Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»
Оценка 5

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
25.11.2018
Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, работающим по дисциплине "ИЗО и народные ремесла". Описан опыт работы по использованию современных педагогических технологий, способствующих повышению эффективности процесса обучения, воспитания и развития, а именно: способствует повышению активности, заинтересованности обучающихся; способствует развитию любви к изобразительному искусству; развивает такие качества как внимание, воображение, восприятие, мышление, память, речь, самоконтроль и др.; способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые преобразуются в умения и навыки; формирует умения применять полученные знания на практике. По приведенным примерам, можно судить об эффективности организации учебного процесса, а именно об оптимизации эмоциональной сферы обучающихся.
Доклад.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»                                                                                                           Выполнил:                                                       Дацко Оксана Викторовна,                                                     педагог высшей  квалификационной категории Тайшет, 2018г. "Внутри каждого человека  есть дремлющие силы;  силы, способные удивить его самого,  так как он зачастую и не предполагает,  что обладает ими;  силы, способные перевернуть жизнь,  стоит их только поднять из глубин  и привести в действие"                                Оризон Свит Марден                                                                                                 Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно  задуматься над  тем, как развить заложенные в человеке творческие,  художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти  самого себя. Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично  развивающегося современного общества. Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения  результативным в соответствии с требованиями жизни.  С 2016 года МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга»  г.Тайшета включен в реестр региональных тематических комплексов ГАУ  ДПО ИРО по направлению деятельности «Развитие инновационного  потенциала учреждений дополнительного образования детей».  С 2017 года в  МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета реализуется инновационный проект  «Создание условий для творческого и индивидуального развития  обучающихся через применение современных педагогических технологий», в  реализации данного проекта я участвую в статусе педагога – инноватора.  Приказ № 26 от 15.02.2017г. В рамках реализации проекта я  занималась   изучением современных педагогических технологий и поиском  наиболее  эффективных  в дополнительном образовании в рамках дисциплины  «Изобразительное творчество», что позволило   мне организовать учебный  процесс более грамотно. Почему детям не всегда интересно? Почему жизнь порой не похожа на  цветной, яркий мир, который сопровождает ребёнка в его общении с  друзьями?  Учебный процесс должен увлекать ребёнка, вводя его в удивительный мир  познания. Как же поступить педагогу, чтобы достигнуть этой цели? Есть  много различных способов, которые помогли бы разрешить эту проблему.  Одним из способов является  использование современных педагогических технологий. Понятие педагогической технологии основывается на  систематичном и последовательном воплощении на практике заранее  спроектированного учебно­воспитательного процесса.  Для усиления эмоционального воздействия применяются новые  педагогические технологии и формы обучения. Ребѐнок, вживаясь в образ,  вникая в суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится  доверять. Доверять, педагогу, коллективу сверстников, себе. Правильно и  умело организованное, методически грамотное использование современных  технологий, форм и методов обучения на занятии  изобразительного  искусства способствует повышению эффективности процесса обучения,  воспитания и развития, а именно: способствует повышению активности,  заинтересованности обучающихся; способствует развитию любви к  изобразительному искусству; развивает такие качества как внимание,  воображение, восприятие, мышление, память, речь, самоконтроль и др.;  способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые преобразуются  в умения и навыки; формирует умения применять полученные знания на  практике. В своей практике я стала активно применять  следующие  технологии:  Технология дифференцированного обучения  Игровые технологии  Технология коллективного творческого дела 1.Дифференциация   обучения  –   создание   разнообразных   условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента. Дифференцированное обучение представляет собой форму деления группы обучающихся     на   сравнительно   одинаковые   по   уровню   обучаемости микрогруппы.   Дифференцированный   подход   является   основным   путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий педагог знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений   происходит   индивидуально,   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями   мыслительной   деятельности,   личностных   качеств.   Учет индивидуальных   особенностей   –   один   из   ведущих   принципов   дидактики. Педагог вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее   одинаковыми   особенностями.   Чем   меньше   таких   групп,   тем   легче работать,   применять   различные   методы   и   приемы   обучения. Дифференцированный   подход   организационно   состоит   в   сочетании индивидуальной,   групповой   и   фронтальной   работы,   с   использованием технологий   КСО   (коллективных   способов   обучения)   и   ГСО   (групповых способов обучения). Дифференцированный подход использую на всех этапах обучения,   а   точнее,   на   всех   этапах   усвоения   знаний,   умений.   Это   тоже является   существенным   положением   методики   дифференцированного обучения. Чаще всего в то «Домовёнок» происходит деление в микрогруппы по возрастному составу обучающихся,  что придает процессу обучения  свои сложности   и   требует   от   педагога   большой   подготовки   к   занятию   и напряженной работы в течение  всего занятия.  Чтобы занятие с использованием дифференцированного подхода прошло эффективно, необходимо соблюдать ряд условий:  1. Четко определить вид работы (рисование с натуры, декоративное,  тематическое) и коррекционную работу строить в зависимости от вида  работы. Рисование с натуры – развитие процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Урок декоративного рисования – формирование  графических навыков. Уроки тематического рисования – закрепление в  графической форме зрительных образов тех или иных предметов, развитие у  детей пространственной ориентировки.  2. При планировании  необходимо сочетать учебные, коррекционно­  развивающиеся и воспитательные задачи. Параллельно решать много целей  на одном занятии очень сложно, тем не менее, важно заранее определить  какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление,  воображение) будут подвергаться в ходе занятия  наибольшему воздействию  со стороны педагога. Кроме этого, необходимо обозначить воспитательные  цели, имеющий нравственный, эмоционально­эстетический характер. Не менее важно планировать цели для каждой группы, которые направлены на  преодоление инертности, безразличия, робости – у одних, двигательного  беспокойства, импульсивности – у других, агрессивности – у третьих. Если  эти задачи не предусматривать, то коррекционно­развивающие и  воспитательные функции будут резко снижаться.  3. Необходимо правильно выбрать оптимальную структуру занятия.  Например, рассмотрим 3 варианта структуры урока: I вариант. Занятие  начинается с нового материала для всех обучающихся, затем выделяются  карточки­задания группе. Во время наблюдения за работой группы даются  индивидуальные советы группам. Заканчивается занятие  анализом работ  обучающихся. II вариант. Объявляются тема и задачи занятия. Предлагается  задание для самостоятельной работы группам проводится индивидуальная  работа с группой. Заканчивается занятие  анализом работы. III вариант.  Обучающиеся группы сразу после названия темы приступают к работе. С  обучающимися группы проводится индивидуальная работа с выдачей  карточек­заданий. В конце  анализ детских работ. 4. Рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов  обучения. При этом большая роль отводится предметно­практической  деятельности, непосредственно предшествующей процессу рисования и  связанной с изучением объекта изображения.  5. Создание наиболее благоприятных учебно­ материальных, эстетических и морально­психологических условий для обучения. Особое внимание  необходимо уделять учебно­материальному обеспечению занятия. Имеется в  виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества  (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и  акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.) Если у детей  будут все принадлежности и притом хорошего качества, они будут  чувствовать себя увереннее. Если принадлежности будут низкого качества,  дети не смогут выполнить задание на должном уровне, они будут раздражены,  потеряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно ­  развивающий потенциал деятельности резко снизится. Положительное  воздействие оказывает и охранительный режим. На занятии педагог  должен  стараться, чтобы была спокойная, деловая обстановка, четко организованный  и привычный для детей порядок работы. Нужно делать так, чтобы дети во  время занятия получали удовольствие от своей работы. Стараться держать в  поле зрения каждого ребенка, обращать внимание не только на то, как он  рисует, а главным образом, как он относится к самому процессу рисования –  весело ему или скучно, интересно или безразлично. Если потребуется –  пробудить утерянный интерес.  6. Систематический анализ эффективности работы при  дифференцированном подходе. Такой дифференцированный подход имеет  большое образовательное воспитательное значения. Он создает условия для  развития всех обучающихся, а не только способных к изобразительной  деятельности. Работа должна строиться так, чтобы все,  а в особенности  слабые, проявляли большое желание и стремление учиться и не отставать от  всей группы. Этот подход учит детей работать самостоятельно с полной  отдачей сил.  2. Игровые технологии.  Психологи   считают,   что   простая   передача   и   показ   "делай   как   я"   не развивают   мышления   учащихся.  Выдвигаются   разные   гипотезы,  но   все   они связывают   развитие   мышления   с   активной   деятельностью.   Игровая   форма занятий реализуется на занятиях  при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к   учебной   деятельности.   Сущностью   данной   технологии   является самостоятельная   познавательная   деятельность,   направленная   на   поиск, обработку и усвоение учебной информации. Реализуется игровое обучение через   игровые   методы,   вовлечение   учащихся   в   творческую   деятельность. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно­печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Целью игровых технологий на занятиях  ИЗО является решение ряда  следующих задач: ­  дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность;  формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); ­ развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения  фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить  оптимальные решения и др.);   ­ воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование  нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание  сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); ­ социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация  к условиям среды и др.). Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях изобразительного  искусства проходит по таким основным направлениям:           ­ дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой  задачи;          ­ учебная деятельность подчиняется правилам игры;          ­ учебный материал используется в качестве ее средства;          ­ в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который  переводит дидактическую задачу в игровую;          ­ успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым  результатом.  По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:   обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;  познавательные, воспитательные, развивающие;  репродуктивные, продуктивные, творческие;  коммуникативные, диагностические и др. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других  видов художественного творчества детей, является то, что  результат игры не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию  изображения, т. е. созданный детьми рисунок остается. Его можно  рассматривать, оценивать, сравнивать с раннее созданным,  совершенствовать. 3.  Технология коллективной творческой деятельности  (И.П. Волков, И.П. Иванов) широко применяется в дополнительном образовании.   В основе технологии лежат организационные принципы:  социально­полезная направленность деятельности детей и взрослых;  сотрудничество детей и взрослых;  романтизм и творчество. Цели технологии:   выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их   к   многообразной   творческой   деятельности   с   выходом   на   конкретный продукт, который можно фиксировать  (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)   воспитания   общественно­активной   творческой   личности   и способствует   организации   социального   творчества,   направленного   на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей   и   взрослых,   при   которой   все   члены   коллектива   участвуют   в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Использование коллективной творческой деятельности не только влияет на  конечный общий результат работы, но и дает возможность выходу творчества  каждому участнику творческого процесса. Сочетание парной, групповой и  индивидуальной работы учащихся позволяют педагогу  в организации трех  основных форм коллективной деятельности: совместно­индивидуальной,  совместно­последовательной, совместно­взаимодействующей. В первом  случае ребенок выполняет работу индивидуально, но его работа к концу  занятия  становится частью общей композиции. Примером такой деятельности может служить занятие  на тему «Скотный двор». Каждый ребенок  изготавливает животное, а в конце занятия все ребята составляют из своих  работ макет Скотного двора.  Совместно­последовательная деятельность вовлекает в коллективную  творческую деятельность довольно большую группу детей. Творческое  объединение  делится на микрогруппы и выполняет коллективные творческие  работы. Примером может служить занятие  на тему «Праздничные народные  гулянья», ребята выполняют вместе одно творческое панно. Первой группой  на листе ватмана выполняется рисунок фона пейзажа. Вторая группа выполняет рисунки характерных атрибутов того или иного праздника и  изображают архитектуру, а вырезав присоединяются к первой группе. Третья  группа ­ изображает предметы народного быта и людей в костюмах, а продукт их творчества наклеивается на тот же рисунок. Такая форма проведения  занятия позволяет выявить индивидуальные творческие способности каждого  ученика, но уже в коллективной деятельности. Совместно­ взаимодействующая деятельность, в отличие от двух других, создает условия  для мобилизации творческих возможностей ребенка и требует их проявления  в качестве необходимого условия. Коллективная творческая деятельность  обучающихся  актуальна тем, что каждый ребенок чувствует свою  ответственность, сопричастность к полученной общей работе, получает  эмоциональное удовлетворение от конечного результата.   Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или  ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, педагоги, не услышим от детей фраз: «я не умею  рисовать», « я не люблю рисовать» и т.д. Таким образом, применение в моей  педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий,  позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения  по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать  творческое отношение к любой деятельности. Методические рекомендации по применению современных технологий на занятиях  изобразительного искусства. Изобразительное искусство – это особый предмет. Освоение художественных  техник не даѐт гарантии создания гениального произведения. Искусство  должно не только изучаться, но и проживаться. Ребѐнок приходит на занятие  искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о  произведении и выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы  почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести  эмоционально­нравственный опыт, который необходим ему для жизни, для  овладения способами познания мира. Иными словами ребѐнок учится делать  оценку окружающей его действительности. А оценка – это способность  человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему  миру и самому себе. Использование современных технологий на занятиях  изобразительного искусства эффективно влияет на развитие творческих  способностей обучающихся. Художественные знания, умения и навыки  являются основным средством приобщения к художественной культуре.  Изобразительный, декоративный и конструктивный способы художественного  освоения действительности осваиваются обучающимися на протяжении всего обучения. Разнообразие видов восприятия, методов и приемов, а также  практической деятельности приводит детей к индивидуальным творческим  открытиям. Основой художественно­педагогической деятельности педагога   является содержание преподаваемого предмета, спецификой – эстетическое  восприятие окружающего мира через изобразительно­выразительные средства  пластических искусств, средством – принципы и методы художественной  педагогики. В процессе преподавания педагог организует взаимную связь всех видов художественно­творческой деятельности обучающихся.  Литература: 1. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию  интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное  образование. – 2001. ­ №5. – С.4­7. 2 .   Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития  творческой активности учащихся // Школа. – 1997. ­ №2. – С. 5­8.  7.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./  Под ред. Т. С. Комаровой. ­ М., 1991. 3.    Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. ­ М., 1994. 4.    Комарова Т. С. Дети в мире творчества. ­ М., 1995. 5.    Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки  мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с. 6.     Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. –  Ярославль, 1996.

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018