,  оценивать  себя  и  самоанализировать  свои   действия.  Поэтому познавательно­исследовательская   деятельность,   проектная   деятельность, игровая   деятельность,   коллективные   творческие   дела   –   это   все   то,   что направлено   на   практическое   общение,   что   имеет   мотивационную обусловленность   и   предполагает   создание   у   детей   установки   на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно­ деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.       Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,   свободно   реализовать   свои   способности   и образовательные потребности, является оптимальной для достижения Рубрика: Образовательные стандарты, Школа молодого педагога Выходят 3­4 человека, педагог благодарит их за готовность к  сотрудничеству. ­ Скажите, вы любите путешествовать? ­ В каких городах вы бывали? ­ Что интересного видели? ­ А кто из вас был в других странах? В какой стране? ­ А моей подруге Кате предложили горящую путёвку на Ямайку. Она  растерялась и не знает, с чего начать. Давайте ей поможем! ­ Так что же нам предстоит сделать? Помочь Кате подготовиться к поездке на Ямайку. К аудитории      Итак, мы прошли первый этап образовательной ситуации «Введение в  ситуацию».      На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней  потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что  они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого воспитатель включает детей в беседу, обязательно личностно  значимую для них, связанную с личным опытом. Воспитатель обязательно  выслушивает каждого, кто хочет высказаться.      Эмоциональное включение детей в беседу (поговорить о себе им всегда  приятно!) позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут  связаны все последующие этапы.       Следующий этап образовательной ситуации «Актуализация знаний». Этот  этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети  как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь мы  предлагаем детям различные дидактические игры, в ходе которых  актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей,  необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия.  При этом дети находятся в игровой сюжете и движутся к своей «детской  цели». К помощникам ­ В нашей ситуации я не буду предлагать вам никаких дидактических игр. Мы  просто поговорим. ­ Давайте подумаем, что необходимо человеку, чтобы отправиться в  путешествие. Чемодан, солнцезащитные очки, крем для загара, крем после загара...........  (принимаются все ответы) ­ Вы все говорите правильно и называете нужные вещи. А если человек  отправляется в путешествие за пределы Российской Федерации, что ему  необходимо иметь? загранпаспорт ­ Так вот у Кати нет загранпаспорта. Что ей делать?      Принимаем все ответы. Но… в паспортном столе не приёмный день,  туристическое агентство не предоставляет услугу по оформлению  загранпаспорта… Подводим к тому, что загранпаспорт можно заказать  через интернет. ­ Конечно, заказать себе загранпаспорт может только Катя. Но мы можем  найти сайт и рассказать о нём Кате. Можем? Вот компьютеры, идите, ищите  сайт. К аудитории      Окончанием этапа «Актуализация знаний» считается момент, когда дети  приступают к выполнению задания, то есть приступают к выполнению  пробного действия. К помощникам ­ Смогли найти сайт, где можно заказать загранпаспорт? Нет ­ Почему не смогли? Не знаем, как правильно это сделать ­ Так что сейчас вам надо узнать? Как правильно найти сайт, на котором  можно заказать загранпаспорт.                          Возможен вариант: затруднения не возникло. В этом случае надо предложить объяснить всем – на каком сайте  можно заказать загранпаспорт. И дальше переходить к этапу «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений». К аудитории      На этом этап «Затруднение в ситуации» завершается.      Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты,  позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.       В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети  сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью  системы вопросов «Смогли?» ­ «Почему не смогли?» мы помогаем детям  приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.      Данный этап очень важен с точки зрения развития личностных качеств и  установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач  не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида  или отказ от деятельности, а поиск причины и её устранение. У детей  вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки,  признавать то, что «я чего­то пока не знаю, не умею».      В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами  взрослого: «Значит, что нам надо узнать…». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения  формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что  сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом цель  проговаривается ими во внешней речи.      На этапе «Затруднение в ситуации» педагог должен быть действительно  мастером своего дела. Случаются ситуации, когда у детей не возникает  затруднения. И в этом случае необходимо применить всё своё мастерство,  чтобы продолжить занятие в намеченном русле. 2 ведущий К помощникам ­ Что нужно делать, если чего­то не знаешь? Спросить у того, кто знает ­ У кого будете спрашивать? Спрашивайте. Мы общаемся со взрослыми, поэтому возможно спрашивать будут  у Google. В этом случае необходимо поставить вопрос: ­ Как будете  спрашивать? В случае, если будут обращаться к вам: ­ Я могу вам помочь. В интернете существует такой портал «Портал  государственных услуг РФ». Надо открыть любой браузер интернета и в  строке поиска написать: Портал государственных услуг РФ. Из  предложенного списка надо выбрать ссылку с адресом gosuslugi.ru Теперь  сделайте то, о чём я сейчас вам рассказала. ­ Как вы думаете, что мы должны сделать в первую  очередь? Зарегистрироваться и указать местоположение. ­ Теперь откройте вкладку «Получение загранпаспорта с электронным чипом  на 10 лет». Что вы видите? Подробную инструкцию «Как получить услугу». ­ Давайте представим, что сейчас к нам пришла Катя. Как вы ей расскажете,  где можно заказать загранпаспорт? Ответы помощников К аудитории      Этап «Открытие нового знания» завершён.      На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения  вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.       С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего­то не знаешь?» мы  побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.       В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления  затруднения – это «придумаю сам» или «спрошу у того, кто знает».      Мы побуждаем детей задавать вопросы, учим грамотно их формулировать.      Постепенно мы расширяем круг людей, которым дети могут задать вопрос. Это может быть родитель, который пораньше пришёл за ребёнком, медсестра,  другие сотрудники детского сада. В старшем возрасте дети узнают, что можно «спросить» у книги, познавательного фильма, поисковой системы интернет…  Постепенно представления детей об источниках получения знаний  расширяются и систематизируются.      В старшем дошкольном возрасте добавляется ещё один способ  преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог),  мы организуем самостоятельное построение детьми нового знания, которое  фиксируется детьми в речи или знаках.      Таким образом, на этапе «Открытие нового знания (способа действия)»  дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации,  выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством  взрослого) «открытия» нового знания.      Следующий этап «Включение нового знания (способа действия) в систему  знаний и умений». На этом этапе мы предлагаем детям ситуации или  дидактические игры, в которых новое знание используется с освоенными  ранее знаниями. Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». В старшей и подготовительной группах  отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях.       Здесь мы развиваем у детей умения самостоятельно применять усвоенные  знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать  способы решения. К помощникам ­ Я предлагаю вам вернуться на главную страницу портала и рассмотреть,  какие еще услуги нам предлагаются. Замена паспорта гражданина РФ, Проверка и оплата штрафов ГИБДД,  Получение справки о наличии судимости, Получение и замена  водительского удостоверения, Запись к врачу и т.д. ­ Скажите, вам может пригодиться портал, о котором вы сегодня узнали? А  как правильно найти этот портал на необъятных просторах интернета вы  сможете объяснить? ­ Сейчас подойдите ко мне, пожалуйста. Скажите, чем вы сегодня  занимались? Кому помогали? Смогли помочь Кате? Почему вам это удалось?  Вам удалось помочь Кате, потому что вы узнали на каком портале в интернете можно заказать загранпаспорт. ­ Спасибо вам за помощь, можете вернуться на свои места. К аудитории      И последний этап «Осмысление (итог)» завершён. Этот этап также важен, так как здесь происходит фиксирование  достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой  цели.      С помощью системы вопросов «Где были?» ­ «Чем занимались?» ­ «Кому  помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать  достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это  удалось?» мы подводим детей к тому, что они достигли «детскую» цель  благодаря тому, что узнали что­то новое и чему­то научились. Таким образом, мы сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаём ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились)…».      Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребёнка  личностно значимый характер, у детей развивается любознательность,  постепенно формируется учебная мотивация. 1 ведущий      Итак, мы рассмотрели и проиграли целостную структуру применения  деятельностного метода в образовательной ситуации для детей дошкольного  возраста. Однако в силу особенностей дошкольного возраста и специфики  отдельных образовательных областей не всегда возможно и целесообразно  осуществлять всю последовательность этапов.      В образовательной деятельности детей дошкольного возраста возможно  использование отдельных компонентов деятельностного метода. Например,  создание ситуаций наблюдения, общения, эмоционального восприятия,  обдумывания и выполнения мыслительных операций, выражения в речи,  действий по правилу и т.д. Системно­деятельностный подход в  ДОУ.        Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное  накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе  активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и  взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных,  эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у  него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной  самореализации на всех этапах жизни.     Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания  деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного  взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой  цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и  реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать,  справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе  деятельности, ребенок может  потом легко применять на практике, что  обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.     Системно­деятельностный подход, реализующийся в практике работы  педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли  пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети  включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате  которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.  Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией,  предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою  «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично  выстроенная взрослыми предметно­пространственная среда способствует  становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению  любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового,  творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды  пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность  ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный  результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и  личным достижением.     В основе системно­деятельностного подхода лежит ряд дидактических  принципов: ­ принцип целостности, благодаря которому у детей формируется  представление об окружающем мире как системе; ­ принцип вариативности, предусматривающий систематическое  предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в  результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор; ­ принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие  ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в  самостоятельную познавательную деятельность; ­ принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития  ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями; ­ принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной  деятельности творческие способности ребенка; ­ принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать  самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие  всех стрессообразующих факторов при организации образовательного  процесса; ­ принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей  универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою  очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в  образовательной деятельности на всех ступенях образования.     При введении системно­деятельностного подхода в практику работы с  дошкольниками мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом  трудностей. Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и  ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности  потребовал новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности  взрослых участников образовательного процесса. Современный подход к  образованию потребовал от педагогов реализации новых целей, изменения  методов и форм работы с дошкольниками. К этому оказались готовы далеко  не все педагоги. Возникла проблема профессиональной и личностной  готовности педагогов к работе в новых условиях. Таким образом, необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить  их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить  мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.     Для повышения профессиональной компетентности педагогов на этапе  введения системно­деятельностного подхода в практику работы в учреждении проводятся круглые столы по ознакомлению с опытом других учреждений по  реализации системно­деятельностного подхода, индивидуальные и групповые  консультации для педагогов и специалистов по разработке индивидуальных  маршрутов самообразования, разработан годичный семинар­практикум,  составлен план повышения квалификации педагогов и специалистов в  учреждениях дополнительного педагогического профессионального  образования.     Психологическое сопровождение работы в новых условиях предполагает  переосмысление педагогами целей дошкольного образования, взглядов и  личностных установок, формирование готовности к саморазвитию, повышение мотивации к освоению новых форм работы с детьми. В этом направлении  запланированы тренинговые занятия с психологом.     Реализация системно­деятельностного подхода к воспитательно­ образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения.  Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве  целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать  психолого­педагогическую компетентность родителей в вопросах  деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в учреждении  проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания,  родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия,  детско­родительские проекты, твоческие конкурсы.     Системно­деятельностный подход к организации воспитательно­ образовательного процесса предполагает использование таких форм  взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования,  которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной  деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации,  ситуации морального выбора,  игры­путешествия, игры­эксперименты,  творческие игры, познавательно­исследовательская деятельность, проектная  деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы  знатоков, викторины, культурно­досуговая деятельность. В моделировании  содержания образования в рамках системно­деятельностного подхода  принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения:  воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической  культуре, педагог дополнительного образования.     Реализация системно­деятельностного подхода будет эффективной при  создании предметно­развивающей среды, в которой реализуется личностно­ ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для  диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности,  учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется,  направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.     Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что  наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо  важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно  добывать знания, а затем применять их на практике. Системно­ деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников  деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных  этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2019