Доклад на тему "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Доклад на тему "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.02.2017
Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов– необходимые компоненты для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Именно об этом доклад "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"Доклад на тему "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Взаимодействие семьи,школы,социума....doc
Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент
успешности процесса духовнонравственного воспитания обучающихся.
Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи
Ламартин
французский историк
Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов–
необходимые компоненты для создания оптимальных условий для духовного,
нравственного и интеллектуального развития ребенка. Включение родителей в
школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной
деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать
трудности и стремиться к успеху.
В концепции модернизации российского образования сформулированы
важнейшие задачи воспитания школьников:
формирование гражданской
ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности,
способности к успешной социализации в обществе.
Задача духовнонравственного воспитания подрастающего поколения имеет
чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как
одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАНЫ. И поддержание статуса России, как великой державы, сегодня связано не
только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде
всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности,
нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовнонравственного воспитания в школе свидетельствуют
многие кризисные явления современной жизни: низкий уровень общественной морали,
утрата семейных ценностей, наркомания, криминализация детской среды, упадок
патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения
духовнонравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую
своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами
реализации.
Духовнонравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения
сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной
корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка,
общеобразовательная школа сотрудничает с семьей при осуществлении процесса
обучения и духовнонравственного развития обучающихся, создавая общее, открытое
для социальной среды школьносемейное пространство духовнонравственного
обучения и воспитания.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна
создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка
– семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в
школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих
интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.
Приобщение родителей к школьной жизни предполагает поиск согласия с семьей по
всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как
учебной, так и внеурочной деятельности. Для ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными
задачами в работе с родителями являются:
развитие у родителей симпатии и способности оказывать поддержку;
усиление взаимного интереса и принятия;
развитие конструктивных способов взаимодействия;
поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
увеличение взаимной открытости;
улучшение понимания родителями собственного ребенка
Педагогическая культура родителей один из самых действенных факторов
духовнонравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад
семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного
уклада жизни школьника. Основными формами взаимодействия с родителями
являются: организация поездок, совместных походов в театры, музеи; родительские
собрания; индивидуальные беседы; родительский лекторий; школьные праздники, дни
«открытых» дверей и единые консультационные дни.
Особенно эффективны родительские собрания, совместные праздники, походы.
Их значение трудно переоценить. На родительских собраниях оказывается
педагогическая помощь родителям, обсуждаются трудные ситуации, возникающие в
процессе обучения и воспитания, возможные пути их преодоления. Совместные
школьные дела, где с детьми участвуют родители, сближают детей и родителей,
помогают организовать досуг в семье, повышают уважение детей к родителям,
развивают творческие способности детей.
Причем, в деятельности школы по повышению педагогической культуры
работники
родителей принимают участие врачи,
правоохранительных органов, представители общественности.
психологи,
социологи,
И все же ведущая роль в духовнонравственном воспитании личности ребенка
отводится школьному учителю. По словам У. Черчилля, "Школьные учителя обладают
властью, о которой премьерминистры могут только мечтать".
Педагогическая деятельность, как учителя и классного руководителя, направлена
не только на то, чтобы вооружать учащихся глубокими и прочными
знаниями, но и способствовать формированию у них духовно-
нравственных качеств, к осознанному принятию ценностей, особых форм
культурноисторической, социальной и духовной жизни его родины. Конкретным,
чувственновыразительным содержанием через семью, родных, друзей, школу,
природную среду и социальное окружение наполняются такие понятия, как малая
Родина, Отечество, родная земля, моя семья и род, мой дом. Более высокой ступенью
духовнонравственного развития является принятие культуры и духовных традиций
России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет.
Учитель воспитывает, прежде всего, личным примером. Он должен быть
образцом для подражания.
Итак, работа в классе по вопросам духовнонравственного воспитания
реализуется через воспитательную систему, систему бесед, конференций, творческих
отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции;
экскурсии, поездки, посещение театров, музеев, коллективные творческие дела;
работу библиотеки.
В основу работы по духовнонравственному развитию и воспитанию учащихся
заложены следующие направления деятельности:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским
религиям.
Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни.
Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Реализация духовнонравственного воспитания в школе осуществляется по трем
направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность; внешкольная
деятельность.
Урочная деятельность. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые
в школе. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное,
нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и учителя. Большую
воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины, наиболее способствуют
этому русский язык и литература, поскольку эти предметы позволяют на каждом
уроке уделять внимание вопросам духовнонравственного воспитания учащихся.
Различны циклы классных часов, бесед по нравственной тематике: «Мир
духовности», «Человек и судьба", "Управляй собой: эмоциями, состоянием",
"Жизненные пути", "Путь к счастью в личной жизни", "Подготовка к трудовой
деятельности", "Умение жертвовать".
Внеурочная деятельность реализуется через школьные кружки, секции,
осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные
школьные дела и праздники, планирование школьных дел и праздников, творческие
мероприятия, фестивали, конкурсы разного уровня. Общие праздники формируют у
учащихся активную жизненную позицию и развивают творческий потенциал ребенка.
Внешкольную деятельность
невозможно осуществить без сетевого
образовательного пространства. Духовнонравственное развитие и воспитание
школьников осуществляются не только образовательным учреждением и семьей, но и
внешкольными учреждениями. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного
образования, культуры, спорта, общественными организациями, с вузами.
Организация внешкольных мероприятий, экскурсий, посещений музеев, выставок,
театров, экологические, военнопатриотические мероприятия, полезные дела (акции,
субботники) и т.д. — организуются в пределах целостного, социальнооткрытого
образовательного пространства и способствуют сплочению детского коллектива,
формируют правила культуры поведения в общественных местах, учат общению с
взрослыми.
Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными,
успешными людьми, компетентными в профессиональной сфере и обладающими
высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего
народа, своей страны. А это возможно при условии эффективного педагогического
взаимодействия различных социальных субъектов,
семьи при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Доклад на тему "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Доклад на тему "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Доклад на тему "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Доклад на тему "Совместная деятельность школы, семьи и социума – необходимый компонент успешности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.