Доклад "Обновление содержания и форм методической работы по развитию профессионализма педагогических работников школы»
Оценка 4.9

Доклад "Обновление содержания и форм методической работы по развитию профессионализма педагогических работников школы»

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
администрации
Взрослым
07.04.2017
Доклад "Обновление содержания и форм методической работы по развитию профессионализма педагогических работников школы»
доклад.docx

 

 

Выступление на заседании городской секции

 заместителей директоров по учебной работе.

 

 

 

 

 

 

Тема доклада: "Обновление содержания и форм методической работы по развитию профессионализма педагогических работников школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила:

Панарина М.Г.

КГУ «Основная средняя

школа им М.Горького»

 

 

 

 

 

 

Г.Риддер,

2016 год

 

Тема доклада: "Обновление содержания и форм методической работы по развитию профессионализма педагогических работников школы»

 

Обоснование необходимости обновления школьной методической службы.

 

                 Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен в аспекте Закона «Об образовании» и «Государственной  программы развития образования  РК на 2011-2020годы» требует новых подходов к организации методической работы.

              Модернизация образования и творческие инновационные процессы  стимулируют к обновлению  методическую службу в образовательных учреждениях.  Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

              Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания.

              Обновление содержания образования в настоящее время требует от учителя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. 

( слайд№1)          

               Одной из серьезных задач, стоящих перед школьной администрацией, остается создание условий для роста профессионального мастерства педагогов. А для этого в свою очередь необходима действенная и эффективная структура методической службы в школе, поскольку мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу.

            

            Методическая служба в школе дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций.

               Анализ работы методической службы в нашей школе  за последние 3 года показывает, что  структура  претерпевает изменения, однако очевидно, что проведенные преобразования не достаточны. (Таблица 1) Так, например, ШМО учителей естественно - математического цикла и учителей гуманитарного цикла, на протяжении нескольких лет показывают недостаточный уровень эффективности работы.

( слайд№2)

          Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников.

Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану.

Качественный уровень всех педагогов, осуществляющих обучение в нашей школе представлен в диаграмме.( слайд № 3)

Анализ данных , позволяет сделать вывод, что  школе очень низкий процент учителей с высшей и первой категории.

    Также одной из приоритетных задач школы- это прохождение курсовой подготовки учителей.( слайд№ 4)

                 Результаты работы МС по повышению профессионального мастерства педагогов  в настоящее время имеют 100% повышения квалификации педагогов.


      Как показывет анализ, на сегодняшний день методическую службу в школе характеризует:  ( слайд № 5)

- инертность в определении ее целей;

- ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач;

- отсутствие опережающего видения роли методической работы в развитии кадровых ресурсов образовательного учреждения;

- невысокий инновационный потенциал системы методической работы.                          

 

        Поскольку работа МС  направлена на развитие творческого потенциала педагогов, а, в конечном счете, на рост успеваемости и качества знаний учащихся, то результаты сдачи экзаменов, результаты участия школьников в олимпиадах городского уровня, так же характеризуют эффективность работы МС в школе.
                     Анализ  результатов промежуточной и итоговой аттестации  и участия школьников в городском этапе олимпиад за последние три года показывает, что нашей школе необходимо обновление содержания и форм МС, поскольку множество проблем остаются нерешенными в течение нескольких лет, а обновление системы образования обязывает создать  модель МС школы, способную предоставить педагогу право выбора индивидуального профессионального развития, формированию профессиональной компетентности.

Таким образом, существуют проблемы, препятствующие обновлению методической службы школы (слайд №6)

1 проблема: возросшие требования и сложные задачи, стоящие перед методической службой, и их реальным состоянием;

2 проблема: необходимость развития инициативы, самостоятельности и творчества участников методической деятельности;

3 проблема: постоянно растущие требования к педагогам и недостаточно высокий уровень их профессионального мастерства.

Таким образом суммируя вышеперечисленные проблемы, назрела необходимость в создании новой модели МС.

Концепция модели ШМС.
ШМС - это системная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности, развитие способности к внедрению инновационных изменений в образовательном и воспитательном процессах, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образовательного процесса, достижение целей, обусловленных потребностями современного общества, социума, самой школы. 

Принципы создания новой модели МС. ( слайд № 7)
Коллективность (коллегиальность).  В современных условиях, когда поток научной, учебной, технической и иной информации практически удваивается с каждым годом, одному очень трудно уследить за всем новым. Выход один – коллективная работа. Успешная методическая работа – плод только коллективного труда.  
Учет индивидуальных особенностей каждого педагога
Опора на инициативу, интересы, возможности и способности личности – существенно важное условие эффективности методической работы в целом.
Комплексный подход к решению проблемы позволяет определить основные направления деятельности.
Цель обновления МС. (слайд № 8)
Обновление систему школьной методической работы, посредством введения новых форм МС, способных разрешить противоречия между достигнутым уровнем методической работы и новыми требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам в условиях перехода 12- летнее обучение.

Задачи работы методической службы школы.

1.      Выбор и апробация управленческих механизмов, используемых в работе с педагогическим коллективом.

2.      Изучение и внедрение в структуру методической службы школы современных форм методической работы, способствующих развитию мобильности педагогов.

3.      Развитие кадрового потенциала посредством внешнего взаимодействия.

4.      Создание новой модели  школьной методической службы, обеспечивающей формирование компетентности, и повышение  мотивации педагогов.

5.      Организация системного, качественного мониторинга развития системы методической службы школы и результатов образовательной деятельности обучающихся.

Принципы деятельности методической службы.

Научность. Принцип научности заключается в необходимости формирования системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности педагогического работника, на характер его мыслительной деятельности.

Проблемность. Принцип проблемности служит основанием для теоретического построения процесса усвоения новых понятий и способов действия в определенной логике.

Практическая направленность. Принцип практической направленности позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного общества, учитывая его особенности.

Оперативность, гибкость, мобильность. Предполагает гибкое реагирование на все изменения, перестройку в случае необходимости методической работы.

Преемственность и непрерывность. Преемственность  необходимая, как связь между новым и старым в процессе развития, подразумевающая «не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие нового.

Дифференциация. Предусматривает учет особенностей конкретной школы, дифференцированный подход к учителям.  ( слайд № 9)

Направления деятельности ( слайд № 10)

-  методическая деятельность (изучение, апробация, внедрение научных достижений в области педагогики и психологии);

организационно - методическая (помощь молодым учителям, помощь педагогам в период подготовки к аттестации, организация работы всех структурных подразделений МС, методическая помощь в подготовке к экзаменам и реализации новых стандартов обучения);

консультационная (организация групповых и индивидуальных консультаций для педагогов);

аналитическая  (мониторинг потребностей, затруднений, проблем педагогов, связанных с профессиональной деятельностью).

Учитывая данные принципы, МС школы разработала действенный механизм, благодаря которому будет запущена новая модель.

 Механизм управления :

1.     Каждое из направлений  модели   курируется  завучем школы, который ежегодно представляет аналитическую справку о ходе реализации мероприятий.

2.     По каждому из направлений будут созданы  творческие группы, ответственные за его реализацию.

3.     Функция общей координации реализации проекта выполняет методический совет школы.

4.     Мероприятия по реализации проектов  являются основой годового плана работы школы.

 Механизмы реализации  - деятельность педагогического коллектива направлена на решение   поставленных  задач.

Формы методической работы ( слайд № 12)
(теоретические и практико-ориентированные)
Теоретические формы работы

- курсовая переподготовка педагогических  работников;

- самообразование;

- лекции, семинары.

Практико-ориентированные формы работы:

- личные сайты учителей в Интернете;

- сетевое сообщество педагогов;

- мастер-классы;

- конкурсы профессионального мастерства (различной тематики и направленности);              

- временные и постоянно - действующие творческие, проблемные группы, творческая лаборатория.
Содержательные характеристики модели МС.(слайд№ 13)
Сложившаяся в практике методической работы школы структура методической службы в своей основе претерпевает изменения. В структуре управления-самоуправления учителем своей методической деятельности отсутствуют иерархические связи власти и подчинения. В этой структуре доминируют координационные связи между всеми субъектами, причем эти связи везде прямые и обратные, непосредственные и опосредованные. Не администрация навязывает учителю формы методической работы, а сначала учителя (каждый в отдельности) подают завучам свои предложения и пожелания, которые рассматриваются, обсуждаются всеми субъектами методической работы, на основе чего и выносится согласованное решение. Главное в новой структуре то, что главным субъектом выступает сам учитель.

Новизна модели МС в нашей школе заключается в следующем (слайд№14)

- создание и организация работы проблемной творческой группы:  « Преемственность»

(апробация, коррекция, освоение, внедрение программы адаптации дошкольников мини-центра и КПП и школьников при переходе на 12-летнее образование);

создание и организация работы творческой группы «Современные педагогические технологии» (изучение, освоение, коррекция, внедрение современных педагогических технологий, мониторинг эффективности, сетевое взаимодействие с педагогами других школ, участие педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня);

- организация и проведение семинара педагогических чтений по теме «Творческая деятельность учащихся: формы, методы и перспективы»;
организация работы ПГ: « Организация работы со слабоуспевающими учащимися», « Организация работы с учащимися с высоким уровнем учебной мотивации».

Педагогические чтения  по теме «Творческая деятельность учащихся: формы, методы и перспективы»

Срок реализации: февраль 2017 года.

№п/п

Название мероприятия

ФИО участника

Форма участия

I.Пленарное заседание «Творчество в обучении и воспитании - процессы, которые идут рядом»

1.

Творчество на уроке: задачи, принципы, проблемы»

Недовесова И.Н.

презентация

2.

Воспитание творчества- успех внеурочной работы.

Жукова А.И.

презентация

3.

Защита методического бюллетеня «Творчество учащихся – это отзыв творчества учителя»

Калайда Н.И.

методический бюллетень

4.

Выставка творческих работ «Учитель, вдохнови меня на творчество!»

Руководитель ШМО

творческие работы учащихся

II.Работа по секциям

Секция гуманитарного направления

1.

Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к обучающимся на уроках изобразительного искусства

Жукова А.И.

доклад

2.

Развитие речи- один из аспектов творческого развития обучающихся.

Серова Н.И.

доклад

3.

Творческая работа на уроках истории

Куваева Н.Н.

доклад-

презентация

Секция естественно-математического направления

1.

Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроках физики

Харский Е.С..

доклад

2.

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников.

Учитель математики

доклад-

презентация

3.

Творческая деятельность учащихся во внеклассной работе по экологии.

Панарина М.Г.

доклад

 

            Данный семинар поможет выявить сильные и слабые стороны профессиональной деятельности педагогов и будет способствовать популяризации достижений коллег. Итоговые мероприятия позволят оценить работу всей ШМС в целом , а так же наметить вектор развития ШМС в следующем учебном году

Этапы реализации проекта (слайд№ 15).
1 этап - подготовительный (май-август - 2016 года)
       Изучение материалов, необходимых для разработки модели; анализ деятельности ШМС; разработка модели ШМС; формирование состава МС; ориентирование педагогического коллектива на предстоящую деятельность.
2 этап - организационный (1-2 недели сентября 2016-2017 учебного года)

       Проведение первого заседания МС; корректировка и утверждение планов работы; распределение обязанностей среди членов МС.
3 этап - внедрения и реализации (сентябрь 2016-2017 учебного года – апрель 2016-2017 учебного года)
         Реализация планов работы ; контроль и координация деятельности МС; анализ промежуточных результатов мониторинговой деятельности МС; своевременное корректирование деятельности МС.
4 этап - обобщение (апрель – июнь 2016-2017 учебного года)
        Подведение итогов работы, анализ работы ШМС; составление планов работы на новый учебный год; участие в разработке плана работы школы на новый учебный год; обобщение положительного опыта работы.
Предполагаемые результаты внедрения модели ШМС.(слайд№ 16)
1. Повышение уровня методической активности у 30 - 40% педагогов.

2. Внедрение современных педагогических технологий в практику работы (не менее чем у 50 % учителей).

3. Участие учителей – предметников в работе  (90 %).

4. Участие учителей в работе сетевых сообществ (не менее 30 %).

5. Повышение качества знаний учащихся (на 5 %).

6. Создание программ по работе со слабоуспевающими учащимися и учащимися с высоким уровнем учебной мотивации.

7. Разработка перспективного плана работы по подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня.

8. Повышение профессионального уровня педагогов школы.

 Возможные риски. (слайд№ 17)
1. Инертность и низкий уровень методической активности отдельных педагогов.

2. Несвоевременность проведения мероприятий, выполнение намеченного плана работы не в полном объеме.

3. Чрезмерная загруженность квалифицированных и методически активных педагогов.
Пути  преодоления возможных рисков. ( слайд№ 18)
1. Создание и введение системы стимулирования.

2. Проведение системного контроля  за деятельностью   педагогов.

3. Популяризация положительного опыта работы и профессиональных достижений.

Заключение 

Таким образом, успешность развития методической службы обусловлена:

- разработкой и реализацией проекта развития методической службы; 
- моделированием процесса управления методической службой, основанной на принципах целостности, структурности, надежности и гибкости, преемственности, социального партнерства; 
- развитием профессиональной компетентности педагогических кадров, повышением мотивации участников учебно-воспитательного процесса на методическую работу, направленную на постоянное совершенствование содержания образования.

            Важнейшим условием повышения качества образования является создание современных условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.



 


 

Скачано с www.znanio.ru

Выступление на заседании городской секции заместителей директоров по учебной работе

Выступление на заседании городской секции заместителей директоров по учебной работе

Тема доклада: "Обновление содержания и форм методической работы по развитию профессионализма педагогических работников школы»

Тема доклада: "Обновление содержания и форм методической работы по развитию профессионализма педагогических работников школы»

Как показывет анализ, на сегодняшний день методическую службу в школе характеризует: ( слайд № 5) - инертность в определении ее целей; - ориентация на решение…

Как показывет анализ, на сегодняшний день методическую службу в школе характеризует: ( слайд № 5) - инертность в определении ее целей; - ориентация на решение…

Задачи работы методической службы школы

Задачи работы методической службы школы

Формы методической работы ( слайд № 12) (теоретические и практико-ориентированные)

Формы методической работы ( слайд № 12) (теоретические и практико-ориентированные)

Воспитание творчества- успех внеурочной работы

Воспитание творчества- успех внеурочной работы

Внедрение современных педагогических технологий в практику работы (не менее чем у 50 % учителей)

Внедрение современных педагогических технологий в практику работы (не менее чем у 50 % учителей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017