Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Оценка 4.7
Семинары
doc
математика +2
Взрослым
05.05.2017
Доклад на семинаре кадетских корпусов Ростовской области по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике». В докладе представлена информация о требованиях ФГОС, о современных педагогических технологиях и представлены конкретные примеры по некоторым темам из математики и физики.
Доклад на семенаре.doc
«Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований
ФГОС с современным образовательным результатом по математике и
физике»
В современных условиях, когда в образовании реализуется идея
модернизации, существенно меняются социальные установки и потребности в
области образования, определены новые концептуальные подходы к
построению всей системы образования, произошел пересмотр содержания
всех компонентов педагогической деятельности. Инновационные процессы
стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В
XX веке особенностью образовательного процесса становится ориентация на
личностноориентированное обучение, воспитание и развитие духовно
нравственной сферы человека,
обеспечивающая образовательным
учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм
обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрение
инновационных технологий, усиливается интеграция образования, науки и
практики.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования их деятельностный характер, который ставит главной
задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается
от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений
и навыков; формулировки ФГОС указывают на
реальные виды
деятельности.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно
деятельностного подхода к организации образовательного процесса,
который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями
деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать
образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия
обучения.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему
управления; • в стили педагогической деятельности и организацию учебно
познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в систему финансирования;
• в учебнометодическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и преподавателя.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых
технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и
монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов
принципы
деятельности обучающихся,
реализовать
позволит
здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в
уровня
зависимости от предметного содержания,
целей урока,
подготовленности обучающихся,
образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
возможности удовлетворения их
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся
технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классноурочная система)
Технология проблемного обучения В условиях современного общества предъявляются все более высокие
требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать
проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей
активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и
самообразованию, критичности мышления.
В этом плане традиционная система обучения имеет значительные
недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
изучения нового материала и первичного закрепления;
комбинированных;
блоковых проблемных занятиях тренингах.
Данная технология позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что
позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это
яркий пример здоровьесбережения;
использовать полученные навыки организации самостоятельной работы
для получения новых знаний из разных источников информации;
повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы
выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим
образом:
1) подготовительный этап;
2) этап создания проблемной ситуации;
3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде
учебной проблемы;
4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной
проблеме;
6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих
знаний в новых ситуациях
Пример. «Нахождение дроби от числа».
1)
Решим задачу: «Огород занимает 6 ар земляного участка. На 1/3
огорода посажен картофель. Какую часть всего земляного участка занимает
картофель?» Можем ли мы решить задачу? Как? 2)
3)
4)
Охарактеризуйте задачу. Отойдем от огорода и картофеля, перейдем
к величинам. Что нам известно? [целое]. Что нужно найти? [часть]
Возьмем ту же задачу, но изменим значения одной величины:
«Огород занимает 4/5 земельного участка. На 2/3 огорода посажен картофель.
Какую часть всего земельного участка занимает картофель?» Изменился ли
математический смысл задачи? [нет]. Значит, опять известно целое, а ищем
часть. Влияет ли замена 6 на 4/5 на решение? Можно ли решить? [нет].
Что за ситуацию мы получили?
[Обе задачи на нахождение части от числа. Но одну мы можем решить зная
определенные дроби, понятие числителя и знаменателя, а вторую не можем].
Проблема: не знаем общего правила нахождения дроби от числа. Нужно
вывести это правило.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль
знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и
дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия ,
обосновывать, применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются
следующие цели:
стимулируется познавательная деятельность
активизируется мыслительная деятельность
самопроизвольно запоминаются сведения
формируется ассоциативное запоминание
усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая
является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как
учения, так и труда. Пример 1. «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: (0;0),(1;1),(3;1),(2;3),(3;3),(4;6),
(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;7),(3;8),(0;8),(0;0).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с
предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой
рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Пример 2. Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой
вертикали, горизонтали была равна 0.
Б) Записать в клетки квадрата числа 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9 так, чтобы
произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно
положительному числу.
Информационно – коммуникационная технология
Использование ИКТ на различных этапах обучения математки
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на
различных этапах урока математики:
— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием
деятельности учителя;
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование
дополнительного материала);
— использование тренинговых (тренировочных) программ;
— использование диагностических и контролирующих материалов;
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные
работы;
— использование игровых и занимательных программ;
— использование информационносправочных программ.
Поскольку нагляднообразные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в
изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность
обучения:
— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные
логические математические построения;
— возможности,
предоставляемые ученикам,
манипулировать
(исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость
их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный
материал с наиболее полным использованием органом чувств и
коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при
этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:
1). наличие соответствующих изучаемой теме программ;
2).готовность учеников к работе с использованием компьютера;
Использование информационных технологий необходимо рассматривать
в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
создание уроков с использованием ИКТ;
творческая проектная работа учащихся;
дистанционное обучение, конкурсы;
обязательные занятия по выбору учащихся;
творческое взаимодействие с педагогами
Формы использования ИКТ
В процессе преподавания математики, информационные технологии
могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления
можно представить в виде следующих основных блоков:
мультимедийные сценарии уроков;
проверка знаний на уроке и дома (самостотяельные работы,
математические диктанты, контрольные и самостотяельные работы, онлайн
тесты);
подготовка к ОГЭ, ЕГЭ
Здоровье это величайшая ценность человека.
Здоровьесберегающие
технологии В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. На
текущий момент здоровые дети составляют лишь 310 % от их общего числа.
По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников
школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой
медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от
внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все
те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья
учащихся.
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на
момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация
учебной деятельности. Работая учителем математики при организации
учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:
комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих
оздоровительную направленность;
соблюдение санитарногигиенических условий обучения ( наличие
оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий
безопасности , соответсвующих СанПиНам мебели, оборудования,
оптимальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после
занятий и частичное на переменах. Проводится влажная уборка кабинета
после занятий и на большой перемене);
правильное соотношение между темпом и информационной плотностью
урока ( оно варьируется с учетом физического состояния и настроения
учащихся);
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это
необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления,
вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для
отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких
мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания,
активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке
используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так
гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.
Например, I).гимнастика для глаз.
II).Пальчиковая гимнастика
III).Физкультминутки
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности
обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Доклад по теме «Инновационные педагогические технологии в обеспечении требований ФГОС с современным образовательным результатом по математике и физике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.