Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Оценка 5

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Оценка 5
Семинары
docx
биология +1
Взрослым
15.01.2019
Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К числу ШФР относятся: 1. Стрессовая педагогическая тактика. 2. Интенсификация учебного процесса. 3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. 4. Нерациональная организация учебной деятельности. 5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. 6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологиии.docx
МКОУ Ташаринская СОШ  Мошковского района Доклад  на августовскую конференцию 2017г. МО учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно­ориентированного подхода к обучению» Учитель биологии ГрехневаЛ.И. Многолетние   исследования   Института   возрастной   физиологии   РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска ­ ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К числу ШФР относятся: 1 Стрессовая педагогическая тактика.  2        Интенсификация учебного процесса.  3 Несоответствие   методик   и   технологий   обучения   возрастным   и функциональным возможностям школьников.  4 Нерациональная организация учебной деятельности.  5 Функциональная   неграмотность   педагога   в   вопросах   охраны   и укрепления здоровья.  6 Отсутствие   системы   работы   по   формированию   ценности   здоровья   и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового   воспитания   и   сексуального   просвещения,   недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.). Один   из   факторов   риска,   приводящий   к   резкому   снижению работоспособности   и   выраженному   переутомлению   и   ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Исходя из сказанного, считаю, что в данных условиях жизненно необходимо обратиться к здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающая   педагогика   не   является   альтернативой   другим направлениям.   Задачи   ее   состоят   прежде   всего   в   том,   чтобы   сохранить   и укрепить здоровье сегодняшних школьников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей. Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   можно   рассматривать   и как   технологическую   основу   здоровьесберегающей   педагогики  –  одного   из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм   и   методов   организации   обучения   школьников   без   ущерба   для   их здоровья,   и   как   качественную   характеристику   любой   педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Школа,   конечно,   не   должна   брать   на   себя   медицинские   функции   и обязанности. Цель школы: создание такой среды  обучающей, воспитывающей,  развивающей,  которая способствует наиболее полному раскрытию задатков  ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению,  максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит  суть педагогической заботы о здоровье ребенка.   Направления использования ЗСТ: 1 Правильная   организация   познавательных   процессов:   оптимизация   учебной грамотное   расписание, нагрузки, активный отдых и т. д. 2 Обеспечение   оптимальных   гигиенических   условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе. 3 Индивидуализация   образовательных   технологий:   в частности, обращение к личностно­ориентированному обучению. Главный   упор   нужно   делать   на  рациональную   организацию   урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30­ 35   минут   занимает   фронтальная   работа,   то   это   приведет   к   невосприятию материала. Гигиенические критерии рациональной организации урока  (по Н. К. Смирнову): Факторы урока Гигиенически рациональный урок Плотность урока Не менее 60% и не более 80% Число видов учебной деятельности 4­7 Средняя различных деятельности     продолжительность видов учебной   Не более 10 минут Частота   чередования   различных видов деятельности Смена не позже чем через 7­10 минут Наличие эмоциональных разрядок 2­3 Место   и   длительность   применения ТСО В   соответствии   с   гигиеническими нормами Чередование позы Поза   чередуется   в   соответствии   с Физкультминутки видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Две за урок (из трех упражнений по 3­ 5 повторений). Психологический климат Преобладают положительные эмоции Момент   наступления   утомления учащихся Не ранее чем через 40 минут Кроме того, необходим персональный  подход к учащимся. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.  Я остановлюсь на том, как я на практике строю свои уроки исходя из данных критериев. Задания я дифференцирую по трем уровням:    I. базовый, нормативный, соответствует оценке “удовлетворительно”;  II. компетентный – соответствует оценке “хорошо”;  III. творческий – соответствует оценке “отлично”.  Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего   образовательный   минимум   по   биологии.   Как   правило,   это задания на воспроизведение и понимание этого материала. Задания   компетентного   уровня   направлены   на   развитие   умений   обобщать изученный материал, анализировать, применять по алгоритму. Задания   творческого   уровня   направлены   на   развитие   самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала. В образовании, как нигде, необходима постоянно  ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи   ученика   с   его   прежними   достижениями,   а   не   с   достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка   самосовершенствоваться.   Ведь   каждый   человек   по­разному   может делать  одну  и ту  же  работу.  Кому­то  легко  изложить   письменно,  кому­то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому­то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует.    На   уроках   я   использую   задания,   развивающие   у   школьников интеллектуальные и практические умения. Например: Заполнение   «пустых»   опор.   Они   помогают   ребятам   выделить   главное, правильно   расположить   учебный   материал.   Такие   опоры   могут   быть использованы   при   устном   ответе,   это   помогает   развитию   логического мышления.   Например,   при   изучении   предлагаются опоры следующего вида:  темы   «Слуховой   анализатор»   в   8   классе, Части слухового анализатора: 1. 2. 3.  Части органа слуха: 1          2          3          Самостоятельная работа с понятиями.   Она может быть организована в форме игры “Лото”, составления и   разгадывания   кроссвордов,   диктантов   по   рисунку,   устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти.  Нахождение   зашифрованного   биологического   термина   или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ.  В 5­7­ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально. Самостоятельная работа по развитию логического мышления. Например: 7 класс. Тема: “Грибы” Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни. масленок пеницилл головня мукор сыроежка шампиньон трутовик черная ножка серая плесень Учебная мастерская – это форма урока, где в организованном пространстве и времени ученик мастерит, конструирует свои знания. Главное подобрать такой   индуктор   (побудитель),   который   наведет   в   умах   учеников мотивационный  запрос, с помощью которого может включить подсознание, сферу   эмоций   ребенка.   Проблема   решается   самим   учеником,   а   учитель участвует в процессе познания в роли организатора совместного поиска. Примером   такой   работы   может   служить  конструирование  модели   цветка (Ботаника  6 класс тема: «Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения») По   заданию   учителя   моделируются   цветы   привлекательные   для   того   или иного насекомого (Показать образцы моделей). С   удовольствием   шестиклассники   выполняют   задания   по   сочинению фантастических   рассказов.   Условием   является   использование   знаний полученных   по   теме   урока.   Например,   при   изучении   Экологии   в  6   классе (тема   «Растения­   хищники»)   дается   задание  сочинить   рассказ  о несуществующих растениях.   Уроки­игры,   например  импровизированная   ролевая   игра.  Так   может проводиться проверка знаний. На уроке предлагается распределить роли и с помощью сценки рассказать о происхождении, строении и роли в организме лейкоцитов,   лимфоцитов,   фагоцитов,   антител   и   т.д.   Ребята   с   большим интересом включаются в игру, роли достаются как сильным, так и слабым учащимся.   Сильные   организуют   работу,   а   слабые   еще   раз   проговорив домашние   задание   (пусть   даже   маленький   фрагмент),   ощущают   свою успешность, что стимулирует их к дальнейшему познанию. Физиологи утверждают, что:  1 в  основе   наших   знаний   лежат   временные   связи,  возникающие   в   коре головного мозга;  2 прочность   этих   связей   в   значительной   степени   зависит   от   силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;  3 в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний;  4 однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.  Наука доказала, что в процессе закрепления связей, а стало быть, упрочения знаний, велико значение наглядных пособий, особенно — динамичных.  Большой   простор   для   формирования   эмоционального   настроя   дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка (например песня Е Мартынова «Лебединая верность» при изучении темы «Образование пар»), чтение стихов.  Все,   что   школьник   узнает,   учится   делать   в   школе,   должно   обобщаться   и систематизироваться.   Кроме   этого,   подразумевается   контроль   и   оценка. Очень важна самооценка своей деятельности учеником. Реальная самооценка –   это   стимул   к   самосовершенствованию.   Я   практикую   «Зеленую   мечту». (Ребята   на   последней   странице   в   тетради   планируют   итоговую   оценку   и отслеживают текущие. Один «+»­ оценка 3,два «+» ­ 4,три «+» ­5.Для слабых иногда допускаем накопительную систему. ) Итак,   из   опыта   своей   работы   я   могу   сделать   вывод,   что   применяя разнообразные   средства,   приемы   и   методы   активизации   деятельности учащихся,   чередуя   их   согласно   требованиям   ЗСП,   используя   знания   о природном   потенциале   ученика,   включая   в   работу   все   каналы   восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические), мы не только сохраняем здоровье наших   учеников,   но   и   способствуем   развитию   их   интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.  Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного  к  самообучению.  У  ребенка  формируются  не  только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019