Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»
Оценка 4.8

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
английский язык
5 кл—11 кл
08.04.2017
Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
доклад на педчтения 2017 г март.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Юголукская средняя общеобразовательная школа» Доклад по самообразованию на районные педагогические чтения   «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции» Лямичевой Л. А., учителя английского языка, Первой  квалификационной категории, стаж работы –29 лет Март, 2017 г. Кто­то из «мудрых» сказал, что народ, который думает  на один год вперёд ­ выращивает  хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд ­ выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ­ выращивает молодое поколение.  Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают  стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма  знаний человека в структуре мышления.  Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как  правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к  сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам  современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача  или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что­то  понять, в чём­то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.  Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в  образовательный процесс? Как научить учиться?  Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные  проблемы, опираясь только на традиционную классно­урочную систему нельзя. Пришло  время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам  ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать  условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.  В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно­ ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны,  содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.  В стремительно развивающемся обществе задача современной школы — формирование и  развитие личности, умеющей быстро адаптироваться к новым условиям, находить  оптимальные решения сложных проблем, проявляя гибкость и творчество личности,  готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и  саморазвитию.. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за  собой развитие. А это, в свою очередь, предполагает поиск новых форм и методов  обучения, обновление содержания обучения. Современная ситуация требует применения  современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению  эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития  критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует  интерактивный и личностно­ориентированный подходы в образовательной системе.  Я работаю 29 лет учителем английского языка в МКОУ Юголукская  СОШ  Обучение иностранным языкам в современной школе предполагает обновление форм,  методов и содержания языкового образования на основе личностно­ориентированного  подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования  современных технологий. Вот уже несколько лет я применяю в своей практике технологию развития критического  мышления при обучении учащихся среднего (начиная с 5 класса) и старшего звена при  обучении чтению и при обобщении изученного материала.  Данная технология позволяет  сильным учащимся развивать свой талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению  побывать в ситуации успеха. Что же такое критическое мышление? Это мышление:  свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое. Применение технологии критического мышления  помогает  учителю  активизировать как  слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала  через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной  технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу  инсерт,  интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно  эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой  направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о  каких­то событиях, фактах, реалиях, личностях. Считаю, что положительная мотивация  использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и  воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным  интерактивное включение учащихся в учебно­воспитательный процесс. Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют мне помочь моим  ученикам лучше рассмотреть многообразие окружающих нас проблем. Ведь только в  поиске выхода из сложной ситуации ученик думает. Данная технология способствует  формированию следующих умений: 1.мыслить логично; 2.выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко, логично; 3.запоминать и оценивать факты; 4.формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым  материалом; 5.уметь отстаивать свою позицию. Технология развития критического мышления включает несколько стадий. Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить  имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый  интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую  информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями,  проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление,  обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся  собственного отношения к изучаемому материалу. II. Представление системы учебных занятий Планируя каждый урок, всегда тщательно продумываю начало урока, т.к. считаю, что  удачное начало урока это залог успеха основной его части и  положительный результат  всего урока. В технологии критического мышления начало урока – это стадия вызова. Стадия вызова  имеет много достоинств и преимуществ. Стадия вызова призвана:  активизировать слабых и сильных; формировать мотивацию на учебную деятельность;  настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной  позиции.  Так, предъявляя новую тему или новый текст,  предлагаю ученикам ответить на вопрос,  что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности, заполнив Word Web (словесную  паутину). Заготовки таких словесных паутин могут быть разного вида. Например: цветок,  пирамида, рука и др. В течении 2­3 минут учащиеся заполняют таблицу,  затем предъявляют ее устно. Результат  этой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний,  формирование мотива. Затем наступает стадия осмысления, когда ученики получают  новые знания и систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы,  например: чтение текста с пометками, заполнение различных таблиц (п – плюс, м – минус, и – интересно), сюжетная таблица (что? где? когда?) и другие. После прочтения текста  практикуется повторное заполнение Word Web (словесной паутины) и сравнение с  первоначальным заполнением Word Web, чтобы увидеть, насколько увеличился  объем  знаний. Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию,  осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую  информацию и уже имеющиеся знания. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение  полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к  изучаемому материалу. Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны,  помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются  на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий  урока используются свои методические приемы. Желательно  подготовку к уроку начинать с перемены. На доске поместить наглядность по  теме. Тему и цели урока записать на доске заранее. Это даёт возможность тревожным  ученикам и ученикам­флегматикам больше времени на раздумье и возможность на уроке  быть успешными. Класс заранее разделён на группы. Так как мы часто работаем, используя  технологию коллективного способа обучения, то группы в классе можно назвать  устойчивыми и постоянными. Задаю вопрос по теме. Стараюсь сформулировать его необычно, часто использую  проблемные вопросы. Ребята работают несколько минут индивидуально: пишут, что они  знают по заданному вопросу. Далее наступает время обсуждения вопроса в группе. Ребята  выбирают самые интересные, необычные, пусть даже противоречивые факты по теме.  Собранная информация зачитывается вслух представителями групп и записывается на  доске. Доска разделена на три части. Первая часть – это часть для записи всей собранной  информации. Обычно мы её называем банком данных, банком идей. Запись произвольная, например, в виде кластера или таблицы. Если между группами возникает разногласие по  достоверности и точности информации, то противоречивый материал записывается в банк  вопросов, то есть на вторую часть доски. Весь собранный материал ещё раз зачитывается  представителями групп. Для получения новой информации и поддержания мотивации, обучающиеся получают  карточки с заданиями. Задания на карточках могут быть разные, например: согласись или  нет с предложенными фактами, найди лишнюю фразу, сформулируй вопросы, помогающие  раскрыть тему урока. Карточка выдаётся каждому ученику. Учащиеся снова работают в  режиме: индивидуально­группа­класс. Полученная из карточек информация обсуждается,  заносится в банк данных, а при появлении противоречий появляются новые вопросы в  банке вопросов. Следующий этап я считаю одним из сложных этапов. Это работа с текстом. Здесь  используется приём пометки на полях. Тексты выдаются каждому ученику. Напоминаю  учащимся правила расстановки маркировочных знаков. Идет работа в режиме:  индивидуально­группа­класс. Полученная из текстов информация обсуждается и снова  заносится в банк данных. Если после прочтения текста видно, что в банке данных есть  ошибочные факты, то эти факты корректируются. Если появляются несогласия с текстом,  то пополняется банк вопросов. На третью часть доски записывается информация  непонятная для учащихся, информация, требующая дополнительных сведений. Весь  собранный материал ещё раз прочитывается и обобщается. Учащиеся  смотрят, нашли ли  они ответ на поставленный вопрос или достаточно ли хорошо раскрыли  тему? В ходе  урока ученики конспектируют запись с доски. Домашнее задание даётся дифференцированно. Ученик с недостаточной мотивацией к  обучению может просто пересказать собранную информацию, используя банк данных.  Ученику со средними и хорошими способностями можно предложить ответить на вопросы  из банка вопросов. Сильный и творческий ученик может попробовать найти информацию из банка для дополнительной информации и оформить его в форме эссе, проекта  или  презентации. Ниже приведён пример разработанного урока 9 класс – тема “Книги, произведения Шекспира” (УМК В.П.Кузовлев) Цели урока: 1.Практическая цель  – формирование умений и навыков общения по теме “Книги,  произведения Шекспира” через систему упражнений и создание ситуаций общения. 2.Образовательная цель – создание условий для получения знаний о культуре и истории  страны изучаемого языка через использование дополнительной литературы и групповую  форму работы. 3.Развивающая цель – развитие способности творчески использовать изученный материал  при выполнении творческих заданий через обсуждение проблемных ситуаций. 4.Воспитательная цель – формирование системы моральных ценностей через анализ  литературного произведения и постановку проблемных вопросов. Первая стадия – вызов 1.Задаю ученикам вопрос: “My question is who can be a real king?  (Кто может быть  настоящим королем?). Все задания на уроке выполняются в следующем порядке: индивидуально – группа ­ класс,  после каждого задания заполняется банк данных и банк вопросов, зачитывается вся  информация из банка данных и банка вопросов. 2. Выдаю карточки с предложениями и прошу отметить среди них верные и неверные: 1. King Lear was famous for his heavy character and strict decisions. 2. King Lear was kind and loved his daughters greatly. 3. Kings usually give their kingdoms sons or daughters, who love them more. 4. Sometimes even kings are not happy. 5. Love can be paid for money. 6. King Lear was a literature hero. 7. Children always love their parents. 8. Castle is a large wooden building. 9. During King Lear’s time there were no prisons. 10. The end of King Lear’s life was sad and tragic. 3. Прошу составить из слов предложение. he \now\ his\who\ best\ was\ to understand\daughter. Вторая стадия – осмысление: 4.Внимательно прочитай этот текст*, отметь знаком “плюс” то, что ты уже знал, знаком  “минус”, что ты не знал, знаком “восклицания” то, о чём бы ты хотел ещё узнать Заполняем банк данных:  «знаю» ,  «не знаю», « хочу узнать»   К данному уроку предлагался текст “Король Лир” В. Шекспира из книги “Избранные  страницы английской литературы”, издательства “Лист” и “Каро”, М., 1996 Третья стадия ­ рефлексия: 5. Обобщение полученной информации. Выбор наиболее перспективных решений с точки  зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Домашнее задание берётся из банка  вопросов. Содержание каждой фазы: ВЫЗОВ: Деятельность учителя ­  Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по  изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Деятельность учащегося ­ Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу  ( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала,  задает вопросы, на которые хочет получить ответы Возможные приемы и методы ­ Составление списка «известной информации»: Рассказ – предложение по ключевым словам; Систематизирование материала (графическое): кластеры, таблицы; Верные и неверные утверждения; Перепутанные логические цепочки…  Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.  Работа ведется индивидуально, в парах или группах. II.Осмысление содержания  Деятельность учителя ­ Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной  работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому». Деятельность учащихся ­ Ученик читает текст, слушает, используя активные методы  чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Возможные приемы и методы ­ Методы активного чтения: маркировка с использованием  значков «V». «?». «+»,  (на полях); поиск ответов  на поставленные в первой части урока вопросы. III. Рефлексия Деятельность учителя ­ Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям;   внести изменения, дополнения; дать творческие ответы. Исследовательские задания на  основе изученной информации.  Деятельность учащихся ­  Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой»,  используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.  Возможные приемы и методы ­ Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно­ следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и  неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ.  Организация различных видов дискуссий. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация  изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах Приемы технологии РКМ ( развитие критического мышления)  1 «Инвентаризация» ­ составление списка известной информации Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в  парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с  уже имеющейся и дополняют ее. 2. «Верите ли вы…?» ­ верные и неверные утверждения  На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).   На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют  правильность первоначального выбора. 3. Ключевые слова  Учитель  произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или  задание, или предполагаемое содержание текста  и т.д.)  4 «Тонкие» и «толстые» вопросы Толстые вопросы: Объясните, почему...?  Почему Вы думаете ...?  В чем различие ...?      Предположите, что будет,    если... ? Тонкие вопросы: Кто?  Что?   Когда?    Где? Согласны ли Вы? Верно ли ...?  5 Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать ­ узнал».  6. Прием « ИНСЕРТ» ­ маркировка  текста значками по мере его чтения I – interactive    ­  интерактивная N – noting     ­  размечающаяS – system  ­  система E – effective  ­  для эффективного R ­ reading and  ­ чтения и       T ­ thinking   ­ размышления  Содержание приема: 1. Чтение текста с маркировкой:  " V " ­ уже знал     " + " ­ новое     " ­ " ­ думаю иначе, не согласен     " ? " ­ не понял, есть  вопросы   7.     Зигзаг – групповая работа с текстом (см. приложение 3) Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на  смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количество отрывков должно совпадать с  количеством  членов в группе.  Каждый учащийся работает со своим текстом,  по  окончанию работы ученики переходят в другие группы­группы экспертов. Новые группы  составляются так, чтобы в каждой оказались   специалисты по одной теме.  Эксперты  составляют общую презентационную схему рассказа по теме.  Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем  смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы 8. Эффективная лекция    Стадия вызова: учащиеся, обсудив  в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой  журнал» – «Что мы знаем по данной теме». Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся  индивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верность предположений и  конспективно заполняют 2­ю графу «новая информация».  Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты  работы.  Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы На каждом из этапов  мною используются определенные методы и приёмы: Вызов:  Составление списка «известной информации».  Верные и неверные утверждения.  «Толстые» и «тонкие» вопросы. Мозговой штурм. Осмысление содержания: методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «пирамидная  история»; ведение различных записей типа двойных дневников; поиск ответов на  поставленные в первой части урока вопросы. Рефлексия: заполнение кластеров, таблиц; установление причинно­следственных связей  между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным  утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных  круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ;  исследования по отдельным вопросам темы.  Рассмотрим несколько примеров использования приёмов технологии критического  мышления, достаточно освоенных и часто употребляемых  в процессе обучения  английскому языку (например,  в пятом классе) на каждом из этапов технологии. Этап вызова можно провести на этапе речевой зарядки, предложив детям составить ее  самостоятельно (в таблице список известной информации) в виде синквейн, используя  слова отрабатываемой группы слов по любой лексической теме. Синквейн — это стих из  пяти строк, требующий слияния информации и материалов, представляющий лаконичное  выражение по той или иной теме. Структура пятистишия: 1. Первая строка — одно слово, описывающее тему (обычно существительное). 2. Вторая строка — два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных). 3. Третья строка — три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола). 4. Четвертая строка — фраза из четырех­пяти слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка — одно слово­резюме (обычно синоним слова из первой строки),  которое еще раз подчеркивает сущность заданной в первой строке темы. Помимо основного назначения составление синквейнов — отличная возможность для  постоянного повторения морфологии, так как стих состоит из основных частей речи:  существительного, прилагательных и глаголов. В пятом классе,  возможно некоторое  отступление от структуры синквейна. В этом случае можно использовать синквейн для  запоминания устойчивых выражений, клише, идиом. Учащимся дается 5 минут для  составления синквейна. Для этого эффективной оказывается работа в парах или в группах.  Далее выбирается самый лучший синквейн, который можно использовать в качестве  зарядки на последующих уроках в процессе изучения темы. На этапе вызова часто используется известный приём «Верные и неверные утверждения».  Для наглядности лучше использовать таблицы.  Приём «тонкие» и «толстые» вопросы используется для развития навыков чтения и  аудирования. «Тонкие» вопросы — это вопросы, на которые можно дать краткий ответ.  «Толстые» вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Примеры толстых и тонких вопросов: Тонкие вопросы Кто? Как звали? Что? Когда? Может? Мог ли? Будет? Толстые вопросы Почему вы думаете? Почему вы считаете ? В чем разница …? Что, если ? Что будет, если …? Дайте объяснение, почему? Было ли …? Что, если …? Приём «мозгового штурма» представляет собой генерацию идей путём коллективного  обсуждения проблем или вопросов со свободным выдвижением вариантов решений.  Используя данный приём в процессе обучения английскому языку, рекомендуется  разделить группу на подгруппы по 3–4 человека. В каждой группе назначается или  выбирается «спикер», который следит за работой в группе, а на заключительном этапе  выбирает и оглашает самое интересное решение, идею, версию. Учителю необходимо  ознакомить учащихся с правилами проведения «мозгового штурма» и этапами работы в  группе. Этапы работы в группе: 1. Создание банка идей. Цель: наработать как можно больше идей. 2. Анализ идей. Цель: рассмотреть и оценить каждую из предложенных идей. 3. Обработка результатов. Цель: выбрать и озвучить самые интересные идеи из числа  предложенных идей. Рекомендуемое время, отведенное на работу в группах, 20 минут. Приём «мозгового  штурма» в процессе обучения английскому языку можно успешно использовать для  развития умений чтения, аудирования, диалогической речи, письма. Чаще всего это  задания с просьбой продолжить текст, диалог, статью и т.д. Материал следует выбирать с  перспективой появления проблемы, возможности возникновения нескольких линий  развития сюжета, ситуации и т. д. Второй этап технологии критического мышления — осмысление. Данный этап  предполагает знакомство с новой информацией. В пятом классе довольно эффективно  использование таких приёмов «активного чтения», как «инсерт», «фишбоун» ( см.  приложение 1) , «пирамидная история». Инсерт (от англ. insert — вставлять, вносить, помещать) — это приём такой маркировки  текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их  представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется  узнать более подробно. Названный приём чаще используется при чтении информативных  текстов. Пример используемой маркировки: «К» — знаю (от англ. know) «+» — узнал что­то новое «–» — противоречит тому, что знаю, или не согласен с утверждением «?» — хотелось бы узнать подробнее. Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) позволяет учащимся через наглядный  материал­ систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется  проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую  — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод. В качестве примера «по косточкам»  разберем диалог по теме “Health and Body Care” “What should we do to keep fit?” (см. приложение 1) Разобрав диалог «по косточкам», необходимо предложить обучающимся добавить  собственные идеи. В основе пирамидной истории лежит особая структура, где номер строки обозначает  количество слов, вписываемых в «пирамиду»: 1) имя героя (темы); 2) характеристика или описание; 3) место действия (использования); 4) проблема; 5) описание развития ситуации; 6) что предпринимается для решения проблемы; 7) решение проблемы или предположение того, что будет дальше. Заполнение двойных дневников, проще говоря, таблиц, состоящих из двух столбиков,  лучше использовать при работе в парах в составе «сильный ­ слабый», так как данный  приём можно использовать на достаточно продвинутом этапе. Примеры двойных  дневников: Цитаты, мысли из текста Мое отношение Что привлекло внимание в тексте? Комментарии  На этапе рефлексии тоже используются разнообразные таблицы: Итоговая таблица Самая важная мысль текста  (темы) Постановка «толстого»  вопроса по тексту (теме) Краткий комментарий по  тексту (теме) Таблица­синтез Ключевые слова  (словосочетания) Выписки из текста,  связанные с ключевыми  словами Мысли, рассуждения На уроках в пятом классе для рефлексии часто использую кластеры. Кластер — смысловая гроздь. Кластер предполагает выделение единиц текста и его графическое оформление в  виде грозди, развивает системность мышления. На данном этапе обучения кластеры могут  быть самыми простыми. Главное условие­ умение учащихся составить кластер  самостоятельно, чтобы проследить все типы связи между объектами и явлениями, фактами и мыслями. Совместная работа над простейшим кластером при изучении темы  «Политический обзор Соединенного Королевства» сняла все трудности по ее усвоению  обучающимся. (см. приложение2) Данный кластер — один из первых и самый простейший. Однако из опыта работы в шестом  классе при изучении аналогичных тем по политическим системам США и Австралии  обучающиеся уже самостоятельно составляют более сложный кластер, который  значительно облегчает усвоение материала. Необходимо отметить, что рефлексия может осуществляться как в письменной, так и в  устной форме. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка  формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии. Устная рефлексия имеет  своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других  людей. Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка в 5­ м классе позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой.  Технология критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно­ ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи: формирование и  развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений  обучающихся, развитие мышления и креативных способностей. Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма Стадия вызова  «Инвентаризация»          «Верите ли вы…»   «Ключевые слова»   «Тонкие» и «толстые» вопросы    Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3­й стадии Стадия осмысления  ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)  Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной таблицы «бортового журнала» и др.  Зигзаг  Лекция  Поиск в тексте ответов на вопросы Стадия рефлексии  Ответы на вопросы  Кластер  Синквейн  Проверка и обсуждение таблиц  Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям  Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной учащимися  работы Эффективность использования технологии критического мышления В критическом мышлении есть технологический аспект, позволяющий четко организовать  учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и  воспитательные задачи  (дисциплинированность,  четкое  и внимательное выполнение  заданий); Технологичность критического мышления обучает  учеников умению самостоятельной  обработки информации,  формирует самостоятельность мышления; Критическое мышление  развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог,  способности работать в коллективе; В технологии критического мышления  заложен  прием взаимообучения.  Известно, что  легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это  поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее  эффективен при работе с информативным текстом; Передача информации друг другу развивает  различные типы восприятия: аналитический,  визуальный, аудиальный,  рефлексивный; Технология критического мышления способствует формированию у учащихся следующих  умений:  мыслить логично,  выражать свою мысль, своё мнение. Связно,  четко запоминать  и оценивать факты; формировать свою точку зрения, умение, самостоятельно работая над  новым материалом; уметь отстаивать свою позицию  Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное  рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и  решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается  как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.  Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как  к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое  мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные  аргументы, принимать независимые продуманные решения. В отношении к учащимся  применение технологии критического мышления позволяет:               повысить эффективность восприятия информации; повысить интерес у учащихся,  как к изучаемому материалу, так и к самому  процессу обучения; уметь критически мыслить; уметь ответственно относиться к собственному образованию; уметь работать в сотрудничестве с другими; стать человеком, который познает что­то новое и учится в течение всей жизни. Регулярно используя технологию критического мышления, учитель: умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; использует модель обучения и систему эффективных методик, которые  способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе  обучения; становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность; становится источником ценной профессиональной информации для других  учителей.  Критическое мышление  развивает способность учащихся к саморегуляции учебной  деятельности и к самообразованию в целом  трехфазная структура урока предполагает  наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием  выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений,  критериев оценки полученных результатов.  Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании  иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке  для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить  разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится  организатором самостоятельной учебно­познавательной, коммуникативной, творческой  деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса  обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их  личности. Литература, используемая при подготовке доклада:  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://standart.edu.ru/ 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ “Об  образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/ 3. Примерная программа по иностранным языкам 5–9 класс. М.: «Просвещение».— 2012. 4. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка. Интернет­ издание «Просвещение». — 2013. 5. Образовательная политика будущего в докладе Жака Делора, председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО. http://ps.1september.ru/2001/15/2­1.htm 6. Сухов В.П. Системно­деятельностный подход в развивающем обучении школьников.  СПб. — РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 7. Асмолов А. Г. Системно­деятельностный подход в разработке стандартов нового  поколения. Педагогика. — М., 2009. — № 4. 8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока  по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008. 10. Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008. 11. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. — Princeton Junction, 1993. С.  56. 12. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.:  Просвещение, 1994. 13. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. Школьные технологии,  2004. 14. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно­ методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2. 15. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне // Литература. — 2006.— № 6 Приложение 1 Приложение 2 Кластер: Приложение3 Зигзаг – групповая работа с текстом

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»

Доклад по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017