Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей
Оценка 4.9

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
03.05.2017
Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей
Современная реформа системы образования осуществляется в двух основных направлениях: • обновление содержания образования; • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка. В дополнительном образовании детей педагогические технологии имеют особое значение. Выбор способа решения любой дидактической задачи здесь предоставлен самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому. Это связано, прежде всего, с тем, что в этой системе зачастую работают высококвалифицированные специалисты по определенному профилю, которые не имеют педагогического образования и опыта работы с детьми. Следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией. При большом разнообразии направлений дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития. Дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения, но и пространством разнообразных форм общения.
пед.технологии в допол.обр..doc
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования  Усть­Удинский районный Дом детского творчества Доклад  на семинаре для педагогов дополнительного образования   Педагогические технологии в дополнительном образовании детей                                                                                                                                        по воспитательной работе                                                                 ДДТ Орлова В.С.    Подготовил: методист Современная реформа системы образования осуществляется в двух основных  направлениях: • обновление содержания образования; • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности  ребенка.  В дополнительном образовании детей педагогические технологии имеют особое  значение. Выбор способа решения любой дидактической задачи здесь предоставлен самому  педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому. Это связано,  прежде всего, с тем, что в этой системе зачастую работают высококвалифицированные  специалисты по определенному профилю, которые не имеют педагогического образования и  опыта работы с детьми. Следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией. При большом разнообразии направлений дополнительного образования целесообразно не  бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности  детей, которые обеспечат им комфортные условия развития. Дополнительное образование детей ­ это особая сфера, которая должна быть не только  местом их обучения, но и пространством разнообразных форм общения. Следовательно, объектом технологии в дополнительном образовании детей является не  столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.  Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы,  учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по­разному, причем  содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного  развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия  обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не  «выпадает» из учебного процесса. Остановимся на характеристике основных видов педагогических технологий,  используемых в системе дополнительного образования детей.  Большой интерес для системы дополнительного образования детей представляют  личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых ­  личность ребенка, реализующего свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий обучения  направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого  ребенка, помочь становлению его личности путем организации познавательной деятельности*. Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация и  индивидуализация обучения. «Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Это ­ учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети  группируются на основании каких­либо особенностей для их обучения. Дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто  применяются две основные формы:  • внутренняя, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного  материала (темп, способности и др.); она может осуществляться в традиционной форме учета  индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на  основе обязательных результатов; • внешняя ­ создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т.п.)  относительно стабильных групп детей; такая дифференциация называется профильной. В условиях дополнительного образования существует реальная возможность отводить  для детей то время, которое соответствует их личным способностям. Это позволяет им  успешно освоить учебную программу. Зачастую учебные группы формируются по темпу  обучения (высокий, средний, низкий), что дает возможность детям переходить из одной  группы в другую внутри одного направления деятельности. Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе  активности, самостоятельности, общения детей, в том числе и на договорной основе, когда  каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении делается на  самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи,  взаимообучения. Реализация на практике дифференцированного обучения предполагает несколько  этапов. 1) Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего  труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно. 2) Подготовительный этап. Его дидактическая задача ­ обеспечить мотивацию,  актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это важно научиться  делать, где это может пригодиться и почему человеку без этого нельзя. Целесообразно  использовать вводный контроль (тест, упражнение); восстановить в памяти все то, на чем  строится занятие. 3) Основной этап ­ усвоение знаний, умений, практических навыков. Учебная  информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы, после чего дети должны  перейти к самостоятельной работе и взаимопроверке. Важное условие основного этапа  работы ­ каждый добывает знания сам.  4) Итоговый этап ­ оценивание результатов работы детей, обобщение пройденного на  занятии. Следовательно, главными средствами и способами реализации дифференциации можно  назвать: системный подход к организации образовательного процесса, предоставление ребенку права выбора программ, сочетание различных видов деятельности детей в образовательном  процессе, самостоятельную работу учащихся в процессе обучения, детское самоуправление,  ролевые игры, проблемные ситуации, пробы, опыты, алгоритмические задания и т.п.  Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких  вариантов программ по конкретному курсу, предмету, отличающихся глубиной и объемом  материала: обучающимся различных уровней предлагается освоить соответствующую их  возможностям программу («взять» столько, сколько они могут). Широко распространена в дополнительном образовании детей дифференциация по  интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Учебный план блока дополнительного образования в школе должен предоставить  ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот комплект  предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности.  Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить  социально­педагогическую пробу личности. Дети, интересующиеся определенным предметом,  объединяются в одну группу. Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является  определение специальных интересов, склонностей, способностей детей. В учреждениях  дополнительного образования детей разработана система психолого­педагогической  диагностики по интересам, которая включает: • опрос учащихся, педагогов, родителей; • тестирование развития специальных способностей; • определение готовности к обучению в определенной области вновь поступающего  ребенка; • профориентационную диагностику; • определение интересов и других показателей для дифференциации. Дифференциацию обучения дополняет его индивидуализация, что означает такую  организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения  обусловлен индивидуальными особенностями детей. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере  во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В школе индивидуализация обучения инициируется учителем, а в системе  дополнительного образования детей она идет от самого обучающегося, потому что он  выбирает направление, которое ему интересно.  Индивидуальность ­ неповторимое своеобразие человека. В обучении учет  индивидуальности означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и  создание условий для его персонифицированного развития. В сфере дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов  индивидуализации и дифференциации обучения: • комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на  основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности; • внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне; • профильное обучение, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка  в группах старшего звена на основе психолого­педагогической диагностики  профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов  обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности; • создание персонифицированных учебных программ по различным направлениям; в этом случае для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа,  которая, в отличие от учебной, носит индивидуальный характер, основывается на  характеристиках, присущих только данному ребенку, гибко приспосабливается к его  возможностям и динамике развития. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет  адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к конкретным особенностям  ребенка, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это  позволяет детям работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в  обучении. В системе дополнительного образования детей есть все условия для эффективной  реализации личностно ориентированных технологий: дополнительное образование, в отличие  от основного (школьного), изначально ориентировано на личность ­ и содержанием обучения и  воспитания, и мягкой регламентацией образовательного процесса. На практике личностно ориентированное образование находит выражение в создании  особой образовательной среды, позволяющей ребенку не только приобретать предметные  знания, умения и навыки, но и помогающей личности самореализоваться, приобретать  социальный опыт, осознанно конструировать свое будущее. Построение такой среды требует  больших педагогических усилий. И такой опыт в системе дополнительного образования  сегодня есть. Он представлен комплексными образовательными моделями детских творческих объединений. Среди них можно назвать мастерскую «Вдохновение» и детскую эстрадную  студию «Музыкальный фрегат» Центра детского и юношеского творчества «Бибирево»  г. Москвы, Школу будущего педагога, детское телевидение и Школу юного модельера  Областного центра детей и юношества г. Ярославля.  Основной путь реализации личностно ориентированных технологий видится в развитии  образовательных комплексов, разработке и внедрении интегрированных программ, переходе  от программирования знаний, умений и навыков к прогнозированию путей развития личности  ребенка. В системе дополнительного образования детей широко используются групповые  технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию,  общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.  Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на  подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от  цели деятельности.  Выделяют несколько видов групповых технологий.  Технология группового обучения с учетом учебных стилей каждого ученика  (Б.Л. Ливер) ­ одна из относительно новых технологий, методическим ядром которой  является утверждение, что для успешного обучения детей всего класса или группы надо  учитывать: стиль обучения каждого ребенка; стиль работы педагога; стилевую ориентацию  учебных материалов. Автор технологии считает, что все дети могут осваивать успешно учебный материал, но  дети с разными учебными стилями отличаются характером восприятия информации, типом  общения с друзьями и педагогами, а также другими личностными параметрами. Педагогу  важно знать:  ­ кто из детей относится к типу экстравертов, а кто ­ интровертов;  ­ к каким типам восприятия информации относится тот или иной ребенок (визуальной,  аудиальной, кинестетической); ­ какой стиль деятельности у ребенка (импульсивный, рефлексивный, механический,  сенсорный). Для организации изучения детей необходимо привлечь педагога­психолога. Изучив  личностные свойства и предпочтения каждого ребенка, педагог имеет возможность создать  карту стилей группы, из которой будет видно, какие дети преобладают в ней. Стратегию  преподавания педагог определяет в соответствии со своим собственным стилем работы и  ориентацией на конкретных детей. Обучение может осуществляться путем общения в динамических группах, когда каждый  учит каждого (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Это еще один вид групповой технологии ­  технология коллективного взаимообучения или метод динамических пар. В этом случае  обучение предстает как общение обучающих и обучаемых. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы ­  самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).  Эту технологию целесообразно применять на этапе закрепления изученного материала.  Для этого группу необходимо разделить на подгруппы по 3­4 человека, среди них выбрать  ответственного. Из наиболее успешных детей назначить 2­х ассистентов педагога. Каждой  подгруппе выдать свой вариант задания, который они должны выполнить и составить  контрольные вопросы. В это время ассистенты должны консультировать подгруппы. После  такой работы каждый ребенок готов учить любого выполнению своего задания, а все  остальные ­ учат его. Техника работы заключается в том, что ребенок из одной подгруппы  выбирает себе партнера из другой, и они начинают взаимно обучать друг друга. Затем пары  меняются таким образом, что в течение занятия каждый ученик успевает поработать с  партнерами всех подгрупп. На основе вышеназванной технологии А.С. Границкая разработала технологию  адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава. Обучение в динамических парах рассматривается автором как одна из форм  организации устно­самостоятельной работы на занятии.  Проектирование данной технологии состоит в следующем: • объяснение нового материала; • индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам  самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач); • самостоятельная работа детей, которая предполагает общение; • включенный контроль, взаимоконтроль. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут); таким образом,  время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.  Процесс обучения в «динамических парах» по своей форме напоминает азартную игру,  но на самом деле дети заняты напряженной работой, в ходе которой актуализируются  предшествующий опыт и знания, формируется мышление, быстрота реакции, развивается  память и устная речь. Следующая разновидность групповой технологии ­ работа в разновозрастных группах.  В системе дополнительного образования детей широкое распространение получили  разновозрастные детские коллективы (группы), объединяющие старших и младших общим  делом. Младшие получают разнообразные сведения от старших, усваивают практические  навыки; старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определенных качеств и  развитие конкретных навыков и умений. Так, например, организуется работа педагогом­ организатором Л.П. Капраловой в коллективе организаторов досуга Областного центра детей  и юношества г. Ярославля. Учитывая способности детей, педагог дает им такие задания, чтобы каждый мог выступить в роли организатора интересного дела, праздника. На каждом занятии  отводится время для совместной деятельности. Такой подход способствует более быстрому  формированию и развитию у детей творческих способностей, разнообразных умений и  навыков, обеспечивает стабильность детского коллектива. Творческая деятельность  разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Существуют технологии, в которых приоритетной целью является достижение  творческого уровня детей. Для системы дополнительного образования представляет интерес  технология творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов).  В ее основе лежат следующие организационные принципы: • социально­полезная направленность деятельности; • сотрудничество детей и взрослых; • романтизм и творчество. Цели технологии:  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к  многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно  фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);  • способствовать воспитанию общественно­активной творческой личности, организации  социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных  ситуациях. Технология творческой деятельности предполагает такую организацию совместной  деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и  самосовершенствованию. Широко используются игра, состязательность, соревнование.  Коллективные творческие дела ­ это социальное творчество, направленное на служение  людям. Их содержание ­ забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных  практических социальных ситуациях. Основной метод обучения ­ диалог, речевое общение  равноправных партнеров. Главная методическая особенность ­ учет субъектной позиции  личности.  Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские  (биологические, лингвистические, художественные, технические и т.д.). Оценивание результатов ­ похвала за инициативу, публикация работы, выставка,  награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются  специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи ребенка.  Возрастные этапы технологии творческой деятельности: • для младших школьников используются игровые формы творческой деятельности;  освоение элементов творчества в практической деятельности; создание соответствующих  возрасту творческих продуктов; • для школьников среднего возраста целесообразна организация творческой деятельности по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование); участие в  массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях; • для старших школьников предлагается выполнение творческих проектов;  исследовательские работы; сочинения. Технологическая цепочка группового творческого дела выглядит следующим  образом: • подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу ­ чтобы  дети не потеряли интерес); • психологический настрой (определение значимости дела, вы­движение задач,  приветствие и др.); • коллективное планирование, которое можно построить в форме «мозгового штурма»:  коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы, для кого, где и  когда, как организовать, кто участвует, кто руководит (по 2­3 мин. на вопрос); затем  заслушивается вариант ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего  варианта; • коллективная подготовка дела (выбор актива, распределение обязанностей, уточнение  плана); • осуществление разработанного плана; • завершение, подведение итогов (сбор, «огонек», круглый стол, ответы на вопросы: что  удалось, что не получилось, почему, как улучшить?); • анализ последствий коллективного дела. Разрабатывая технологию творческой деятельности, ее авторы исходили из того, что  способность детей к самостоятельной творческой работе, их стремление делать все самим,  нескрываемый интерес к рисованию, вязанию, овладению инструментами труда проявляются у них достаточно рано. Важно заметить, что такие способности слабо коррелируются с их  успеваемостью в школе, даже наоборот: дети, которые учатся без интереса и плохо, зачастую  активно участвуют в различных видах практической деятельности, что в итоге способствует  их общему развитию. Вот почему эта технология активно используется в системе  дополнительного образования детей. Например, известен опыт ее применения в ряде образовательных учреждений г. Самары и Самарской области. Первоначально задуманная и апробированная в классах начальной школы, она была доработана и стала локально применяться при проведении творческих уроков и  занятий в средней школе и в учреждениях дополнительного образования детей. Одна из разновидностей технологии творческой деятельности связана с развитием  творческих способностей детей. Такая работа ведется сегодня во всех образовательных  учреждениях: существовать без этого сегодня просто не современно. Так, например, в  гимназии № 2 г. Новосибирска в течение многих лет идет работа над развитием творческих  способностей учащихся, что позволило педагогам создать интегрированную технологию,  которая органично входит в образовательный процесс, придавая ему единый контекст.  Проводя доказательство в любой области, учащийся должен догадаться об идее, лежащей в  его основе, сопоставлять наблюдения, делать выводы и прогнозировать дальнейшее развитие  процесса. В любом задании должна присутствовать крупица открытия, найтись место для  догадки, для правдоподобного умозаключения. Педагог помогает ребенку овладевать  навыками рассуждений, ведущих к открытиям. Решение разнообразных творческих проблем  способствует развитию активности, самостоятельности и практических навыков  воспитанника. В рамках этой комплексной технологии педагоги используют разнообразные  формы проведения занятий, наполненных новым содержанием. Среди используемых форм ­  лекции, семинары, дискуссии, деловые игры, конференции.  На занятиях часто звучат вопросы и задания: «Давайте подумаем, представим», «Что  будет, если...», «А вдруг?..» и т.д. Эти вопросы будят воображение и фантазию детей, приучая  их к исследовательской работе. Ребята, работая с учебными текстами, находят проблемы и  пути их разрешения, устанавливают зависимости и согласовывают системы.  В процессе творческой учебной и внеурочной деятельности у учащихся развиваются  способности к активному интеллектуальному труду, формируются качества широко  образованной интеллигентной личности, готовой к исследовательской деятельности в  различных научных областях. ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения  задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может  опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к  верному решению. Характерен в этом отношении опыт Красноярского края, в котором сосредоточен  мощный научно­технический и производственный потенциал, во многом определяющий  основные направления научно­образовательной деятельности на данной территории.  Практические потребности региона в развитии научно­технической сферы определили  приоритеты естественно­научного и технического направлений в области образования и  подготовки специалистов и, соответственно, в сфере работы с одаренной молодежью. В последние годы по мере преобразования внешкольных учреждений в систему  дополнительного образования детей, в ней все более активно используется технология  исследовательского (проблемного) обучения. Ее суть состоит в том, что организация занятий  предполагает создание на занятии проблемных ситуаций и организацию активной  деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями,  умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных  ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от  педагога в готовом виде.  Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»:  Определяющим фактором, способствующим развитию одаренности, является специально конструируемая развивающая среда. Интересен опыт школы­интерната Красноярского  краевого центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа  космонавтики», в которой проходят обучение одаренные старшеклассники края. Она была  создана в 1989 году на базе двух крупнейших вузов Красноярска ­ Сибирской  аэрокосмической академии и Красноярского государственного университета. Школа­интернат обеспечивает завершение среднего образования, наряду с этим дает  учащимся углубленную подготовку по профилирующим предметам и прививает им навыки  исследовательской работы. Образовательный процесс разделен на ряд специализаций. Одна из  характерных черт Школы космонавтики ­ акцент на научную, творческую деятельность  учащихся. Помимо посещения общеобразовательных занятий, 8 часов в неделю обучающиеся  проводят в лабораториях, где под руководством преподавателей занимаются  самостоятельными научными исследованиями. В школе работает около тридцати лабораторий, таких как: лаборатория математики, экспериментальной физики, программирования,  экологии, краеведения, истории, психологии, астрономии, технического моделирования,  радиационных технологий, радиоэлектроники, литературоведения, международных  телекоммуникационных образовательных проектов и др. В качестве основного образовательного метода в школе используется метод  интерактивного моделирования, разработанный и апробированный преподавателями школы в  период с 1993 по 2000 гг., который включает в себя два основополагающих конструкта:  научно­исследовательские лаборатории школьников и интерактивное (игровое)  моделирование. В кратком изложении введение предлагаемой педагогами системы  интерактивного обучения сводится к тому, что между школьником и изучаемой им  дисциплиной исчезают промежуточные звенья, учащийся начинает «общаться»  непосредственно с наукой, используя характерные для нее методы и средства. Таким образом,  не только педагог перестает быть простым транслятором знаний «по предмету,» но и ученик  из пассивного слушателя превращается в субъекта науки. Например, в процессе изучения физики школьники должны ставить физические эксперименты, для правильной постановки и  осознания результатов которых необходим комплекс определенных знаний и навыков, которые они вынуждены приобретать самостоятельно.  Многие лаборатории оснащены современным высокотехнологичным оборудованием,  вплоть до станции слежения за искусственными спутниками Земли и т.д. Программа работы  лабораторий рассчитана на 272 учебных часа, в течение которых школьники получают знания  по выбранному профилю, осваивают навыки научной работы, знакомятся с методическим  аппаратом и совершают самостоятельные научные исследования по избранным темам.  Результатом этой научно­исследовательской деятельности должна стать курсовая работа,  защита которой происходит в конце года. При написании и защите курсовой применяются  вузовские требования и стандарты: научность и самостоятельность идеи, академическое  оформление, глубина проработки и т.д. Таким образом, в ходе занятий в лабораториях  школьники приобщаются к самостоятельной учебно­исследовательской и другой творческой  деятельности, вступают в непосредственный контакт с изучаемой наукой либо с ее моделью  высокой степени приближения. Такая форма работы позволяет школьникам становиться  субъектами процесса обучения: не просто усваивать факты, адаптированные для них  педагогом, а совместно с ним или самостоятельно продуцировать новые знания. В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный  опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой  дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, вовлечение детей в  которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в общем и  дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология  обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения ­ педагог и ребенок.  Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии.  Главное в технологии ­ речевая направленность обучения через общение. Особенностью  этого подхода является то, что обучающийся предстает на какое­то время автором точки  зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение,  понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику,  уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.  Игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин, Е.М. Минскин, С.В. Григорьев и др.) используются в системе дополнительного образования детей особенно широко, поскольку  они обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Педагогические возможности игры в жизни отдельного ребенка и детского коллектива  обнаружены давно, о значении игры писали Я.­А. Коменский, Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.  Игра ­ это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и  усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется  самоуправление поведением. Педагогическая игра характеризуется четко поставленной целью  обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть  обоснованы, выделены и характеризуются учебно­познавательной направленностью.  Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно  включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные  отношения. «Игра, ­ по определению Л.С. Выготского, ­ пространство «внутренней  социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».  Технология игры состоит из следующих этапов: • подготовка (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление  плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих  лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации); • проведение (непосредственный процесс игры: выступления групп, дискуссии,  отстаивание позиций, экспертиза); • анализ и обсуждение результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы,  обобщения, рекомендации). Игровые технологии применяются педагогами дополнительного образования в работе с  учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников, и используются  как при организации учебных занятий, так и в культурно­досуговой деятельности. В работе с дошкольниками используются различные развивающие игры, предназначенные как для формирования у них познавательных и коммуникативных навыков, так и для  адаптации детей к школе. Для школьников в системе дополнительного образования разработаны разнообразные  дидактические игровые приемы, способствующие изучению преподаваемых в школе предметов в занимательной форме. Например, в отделе игры Московского городского дворца детского  (юношеского) творчества реализуется ряд программ, входящих в блок под названием «Школа  занимательных наук». К ним относятся: • «Занимательная математика»; • «Занимательный французский»; • «Веселая лингвистика»; • «Занимательное моделирование исторического костюма»; • «Игровое конструирование». Апробированные в системе дополнительного образования детей игровые технологии  могут быть использованы в работе групп продленного дня, а также во время обычных уроков,  например, на итоговых занятиях, завершающих ту или иную тему. Дополняя традиционные  контрольные работы, такие игровые занятия позволяют школьникам еще раз  систематизировать пройденный материал, уточнить недостаточно хорошо усвоенные темы.

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Доклад  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017