Доклад по теме "Методология использования современных технологий в образовательном процессе", Иванова Н.В., методист ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Доклад по теме "Методология использования современных технологий в образовательном процессе", Иванова Н.В., методист ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
22.12.2017
Доклад "Методология использования современных технологий в образовательном процессе" подготовлен в рамках педагогического совета по теме: Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования. В докладе представлены определения понятия "педагогическая технология" разных авторов, основные критерии и признаки педагогической технологии, классификация пед.технологий по Г.К. Селевко, описание отдельных современных педагогических технологий.Доклад Методология использования современных технологий в образовательном процессе
Доклад Методология использования современных технологий в образовательном процессе.docx
Тематический педагогический совет
«Современные образовательные технологии как условие достижения нового
качества образования»
Доклад
"Методология использования современных технологий в образовательном
процессе"
«Ценятся не знания сами по себе, а то,
как они могут быть употреблены…»
Изменение целей современного образования (переход от знаниевого к
деятельностному подходу), ориентация на компетентностное обучение привело
педагогическое сообщество к поиску эффективных способов организации образовательной
деятельности, в т.ч. выбору новых форм, методов и технологий, ориентированных в
соответствии с ФГОС на достижение новых результатов подготовки специалистов (ОК и
ПК).
В российском образовании сегодня провозглашен принцип свободы и вариативности
(Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ»), который дает возможность преподавателю выбирать
и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
Из всех инновационных преобразований в педагогике мы сегодня будем говорить об
образовательных технологиях.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение.
Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о
педагогическом искусстве, мастерстве.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – термин более широкий, нежели
«технология обучения», поскольку включает и воспитательные технологии, направленные на
формирование и развитие личностных качеств обучаемых.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология».
«Педагогическая технология» это содержательная техника реализации учебного
процесса (В.П.Беспалько);
«Педагогическая технология» это описание процесса достижения планируемых
результатов обучения (И. П. Волков).
«Педагогическая технология» это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.
Монахов).
«Педагогическая технология» это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и
человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
Исходя из приведенных выше определений, мы получаем что, педагогическая
технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и
преподавателя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной
управляемости учебным процессом.
Основные методологические требования (критерии) к ПТ (Г.К. Селевко)
Селевко Герман Константинович (19322008) Заслуженный работник Высшей
школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии
образовательных технологий, автор школы саморазвития личности.
В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывал технологический
подход в образовании. Им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания
школьников, содержания работы классного руководителя, гуманноличностно
ориентированного подхода к учащимся, а также инновационная образовательная технология
– технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся.
концептуальность (опора на определённую научную концепцию, обоснование
цели во имя чего необходимо ее применять, чего можно достичь, применяя
конкретную технологию, в развитии индивидуальности, в воспитании личности, в
обучении);
системность (ПТ должна обладать логикой, взаимосвязанностью, целостностью);
управляемость (предполагает планирование или проектирование процесса
обучения, диагностическое целеполагание, поэтапная диагностика);
эффективность (в результатах достижения целей, оптимальные по затратам);
воспроизводимость (тиражирование, возможность
дисциплинах в реальных условиях ОУ).
применить на других
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии
являются:
1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
2.экономичность резерва учебного времени,
3.оптимизация труда преподавателя и достижение запланированных результатов
обучения в сжатые промежутки времени;
4.применение различной аудиовизуальной и информационнокомпьютерной техники,
а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и
оригинальных наглядных пособий.
5.формирование положительной мотивации к учебному труду, охрана здоровья
обучающихся
Отличие методики от технологии
Методическая система отвечает на вопросы :
Чему учить? Зачем учить? Как учить?
Педагогическая технология отвечает на вопрос: КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО?
1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
2.отбор и структура содержания (что);
3.оптимальная организация учебного процесса (как);
4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
5.объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и
зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой проблемы
различные авторы подходят посвоему.
Классификация пед.технологий по Г.К. Селевко:
По уровню применения (общепедагогические, частные (предметные))
По философской основе (гуманистические, антигуманные..)
По ведущему фактору (биогенные, психогенные, идеалистические..)
По научной концепции (гештальтехнологии, развивающие..)
По характеру содержания и структуры (обучающие, воспитывающие, общеобразоват.,
профессиональные..)
По типу организации и управления познавательной деятельностью (направляемые,
ручные..)
По отношение к ребенку со стороны взрослых (личностноориентированные,
авторитарные)
По: способу – методу – средству (репродуктивные, проблемные, игровые…)
По категории обучающихся (массовые, продвинутые, поддержки..)
Мы чаще всего в практике применяем традиционно объяснительноиллюстративные
технологии, где позиция преподавателя на уроке не просто активная, а сверхдоминирующая:
он командир, судья, начальник, соответственно он несёт ответственность за все, что
происходит в классе/группе. Обучающийся играет пассивную роль, которая сводится к
соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний педагога, при этом он
практически ничего самостоятельно не делает, самостоятельно не думает и ни за что не
отвечает.
Ещё Адольф Дистервег, немецкий педагогдемократ, сказал: «Плохой учитель
преподносит истину, хороший – учит её находить».
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования
к формированию специалистов: они должны быть не только знающими и умелыми, но
мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Поэтому среди приоритетных современных технологий выделяют:
Технологии применения АМО
Проблемное обучение
Развивающее обучение
Коллективная система обучения (КСО)
Исследовательская и проектная деятельность
Игровые технологии
Информационнокомпьютерные технологии
Технология развития критического мышления
Обучение в сотрудничестве
Здоровьесберегающие технологии
Интерактивные технологии
Личностноориентированное обучение
Блочномодульное обучение
Методы активного обучения (МАО) совокупность педагогических действий и
приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и
творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Пояснение: методы обучения, которые побуждают студентов к активной
мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, при
которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый
характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и
строящегося на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения
той или иной проблемы (Василий Мижериков В.А.).
Опора на СРС. Обусловлено бурным развитием информации и если раньше знания
полученные в школе, СПО могли служить человеку всю жизнь, то сейчас их необходимо
постоянно обновлять заниматься самообразованием, АМО способствуют формированию
таких навыков.
Технология проблемного обучения Суть проблемной интерпретации учебного
материала состоит в том, что преподаватель не сообщает готовых знаний, а ставит перед
обучающимися проблемные задачи (вопросы), побуждая искать пути и средства их
решения.
В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных
задач и последовательного их разрешения, обучающиеся активно усваивают знания,
развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность.
Технологии обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах) создать
условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных
ситуациях.
Идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто чтото вместе
выполнять; учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих
условий:
формирование групп происходит до начала занятий преподавателем, с
учетом психологической совместности;
группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается
распределение ролей между участниками;
оценивается работа не одного студента, а всей группы;
преподаватель сам выбирает обучающегося, который отчитывается за задание.
Личностноориентированные технологии обучения
Технология обучения как учебного исследования
Технология коллективной мыслительной деятельности
Технология эвристического обучения
Проектная деятельность
Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
Интерактивные технологии («Интер» это взаимный, «аст» действовать) –
означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кемлибо. В отличие от
АМО ориентированы на более широкое взаимодействие студентов с преподавателем и друг
с другом, на доминировании активности студентов в процессе обучения.
Технология «Развитие критического мышления»
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты» Тренинговые технологии
Компьютерные симуляции (моделирование, имитация процессов с помощью
компьютера)
слайдов, в/ф)
Интерактивные лекции (прессконференция, бинарная лекция, с демонстрацией
Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется
она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы
обеспечить включение каждого обучающегося в активный познавательный процесс,
создавать на занятиях такие условия, которые будут обеспечивать комфортное
психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, способствовать развитию
творческого, продуктивного мышления, поведение, общение. В целом способствовать
повышению качества подготовки будущих специалистов.
Н.В. Иванова, методист ГПОУ «КМК»
Доклад по теме "Методология использования современных технологий в образовательном процессе", Иванова Н.В., методист ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Доклад по теме "Методология использования современных технологий в образовательном процессе", Иванова Н.В., методист ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Доклад по теме "Методология использования современных технологий в образовательном процессе", Иванова Н.В., методист ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Доклад по теме "Методология использования современных технологий в образовательном процессе", Иванова Н.В., методист ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Доклад по теме "Методология использования современных технологий в образовательном процессе", Иванова Н.В., методист ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.