Доклад по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника как средство формирования УУД в рамках ФГОС»
Оценка 5

Доклад по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Оценка 5
Документация
doc
администрации
Взрослым
16.04.2018
Доклад по теме:   «Проектно-исследовательская деятельность  младшего школьника как средство формирования УУД в рамках  ФГОС»
Текст доклада для выступления на заседании МО учителей начальных классов, педагогическом совете. Актуальность данной темы неоспорима. Проектно-исследовательская деятельность предоставляет обучающимся благоприятные условия для развития мышления, воображения, научной интуиции, способствует воспитанию социально-значимой личности. Текст доклада соответствует требованиям ФГОС. Данная статья была использована в работе обучающего семинара.
Статья Проектно-исследовательская деятельность.doc
Доклад по теме: «Проектно­исследовательская деятельность  младшего школьника как средство формирования УУД в рамках  ФГОС» В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. В числе приоритетов   образовательной   стратегии   и   модернизации   современного   образования выделено направление компетентностного подхода. Это отмечено в стратегии «Наша новая школа» и отвечает задаче образования с требованиями жизни. А происходящие социально­ экономические   и   политические   преобразования   расширяют   объективные   условия, обеспечивающие   свободное   развитие   личности,   готовность   детей   к   вхождению   в общественную   жизнь,   адаптации   и   преобразованию   современного   мира   с   учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ученика. При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших   школьников  умения  учиться,  создание  условий  способствующих   реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.  Для   реализации   основной   стратегической   линии,   которая   позволяет   добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности, в своей работе руководствуюсь словами М. Волошина – философа, писателя: «Ребенок – непризнанный гений». И вправду, каждый ребенок в чем­то талантлив и имеет способности в   какой­то   области,   необходимо   только   вовремя   рассмотреть   и   создать   условия   для развития. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение обучающихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.  Одним из эффективных средств развития творческих способностей детей считаю организацию   проектно­исследовательской   деятельности   обучающихся,   что   позволяет развить любознательность, способность видеть проблемы и противоречия, оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Ранняя исследовательская деятельность позволяет выявить и развить одарённость ребенка. Данный метод помогает ребенку осознать себя значимой   личностью,   выявить   и   раскрыть   все   его   возможности,   развить   инициативу   и самостоятельность.  Организация   проектной   деятельности   позволяет   решить   эту   задачу,   но   требует более   серьёзного   осмысления   и   соблюдение   определённых   этапов   в   деятельности   в зависимости от вида проектов. Классификация проектов, основанная на доминирующей деятельности:  исследовательский  (Проект  по   структуре   напоминает   подлинно   научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач   исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с   последующей   ее 2 проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие);  творческий(Проект  предполагает   максимально   свободный   и   нетрадиционный подход   к   оформлению   результатов.   Это   могут   быть   альманахи,   театрализации, спортивные   игры,   произведения   изобразительного   или   декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т.п.);  игровой(Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты   берут   на   себя   роли   литературных   или   исторических   персонажей, выдуманных   героев   и   т.п.   Результат   проекта   остается   открытым   до   самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт  и заключен договор? И т.д.)  информационный   (Проект  направлен   на   сбор   информации   о   каком­то   объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.);  практико­ориентированные   (Проект  нацелен   на   социальные   интересы   самих участников проекта или внешнего заказчика Продукт заранее определен и может быть   использован   в   жизни   класса,   школы,   микрорайона,   города,   государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по  восстановлению   экономики  России.   Важно  оценить   реальность  использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему). Актуальность   проектно­исследовательской   деятельности   в   начальной   школе   при формировании универсальных учебных действий (УУД) неоспорима. Вне зависимости от выбора   вида   проектной   работы   у   младших   школьников   происходит   формирование регулятивных,  познавательных,   коммуникативных  и  личностных  универсальных учебных действий. К   познавательным   УУД   относят:   поиск   и   выделение   информации,   умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывании, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. Особенно   при   групповой   работе   происходит   продуктивное   формирование коммуникативных   УУД:   умение   договариваться   и   находить   общее   решение,   строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других. Поскольку   очень   часто   проектно­исследовательская   работа   предполагает самостоятельную деятельность, то важно сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких  как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.        В конце следует упомянуть о том, что важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, то здесь фигурирует еще один   блок­   личностные   УУД:   формирование   внутренней   позиции   школьника,   развитие этических чувств.       Результативность проектно­исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности­ что является одной из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам. Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые   в   педагогической   и   методической   литературе,   опыт   отдельных   учителей 3 начальных классов помогли мне создать свою систему работы в данном направлении. При организации исследовательской деятельности младших школьников я учитываю следующие условия: 1) целенаправленность; 2) мотивированность; 3) систематичность; 4) психологический климат; 5) создание атмосферы творчества; 6) учет возрастных особенностей детей. Организацию   исследовательской   деятельности   обучающихся   провожу   по   трем направлениям: Индивидуальная работа Индивидуальные задания   отдельным учащимся Работа   с   учащимися по отдельной программе   Групповая работа Организация исследований, совместных исследовательских проектов,   целесообразнее подключить   сразу несколько детей. где Массовая работа   с Встречи интересными людьми,   экскурсии, школьные олимпиады Тематика   исследований   разнообразна.   Ребята   начинают   работать   над   темой индивидуально или в группе. Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно объединить в три основные группы (по А.И. Савенкову): 1. фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов, фантастических объектов и явлений; 2. эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; 3. теоретические   –   темы,   ориентированные   на   работу   по   изучению   и   обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Требования к выбору темы (по А.И. Савенкову): 1. Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его. 2. Тема   должна   быть   выполнима,   решение   ее   должно   принести   пользу   участникам исследования. 3. Тем   должна   быть   оригинальной,   в   ней   необходим   элемент   неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Ученическое исследование включает следующие этапы: 1. Актуализация  проблемы  (выявить  проблему и определить  направление  будущего исследования) 2. Определить сферы, направления исследования. 3. Выбор темы исследования. 4. Постановка целей и задач исследования, выработка гипотезы. 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования, изучить литературу). 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. 8. Анализ и обобщение полученных результатов. 9. Доклад – защита. 4 На   всех   этапах   работы   учитель   должен   ясно   осознавать,   что   основной   ожидаемый результат   –   развитие   творческих   способностей,   приобретение   ребенком   новых   знаний, умений и навыков. Умения и навыки, приобретенные при создании поисковой, исследовательской работы, помогают обучающимся в дальнейшем  справиться  с любым заданием:  навыки  работы с дополнительной литературой, умение ставить цели и задачи исследования, составлять план работы, выделять самое главное в потоке информации, развитие устной монологической речи, умение выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, убеждать, доказывать свою точку зрения, умение прогнозировать, общаться с другими детьми. Из   вышеизложенного   можно   сделать   вывод,   что   проектно­исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет обучающимся благоприятные условия   для   развития   мышления,   научной   интуиции,   воображения,   способствует формированию   положительной   «Я­концепции»,   создает   высокую   мотивацию познавательной   деятельности,   формирует   черты   творческой   личности.   Полученные компетенции помогают сориентироваться в дальнейшей жизни и предопределяют на выбор будущей   профессии.   Таким   образом,   организация   исследовательской   деятельности способствует воспитанию социально­активной личности. Список литературы 1. Асмолов А.Г.  Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9 5. Иванова   Н.В.   Возможности   и   специфика   применения   проектного   метода   в начальной школе.  Нач.школа. – 2004. ­ №2. 6. Матяш  Н.В., Симоненко  В.Д. Проектная деятельность  младших   школьников  М.: Вентана ­ Граф, 2002 7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.  Нар. образование. – 2000. ­ №7. 8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005 9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 5

Доклад по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Доклад по теме:   «Проектно-исследовательская деятельность  младшего школьника как средство формирования УУД в рамках  ФГОС»

Доклад по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Доклад по теме:   «Проектно-исследовательская деятельность  младшего школьника как средство формирования УУД в рамках  ФГОС»

Доклад по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Доклад по теме:   «Проектно-исследовательская деятельность  младшего школьника как средство формирования УУД в рамках  ФГОС»

Доклад по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Доклад по теме:   «Проектно-исследовательская деятельность  младшего школьника как средство формирования УУД в рамках  ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018